Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
статья на тему

АРАЛОВА РУФИЯ МУРАДЕНОВНА

    Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. В условиях школы проектная деятельность может быть вынесена за рамки урока, что позволяет четко спланировать работу, осуществлять контроль за деятельностью учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов, дает возможность учащимся других классов и учителям посещать презентации и заседания предметных клубов. У детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт общения как на родном, так и на иностранном языке. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного                      подхода в обучении иностранным языкам.

    Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т. п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике. Первоначально метод проектов назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичной. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

        Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов. Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

    Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, помня о том, что «коммуникативная компетенция является одной из основных целей обучения иностранному языку» и, отдавая себе отчет в том, что «коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия». Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определенной культуры, Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же – средство формирования и формулирования мысли.

    Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот поэтому многие учителя-практики обращаются к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить свою деятельность на ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

    Я не являюсь исключением из правил, поэтому также использую в своей работе  данную методику. Прежде всего, потому, что благодаря совместной работе учителя и учащихся, я лучше узнаю своих подопечных, налаживается тесный контакт с детьми и с родителями, происходит обмен информацией. Возникает ситуация, когда не только я, но и они могут меня чему-то научить. И это «взаимообогащение» знаниями приносит большую радость. В процессе подготовки проекта учащиеся отрабатывают уже знакомый лексический и грамматический материал, а также пополняют его новыми выражениями и структурами. Важно, чтобы проект был посилен учащимся, чтобы с ним справиться могли все члены группы, поэтому тему проекта даю исходя из общего интереса всех детей. Но оговариваю, что форма презентации  может быть разной,

по желанию и по возможностям. Часто такие проекты бывают уже включены в учебно-методический комплекс, но учитель может сам определить актуальность их тем и посильность для учащихся. Еще одним не менее важным моментом считаю особое отношение к определению результативности проекта. Не следует категорично судить ребят за наличие ошибок. На первых порах об этом можно умолчать, но не превращать это в привычку, т.к. отсутствие корректировки снижает интерес по отбору необходимого лексико-грамматического материала.

В таких случаях можно предложить учащимся в группе самим определить наличие ошибок, либо дополнительно поработать с учащимся (учащимися) во внеурочное время. Проект предусматривает свое применение на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, требующей определенных языковых средств. Также нужно добавить, что проект чаще всего представляется перед аудиторией после прохождения определенной темы, учебного материала, когда уже имеется значительная подготовка и пройден определенный учебный материал. Такая предваряющая работа должна проводиться постоянно, систематически, чтобы она имела устойчивый положительный результат. Приведу наиболее яркие примеры таких мини-проектов. Так в 4-ом классе учащиеся знакомятся со сказочными персонажами их учебника и читают различные сказки. Некоторые сказки не имеют логического окончания и я предлагаю ребятам самим придумать конец сказки и сделать по возможности рисунок к ней. В этом возрасте дети очень любят рисовать, поэтому это задание у них вызывает наибольший интерес. А составление окончания истории побуждает их к творческому поиску необходимого для этого материала. Часто в такой работе оказывают посильную помощь родители или классный руководитель. От такого содружества рождаются маленькие шедевры. Так появились разные истории об обезьянке:

Once upon a time an ugly green crocodile decided to eat a little monkey. The crocodile wanted to climb on the palm. At this moment the little monkey said: “Wait, please! Do you have any friends?” The crocodile thought and answered: «No, I haven’t”. “I haven’t them, too. Listen! Do you want to be my friend?”. “Yes, I do”. Since then the little monkey and the crocodile are inseparable friends. The little monkey shares bananas with the crocodile.                 Слугина Таисия, 4в класс (2012г.)

Once upon a time an ugly green crocodile decided to eat a little monkey. The little monkey sat high on the tree. She said: “But do you have any friends?” The crocodile answered: “I haven’t friends.” And the monkey said: ”Let’s be good friends!” The green crocodile said: “I am very glad and I don’t want to eat you!” Now they are very happy and they are good friends.       Рыскалиев Даниэль, 4в класс (2012г.)

Once upon a time an ugly green crocodile decided to eat a little monkey. The crocodile wanted to hide into the water. The monkey ate a banana and went to drink some water. Crocodile attacked the little monkey, but she threw the peel of the banana and the crocodile swallowed the peel of the banana. Малайсариев Рауф, 4в класс (2012г.)

Приведу и другие примеры такой работы по проекту. Так в 6-ом классе провожу краткосрочные мини-проекты на основе материала домашнего чтения. Истории, помещенные в курсе книги по домашнему чтению 5-6 классов, являются оригинальными адаптированными текстами, имеющими творческие задания к ним. Каждая история состоит из нескольких частей, к некоторым из которых мы и делаем с ребятами мини-проекты, занимающим одно занятие. Я нахожу эти истории очень актуальными и интересными еще и потому, что после выполнения нескольких мини-проектов у ребят начинает набираться целая серия таких творческих работ, которые в первую очередь интересны самим ребятам. При желании, собрав их все вместе, можно их оформить в полновесный большой проект. Работы ребят, в зависимости от запроса, бывают оформлены в виде писем, сочинения, совместной газеты.

                               A Fantastic Farm.

Once upon a time there lived Tom. Tom was a cat and he lived on a farm. But it wasn’t an ordinary farm. The farm was magical. It was magical because the animals that lived there were magical: they could make wishes come true. But it wasn’t very easy to get one’s wish come true. The thing was that every animal could fulfill only one wish a day and they did it only if a person whose wish was fulfilled did something the animal wanted. The most difficult was that one had to guess what this or that animal wanted at the moment. That’s why a lot of people left getting nothing, and soon they gave up trying and there were almost nor visitors at the farm. Still, the legend said that if a person managed to please an animal of that farm, they got everything they wanted.

                                                Фантастическая ферма.

Однажды жил - был Том. Том был котом и жил на ферме. Это не была обычная ферма. Ферма была волшебной. Она была волшебной потому, что животные, которые там жили, были волшебными: они могли исполнять желания. Но добиться того, чтобы животные исполняли желания, было не просто. Дело было в том, что каждое животное могло исполнить только одно желание в день, и они делали это только тогда, когда человек, чьё желание надо было исполнить, делал что-то, чего хотело животное. Самым сложным было угадать, чего то или иное  животное хотело в определённый момент. Вот почему многие люди уходили ни с чем, и вскоре люди перестали пробовать, и на ферму почти никто не приходил. Тем не менее, легенда гласила, что если человеку удастся ублажить животное с этой фермы, он получит всё, что пожелает.

                                                                          Кужеков Алмат, 6а класс (2012 г.)                                          

                                      My green friend.

I have been to different parks and gardens and some of them were really very beautiful. But the place that I can call “my green friend” is my Granny’s garden. It is a real friend because I’ve spent a lot of time there both working and resting, and I always feel there at home. It is a very beautiful place. There live a lot of wonderful plants: strawberries, raspberries, black and red currants, poppies, asters, marigolds. There are large fruit trees too: cherry trees, apple-tree and apricot-trees. You can come across different butterflies in the garden. Some of them are very beautiful, but unfortunately I don’t know their names. Besides butter-flies there live different beetles, ants, grasshoppers and dragonflies. And in the soil there are a lot of warms which come out when it rains. Also there is a hedgehog. He comes to us in the evening, but I don’t know if he lives in our garden or not. I love Granny’s garden very much. For me it’s like a paradise!                                         Мой зеленый друг.   

Я была в разных парках и садах, и некоторые из них были по-настоящему очень красивыми. Но место, которое я могу назвать «мой зеленый друг» - это сад моей бабушки. Это настоящий друг потому, что я провела там много времени, как работая, так и отдыхая, и я всегда чувствую себя там как дома. Это очень красивое место. Там живет много замечательных растений: клубника, малина, черная и красная смородина, маки, астры, ноготки. Еще там есть огромные фруктовые деревья: вишни, яблони и абрикосовые деревья. В саду можно встретить и разных бабочек. Некоторые из них очень красивые, но, к сожалению, я не знаю их названий. Кроме бабочек там живут разные жуки, муравьи, кузнечики и стрекозы. А в почве живет много червей, которые выходят наружу, когда идет дождь. Еще там есть ежик. Он приходит к нам по вечерам, но я не знаю, живет ли он в нашем саду или нет. Я очень люблю бабушкин сад. Для меня он как рай!                               Исанова Ангелина, 6а класс (2012 г.)

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. На старшей ступени обучения учащихся уже отличает осмысленный подход к проектам. Отправной точкой при выборе именно этого вида работы являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности: учащиеся подбирают информацию в справочниках, ищут фотографии и рисунки и самостоятельно делают аудио- и видеозаписи. В этом случае повышенная познавательная и творческая активность обусловлена стремлением школьников проявить инициативу, что-то сделать самим. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов.

    В этом возрасте учащимся важно получить оценку не только со стороны учителя, но и своих сверстников. Поэтому очень важно, что учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. У подростков центр физической и духовной жизнедеятельности перемещается во внешний мир. Общаясь по-английски, учащиеся открывают для себя ценность языка в международном общении.

    Так, работая над проектом по теме «Охрана окружающей среды» учащиеся 9-х классов подбирали много материалов о загрязнении, делали фотоколлаж и видеомонтаж грязных мест родного села. Здесь я представляю часть такого мини-проекта, который представлялся на уроке в группе, большая же его часть была включена в творческий проект «Земля у нас  - одна!» на двух языках, показанном как внеклассное мероприятие для 9-11-х классов.

The poisoning of the world’s land, air and water is the fastest-spreading disease of civilization. It probably produces fewer headlines than wars, earthquakes and floods, but it is potentially one of history’s greatest dangers to human life on earth. If present

Trends continue for the next several decades, our planet will become uninhabitable/

Overpopulation, pollution and energy consumption have created such planet wide problems as massive deforestation, ozone depletion, acid rains and the global warming that is believed to be caused by the greenhouse effect. The seas are in danger. They are filled with poison: industrial and nuclear waste, chemical fertilizers and pesticides. The Mediterranean is already nearly dead; the North Sea is following. The Aral Sea is on the brink of extinction. If nothing is done about it, one day nothing will be able to live in the seas. Every ten minutes one kind of animal, plant or insect dies out for ever. If nothing is done about it, one million species that are alive today will have become extinct twenty years from now. Air population is a very serious problem. In Cairo just breathing the air is life threatening- equivalent to smoking two packs of cigarettes a day. The same holds true for Mexico City and 600 cities of the former Soviet Union. Industrial enterprises emit tons of harmful substances. These emissions have disastrous consequences for our planet. They are the main reason for the greenhouse effect and acid rains. An even greater environmental threat is nuclear power stations. We all know how tragic the consequences of the Chernobyl disaster are. People are beginning to realize that environmental problems are not somebody else’s. They join and support various international organization and green parties. If governments wake up to what is happening – perhaps we’ll be able to avoid the disaster that threatens the natural world and all of us with it believed to be caused by the greenhouse effect.

                                                          Муканалиева Гульжаннат, 9б класс (2009 г.)

    А учащиеся 10-11-х классов часто пользуются услугой Интернета для поиска необходимой информации при разработке своих мини-проектов. Происходит это еще на начальном этапе работы над новой темой. Учащиеся последовательно подбирают нужный им материал, рисунки, фотографии, размещенные на сайтах, анализируют их в соответствии с выбранной проблемой и, делают об этом свои выводы. Так, после изучения темы «Мистика и тайны» учащиеся представляют свои размышления, например, в форме написания необыкновенных историй:

             Do you believe in …?

I have never believed in unnatural power. But once it was a chance which at first it seemed to me strange. One summer evening I was happened to go to the garden. I was in the garden alone and it was very strangely. Suddenly I saw incomprehensible light behind me. I took an interest in this inexplicable thing. I approached near and saw strangely see-through monster. My hair stood on end and I was rooted to the spot by fear. I tore off at breakneck speed that I weren’t noticed anybody coming to. Passers-by saw to me as I was mad. And I waked up! I stood up in cold sweat! Next day was very successful! I heard that it was a premonition or telepathy, because we see a nightmare when something good would occur. Now I have trust in unnatural power, because it is come from me. Although from other side it may be simple coincide. And you? Do you believe in unnatural power?                     Сушкова Мария, 11б класс (2010 г.)

    Осуществлять работу над проектами можно как на уроке, так и в режиме внеклассной работы. В условиях школы проектная деятельность может быть вынесена за рамки урока, что позволяет четко спланировать работу, осуществлять контроль за деятельностью учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов, дает возможность учащимся других классов и учителям посещать презентации и заседания предметных клубов. У детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт общения как на родном, так и на иностранном языке.

    Добавим, что образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей. Необходимо отметить, что такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию целого ряда коммуникативных способностей и личностных качеств, которые помогут любым учащимся адаптироваться в социальной среде и эффективно решать задачи личностно и профессионально значимого общения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам"

краткая презентация для формирования плана и технологической карты урока с использованием личностно-ориентированного подхода (обучение в малых группах)...

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку."

Презентация на тему "Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку." Что представляет собой этот подход, кто в фокусе его, как решается задача структурирования содержания, использован...

Мастер- класс "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении иностранным языкам"

Презентация к мастер-классу "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении иностранным языкам", проходившему в рамках районного семинара "Реализация системно-деятельностного подхода в обуче...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку

научная статья, отражающая основные принципы применения системно-деятельностного подхода в обучении....