Развитие речи воспитанников центра
статья (7 класс) по теме
ГОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЫПОЛНИЛ: МЕТОДИСТ
ПРЕПОДАВА ТЕЛЬ КУЛЬ ТУРЫ РЕЧИ
СУББОТИНА МИ.
2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
Введение
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения человека.
Воспитанники Центра в силу различных обстоятельств во многом были лишены нормального развития речи с дошкольного периода. К сожалению, их речь не достигает достаточно высокого уровня. В общении со взрослыми и сверстниками они не всегда проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Это часто определяется психоэмоциональным состоянием воспитанников, чаще же педагогической запущенностью, иногда задержкой психического развития. Иногда бывает, что к 8-9 классу учащиеся не могут бегло и осмысленно читать, письменная речь изобилует множеством ошибок, стилистической безграмотностью.
Л.С.Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые его привлекают, соответствуют его возрасту».
Задачи предмета
Программа предмета «Культура речи» построена с учётом особенностей развития воспитанников Центра и ориентирована на духовно-нравственную компоненту личности учащегося, его жизненный опыт, и развитие мышления, как основы речи.
Программа предмета включает в себя возможность развития различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной).
Предмет «Культура речи» ставит своей целью развитие внимания, памяти и организации мыслительной деятельности, укрепление которых приводит к стабилизации психической сферы. Зависимость от ПАВ особенно поражает волевую сферу, часть её - мотивационную сферу. Напряжение памяти, внимания, мышления является тренировкой воли. На уроках «Культуры речи» используются различные приёмы активизации внимания (игры-разминки, «Бесконечные сочинения», задания «Проба пера»). Чтобы внимание учащихся на уроках не ослабевало, учебная деятельность организуется на образном, эмоциональном материале (басни, скороговорки, пословицы, фразеологические обороты). Для многих воспитанников Центра это является новыми речевыми формами. Темп уроков и смена деятельности учащихся осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развитие памяти - наиболее сложный аспект реализации психологического потенциала урока. Учитывая индивидуальные особенности памяти учащихся, используются возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной).
Поскольку у большинства учащихся абстрактно-логическое мышление развито плохо, уроки построены с опорой на практически-действенное и наглядно-образное мышление.
Развитие логического мышления строится на совершенствовании понятийного строя мышления, речевого интеллекта, внутреннего плана действий («дай определение», сообщение по алгоритму, сочинение на пословицу, задания типа «Мы едем, едем, едем...» и другие). Учащиеся делают умозаключения, высказывают суждения, осваивают понятия. Проблемный подход к изложению учебного материала, большой объём творческих заданий позволяет производить такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
Значительное внимание уделяется развитию образного мышления (сочинения «Наедине с природой», «В духе Г.Х.Андерсена», словесные портреты и др.) Нравственная сфера воспитанников очень повреждена, поэтому высказывания на темы «Стыд», «Гордость», «Ложь», «Дружба», «Вера в Бога» и другие являются формирующими личность.
В качестве иллюстрации разнообразных форм работы на уроках «Культура речи» предлагаются выпуски альманаха «Остров» за разные годы работы.
Основные функции речи
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции -общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и действуют одна в другой. Для того, чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением человека -обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально волевой сферы.
Речь как средство общения
Многие из воспитанников Центра имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Это может быть объяснено , что в раннем детстве организация жизни и деятельности ребёнка не была правильной. И уже тогда речь не сформировалась как основное средство общения.
Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Общение со взрослыми в детстве должно носить положительно эмоциональный предметный и деловой характер, становясь основой и предпосылкой для общения со сверстниками. Наши воспитанники
имели дефицит положительного общения в раннем детстве, общение было ограниченно, бедно, ненасыщенно. Отсюда возникает бедность лексики, положительной эмоциональности речи, несвобода в высказывании своих мыслей.
Познавательная функция речи
Речь является средством усвоения общественно исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений. Ребёнок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает, и объём индивидуального опыта. Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывают.
Развитое восприятие - фундамент мышления. Мышление, в свою очередь, никогда не развивается по одному направлению, а всегда одновременно по многим. Самой ранней формой мышления является наглядно-действенное. Его становление происходит в процессе постоянно возникающих перед ребёнком задач (практических и познавательных).
С развитием наглядно-образного и словесно-лочического мышления наглядно-действенное не исчезает. Чтобы развитие наглядно-образного мышления шло быстрее и полноценнее, в процессе решения наглядных задач должна активно включаться речь. Параллельно с наглядно-образным развивается и логическое мышление, в формировании которого речь приобретает особое значение.
Речь как регулятор поведения и деятельности
По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта (коммуникативного, эмоционального, нравственного) слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность. К школьному возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребёнку самостоятельно управлять своим поведением.
Развиваясь, речь постоянно становится регулятором не только поведения ребёнка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на его процессе, так и на результате.
Характеристика видов речи
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.
Внешняя - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развёрнутостью и насыщенностью.
Внутренняя - основное средство мышления («испарение» речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишённая внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагменитарностью, отрывочностью и ситуативностью ( в этом она близка к диалогической).
Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Диалогическая - это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнёра периоды говорения и слушания чередуются.
Монологическая - это относительно развёрнутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге.
Эгоцентрическая речь - это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, то есть речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. Это - мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнёром по общению.
Письменная - способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Письменная речь более развёрнута, так как предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.
Работы воспитанников
ъ.
1. Рубрика Проба пера
«Остров» № 1
Подругин И., стр.1
Стеблев А., стр.2
«Остров» №6
Перелай К., Лизунов И., Скороваров А., Чаплин А., стр. 1-2
2.Рубрика
Наблюдаем и описываем
«Остров» №1
Круглов И., Подругин И., стр.2
3.Рубрика
В духе Г.Х.Андерсена
«Остров» №2
Стеблев А. «Одна биологическая сказка»
Мазуров И. «Одинокий котёнок»
«Остров» №3,4
Авдеев А. «Старые ножницы», стр.20
Клишин М. «История кисти для рисования», стр.20
Рубрика Наедине с природой «Остров» № 1 Стеблев А., стр.6
Рубрика «Если бы ...»
«Остров» №3,4 Веденкина Е., стр.5
6. Рубрика
«Летние темы»
«Остров» №5
Стеблев А. «Морская игла», стр.1
13. Рубрика
«Сочиняем хокку»
«Остров» №7,8 стр.6
14. Рубрика
«Коллективное сочинительство»
«Остров» №6, стр.11
15. Рубрика
«О чём сказки сказывают»
«Остров» №6 ПоповЕ., стр.12
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_vospitannikov_tsentra.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВЫПОЛНИЛ: МЕТОДИСТ
ПРЕПОДАВА ТЕЛЬ КУЛЬ ТУРЫ РЕЧИ
СУББОТИНА МИ.
2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД
Введение
Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения человека.
Воспитанники Центра в силу различных обстоятельств во многом были лишены нормального развития речи с дошкольного периода. К сожалению, их речь не достигает достаточно высокого уровня. В общении со взрослыми и сверстниками они не всегда проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Это часто определяется психоэмоциональным состоянием воспитанников, чаще же педагогической запущенностью, иногда задержкой психического развития. Иногда бывает, что к 8-9 классу учащиеся не могут бегло и осмысленно читать, письменная речь изобилует множеством ошибок, стилистической безграмотностью.
Л.С.Выготский, исследуя проблемы обучения, писал: «Для того, чтобы ребёнок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые его привлекают, соответствуют его возрасту».
Задачи предмета
Программа предмета «Культура речи» построена с учётом особенностей развития воспитанников Центра и ориентирована на духовно-нравственную компоненту личности учащегося, его жизненный опыт, и развитие мышления, как основы речи.
Программа предмета включает в себя возможность развития различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной).
Предмет «Культура речи» ставит своей целью развитие внимания, памяти и организации мыслительной деятельности, укрепление которых приводит к стабилизации психической сферы. Зависимость от ПАВ особенно поражает волевую сферу, часть её - мотивационную сферу. Напряжение памяти, внимания, мышления является тренировкой воли. На уроках «Культуры речи» используются различные приёмы активизации внимания (игры-разминки, «Бесконечные сочинения», задания «Проба пера»). Чтобы внимание учащихся на уроках не ослабевало, учебная деятельность организуется на образном, эмоциональном материале (басни, скороговорки, пословицы, фразеологические обороты). Для многих воспитанников Центра это является новыми речевыми формами. Темп уроков и смена деятельности учащихся осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развитие памяти - наиболее сложный аспект реализации психологического потенциала урока. Учитывая индивидуальные особенности памяти учащихся, используются возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной).
Поскольку у большинства учащихся абстрактно-логическое мышление развито плохо, уроки построены с опорой на практически-действенное и наглядно-образное мышление.
Развитие логического мышления строится на совершенствовании понятийного строя мышления, речевого интеллекта, внутреннего плана действий («дай определение», сообщение по алгоритму, сочинение на пословицу, задания типа «Мы едем, едем, едем...» и другие). Учащиеся делают умозаключения, высказывают суждения, осваивают понятия. Проблемный подход к изложению учебного материала, большой объём творческих заданий позволяет производить такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
Значительное внимание уделяется развитию образного мышления (сочинения «Наедине с природой», «В духе Г.Х.Андерсена», словесные портреты и др.) Нравственная сфера воспитанников очень повреждена, поэтому высказывания на темы «Стыд», «Гордость», «Ложь», «Дружба», «Вера в Бога» и другие являются формирующими личность.
В качестве иллюстрации разнообразных форм работы на уроках «Культура речи» предлагаются выпуски альманаха «Остров» за разные годы работы.
Основные функции речи
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции -общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и действуют одна в другой. Для того, чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением человека -обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально волевой сферы.
Речь как средство общения
Многие из воспитанников Центра имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками. Это может быть объяснено , что в раннем детстве организация жизни и деятельности ребёнка не была правильной. И уже тогда речь не сформировалась как основное средство общения.
Большую роль играют при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Общение со взрослыми в детстве должно носить положительно эмоциональный предметный и деловой характер, становясь основой и предпосылкой для общения со сверстниками. Наши воспитанники
имели дефицит положительного общения в раннем детстве, общение было ограниченно, бедно, ненасыщенно. Отсюда возникает бедность лексики, положительной эмоциональности речи, несвобода в высказывании своих мыслей.
Познавательная функция речи
Речь является средством усвоения общественно исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную функцию. С помощью языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием следующих поколений. Ребёнок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает, и объём индивидуального опыта. Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывают.
Развитое восприятие - фундамент мышления. Мышление, в свою очередь, никогда не развивается по одному направлению, а всегда одновременно по многим. Самой ранней формой мышления является наглядно-действенное. Его становление происходит в процессе постоянно возникающих перед ребёнком задач (практических и познавательных).
С развитием наглядно-образного и словесно-лочического мышления наглядно-действенное не исчезает. Чтобы развитие наглядно-образного мышления шло быстрее и полноценнее, в процессе решения наглядных задач должна активно включаться речь. Параллельно с наглядно-образным развивается и логическое мышление, в формировании которого речь приобретает особое значение.
Речь как регулятор поведения и деятельности
По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта (коммуникативного, эмоционального, нравственного) слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность. К школьному возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребёнку самостоятельно управлять своим поведением.
Развиваясь, речь постоянно становится регулятором не только поведения ребёнка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на его процессе, так и на результате.
Характеристика видов речи
В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.
Внешняя - основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развёрнутостью и насыщенностью.
Внутренняя - основное средство мышления («испарение» речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишённая внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагменитарностью, отрывочностью и ситуативностью ( в этом она близка к диалогической).
Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.
Диалогическая - это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог - это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнёра периоды говорения и слушания чередуются.
Монологическая - это относительно развёрнутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге.
Эгоцентрическая речь - это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, то есть речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. Это - мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнёром по общению.
Письменная - способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Письменная речь более развёрнута, так как предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст.
Работы воспитанников
ъ.
1. Рубрика Проба пера
«Остров» № 1
Подругин И., стр.1
Стеблев А., стр.2
«Остров» №6
Перелай К., Лизунов И., Скороваров А., Чаплин А., стр. 1-2
2.Рубрика
Наблюдаем и описываем
«Остров» №1
Круглов И., Подругин И., стр.2
3.Рубрика
В духе Г.Х.Андерсена
«Остров» №2
Стеблев А. «Одна биологическая сказка»
Мазуров И. «Одинокий котёнок»
«Остров» №3,4
Авдеев А. «Старые ножницы», стр.20
Клишин М. «История кисти для рисования», стр.20
- Рубрика Наедине с природой «Остров» № 1 Стеблев А., стр.6
- Рубрика «Если бы ...»
«Остров» №3,4 Веденкина Е., стр.5
6. Рубрика
«Летние темы»
«Остров» №5
Стеблев А. «Морская игла», стр.1
13. Рубрика
«Сочиняем хокку»
«Остров» №7,8 стр.6
14. Рубрика
«Коллективное сочинительство»
«Остров» №6, стр.11
15. Рубрика
«О чём сказки сказывают»
«Остров» №6 ПоповЕ., стр.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье педагог делится опытом по работе в детьми с тяжелой умственной отсталостью на занятиях по развитию речи....
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи c воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР
Конспект логопедического занятия по развитию речи. Целью данного занятия является развитие активного и пассивного словаря детейф по лексической теме "Дом"....
Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра
Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...
Картотека игр по развитию речи воспитанников из старшей и подготовительной группы детского сада, с применением наглядно-дидактического пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича
В картотеке представлены увлекательные игры, способствующие развитию речи воспитанников 5-7 лет. Все игры проводятся с применением наглядно-дидактического пособия "Фиолетовый лес" В.В. Воско...
«Роль чтения в развитии творческого мышления воспитанников Центра как основа учебной деятельности»
Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет? Не нужно отметок в журнал и в дневник, Довольно того, что он в тайну проник Что чудо свершилось, задача решилась... Спросите, пожа...
Развитие нравственных эмоций воспитанников центра содействия семейному воспитанию на дополнительных музыкальных занятиях
В статье рассказывается о работе с воспитанниками по авторской парциальной программе " Развитие эмоциональной сферы детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дополнительных музы...