Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по технологии критического мышления «Сила упругости» 7 класс.
Тема урока «Сила упругости» 7класс.
Сила упругости. Закон Гука.
Цели урока.
Образовательные: сформировать знания по понятиям "деформация, сила упругости”, как физического явления; научить различать виды деформации, приводить примеры разных деформаций, подвести к выводу закона Гука, сформулировать закон Гука, ввести математическую запись закона Гука и выводов из неё.
Воспитательные: создать условия для развития стремления к познанию; развивать умение выслушивать товарища, усидчивость, бережного отношения, гордости за русского богатыря, патриотизма, находчивости.
Развивающие: развивать умение выделять главное, логически излагать мысли, делать выводы, анализировать, высказывать гипотезы, развивать смекалку и сообразительность.
Оборудование: штатив лабораторный, пружина, грузы, линейка, компьютер, электронное приложение «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики» 7класс».
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
Ввод в урок.
Учитель: “Мыслить человек начинает тогда,
когда у него появляется потребность
что-то понять”.
С.Л.Рубинштейн
Ребята, вспомните, пожалуйста, что мы изучали на прошлом уроке.
Ответы детей. Предполагаемый ответ: сложение сил.
Учитель: По той оценке, которую вы сами поставили себе, я могу предполагать, что вы хорошо умеете складывать силы. Давайте это проверим. Играем в «ВИХРЬ» и складываем силы. Условия заданий на столе.
ІІ. Проверка домашнего задания.
О методе «Вихрь»: на столе лежат вопросы: 5 стопочек( по несколько экземпляров одного и того же вопроса в одной стопке). Первая стопка вопрос №1, вторая №2 и т. д. Шестой стопочкой будут чистые ¼ листа школьной тетради ( количество учащихся * на 5 вопросов)
Листочки с первым заданием раздаёт сам учитель, а далее дети самопроизвольно спешат за вопросами. Ученик отвечает на 1 вопрос и несёт подписанный лист на демонстрационный стол учителя, кладёт его отдельно от других листков и берёт из стопки чистых листов 1 лист, садится на своё место, решает задачу №2, если даже не может решить её, то относит чистый подписанный лист с номером задачи и кладёт в своё стопку. Этот этап урока регламентируется – 7 минут. Если дети активно работают в классе идёт «вихрь». По истечению времени учитель «вихрь» останавливает и после уроков проверяет эти работы. Метод имеет плюсы в том, что в рамках здоровьесбережения учащиеся двигаются, опрос идёт непринуждённо, без волнительного напряжения со стороны учащихся, что им очень нравится. Процесс списывания исключается так, как время работы ограничено и нужно успеть решить все задания, причём каждый решённый вопрос относится тут же на стол. Критерии оценок: за 5 правильно решённых задания –оценка «5», за 4 – оценка «4», за 3 вопроса – «3», а кто выполнил 2 или 1 вопрос тот на следующем уроке приглашается на консультацию.
Задания по проверке домашнего задания.
- На нашей речке Чёрная Рома уловил рыбу. Это был сазан, который с неистовой силой в 5Н старался снова возвратиться в речку. Но Рома не хотел упускать такой улов и удерживал удочку с силой в 7Н. Уловил ли Рома сазана? Решите задачу графически.
- В туристическом походе Денис нёс за спиной свой рюкзак и в руках сумку Светланы, на которые действовали силы тяжести по 20Н каждый. Какую силу испытывал Денис? Решите задачу графически.
- Снежинка, не торопясь, равномерно падает на Землю. Чему равна равнодействующая сил, приложенных к ней? Почему снежинка не торопится? (Проявите смекалку, чувство юмора.)
- Задача из басни Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Объяснить с точки зрения физики результат басни. Почему возу нет ходу?
…Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка
Да Лебедь тянет в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…
- Задача «Репка» (русская сказка».
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку.
Внучка за бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку-
Тянут – потянут –
И ………
Вопрос: Вытянули ли репку, если дед тянул репку с силой в 70Н, бабка - 50Н, внучка - 40Н, Жучка - 30Н, кошка – 10Н и мышка – 1Н. А вот репка никак не хотела покидать своё родное место и упорно противодействовала с силой 200Н? Какой герой решил весь исход сказки?
III. Работа учащихся по новому материалу.
( 1 этап метода критического мышления – «вызов»)
«Самое прекрасное и глубокое из доступных нам чувств – это ощущение тайны, ибо в нем источник истинной науки».
Ребята, я хочу рассказать вам одну небылицу. Слушайте:
Как-то раз в дремучем лесу на берегу реки задумали хитроумный русский
богатырь Алёша Попович и благородный английский разбойник Робин Гуд
силами помериться. Робин Гуд поднял 3 огромных валуна, но не справился с
четырьмя такими же. Алёша Попович те же 3 валуна поднял, но четыре и ему не
покорились.
«Как же теперь быть? Кто же из нас сильнее?» - думали богатырь и разбойник.
На плече у Робин Гуда висел лук и была у него одна стрела последняя?
В меткости не было смысла им соревноваться, так как была одна всего стрела.
Алёша Попович посмотрел на Робин Гуда и промолвил: “Добру молодцу, что камни поднимать, что лук растягивать – одни и те же руки надобны”. И решили они помериться, кто сильнее лук растянет.
Скажите, пожалуйста, что же это за сила, которой решили помериться Алёша Попович и
Ответы учащихся. Ответы фиксирует каждый учащийся в таблицу.
Что я знал | Что я узнал | Что я хочу узнать |
В процессе реализации стадии «вызова» важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать выработке новых идей.
IV. Работа учащихся по новому материалу.
(2 этап - "Осмысление").
На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Учитель: приведите примеры, где проявляется такая же сила.
Учащиеся: при натягивании тетивы лука, растягивании резинки, у пружины.
Учитель: Что происходит с тетивой, резинкой и пружиной, когда появляется эта сила?
Учащиеся: растягиваются, сжимаются, сгибаются и т.д.
Учитель: Что же происходит с телом, которое растягивается, сжимается, сгибается?
Учащиеся: тело меняет свою форму, меняет свой объём.
Учитель: ребята, это называется деформацией тела, а сила, которая при этом возникает, называется силой упругости. Сейчас мы постараемся как можно больше о ней узнать.
Смотрим на экран. Фрагмент из электронного приложения «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики» 7класс».
Тема 03 Взаимодействие тел. Механическое движение. Урок 08 п.2 Виды деформации твёрдого тела.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( выполняется под лёгкую музыку).
Мы есть физическое тело и как любое другое тело мы можем претерпевать следующие деформации или иначе показать комплекс упражнений, при которых происходят следующие деформации позвоночника.
( Счёт: 1-2-3 по 3 раза на каждый вид)
- Изгиб.
- Кручение.
- Растяжение.
- Сжатие.
- Сдвиг.
Спасибо. Вы здорово продемонстрировали все деформации.
Сейчас мы постараемся как можно больше узнать о силе упругости.
Для этого группы получают задания.
Выполнив эти задания, ребята, вы должны будите дать характеристику этой силы.
Вопрос, касающийся силы упругости очень тщательно изучал соотечественник нашего героя Робин Гуда – английский естествоиспытатель Роберт Гук более 300 лет назад. Давайте и мы попробуем установить, от чего зависит сила упругости?
Группа №1. Задание: прочитать §24, пункт 2 и 3 на стр. 73 -74.
Группа№2. Выполнить экспериментальное задание.
Подвесим к пружине (специально выбирается пружина жёсткостью 100 Н/м) груз создающий силу 1 Н. Что произошло с пружиной? Обозначим удлинение х и занесём измерения в таблицу. (Таблица заготовлена на доске)
F | x |
1 H | |
2 H | |
3 H |
2. Увеличим силу в 2 раза – 2 груза. Каково теперь изменение длины? Что произошло?
3. Увеличим силу в 3 раза. Какое теперь удлинение? Что можно о нём сказать?
Что за зависимость, при которой одна величина увеличивается в несколько раз и другая, зависящая от неё, также увеличивается во столько же раз?
Какова зависимость между силой упругости и удлинением пружины?
Учитель: время мы своё исчерпали и перейдём сейчас к характеристике этой силы.
Один учащийся пишет на доске высказывания учащихся и остальные учащиеся пишут в тетрадях.
Что могут обнаружить группы?
Предполагаемые высказывания учащихся:
Общее: Сила упругости возникает при деформации. Сила упругости направлена в сторону, противоположную смещению частиц.
А) Сила упругости прямо пропорциональна смещению частиц тела при деформации и направлена в сторону противоположную смещению частиц.
Сила упругости стремится вернуть тело в исходное положение.
Сила упругости направлена вдоль оси пружины.
Б) Сила упругости, возникающая в теле, выпрямляет ее.
Сила упругости возникает внутри деформированного тела.
Сила упругости возникает у взаимодействующих тел.
В) Сила упругости возникает сразу у двух взаимодействующих тел.
Сила упругости прямо пропорциональна смещению и направлена в сторону противоположную ему.
Сила упругости, возникающая в пружине, зависит от рода вещества, из которого изготовлена пружина, следовательно, существует некая математическая зависимость силы упругости от рода вещества.
Г) Сила упругости возникает при растяжении и сжатии, причем одна часть тела смещается относительно другой в противоположную сторону.
Направлена сила упругости всегда в сторону, противоположную смещению.
Числовое значение силы упругости зависит от того насколько сильно растянуто тело.
Д) Сила упругости, возникающая в подвесе, уравновешивает силу тяжести.
Сила упругости возникает при изменении формы или объема тела.
Учитель: математически эту зависимость можно записать так: F = kx, где k – коэффициент жёсткости пружины, зависящий от формы, размеров и материала, x – изменение длины – удлинение.
Именно эту зависимость в 1660 г. установил Р.Гук и сформулировал своё открытие так: “Каково удлинение, такова и сила”. Поэтому формулировку – сила упругости, возникающая при растяжении или сжатии пропорциональна его удлинению – называют законом Гука.
- В эту формулу входят три величины и из неё можно выразить k и x. Выразите, что у вас получилось? Учитель выписывает формулы на доску, а ученики в тетрадь.
Для каждой ситуации
В упругой деформации
Закон везде один:
Все силы, как и водится,
В пропорции находятся
К увеличенью длин.
А если при решении
У длин есть уменьшение,
Закон и тут закон:
Пропорции упрямые
Прямые (те же самые),
Но знак у них сменен.
Ну что это за мука:
Закон запомнить Гука!
Но мы пойдем на риск.
Напишем слева силу,
А справа, чтобы было
Знак "минус", "k" и "x".
Закрепление.
- Давайте мы вернёмся к нашим героям. Теперь мы можем сказать: “Кто хоть раз стрелял из лука, тот знаком с законом Гука”.
- Какой же силой они решили мериться?
- Когда она возникает?
- Кто же сильнее, если Робин Гуд наложил на лук стрелу калёную, натянул тетиву – острие стрелы на 15 см попятилось. Взялся за тот же лек Алёша Попович – попятилось острие стрелы на 20 см. И почему?
Задача 1. Ученик вызывается к доске и оформляет задачу.
Давайте вычислим какой силой обладал Робин Гуд, если коэффициент жесткости тетивы 10 000 Н/м.
Задача 2. А теперь сами вычислите, какой силой обладал Алёша Попович. Проверьте своё решение с решением соседа.
Расчёты подтвердили, что сильнее Алёша Попович?
Задача 3. Давайте рассчитаем коэффициент жесткости пружины из нашего эксперимента. Данные возьмем из таблицы.
Задача 4. А теперь выясните, на какую длину растянет эту пружину Алёша Попович. Силу его мы знаем.
V. Рефлексия.
(3 этап - "Рефлексия" (размышление).
Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. Учащийся соотносит «новую» и «старую» информацию. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Кроме того, могут быть осуществлены: а) возврат к стадии вызова; б) возврат к ключевым словам; в) возврат к перевернутым логическим цепочкам; г) возврат к кластерам.
На данном уроке предлагаю провести следующую рефлексию.
Всё пригодится!!!
РИСУЕМ ЧЕМОДАН (СХЕМАТИЧНО)
Переработаю информацию.
Рисуем мясорубку схематично.
Выброшу в корзинку.
Рисуем корзину схематично.
Домашнее задание:
1.§ 24 стр.73
2.Придумать рассказ или сказку, написанных в разном стиле: былинном, фэнтези, стиль «боевик» и т.д.
3.По желанию решить задачу.
Вороне, масса которой 1 кг, Бог послал кусочек вкусного сыра. Ворона сидит на ветке. Ветка дерева под тяжестью вороны и сыра согнулась. Сила упругости , с которой согнувшаяся ветка действует снизу на ворону с сыром, равна 10,8 Н. Сможет ли лиса, облизывающаяся внизу и владеющая знаниями по физике и математике, вычислить массу божественно вкусного сыра? И если да, то какова масса сыра?
Конфуций писал «Три пути ведут к знанию: путь – размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий, и путь опыта - это путь самый горький».
Дополнительная информация.
В связи с изучением закона Гука интересен такой случай во время Великой Отечественной Войны. При отражении одной из контратак был подбит немецкий бронетранспортёр и наши бойцы нашли в нём 60 резиновых жгутов. Принесли их в командный пункт и сообразили сделать из них такое оружие. Вырезали из берёзовых прутьев рогатки, только в них заправляли не камни, а гранату – лимонку, которая летела примерно на 150 м. (Хороший гранатомётчик – 45 м). Было изготовлено 52 рогатки. Во время наступления гитлеровцев на них полетели 52 гранаты. Фашисты переполошились, а наши солдаты пошли в контратаку и отбросили противника. Этот пример говорит о том, что в жесткой борьбе с врагами нужны были наряду с храбростью знания, умелое и своевременное их использование, проявление находчивости и изобретательности.
Заключение
Результаты экспериментальной работы показывают, что использование технологии критического мышления эффективно при обучении физике: оно развивает умение мыслить логично, сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Приобретение знаний превращается в стартовую, но не в конечную стадию мыслительного процесса. Используя разнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, учитель превращает класс в лабораторию демократического диалога, что важно для каждого ученика. Важно отметить, что стратегия и приемы критического мышления предлагают эффективный способ интеграции знаний и методов различных предметных областей
Критическое мышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени обучения. Повышается успеваемость, уровень усвоения и качество знаний, а самое главное - повышается мотивация школьников к учению. На мой взгляд, это важная проблема современного образования, которая с успехом может быть разрешена.
Использование технологии критического мышления способствует повышению уровня компетенции учащихся, в работе с высокомотивированными старшеклассниками.
Литература
Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза [Текст] / А.В. Федоров. - М., 2007.
Гамзина О. В. Развитие критического мышления на [Электронный ресурс] / О. В. Гамзина - Режим доступа: http://festival.1september.ru 22.12.2010. – Загл. с экрана.
О разработке урока.
Данный урок построен по технологии критическое мышления, которая предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:
- Вызов – на данной стадии происходит активизация обучаемого.
- Осмысление – учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями, предлагает свои варианты возможных событий.
- Рефлексия - это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение, через устную речь и письменную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в технологии критического мышления на тему: «Климат Австралии»
О климате Австралии...
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...
Урок по технологии критического мышления, 7 класс
Комплекс уроков "Антарктида" создан по технологии критического мышления. Даная работа расчината на 4 часа, так как тема изучается полностью....
Урок "Вода в подземных кладовых", урок по технологии критического мышления.
Урок "Вода в подземных кладовых" (внутренние воды) в курсе 6-ого класса с использованием УМК издательства "Вентана-Граф", учебник А. А. Летягина разработан по технологии критического...
Конспект урока по технологии критического мышления в 8 классе по теме «Приложение»
Урок дает учащимся понятие о приложении как особом виде определения, знакомит со способами выражения приложений, формирует правописные умения, монологическую и диалогическую речь, способствует ...
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)
Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...
Разработка урока по теме "Ветер" с применением технологии критического мышления. География. 6 класс
Урок спланирован в технологии критического мышления,,где в структуре урока выделяются три стадии. Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия по данной теме....