Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
методическая разработка на тему
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_lichnostno_orientirovannogo_podhoda_v_obuchenii.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении.
Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Цели и задачи обучения зависят от уровня и темпа развития общества, и от потребностей и возможностей общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики, то есть, напрямую связаны и зависят от требований, выдвигаемых государством к подрастающему поколению.
На смену традиционным методам обучения приходят новые. Но это не принципиально новые методы и технологии, а принципиально новый подход к процессу обучения, то есть, новые технологии достаточно свободно вписываются в традиционную систему, но при условии, что педагог изменит сам подход к процессу обучения, отношение к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он.
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. Уместно было бы понять, что имеется в виду, когда мы говорим о личности обучаемого, будь то школьник, студент или умудрённый некоторым опытом взрослый человек, желающий повысить свою квалификацию через призму обучения.
Личность можно рассматривать через призму философского восприятия, психологического, социального и т.п. Но в данном случае нас в большей мере интересует структура личности, с тем, чтобы сориентироваться на ту или иную личностно-ориентированную систему обучения. Что бы обучение можно было считать личностно- ориентированным и наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
- уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретённый опыт;
- особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
- особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути дифференцированным.
Основные критерии оценки умственного развития школьников включают такие критерии, как: самостоятельность мышления, быстрота и точность усвоения учебного материала, быстрота умственной ориентировки при решении нестандартных задач, глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений, критичность ума, отсутствие склонности к необоснованным суждениям.
Личностно-ориентированный подход можно применить во многих современных методах и технологиях, главное, как уже было сказано выше, центрирование процесса обучения должно быть на ученика.
«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения.
Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль учителя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет ученику опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Таким образом, о личностно-ориентированном обучении можно говорить тогда, когда при создании, осуществлении и диагностике образовательной деятельности учитываются природные, личностные и индивидуальные особенности учащихся и учителя. Только совместная деятельность, в основе которой лежат эти принципы, позволяет участникам образовательного процесса всесторонне развиваться в рамках гуманистической направленности.
Как реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, например, в методе проектов? Прежде чем ответить на этот вопрос нужно сказать, что метод проектов, в сущности, не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 20е годы прошлого столетия в США. Его называли тогда “методом проблем”, который подразумевал необходимость показать детям их собственную заинтересованность в приобретении знаний, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Таким образом в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют “проектом”. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод проектов, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проекты характеризуются по типологиям:
- по количеству участников проекты бывают индивидуальные, парные, групповые;
- по продолжительности- краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев);
- по предметной содержательности- монопроекты (в рамках одного предмета), межпредметные;
- по характеру контактов- внутренние, региональные, междугородние;
- по доминирующей в проекте деятельности- исследовательские, творческие, ролевые(игровые), информационные, практикоориентированные.
Метод проектов может использоваться как во время уроков (урочная деятельность), так и внеурочно.
План, который предусматривает работа над проектом:
- постановка цели;
- обсуждение возможных вариантов;
- самообразование и актуализация знаний;
- продумывание хода деятельности;
- исследование;
- обобщение результатов;
- анализ успехов и ошибок.
Наиболее актуально то, что данная технология отвечает интеллектуальным возможностям и позволяет в полной степени реализовать потенциал учащихся.
Технологии личностно-ориентированного образования
Принципиально важным моментом для понимания сущности педагогической технологии является определение позиции ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
- Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процес о, а ученик есть лишь "объект", "винтик". Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
- Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические тех ое й ия в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
- Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Личностно-ориентированные технологии характеризуются:
- антропоцентричностью;
- гуманистической сущностью;
- психотерапевтической направленностью;
- ставят цель разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания;
- эзотерические технологии.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом ("неосознаваемом", подсознательном) зна ое - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Одни видят в нем реализацию индивидуального подхода через организацию и предъявление учебного материала разного уровня трудности (отсюда деление учеников на сильных, средних и слабых). Другие связывают его с инновационными процессами в образовании, открытием гимназий, лицеев, колледжей. Однако большинство авторов связывают личностно-ориентированное обучение с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом “развивающей помощи”. Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.
Личностно то, что изначально самоопределяется человеком, выстраивается как его собственный мир. Оптимально, следовательно, образование, предполагающее гармонию государственных стандартов и личностного саморазвивающего начала. Мысль о необходимости включения в содержание, кроме задаваемых извне стандартных компонентов, еще и эмоционально-ценностных, личностных элементов, которые неотделимы от самого процесса обучения с присущим емумежсубъектным общением, присутствует в различных концепциях содержания образования
В личностно-ориентированном обучении речь идет не о формировании личности с заранее заданным набором качеств, а о создании педагогической среды, обеспечивающей проявление и развитие личностного опыта. Учитель также является носителем способов проработки учебного материала. Обмениваясь с учениками своими способами, как более профессионально продуктивными, он может сам стать источником их становления, иллюстрировать их ученикам, создавая тем самым благоприятные условия для овладения ими, превращая их в рациональные приемы умственной деятельности. Работа со способами становится важным условием превращения их в закрепленные, специально отобранные, осознанно используемые приемы интеллектуальной деятельности.
В рамках личностно-ориентированного обучения целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования складывается из двух элементов: 1) дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт); 2) личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития.
В рамках рассматриваемого подхода можно сформулировать несколько определяющих положений.
• Образование – это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
• Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта (в обучении происходит “встреча” заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, “окультуривание” последнего, а вовсе не его порождение).
• Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальные и идеальным).
Основой личностно-ориентированного обучения можно считать учебную личностно-ориентированную ситуацию, то есть ситуацию, в которой интересы, потребности, личностный опыт ученика выступают такими же значимыми компонентами процесса обучения, как знания и умения. Раскрывая ее сущность, необходимо четко представить, что такая ситуация не может преднамеренно вводиться в соответствие с планом урока, она не имеет заданного извне материала и однозначно предписанной методики организации, не подходит одновременно для всего класса. Учитель ориентируется на правильность ответа, те или иные действия или поведение ученика. Выявить показатели, свидетельствующие о том, достигнут ли личностный уровень взаимодействия субъектов обучения, – сложная задача, решение которой требует от учителя и адекватных ей диагностических средств – не только научного инструментария, но и выражения сочувствия, проявления интуиции, открытости, преодоления стереотипов и имеющихся установок.
Конструирование учебной ситуации предполагает использование следующих приемов:
1) представление элементов содержания образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
2) усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;
3) имитация социально-ролевых и пространственно-временных условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания.
Конечно, нельзя абсолютизировать личностно-ориентированное обучение. Его недостатки вытекают из его достоинств: нельзя определять содержание и методы обучения, основываясь исключительно на интересах ребенка – это, как правило, ведет к снижению академического уровня обучения. Игра, спонтанная деятельность и положительные эмоции становятся самоцелью, приобретение знаний уходит на второй план. Разумнее совмещать традиционный и личностно-ориентированный тип обучения.
- В соответствии с анализом педагогической деятельности и результатами реализации образовательной программы в собственную педагогическую деятельность были внесены изменения, касающиеся осуществления образовательного процесса.
Диагностика, проведенная в детском объединении показала, что у каждого ребенка заложены некоторые умения самоорганизации, но без помощи педагога он не может их развить в достаточной степени
Поэтому был сделан вывод, что в деятельности детского объединения есть проблема необходимости выработки систему работы, целью которой является развитие творческих способностей обучающихся и способствование развитию умений самоорганизации в деятельности ребенка.
Достижения положительного результата можно добиться при использовании метода проектов, при правильном выборе темы проектного задания, методов и организационных форм их реализации, определении реальных сроков выполнения проектов, создании необходимой материально-технической базы, систематическом контроле за выполнением проекта со стороны педагога. На занятиях в детском объединении умения самоорганизации формируются в процессе работы над творческим проектом. Однако анализ опыта выявил недостатки в работе над проектами, так как проект – это итоговая самостоятельная работа учащимися выполняемая 1 раз в учебном году. Творческие проекты («мощные средства развития ребенка») рассматривались, как самостоятельная работа учащихся, выполняемая в течении учебного года.
Поэтому на базе детского объединения «Мастер класс «Золушка» художественного направления, руководителем которого я являюсь, была создана творческая группа обучающихся, которые выполняют творческие проекты, исходя из возможностей, склонностей и практических умений, выявленных в результате диагностической работы. Опыт работы показывает, что работа в творческой группе и выполнение индивидуальных проектов создает условия для овладения обучающимися умениями самоорганизации в учебной деятельности. Мониторинг результатов диагностики детей занимающихся в детском объединении и детей входящих в творческую группу, показывает, что у обучающихся входящих в творческую группу значительно возрастают такие показатели, как активность, самостоятельность, умение планировать свою деятельность, самокритичность. Для обучающихся становятся привычными задания требующие проявления творчества, самоорганизованности, умения спланировать и проанализировать свою работу в ходе выполнения творческого проекта, оценить результат своей деятельности. Таким образом, внедрение метода проектов в педагогическую практику, способствует созданию условий для самоорганизации и творческого саморазвития личности ребенка.
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и коллективному.
В своей практической работе использую метод проектов для осуществления итоговой аттестации обучающихся. За время работы обучающиеся осуществили следующие проекты:
- Вышивка, ткачество, лоскут
- Морозные узоры (хардангер)
- Обрядовые куклы
- Игровые куклы
- Мои любимые кривульки (бискорню)
- Вышивка лентами и вязание
- Обереговые куклы
- Примитивные игрушки
- Вышивка крестом
Начиная с первого года обучения подготавливаю обучающихся к самостоятельной творческой деятельности. Постоянное поощрение каждого обучающегося помогает педагогу не только обучать их, но и развивать личность каждого обучающегося.
Использую как способ стимулирования творческой активности учащихся участие в выставках и конкурсах различного уровня. Где каждому обучающемуся дается возможность проявить свои творческие возможности, познать самого себя, самореализоваться.
Материал занятия должен быть понятен каждому ученику поэтому я выбрала наиболее приемлемую в данном случае технологию модульного обучения, целью которой является развитие самостоятельной деятельности учащихся. При разработке занятий учитываю индивидуальные способности каждого обучающегося при усвоении информации и выполнении учебных задач. Трудные для усвоения темы разрабатываю блоками, отбирает и компоную содержание учебного материала. На занятиях используется работа с теоретическим материалом в сочетании с выполнением практических творческих работ. Индивидуализация образовательного процесса строится на основе возрастных особенностей ребенка, подбор творческих работ и проектов происходит через анализ индивидуальных особенностей и способностей ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход при проверке знаний учащихся в системе личностно ориентированного обучения
Примеры разноуровневых заданий по географии для 6-9 классов....
Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)
Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История становления «личностной компоненты» образования в отечественной педагогике.3.Особенности лич...
Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного обучения
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направ...
Доклад "Урок в системе личностно- ориентированного обучения"
Урок в системе личностно-ориентированного обучения, какой он? Современные требования к уроку....
Доклад "Урок в системе личностно-ориентированного обучения"
Создание на уроке ситуаций проблемного обучения, ситуаций, способствующих самовыражению учащихся....
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся на уроках информатики и ИКТ в школе с дифференцированным обучением с учётом валеологизации и экологизации образовательного...
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"...