Развитие нравственных эмоций воспитанников центра содействия семейному воспитанию на дополнительных музыкальных занятиях
статья
В статье рассказывается о работе с воспитанниками по авторской парциальной программе " Развитие эмоциональной сферы детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на дополнительных музыкальных занятиях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Гомзякова Екатерина Борисовна, музыкальный руководитель, ГБУ ЦССВ «НАШ ДОМ», г. Москва
Развитие нравственных эмоций воспитанников центра содействия семейному воспитанию на дополнительных музыкальных занятиях
“Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребёнка.
Развивая чуткость ребёнка к музыке,
мы облагораживаем его мысли,стремления”.
В.А.Сухомлинский
Одна из приоритетных целей современного образования – способствовать позитивной социализации ребенка (школьника, подростка, молодого человека) с обществом, формированию его активной социальной позиции, возможности реализовать себя как личность, найти взаимопонимание и свое место среди других людей. По нашему убеждению, один из путей достижения этой цели – развитие эмоционально-нравственной сферы детей, воспитание толерантности. Воспитание настоящего гражданина неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждения в нем любви, жалости, сострадания.
Детство - важный этап становления морального облика ребенка. Именно в эти годы закладываются основы нравственности, формируются первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности. Отношения и взаимоотношения, которые формируются при общении детей между собой и со взрослыми, выражаются в доверии и уважении к родителям, в любви к родному дому, воспитателям, близким людям, в признании их авторитета и послушании. Усвоение этих нравственных норм создает предпосылки для развития у детей таких важных качеств, как доброта, отзывчивость, заботливость, правдивость, скромность, вежливость. Неспособность сопереживать радостям и горестям окружающих тебя людей, природе, животным выражается в негативном отношении к миру, в проявлении жестокости.
В период детства воспитанию чувств детей необходимо уделять особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность, педагогам важно воспитывать у детей первые добрые, гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма.
Особенно необходимо обратить внимание на развитие эмоционально-нравственной сферы у воспитанников центра содействия семейному воспитанию, поскольку эти дети нуждаются в усиленном педагогическом внимании, они лишены родительского участия и опеки; воспитываются в закрытом учреждении, педагогическое пространство которого ограничено и не удовлетворяет всех потребностей в развитии эмоционально-волевой сферы; последняя особенно проблематична из-за недостатка у детей эмоциональных впечатлений, их содержательной ограниченности; её развитие не является предметом специального педагогического внимания и заботы; развитие эмоционально-волевой сферы часто искажено неверными представлениями детей о жизни вне центра и т.д.
Одним из средств, способствующих формированию и развитию у детей нравственных эмоций, является музыкальное искусство, т.к. оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено, прежде всего, на познание внутреннего мира человека, его жизненных ориентиров и ценностей. Ещё В.А. Сухомлинский в своих трудах отмечал, что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души».
Важным средством развития эмоциональной сферы ребенка-сироты является музыка как самый эмоциональный и непосредственно воздействующий на личность вид искусства. Именно поэтому музыка широко применяется в лечебных и реабилитационных целях. Она сопутствует человеку ежедневно, является неотъемлемой составляющей его жизни, что обусловливает постоянное воспитательное и социализирующее воздействие.
С давних времен и до наших дней это бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами. Ни одно искусство не сравнится с музыкой по силе эмоционального воздействия. В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Так, Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, какой существует в космосе. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. В связи с этим музыка широко использовалась как средство врачевания организма человека.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский, создатель прогрессивной и актуальной по сей день педагогической системы, ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни общества в целом. Известный немецкий композитор, педагог, создатель системы детского инструментального музицирования К. Орф в 1924 году основал в Мюнхене школу, в которой обучение и воспитание детей проводилось по системе ритмических движений (гимнастика, танец, пантомима), в сочетании со словом и коллективным музицированием.
Автор интересного исследования «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Б.Кабалевский и др.) говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Кроме того, Д.Б. Кабалевский был убеждён в том, что музыка - не простое развлечение или добавление, не «гарнир» к жизни которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. В настоящее время в ряде стран (Англия, Канада, Япония и др.) музыкальное искусство является обязательным предметом не только в общеобразовательной школе (причем, и в старших классах тоже), но и в высших учебных заведениях.
Музыка как временное искусство универсально ещё и потому, что воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования и пр. Она является выражением содержательно-эмоциональной взаимосвязи между человеком и миром. Только музыкальное искусство способно непосредственно воздействовать на эмоциональную сферу человека, заставляя его прислушаться к звукам мира и звукам собственной души, упорядочивать и согласовывать их между собой. В.Г. Белинский считал, что влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать, но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни. Эта способность музыкального искусства особенно важна для сирот, поскольку позволяет глубже и адекватнее почувствовать и осознать свою взаимосвязь с окружающим миром, культурой, людьми.
Велика роль в этом процессе педагога-музыканта, музыкального руководителя. Она заключается в том, чтобы максимально использовать педагогический потенциал музыкального искусства и других искусств, воспитать в детях способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, беречь, созидать, приумножать, а не разрушать. И чем раньше и больше воспитанников осознают это, почувствуют, в том числе, через музыку, свое истинное предназначение в природе и обществе, тем реальнее будут их социализация и инкультурация, оптимистичнее будущее.
Практика работы музыкальным руководителем центре содействия семейному воспитанию подтверждает, что развитие эмоциональной сферы воспитанников на музыкальных занятиях недостаточно эффективно. Поэтому, отдавая приоритет типовой программе по музыкальному воспитанию нами разработана экспериментальная программа развития эмоциональной сферы дошкольников на дополнительных музыкальных занятиях. Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников – воспитанников центра содействия семейному воспитанию. Основные задачи: развить у детей положительные качества характера (доброта, сопереживание, отзывчивость); научить детей понимать собственное эмоциональное состояние и распознавать чувства других людей; обогатить словарный запас детей, познакомить со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния. Работа строится на основе сотрудничества ребенка со взрослым и другими детьми. Главное на занятии – создание доброжелательной, творческой атмосферы, положительное эмоциональное оценивание любого достижения воспитанника.
Программа составлена для работы с детьми 5-8 лет, которые проживают в центрах содействия семейному воспитанию и включает в себя 20 занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут, одновременно с детьми разного уровня развития и возраста.
Программа разработана с учетом специфики психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста и реализуется как практический развивающий курс.
Структура занятия включает в себя три взаимосвязанных части:
-организационную (приветствие, приветственный ритуал-«настройка»);
-основную (различные виды деятельности в соответствии с темой занятия);
-заключительную (прощание, ритуальное прощание-песня).
Занятия проводятся по следующим темам: «Угадай настроение», «Наши любимые цветы», «Мы и наши четвероногие друзья».
Воспитанники центра часто не могут правильно распознать эмоциональные состояния других людей, выразить словами своё настроение. Для становления нравственно-эмоциональной сферы у детей на музыкальных занятиях были использованы музыкальные игры, например:
1. Игра “Угадай настроение” направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние, изображённое в музыкальном произведении. После прослушивания музыкального произведения и определения настроения детям предлагается изобразить различные эмоциональные состояния. Данная игра позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций. Она обогащает и активизирует словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
2. Игра «Пропой ласково». Дети сами придумывают мелодию и пропевают свои имена и имена своих товарищей в уменьшительно-ласкательной форме. Зачастую воспитанники не могут назвать себя по имени, а тем более ласково, в ответ на просьбу назвать имя произносят имя и фамилию без паузы. Данная игра помогает формированию у детей позитивного отношения к себе, доброжелательного отношения к сверстникам.
3. Игра «Тра-та-та». Ход игры: все поют зачин с элементарными движениями, два ребёнка образуют ворота, в которые заходят разные герои (бабка, дедка, птичка, робот, козлик, кузнечик и т.п.). Данная игра учит детей самим изображать различные эмоциональное состояния (грусть, радость, удивление, злость), направлена на эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческих ситуаций у ребёнка.
Свидетельством педагогической эффективности каждого из проведенных занятий является положительный эмоциональный настрой и дружелюбие детей в отношении к педагогу и к друг к другу.
Оптимальное количество детей в группе 7-8 человек.
Только систематическая работа по воспитанию у воспитанников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, как доброта и отзывчивость, щедрость и гуманность, готовность прийти на помощь.
Работу по развитию нравственно-эмоциональной сферы в условиях центра содействия семейному воспитанию необходимо проводить непрерывно, так как замена семьи жизнью в сиротском учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые восемь лет жизни. Таким образом, необходимо как можно эффективнее использовать средства и методы музыкального воспитания в формировании социально востребованных личностных качеств.
Эмоционально-нравственное развитие ребенка является важным фактором становления его личности. А значит – положительных психосоциальных изменений в обществе, снижении безнравственности в стране.
Музыкальное воспитание детей 5-8 лет в условиях центра содействия семейному воспитанию представляет собой важный педагогический ресурс эффективной подготовки будущих граждан к самостоятельной жизни, в основе которой – любовь ко всему живому, уважение к другим людям, эмоционально положительное отношение к собственной личности. Содержание, методы и формы работы в этом направлении - одна из актуальных проблем современного музыкального воспитания и образования, призванного обеспечить развитие всех без исключения детей, их позитивное существование в человеческом сообществе.
Список литературы:
1.Годовникова Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном образовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс – Волгоград: Учитель, 2014
2. Перегуд А.И. Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях ОЭР – СПб.: Детство-Пресс - 2012
3. Серебрякова М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у старших дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. ФГОС – М.:АРКТИ, 2015
4. Староверова М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы – М.: ВЛАДОС, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профориентационное сопровождение детей с ОВЗ, в рамках межсетевого сотрудничества районного опорного Центра социализации детей и подростков и Центра содействия семейному воспитанию Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья посвящена организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростка в рамках межсетевого взаимодействия Районного опорного Центра социализации детей и Цент...
Гражданско-правовое воспитание детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения детей - сирот и детей оставшихся без по...
Организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов воспитанников, их общее социально-личностное развитие в условиях «СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 7»
Формирование мотивации познавательной деятельности подростков в условиях СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию №7" по трем направлениям:1....
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ В ЦЕНТРАХ СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
В статье отражаются основные моменты адаптации воспитанников в условиях социального учреждения...
Подготовка воспитанников Центра содействия семейному воспитанию к проживанию в семье
Подготовка детей – сирот к проживанию в замещающей семье – это комплекс мер психолого - педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о с...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...
Патриотическое воспитание подростков в условия Центра содействия семейному воспитанию
Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Сегодня не многие люди являются настоящими патриотами. Любые крупные социально-политические изменения в с...