Личностно-ориентированные технологии обучения. Метод проектов
методическая разработка по теме
В данном материале представлены основные требования к использованию метода проектов, их типология и структурирование, параметры внешней оценки проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое метод проектов? В основе метода проектов лежит: развитие познавательных навыков учащихся, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания из разных областей, развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, направленность на реальный, практический результат.
Что такое метод проектов? Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени .
Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира, влияние кислотных дождей на окружающую среду и т.п.)
Основные требования к использованию метода проектов: Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха, план мероприятий и т.п.)
Основные требования к использованию метода проектов: Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) . Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Основные требования к использованию метода проектов: Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»); выдвижение гипотезы их решения;
Основные требования к использованию метода проектов: обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.); обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов, просмотров видеоклипов, постановок и пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Выбор тематики проектов Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Типология проектов Их структурирование
Причины распространения метода проектов в системе образования необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.) актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения Новые ФГОСы
Типологические признаки Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная ( практико-ориентированная ), ознакомительно-ориентировочная ( информационная ) и пр. Предметно-содержательная область : монопроект ( в рамках одной области знания ); межпредметный проект .
Типологические признаки Характер координации проекта : непосредственный ( жесткий, гибкий ), скрытый ( неявный, имитирующий участника проекта ). Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта: личностные, парные , групповые. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Структурирование проектов 1 . Выбор темы проекта, его типа, количества участников. 2. Постановка проблемы (с последующим коллективным обсуждением). 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Структурирование проектов 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Структурирование проектов 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или в групповой работе в библиотеке, медиатеке и пр.)
Структурирование проектов 6. Защита проектов. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, объявление результатов внешней оценки, формулировка выводов.
Творческое задание Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Обязательно определите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, укажите учебный материал по предметам, которые предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта будут оформлены и какую практическую / теоретическую значимость этот проект имеет и в какой области. Отдельно следует отметить, какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите. Успеха вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории....
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...
Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...
Методическая разработка проекта (современные технологии обучения: метод проектов)
Методическая разработка...