Проблемное обучение. Проблемный урок.
презентация к уроку (7 класс)

наумова светлана вячеславовна

Проблемное обучение. Проблемный урок.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение. Проблемный урок. Проблемное обучение сегодня - одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики .

Слайд 2

Теоретические основы проблемного обучения Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег , К.Д. Ушинский и др. ). В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи . В работе «Как мы мыслим» ( 1909 г.) Дж . Дьюи утверждает , что мышление и есть решение проблем. История развития и становления

Слайд 3

. В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются, начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения: вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия; эпизодически знакомить учащихся с методами науки; развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий . Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера . В её основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний История развития и становления

Слайд 4

Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении ( М.А. Матюшкин ). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов , А.М. Матюшкин , А.В. Брушлинский , Т.В. Кудрявцев , И.Я. Лернер , И.А. Ильницкая История развития и становления В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения И.Я. Лернер сущность проблемного обучения видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определённой системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям советской школы».

Слайд 5

Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщёнными знаниями и принципами решения проблемных задач . Итак, проблемное обучение - это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки . В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения

Слайд 6

Основные функции и признаки проблемного обучения усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Специальные функции проблемного обучения: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей .

Слайд 7

Проблема Проблема – сложный вопрос, задача, требующая решения. С.И. Ожегов

Слайд 8

Проблемная ситуация - основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление . В психологической структуре проблемной ситуации выделяются следующие три компонента : неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности; интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт. Проблемная ситуация

Слайд 9

Структура проблемного урока Проблемным называется урок , на котором преподаватель целенаправленно создаёт ситуации для поисковой деятельности обучающихся при приобретении и закреплении новых знаний и способов действий . Структурными элементами проблемного урока являются: актуализация имеющихся знаний студентов; усвоение новых знаний и способов действий; формирование умений и навыков.

Слайд 10

Внутреннюю часть структуры проблемного урока составляют: возникновение проблемной ситуации и формулировка учебной проблемы; выдвижение предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемы Структура проблемного урока

Слайд 11

Варианты решения и постановки проблемы 1 . Проблему решает педагог Педагог ставит проблему или проблемы, и сам их решает, излагая лекционный материал. При такой форме проведения занятия учащиеся внешне пассивны, но внутри каждого из них могут интенсивно протекать процессы понимания, принятия и запоминания . Этот подход может использоваться при обучении учащихся речетворчеству . Педагог ставит задачу сочинить сказку (рассказ, историю и т.п.) и сочиняет её в данный момент урока. Учащиеся на примере учителя учатся этому процессу.

Слайд 12

2. Лекция-беседа Педагог ставит перед учащимися проблемы и предлагает решать их совместно. Задавая новые вопросы, уточняя и дополняя ответы (но, не критикуя неудачные), педагог структурирует, систематизирует высказывания и подводит к общим выводам по отдельным разделам лекции. Он является как бы ведущим беседы, и классическое представление о лекторе здесь исчезает. Проведение проблемной лекции-беседы требует от педагога глубоких знаний обсуждаемой темы. Он должен уметь ставить вопросы ясно и понятно, быстро ориентироваться в высказываниях учащихся, развивать их и направлять дополнительными уточняющими вопросами на решение проблемы. Варианты решения и постановки проблемы

Слайд 13

3. Малые группы (альтернативы) Педагог излагает проблему и даёт возможность высказаться нескольким учащимся, фиксирует внимание на двух-трёх наиболее часто встречаемых подходах к проблеме. Учащимся предлагается разбиться на малые группы «приверженцев» того или иного мнения. После короткой работы в группах лидеры защищают свою точку зрения. Педагог делает анализ выступлений, развивает их и излагает дальше материал лекции. Варианты решения и постановки проблемы

Слайд 14

4. Малые группы (ваше решение проблемы) Следующий вариант лекции - с использованием малых групп: формируются малые группы по пять - семь человек. В этих группах выбираются руководители дискуссии. Каждой из групп педагог раздаёт заранее отпечатанный лист, где описаны проблемы. После короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения. Варианты решения и постановки проблемы

Слайд 15

5. Генераторы-критики Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения или расчётов. Формируются две группы. Первая группа учащихся - это генераторы. Они дают как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Всё это делается без предварительной подготовки. Никто друг друга не критикует. Принимаются все решения. Работа проводится быстро. (Группы не более семи человек). Вторая группа (критики) получает эти предложения и выбирают наиболее подходящие. Педагог так направляет работу учащихся, чтобы они могли вывести то или иное правило или закономерность, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Варианты решения и постановки проблемы

Слайд 16

Система методов проблемно-развивающего обучения 1.Монологический метод - это обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания . Основные функции : а) передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; б ) организация повторения и закрепления пройденного материала, углубление знаний; в ) совершенствование репродуктивного мышления.

Слайд 17

2.Показательный метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки и объяснения учебного материала путем постановки проблемы и показа способов ее решения или путем показа учащимся образца логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности . Функции : формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы, формирование представлений о способах творческой деятельности. Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 18

3.Диалогический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися; побуждения учащихся к участию в постановке проблем и их решении; активизации их учебной деятельности . Основные функции : раскрытие новых понятий и способов учебной деятельности с помощью репродуктивных вопросов и преднамеренно создаваемых проблемных ситуаций; активизация познавательного общения и побуждение учащихся к умственной или практической деятельности, формирование у них умений речевого общения и самостоятельной деятельности; обучение их способам коллективной мыслительной деятельности. Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 19

4.Эвристический метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения эвристической беседы с решением познавательных задач . Основные функции : самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию ; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта ; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений ; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации аффилиации , мотивации достижения. Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 20

5.Исследовательский метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации преподавателем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер . Основные функции : формирование творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали ; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 21

6.Алгоритмический метод обучения - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил организации учителем процесса усвоения новых знаний и способов действий (включая усвоение алгоритмов) путем предписаний и показа алгоритмов выполнения заданий . Основные функции : формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности . Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 22

7 . Программированный метод - это обусловленная принципами обучения система регулятивных правил структурирования учебного материала и управления самостоятельной работой учащихся по его изучению с помощью программных педагогических средств (ППС ). Основные функции : управление с помощью ППС и ТСО учебной деятельностью ; обучение навыкам самоконтроля; обучение навыкам работы с компьютером ; составление обучающих и других программ для компьютера ; развитие индивидуальных способностей. Система методов проблемно-развивающего обучения

Слайд 23

Проблемное обучение способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения ); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д .); развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). Заключение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно – ориентированного обучения

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения ...

"Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно - ориентированного обучения"

    Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умения выполнять задания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который: ставит пер...

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...