Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
проект по биологии на тему

Мухамедханова Кристина Петровна

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».

В новых социально-экономических условиях всѐ более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе Стандарта лежит личностно-ориентированный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, способствующий формированию универсальных учебных действий.

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.  В связи с этим  актуальным становится создание системы работы на основе личностно-ориентированного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.

(примечание: знаками ???? представлена информация, которую не следует разглашать)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedproekt_moy2.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Верхний Уфалей

Педагогический проект на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Проект выполнила: Мухамедханова К.П.,

учитель биологии

Верхний Уфалей

2015 г.


Содержание:

Введение………………………………………………………………………… ……………..3

Глава 1. Теоретические основы применения системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Сущность системно-деятельностного подхода……………………………………….5

Психолого-педагогические условия, соблюдение которых необходимо при работе в рамках системно-деятельностного подхода…………………………………………...6

Глава 2. Практическая работа по реализации проекта

I этап: первичная ( стартовая) диагностика………………………………………………….9 II этап: основной (формирующий )………………………………………………………...12 III этап: итоговый этап ………………………………………………………………………15

Выводы по проекту…………………………………………………………………………...20

Литература……………………………………………………………………………………..21

Приложения


«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проекта. В новых социально-экономических условиях всѐ более возрастает значение образования в формировании личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, способных реализовать такие концепции.

В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, который предъявляет новые требования к деятельности учителя. В основе Стандарта лежит личностно-ориентированный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, способствующий формированию универсальных учебных действий.

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.  В связи с этим  актуальным становится создание системы работы на основе личностно-ориентированного подхода. Именно это и послужило основой для работы над данным проектом.

Актуальность создания проекта подтверждается на практике начального обучения следующими противоречиями:

Ориентация педагога на конечный знаниевый результат

Сформированность компонентов учебной деятельности – одна из составляющих успешности обучения в школе


Необходимость общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся

Недооценка еѐ в практике начального образования


Названные противоречия обуславливают постановку гипотезы проекта: применение личностно-ориентированного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания младших школьников.

Объект исследования: здоровьесберегающие технологии как способ реализацииличностно-ориентированного подхода в обучении.

Предмет исследования: процесс  организации урочной деятельности с учетом здоровьесберегающих технологий в личностно-ориентированном подходе на уроке.

Целью данного проекта является разработка в рамках личностно-ориентированного подхода приѐмов, методов, форм, способов, организации учебно-познавательной деятельности на уроке, обеспечивающей эффективное формирование способностей к саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию учащихся среднего звена с учетом здоровьесберегающих технологий. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта;
  • изучить здоровьесберегающие приемы и научитсья из применять в практической деятельности;
  • отобрать активные формы, методы, приемы организации учебно-воспитательного процесса;
  • разработать  методические рекомендации по организации урока в рамках личностно-ориентированного  подхода.

В проекте использовались следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, педагогического опыта по исследуемой проблеме;
  • эмпирические: наблюдение,  количественная и качественная обработка статистических данных.

Предполагаемый результат проекта: повышение уровня саморазвития, самопознания, самовоспитания учащихся.

Конечный продукт проекта: методические рекомендации по организации урока в рамках личностно-ориентированного подхода.

Срок реализации проекта: 1 год

Календарный план реализации проекта: 1.09.2014-31.05.2015


Глава 1.Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий как реализации личностно-ориентированного подхода  в учебно-воспитательном процессе.

1.1 Сущность здоровьесберегающих технологий

для реализации личностно-ориентированного подхода.

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее ухудшение здоровья детей; с одной стороны – возросший поток информации, современные компьютерные технологии, с другой – нежелание учиться, низкая успеваемость. Как привести в соответствие поставленные задачи с объективной реальностью? Мы – учителя современной школы - призваны искать ответы на эти вопросы, нам с вами это противоречие разрешать.

Теория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.

Одним из основополагающих в личностно-ориентированном обучении является принцип “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя, разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Ш.А.Амонашвили писал: “Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией”.

Основные показатели личностно-ориентированного подхода к обучению мы видим на слайде.

Учение в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, характеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного школьного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. Автор “Словесно-логического метода обучения” Гончарук Анатолий Иосифович заметил: “учительское несовершенство губительно влияет на учащихся через необратимый фактор времени”.

Обратим внимание на то, что здоровье современных школьников оставляет желать лучшего. С чем это связано? Нет сомнения в том, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные и экологические проблемы. Никто не отрицает при этом генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы (школьные факторы риска - ШФР), которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

  • Стрессовая педагогическая тактика.
  • Интенсификация учебного процесса.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • Нерациональная организация учебной деятельности.
  • Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  • Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Один из факторов риска, приводящий к резкому снижению работоспособности и выраженному переутомлению и ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Причем интенсификация идет различными путями.

Первый - наиболее явный (открытый) - увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т. п.).

Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала.

Высокая интенсивность учебы не позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (а их не по одному в каждом классе).

Исходя из сказанного, считаю, что в данных условиях жизненно необходимо обратиться к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой другим направлениям. Задачи ее состоят, прежде всего, в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье сегодняшних школьников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Школа, конечно, не должна брать на себя медицинские функции и обязанности.

Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В этой связи целесообразно определить с помощью психолога природный интеллектуальный потенциал ученика. Это означает, что каждый ребенок – индивидуальность, личность, сочетающая в себе определенные характеристики, которые помогают ему в его образовательном процессе. Ведь сюда входит и воспитание, и развитие и обучение. Считаю, что учителю важно знать, кто перед ним на уроке:

  • сенсорик или интуатив;
  • экстраверт или интроверт;
  • левополушарный или правополушарный тип;
  • сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;
  • каков уровень его познавательной потребности (УПП);
  • какая степень мотивации к обучению вашему предмету.

Это сделать несложно с помощью тестов. Об этом подробнее я расскажу дальше. Поверьте, ребенок сам хочет знать про себя все. А вот когда у учителя будут такая информация о каждом его ученике, тогда он сможет подобрать, спланировать для него индивидуальный стиль образовательной деятельности.

Направления использования здоровьесберегающих технологий:

  • Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д. (На своих уроках в этом году я стараюсь чередовать виды деятельности, проводить физкульт-минутки и др.)
  • Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе. (В паспорте кабинета предусмотрены мероприятия по улучшению микроклимата – затемнение кабинета, установка кранов на батареи, аквариума с рыбками…)
  • Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно-ориентированному обучению (об этом подробно – ниже)

На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к невосприятию материала.

Гигиенические критерии рациональной организации урока     (по Н. К. Смирнову):

Факторы урока

Гигиенически рациональный урок

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

Число видов учебной деятельности

4-7

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже чем через 7-10 минут

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Физкультминутки

Одна за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений).

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее чем через 40 минут

Кроме того Н.К. Смирнов отмечает необходимость использования ведущих каналов восприятия информации (аудиовизуальный, кинестетический и др.), а так же необходимость персонолизированного подхода к учащимся.

Все это снимает проблемы переутомления, отсутствие интереса к изучаемой теме, дети активны до конца урока, им нравится узнавать все больше нового.

Я остановлюсь на том, как я на практике строю свои уроки исходя из данных критериев.

Урок остается основной формой образовательного процесса в школе. Но  урок, на котором не было мыслительной деятельности учащихся, теряет всякий смысл. Очень важно определить место, цели (образовательные, воспитательные, развивающие) для каждого урока в отдельном классе, для отдельного ученика или группы детей. Определить его практическую направленность. Структура урока должна отвечать содержанию учебного материала, реализации намеченных целей. Необходима дифференциация для данного класса. Поэтому поурочный план должен быть разным для разных классов, даже параллельных. Должны быть приемлемые именно в этом классе, приемы, методы, формы представления учебной информации. Тщательно продумать формы контроля, оценки ЗУНОв, способные продвинуть обучающихся  на анализ деятельности, использование знаний в новых условиях.

Задания я дифференцирую по трем уровням:

I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;

II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;

III. творческий – соответствует оценке “отлично”.

Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.

Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.

Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует.

Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне.

Урок в 7 классе «Внешнее строение рыб в связи с водным образом жизни».

Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – помощник командира. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени.

1группа.

1.Из каких отделов состоит тело рыбы? Подпишите рисунок.

2.Как обозначены границы между частями тела?

3.Есть ли резкие переходы между частями тела?

4.Какова форма тела рыб?

5.Какое значение имеет такая форма тела?

2группа.

С помощью, каких органов передвигается рыба?

Как называются плавники?

Какую функцию выполняет каждый вид плавников?

Какие плавники парные, какие непарные?

раскрасьте красным цветом парные, а синем непарные плавники.

3группа.

Чем покрыто тело рыбы?

Каково значение покровов тела?

Как располагается чешуя на теле рыбы?

Что можно узнать по чешуе?

Где образуется слизь?

4группа.

Какова окраска рыб?

Приведите примеры окраски рыб разных мест обитания?

От чего она зависит?

Может ли меняться окраска?

Покажите иллюстрации классу демонстрирующие разнообразные окраски?

5группа.

При помощи, каких органов чувств рыбы ориентируются в водном пространстве?

Какую роль выполняет каждый из органов чувств?

Где располагаются и какого их строение?

Почему рыба даже в мутной воде не натыкается на препятствия?

Подпиши рисунок, пользуясь, рис.170 учебника.

После подготовки ответов на вопросы, работы с иллюстрациями, рисунками проводится беседа. Штурман зачитывает вопросы, а пилоты отвечают на них. Для проверки усвоения материала командир задает контрольный вопрос другим командам.

Подведение итогов (рефлЕксия):

Каждая команда обсуждает, что узнали нового, командиры заполняют путевые листы, учитель называет оценки за урок.

Преимущество этого вида работы в том, что к обсуждению привлекаются даже слабые ученики, им дается посильное задание и складывается ситуация успеха, что благотворно влияет на самооценку.

Для эффективного обучения в моем арсенале имеются дифференцированные задания, повышающие эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости. Например:

         Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для “слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.

Задания для таких работ подбираются адресно (с учетом индивидуальных наклонностей и способностей детей) или предлагается свободный выбор. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения. Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.

На уроках я использую задания, развивающие у школьников интеллектуальные и практические умения. Например:

  • Заполнение «пустых» опор. Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления.

При изучении темы «Внешнее строение растений» в 6 классе, предлагаются опоры следующего вида:

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

В (вегетативные)                                                                        Г (генеративные)

-К (корень)        - П (побег)

                     - С (стебель)                - Л (лист)                            -Ц (цветок)         - П (плод)

После заполнения опоры организуется обсуждение в группах, закрепляя еще раз изученное, и проводится промежуточная диагностика понимания материала в форме фронтального экспресс-опроса или тестирования с обязательной коррекцией знаний (особенно для слабоусваивающих ребят).

Самостоятельная работа с понятиями.

         Она может быть организована в форме игры “Лото”, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.

Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ.

В 5-7-х классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.

Самостоятельная работа по развитию логического мышления. Например:

5 класс. Тема: “Грибы”

Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни.

масленок

пенициллин

головня

мукор

сыроежка

шампиньон

трутовик

черная ножка

серая плесень

Примечание: задание выдается после просмотра небольшого видеофильма о грибах

Учебная мастерская – это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой индуктор (побудитель), который наведет в умах учеников мотивационный запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу эмоций ребенка. Проблема решается самим учеником, а учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска.

Ход мастерской может быть следующим:

  • сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;
  • групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;
  • групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;
  • социоконструкция – конструирование групповой модели;
  • межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;
  • самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);
  • афиширование работ (на стенде, доске и др.);
  • рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).

Примером такой работы может служить конструирование модели цветка (Ботаника  6 класс тема: «Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения») По заданию учителя моделируются цветы привлекательные для того или иного насекомого (Показать образцы моделей).

Подобную работу я проводила с учениками при изучении экологии животных в 5 классе (тема: «Животные разных природных зон», «Редкие и исчезающие виды животных»). Примерами ученических творческих работ служат проекты, выполненные учениками 5-7 классов (показать образцы работ).

С удовольствием шестиклассники выполняют задания по сочинению фантастических рассказов. Условием является использование знаний, полученных по теме урока. Например, при изучении Экологии в 6 классе (тема «Растения- хищники») дается задание сочинить рассказ о несуществующих растениях.

Или при изучении зоологии в 7 классе (тема «Отряд Двукрылые) дается индивидуальное задание на дом – закончить фантастический рассказ: “В 2015 году в одно из обширных болот упал метеорит и занес туда неизвестный науке вирус. В условиях Земли вирус адаптировался и стал поражать личинки насекомых, но не всех, а только отряда двукрылых. Через месяц на территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались жители! Но …….”.

Уроки-игры, например импровизированная ролевая игра. Так может проводиться проверка знаний. На уроке предлагается распределить роли и с помощью сценки рассказать о симбиозе гриба и водоросли в уникальном живом организме - лишайнике и т.д. Ребята с большим интересом включаются в игру, роли достаются как сильным, так и слабым учащимся. Сильные организуют работу, а слабые еще раз проговорив домашние задание (пусть даже маленький фрагмент), ощущают свою успешность, что стимулирует их к дальнейшему познанию. К подобным урокам я подбираю реквизит – картинки, «короны» с именами героев и др., а для затрудняющихся импровизировать – примерные распечатанные реплики, которые требуется с ходу пересказать.

         Примитивный труд формирует и примитивную личность. Необходимо постоянно освобождать память учащихся, чтобы задействовать их мышление. Не следует загромождать память тем, что есть в справочниках. Очевидно, что, если мы хотим воспитать школьников творческими, думающими, ищущими – необходимо научить их творческой деятельности.

Для этого я использую на уроках творческие задачи, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся и накапливают опыт поиска способов решения проблемы. При этом оказывается, что часть знаний усваивается не в ходе пассивного восприятия их в готовом виде (из уст учителя), а как продукт самостоятельного творческого поиска, сопровождающего процесс «штурмования» проблемы.

Примеры творческих задач:

Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»:

Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло?

Зоология 7 класс тема «Внутреннее строение рыб»:

Вам известен факт, что если водолаз слишком быстро всплывает на поверхность, кровь его «закипает» от перенасыщения газом и наступает летальный исход, но с рыбами такое никогда не случается. Почему?

Все, что школьник узнает, учится делать в школе, должно обобщаться и систематизироваться. Кроме этого, подразумевается контроль и оценка. Очень важна самооценка своей деятельности учеником. Реальная самооценка – это стимул к самосовершенствованию.

На уроках я формирую у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки. Особенно уместно это при работе в парах и группах.

На последнем этапе урока учащиеся приобретают эти навыки, заполняя ведомость:

Фамилия, имя.

Оценка в паре

Оценка в группе

Самооценка

Итоговая оценка

Воспитание и обучение ребенка основывается на эмоциональной почве. Учителю нужно понять, что в детстве человек должен пройти эмоциональную школу. Эмоциональная культура не дается от природы. Она воспитывается. Дети приобретают основы этой культуры одновременно с познанием научных истин. Как правило, поиск ответов на проблемные вопросы и решение творческих задач вызывает у учащихся ярко выраженный познавательный  интерес и разнообразные положительные эмоции. Поэтому не случайно одним из компонентов биологического образования является опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, человеку и процессу изучения биологии.

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. (Пабло Пикасо)

Б        ольшой простор для формирования эмоционального настроя дает предмет – экология. Применение фрагментов видеофильмов на уроках, красивая музыка (например песня Е Мартынова «Лебединая верность» при изучении темы «Образование пар»), чтение стихов

Как совершенство неба и земли

Весенние танцуют журавли,

Блистательный балет среди болот,

Гармонии и грации полет.

Тот, кто увидеть это чудо смог,

Уже не просто человек, а бог,

Случайно в руки получивший нить

Умения гармонию хранить.

Все эти приемы  позволяют не только изучить биологию вопроса, но и получить колоссальный эмоциональный настрой.

Еще один из аспектов здоровьесьерегающих технологий – это применение видеоматериалов, которые способствуют переключению каналов восприятия информации.

Физиологи утверждают, что:

в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;

прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;

в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;

однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.

Наука доказала, что в процессе закрепления связей, а стало быть, упрочения знаний, велико значение наглядных пособий, особенно — динамичных.

Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии:

  • Сообщение учащимся новых знаний по изучаемому вопросу для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя;
  • Обобщение изученного по теме или разделу;
  • Комплексный подход к изучаемым объектам природы, включающий элементы различных наук: морфологии, физиологии, систематики, палеонтологии, экологии и других;
  • Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Например, развитие насекомых с полным и неполным превращением, наблюдение в течение небольшого промежутка времени медленно протекающих процессов: роста и развития организмов, движения растений к свету, а также процессов, которые протекают слишком быстро для восприятия человека;
  • Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента; совершить телеэкскурсию на производство, в научную лабораторию, музей, отсутствующих в данном городе;
  • Показ прикладного, практического значения изучаемого явления, процесса, путей применения знаний в жизни и народном хозяйстве;
  • Ознакомление с современными открытиями и достижениями в различных областях биологической науки и медицины;
  • Обогащение учащихся конкретными знаниями той среды, в которой совершаются жизненные процессы изучаемых организмов, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке, что обеспечивает экологическое просвещение учащихся;
  • Знакомство школьников с многообразием органического мира, в том числе тех районов и областей, где они никогда не бывали;
  • Повышение познавательной активности школьников, качества усвоения программного материала: знания более прочные, глубокие и осмысленные;
  • Знакомство с содержанием, выходящим за рамки школьного учебника.

Чтобы не допустить пассивного слушания и просмотра видеофильма, важно следовать испытанному педагогическому принципу: “учить – значит делать”. Ученики должны не просто смотреть фильм, а принимать в нём активное участие: спорить, размышлять, оценивать. Перед просмотром научного видеофильма я обязательно ставлю проблемный вопрос, ответ на который учащимися должен быть сформулирован и схематично зафиксирован в тетради в ходе просмотра.

Кроме того:

1. При использовании видеофильма в качестве основного источника новых знаний по теме урока, можно написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра и которые должны предусматривать главным образом осмысление учащимися наиболее существенных фактов и выявление связей между ними.

2. Учителем может быть дан план предлагаемого для просмотра фильма. Но полезно активизировать работу с планом, например, его лучше записывать на левой стороне доски или в тетради. В ходе просмотра (во время пауз) или после него учащиеся делают записи по содержанию фильма на правой (свободной) стороне листа, отмечают отдельные факты, детали, иллюстрирующие или доказывающие положения плана, составляют, заполняют схемы.

3. Это могут быть проблемные задачи, поставленные учителем перед просмотром фильма, ответ на которые можно проверить в конце урока или на следующем занятии, в зависимости от степени подготовленности класса и сложности самого задания.

На уроках с использованием видеофильмов учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Восприятие фильма – сложный процесс, требующий одновременного напряжения и слуховых, и зрительных анализаторов. Если эти анализаторы работают одновременно над одной задачей, эффект обеспечен.

Примеры использования видеофильмов на уроках биологии в 7 классе:

Тема урока “Простейшие. Амеба протей.”

Перед просмотром видеофрагмента мы восстанавливаем с учащимися алгоритм изучения строения животных в связи со средой обитания: форма, окраска тела, органы передвижения; органы чувств. Даётся задание обратить внимание на указанные признаки при просмотре фильма, а также сразу после просмотра зафиксировать возникшие вопросы. После фильма учащиеся, припоминая увиденное на экране, заполняют таблицу: “Особенности внешнего строения простейших”

Форма тела и его окраска.

Органы передвижения

Органы чувств

 

 

 

Далее даётся задание прочитать соответствующий теме параграф в учебнике и дополнить таблицу. После этого возвращаемся к вопросам, возникшим у ребят при просмотре фильма, и, как правило, после проделанной работы учащиеся сами дают ответы на большинство вопросов.

Использованный приём позволяет комплексно решить образовательные задачи: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения простейших в связи со средой обитания через наблюдение за ними в их естественной обстановке. Важно, что дети видели живой организм, как он двигается и осуществляет жизнедеятельность, что мало вероятно при использовании микроскопа, но очень важно для понимания механизмов работы животной клетки. В ходе работы учащиеся анализировали, классифицировали, сравнивали, то есть вели активную мыслительную деятельность с учебным материалом урока. Кадры о жизни простейших вызвали повышенный интерес у детей и даже у некоторых удивление и восхищение, это позволило затронуть их эмоциональную сферу.

Т. о. применение видеофильмов на уроках не противоречит задачам интенсификации обучения и соответствует требованиям здоровьесберегающих технологий.

Итак, из опыта своей работы я могу сделать вывод, что применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям здоровьесберегающих технологий, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.

1.2 Психолого-педагогические условия, соблюдение которых необходимо при работе в рамках личностно-ориентированного подхода.

На основе анализа литературы по проблеме проекта мною были выделены следующие условия:

1.Особое внимание уделять развитию учебно-познавательных мотивов.

Как объясняют психологи, в соответствии с личностно-ориентированным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Выдающийся педагог-психолог А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, пред-ставляемый и осознаваемый человеком. Мотив –  побуждение к достижению цели.

Какие же способы мотивации деятельности детей можно применять для развития учебно-познавательных мотивов? Я сделала выборку наиболее часто применяемых способов и методов мотивации учащихся. Это:

  • вопросы, суждения, ошибки персонажей, введенных в учебник;

  • задания, для выполнения которых недостаѐт знаний;

  • заголовки-вопросы;

  • прием «Ситуация неожиданность»;

  • приѐм «Отсроченная отгадка»;

  • приѐм «Прогнозирование»;

  • прием «Актуальность»;

  • приѐм «Яркое пятно»;

  • проблемная ситуация.

2. Выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации личностно-ориентированного подхода хорошо раскрывает доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для еѐ приобретения. По-

этому уроки целесообразно моделировать в исследовательской технологии. Изучение опыта наставника показало, что прежде, чем ввести детей в собственную исследовательскую деятельность, необходимо познакомить их с методикой исследования. Для этого рекомендуется провести тренировочное занятие и познакомить учащихся с общей схемой (тема, план исследования, сбор информации, обобщение полученных данных, доклад) и методами исследовательской деятельности.

3.Третье условие личностно-ориентированного подхода к обучению связано с выявлением и освоением учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять при-обретѐнные знания.

Этап воспроизведения (проговаривания) знаний имеет двоякий смысл:

углубляет понимание полученных знаний и обеспечивает развитие речи учащихся.

Выполняя задание, ученик  по-своему самостоятельно выражает понятое на уроке знание, полученный продукт представляет классу.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах. Ведь самостоятельно добытые знания более прочные.

Потому  воспроизведение знаний должно носить творческий характер.

Так, например, на уроках биологии в 5-х классах я предлагаю выполнить следующие творческие задания:

Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите воду!»

Написать памятку «Как вести себя у водоема», «Как вести себя в лесу».

«Если бы ты был президентом, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял бы в первую очередь?»

Также это может быть схема, таблица, символ, алгоритм опорные слова. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом организовывать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее необходимо оценить творческий продукт. Оценивание нужно проводить через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.

4. Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность.

Главное внимание сосредотачивается на создании условий, в которых индивидуальный результат учебной деятельности каждый обучающийся видит и оценивает его сам в сравнении с собой вчерашним, что дает возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.

Так на уроках обучения грамоте после отработки навыков написания элементов букв, буквосочетаний, отдельных слов наставник предлагает подчеркнуть те элементы букв, которые особенно удались.

Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть практическое применение добытых ими знаний.

Проектная работа не может осуществляться без помощи семьи. Поэтому в своей работе она использует следующие формы работы с семьей:

  • родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • открытые уроки для родителей с использованием краеведческого материала;

  • совместное проведение праздников.

Семья наравне с учителем становится главным помощником ученика. Тем самым осуществляется взаимодействие школы и семьи, целью которого является развитие и воспитание ребенка.

Таким образом, в теоретической части проекта мною была дана сущностная характеристика личностно-ориентированного подхода, были определены основные психолого-педагогические условия для его реализации.

Глава 2. Практическая работа по реализации проекта.

I этап: первичная (стартовая) диагностика.

При переходе ребенка в из младшего в среднее звено (5 класс) необходимо правильно определить, насколько он психологически подготовлен, так как от этого зависит его дальнейшая учеба, а также его психологическое здоровье. Одной из причин того, что не все учащиеся справляются с о школьной программой, является психологическая напряженность.

Психологические особенности учащихся в первую очередь должен знать и учитель-предметник для того, чтобы правильно организовать учебный процесс, чтобы облегчить учебу своих воспитанников. С этой целью и проводится диагностика, собеседование, тестирование.

Диагностика по психологической напряженности проводилась в сентябре  психологом Шурмель Е.В. и была озвучена на педагогическом совете.

При анализе диагностики выявлены 6 основных блоков (направлений), по которым проходило обследование:

???????

Результаты диагностики по этим блокам представлены в  таблице.

??????????????

Тестирование показало, что небольшое количество детей все же испытывает трудности в той или иной сфере, тем самым я, как учитель-предметник, получаю возможность скорректировать свою работу в классе. Так, например, из таблицы видно, что в классе много детей будут испытывать трудности с пространственным восприятием. Имея эту информацию, можно конструктивно строить свою работу.

Общая картина подготовки учащихся по исследуемым блокам представлена в диаграмме. (средние результаты по классу)

??????????

Таким образом, при работе с учащимися необходимо учитывать индивидуальные, личностные и когнитивные их особенности. Эту информацию можно получить в сводной таблице результатов, где представлен качественный анализ результатов диагностики каждого ребенка.

На основе анализа результатов стартовой диагностики и для подтверждения гипотезы, выдвинутой в начале проекта, было принято решение об использовании в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированного подхода.


II этап:  основной (формирующий )

Учащиеся среднего звена продолжают работу над формированием универсальных учебных действий, со временем доводя их до автоматизма. Изучая предмет, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Содержание образования ощутимо меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных действиях, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Также необходимо заботиться о сохранении здоровья учащихся, не допускать их перегруженности.

Работая в школе второй год, я ставлю перед собой вопрос не «Как учить?» и «Чему учить?», а «Как учить ТАК, чтобы ребенок задумывался «Как МНЕ этому научиться?» На помощь мне, как молодому специалисту, пришли мой наставник и психолог. Учитывая полное отсутствие методической помощи со стороны администрации школы, или даже психологической помощи, мне потребовался год для адаптации в коллективе, входа в педагогическую деятельность, и только небезразличные коллеги – Лариса Леонидовна, Наталья Алексеевна, Лариса Степановна и Галина Александровна готовы были поделиться богатым опытом работы в рамках личностно-ориентированного подхода.

С 1 сентября 2014 года я стала работать в рамках данного проекта. Вся работа по проекту была разбита на следующие этапы:

1 этап – подготовительный:

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме проекта;

- изучение способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках биологии;

- изучение педагогического опыта (посещение уроков, анализ портфолио);

- анализ стартовой диагностики учащихся, переходящих в среднее звено.

2 этап основной (формирующий):

- организация учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесберегающих технологий в рамках личностно-ориентированного подхода.

3 этап – итоговый (обобщающий):

- анализ вторичной диагностики пятиклашек с целью подтверждения или опровержения гипотезы;

- анализ проделанной работы по проекту;

- подготовка методических рекомендаций по организации урока в рамках использования здоровьесберегающих технологий в условиях применения личностно-ориентированного подхода.

В рамках формирующего этапа работы над проектом каждый раз, составляя проект очередного урока, я задавала себе одни и те же вопросы:

  • как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение?

  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке?

  • какие методы и средства обучения выбрать?

  • как организовать собственную деятельность и деятельность учеников?

  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций?

Помимо этого, в рамках работы по личностно-ориентированному подходу, я осваивала и применяла на уроках новые современные технологии:

  • игровые (деловые, сюжетные, игры- путешествия, биологический КВН);

  • коммуникативные (технологии общения в группах, в парах, учебные диалоги, дискуссии);

  • исследовательские (проблемно-поисковые технологии);

  • здоровьесберегающие технологии;

  • компьютерные технологии.

также организовывала процесс обучения и воспитания, основываясь на следующей системе дидактических принципов:

1) принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) принцип целостности, предполагающий формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) принцип минимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (ФГОС).

5) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) принцип вариативности, предполагающий формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

В своей деятельности, я также старалась применять активные способы, методы, приемы и формы организации учебно-воспиательного процесса, которые успешно применяют мои коллеги.

Таким образом, на основе анализа педагогической литературы, опыта моих коллег и собственной педагогической деятельности, я пришла к выводу, что основная особенность личностно-ориентированного подхода заключается в том, что новые знания учащиеся должны «открывать самостоятельно» в процессе самостоятельной исследовательской деятельности (ведомые незримой рукой учителя-предметника). Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Тогда полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещѐ одной особенностью использования личностно-ориентированного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. И, естественно, уровень предьявляемых требований, оценочная шкала, количество предоставляемой «свободы» в ходе урочного самообразования напрямую зависит от личности самого учащегося, его способностей.

III этап: итоговый этап

В начале работы по данному проекту мною была выдвинута гипотеза: «Применение личностно-ориентированного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания учащихся». С 1 сентября 2014 года, на основании данных, полученных при стартовой диагностике учащихся, я начала организовывать учебный процесс в рамках личностно-ориентированного подхода. В ____________ 2015 года психологом была про-ведена вторичная диагностика учащихся, с целью подтверждения или опровержения ги-потезы. Результаты диагностики представлены в таблицах.

Диагностика за первое полугодие продемонстрировала динамику успешности учащих-ся в усвоении школьной программы. Как видно из таблиц K (коэффициент) успешности

сравнении со стартовой диагностикой вырос в целом по классу по математике и по русскому языку с K=2 , до K=2.4. Если смотреть в качественном анализе, то абсолют-ное большинство детей в классе улучшили свой коэффициент успешности по русскому языку и по математике, что наглядно представлено в диаграммах. Следует отметить, что

классе есть несколько учащихся (4 человека), у которых стартовый коэффициент арифметических навыков несколько выше, чем k за первое полугодие по математике. Это связано с тем, что на момент диагностики готовности к школьному обучению у де-тей были расширенные общие арифметические представления. А во время обучения они столкнулись с определенными сложностями, связанные с формированием навыков учебной деятельности в целом. С уверенностью следует предположить, что к концу учебного года динамика их результатов успешности будет прогрессивна. Представленные в таблице данные наглядно демонстрируют эффективность применения личностно-ориентированного подхода в учебном процессе.

Полученные данные представим в виде диаграмм:

Рисунок 1.Динамика успешности по математике 1 "В" класс 2011-2012 учебный год.


Диагностика познавательных процессов за первое полугодие продемонстрировала ди-намику уровня развития учащихся . Как видно из таблиц K (коэффициент) успешности в сравнении со стартовой диагностикой вырос в целом по классу .Если смотреть в каче-ственном анализе, то абсолютное большинство детей в классе улучшили свой коэффици-ент уровня развития познавательных процессов, что наглядно представлено в диаграмме.

3

2,5

2

1,5

стартовая диагностика

1

1 полугодие

0,5

0

общие знания классификация   аналогии

обобщение

память

Таким образом, наше предположение о том, что применение личностно-ориентированного подхода на уроках способствует эффективному формированию само-развития, самопознания, самовоспитания младших школьников получило практическое подтверждение.


ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ:

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме проекта, я пришла к выводу о том, что личностно-ориентированный подход заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Ведь не случайно китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Было выяснено, что личностно-ориентированный подход предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью личностно-ориентированного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

В ходе применения здоровьесберегающих технологий качество получаемых знаний возрастает, о чем свидетельствуют результаты четвертных контрольных работ.

Для нас, учителей, принцип личностно-ориентированный подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Эффект каждого воздействия на учащегося обусловливается его отношением к учению, уровнем подготовленности, другими индивидуальными особенностями. Взаимодействие учителя и ученика должны вызвать процесс самодвижения, саморазвития. Универсальные учебные действия, умственные и практические операции, сознательная и целенаправленная регуляция собственного поведения, формирование индивидуального стиля учебной деятельности являются главными продуктами учебно-воспитательного процесса.

Поставленная в начале проекта гипотеза о том, что применение здоровьесберегающих технологий как способа реализации личностно-ориентированного подхода на уроках способствует эффективному формированию саморазвития, самопознания, самовоспитания получила практическое подтверждение.

Конечным продуктом проекта явились «Методические рекомендации по организации урока в рамках здоровьесберегающих технологий как способа реализации личностно-ориентированного подхода», которые могут быть рекомендованы как молодым учителям, только начинающим осваивать педагогическую профессию, так и опытным педагогам, которым только предстоит работа в условиях реализации ФГОС.


Литература:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развива-ющем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  1. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной шко-ле: //Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана уро-ка по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Приложение:

МБОУ «Средняя школа №1», г. Верхний Уфалей

Методические рекомендации

по организации урока

в рамках личностно-ориентированного подхода

Мухамедханова К.П.,

Учитель биологии

Верхний Уфалей

2015 г.


Анализ научно-методической литературы и собственный пока не большой практический опыт позволяют выделить основные правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов  является: и показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;

проявлением и тренировкой познавательной активности;

показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

 Организация урока должна обязательно включать три этапа:

 -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);

 -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы

 -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.

Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

 - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический  стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

 - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;

 - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.     На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

- аудиальное восприятие;

- визуальное восприятие;

- кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся   Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.  Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока

Часть урока            Время              нагрузка        Деятельность

1-й этап. Врабатывание        

5 мин.        

Относительно невелика        

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

 Максимальная работоспособность        

20-25 мин.        

Максимальное снижение на 15-й мин.        

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв        

10-15 мин.        

Небольшое повышение работоспособности.

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

 Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

         Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления

учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.  Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.  По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.  Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни   Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

                Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации являетсяпереключение видов деятельности.

Когда урок проходит с высокой степенью нервозности, и при этом учитель убеждён, что только его предмет и только его урок играет важную роль в жизни ребёнка, когда ученик выходит с урока выжитый как лимон, с плохим настроением, когда от урока к уроку накапливается усталость, говорить о сохранении здоровья учащегося совсем не приходится.

В арсенале каждого учителя есть свои приёмы, направленные на то, чтобы сделать свой урок не только интересным, полезным для учащегося, но и таким, с которого, уходя, ученики говорили бы “ спасибо” учителю и с хорошим настроением, чтобы этот урок не стал для них уроком-плачем, уроком-борьбой, а стал уроком-улыбкой, уроком – воспоминанием.

С моей точки зрения, переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта.

Использую принцип идеальности (по Анатолию Гину) – согласно которому любое действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами-затратами сил, нервов. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты.

Использование данного принципа на уроке дает возможность максимально использовать знания, интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Это позволяет согласовать содержание и формы обучения с интересами школьников, согласовать темп, ритм и сложность обучения с возможностями ученика.

В заключение хочу сказать, что отличительной особенностью здоровьесберегающей технологии является приоритет здоровья среди других направлений воздействия на школьников. Она включает последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, чтобы получение учащимися образования проходило без ущерба для здоровья.

Медленны и тяжелы шаги вперед к достижению гармонии мира.

Преподавание биологии с учетом здоровьесберегающих аспектов - ещё один шаг к решению задач школы в условиях личностно-ориентированного обучения.

Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.


Использованные источники.

Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок лите-ратурного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС,

2011.

Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической си-стеме деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

Доклад по теме "Применение современных образовательных технологий на уроках биологии"

Данный доклад был подготовлен к районному конкурсу "Учитель года"...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...