Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО
статья (5 класс) по теме
Анализ опыта работы по географии и биологии в 5 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_i_problemy_estestvennonauchnogo_obrazovaniya_pri_vnedrenii_fgos_ooo.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении
ФГОС ООО в МОУ «Дашковская СОШ»»
Уважаемые коллеги, МОУ «Дашковская СОШ» за 2012-2013 учебный год была проделана большая работа по реализации ФГОС ООО. Методом проб и ошибок мы достигли определённых результатов, которыми хочется поделиться.
Процесс внедрения ФГОС ООО в школе был и является последовательным и целенаправленным.
В нашей школе ФГОС ООО реализуется в блоке естественнонаучного цикла по предметам биология и география, и на занятиях по внеурочной деятельности «Основы экологии».
Мы в самом начале пути, только набираем опыт и столкнулись с первыми проблемами, о которых я и хочу вам рассказать. В работу была включены три пятых класса, то есть вся параллель.
На наш взгляд, ключевой фигурой современной школы является учитель. От его профессионализма зависит качество образования, В нашем случае получилось все очень удачно. Реализовывали проект педагоги со стажем более 15 лет, практический педагогический опыт которых позволил достигнуть поставленные цели и задачи.(Ярочкина С.И.-первая квалиф. категория, Коваленко Н.П.- высшая квалиф. категория)
Важно понять, что наличие педагогического опыта необходимо, но у молодых педагогов этого опыта нет. Выходом из в такой ситуации является целенаправленная методическая помощь.
Одним из сложных моментов при подготовки к урокам является моделирование проблемных ситуаций и вариантов их решения. При реализации задач на уроке надо постоянно быть готовым к самым нестандартным решениям, которые предлагают ученики и уметь скорректировать всю деятельность на уроке в нужном направлении для достижения необходимого результата.
Опыт работы показал, что иногда ребята не в состоянии поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно самостоятельно, что зависит от уровня подготовленности класса, от учебного материала, психоэмоционального состояния учащихся и ряда других причин.
Методическое сопровождение ФГОС ООО осуществлялось с помощью работы творческой группы, в которой каждый педагог выбирал свои способы и формы повышения мастерства. Примером может служить тот факт, что все учителя прошли очные курсы повышения квалификации «Навыки профессиональной и личной эффективности» в рамках проекта «Школа цифрового века», постоянно участвуют в вебинарах издательств «Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
положительная мотивация заметно растет;
все учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения. Из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС были выбраны классические линии УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина, А.А. Плешакова, по географии под редакцией А. А. Плешакова, В. И. Сонина, И. И. Бариновой. Годовой опыт подтвердил, что выбор учебников был правильным. Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствуют эффективному усвоению учебного материала.
Мои коллеги использовали в своей работе рабочие тетради на печатной основе. По биологии оказалось очень удобно и эффективно, по географии возникали трудности, например, связанные с тем, что размер контурных карт в рабочих тетрадях меньше, а почерк у пятиклассников крупный и им неудобно делать подписи. Было принято решение использовать в дальнейшем рабочие тетради для выполнения домашних заданий.
По учебному плану в 5 классе не предусмотрен предмет «информатика», а без навыков работы с компьютером невозможно реализовывать проектную деятельность учащихся. Выход из этого противоречия планируется найти через реализацию программ по информатике во внеурочной деятельности учащихся.
В этой связи, с использованием электронного приложения к учебникам учащихся не должно возникать проблем. В прошлом учебном году были трудности с регистрацией приложения, так как отсутствует дома доступ в интернет, отсутствует компьютер, или не хватает знаний.
С этого учебного года в школе расширилась возможность свободного доступа к информационным сервисам, позволяющая, пользоваться ресурсами сети интернет.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.
Результаты опроса учителей показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: участие в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, 100% курсовую подготовку, организованное методическое сопровождение, именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным. В настоящее время в нашей школе разработано Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся основной ступени образования, в котором определены формы и порядок оценки планируемых результатов и идет процесс апробации.
На протяжении обучения пятиклассников тщательно отслеживался уровень развития каждого ребенка, фиксировались все достигнутые результаты. Итоги доводились до родителей, обсуждались на родительских собраниях и в индивидуальной беседе, анализировались.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект.
Учащиеся представляли мини – проекты по биологии на тему «Характеристика многообразия живых организмов» в виде рисунков, презентаций. На внеурочных занятиях ученики готовили проекты по темам: «Жизнь растений и животных осенью, зимой, весной, летом», «Среды обитания организмов», ученики участвовали во всех экологических акциях, которые проводились в нашей школе, например: «Берегите ели», «Покормите птиц», «Первоцвет», «Весенний дым».
По курсу географии ребята создавали план-схемы по сказке. Самостоятельно подготовили презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников», по теме «Ученые, перевернувшие мир», о природе разных материков. Создавали модели «Солнечной системы», «Вулкана».
В течение учебного года учителя делились своим опытом на школьном, муниципальном, региональном уровнях по вопросам введения ФГОС ООО. Проводили открытые уроки, мероприятия. На официальном сайте школы регулярно обновляется и дополняется информация о процессе перехода школы на ФГОС ООО.
Проблем много. Они решаемы. Надо помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя.
Итак, надеемся, что наш опыт работы будет полезен для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыков
Опыт и проблемы по развитию индивидуальной траектории обучающихся в формировании исследовательских навыковАннотация Статья содержит информацию об опыте и проблемах по формирова...
Опыт работы учителей естественнонаучного цикла МБОУ СОШ № 23 по экологическому образованию школьников
Актуальность формирования экологической культуры у подрастающего поколения сегодня не вызывает ни у кого сомнений. Школа признана центральным звеном в системе непрерывного экологи...
Статья: "Социальная ответственность в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования: опыт и проблемы»
Статья для сотрудников учреждений дополнительного образования...
Опыт работы педагога дополнительного образования «Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования»
Изготовление театральных кукол - один из методов работы с детьми в области художественного образования....
Новое качество образования. Педагогический опыт решения проблемы
Из опыта моделирования уроков на основе диалектического подхода (разрешения объективных противоречий) как основание перехода к новому качеству образования...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...
Практический опыт реализации программ дополнительного образования в рамках инклюзивного образования
В статье рассмотрены вопросы по реализации дополнительных образовательных программ по адаптивным видам спорта. Статья предназначена для руководителей, заместителей руководителя, инструкторов-методисто...