«Технологии, методы и приёмы личностно – ориентированного подхода в обучении на уроках истории» (Из опыта работы).
статья по истории на тему
В работе показаны основные технологии, методы и приемы личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ »
Актуальность
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
Сущность: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Область применения: 5 – 11 классы
Продуктивность:
- Повышение качества знаний учащихся.
- Успешность учебной деятельности.
- Формирование личностного смысла ученика.
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
- Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Внедрение: работа ведется во всех классах, где я работаю.
Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Результативность работы.
Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, избавляется от различных комплексов.
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний. Создание развивающей среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.
Целевые ориентации данной технологии:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- Гуманно-личностный подход к ребенку;
- Единство обучения и воспитания.
Особенности содержания и методики.
В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания.
4. Педагогизация окружающей среды.
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности.
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
- Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даю дифференцированные. Групповую работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии
В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...
Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
В основе методической разработки - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения личностно ориентированного подхода в образовании. Словесники могут по своему ...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...
Использование технологии, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Систем...
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД , КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без...
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ...