Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра
учебно-методический материал по теме
Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testoplastika_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya_vospitannikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, соленое тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Из истории тестопластики… Старинный русский народный промысел – лепка из соленого теста – упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль – служили оберегами. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Для сохранения изделий от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто.
Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».
Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала.
В 17 веке в Китае из солёного теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.
В Германии было принято изготавливать рождественские сувениры из солёного теста. Считалось, что эти украшения приносят удачу хозяевам дома.
В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Преимущества соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
- легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот – невкусно!!!
- если оно правильно замешано, лепиться замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе;
- возможности для росписи практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком – сохраниться на века…
- с готовым изделием можно играть – без боязни, что оно потеряет форму.
Лепить из теста – одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы сделают ваш дом непохожим на другие, наполнят его уютом и душевным теплом.
Классический рецепт теста. Мука – 300 г (2 чашки). Соль – 300 г (1 чашка).
Вода – 200 г (200 мл).
Набор инструментов: кисточка для смачивания теста. Стеки. Баночка с водой. Гуашь и акварельные краски. Картон. Зубочистки. Маленькая скалочка.
Способы сушки. Воздушная сушка. Сушка в газовой плите. На батарее центрально отопления в зимний период.
Способы окрашивания.
- Готовые, высушенные изделия можно покрывать лаком, красками (гуашь или акварель с добавлением клея пва).
- Краски (гуашь или акварель) можно добавлять в тесто при замешивании.
Перед началом занятий тестопластикой проводится массаж кистей рук с помощью массажера «Су – Джок».
Заниматься тестопластикой можно как с воспитанниками, так и педагогами.
Влияние занятий тестопластикой на развитие ребенка.
Тестопластика выполняет следующие функции.
Коррекционно – развивающую: развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
Обучающую: расширение знаний и представлений о самом себе, других людях, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную: развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально- адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитательную: развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Здоровьесберегающее и развивающее влияние занятий тестопластикой для педагогов:
- Профилактика эмоционального выгорания;
- Формирование положительной самооценки;
- Реализация творческого потенциала;
- Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье;
- Развитие мелкой моторики, создание целостного образа;
- Передача приемов лепки с целью обучения детей (взрослых);
- Профессиональная самореализация педагога.
Таким образом, тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»
Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...
Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»
Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...
Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра
Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ....
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...
Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра
В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состоя...