Самообразование в образовательной деятельности
учебно-методический материал по теме

Тема самообразования в воспитательной деятельности над которой я работаю с 2009 года - "Деятельностный подход в обучении биологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край Павловский район станица Павловская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Павловской

Тема: Деятельностный подход  в обучении

с 01.09.2010 года

Марина Елена Витальевна

Учитель биологии

МБОУ СОШ № 3

  1. Цель и задачи, реализации данной темы

Цель:

Использование в практической деятельности элементов технологии деятельностного обучения в практике учителя биологии

Задачи:

  1. Научиться использовать элементы деятельностного подхода в обучении
  2. Изучить перспективны развития данной технологии в процессе перехода  к новым образовательным стандартам
  3. Выявить результативность применения элементов деятельностного обучения в средней школе

  1. Условия возникновения темы и ее актуальность

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и, в первую очередь, на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

Сегодня школа в большей степени нацелена на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у школьника механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Не зря школа работает над методической темой «Внедрение современных технологий в образовательном процессе на основе личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся».

Личностно-ориентированное обучение утверждает ученика в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса. Ученик развивается в соответствии с собственными возможностями. Цель такого воспитания состоит в том, чтобы каждый ребенок мог стать равноправным субъектом деятельности познания и общения, свободной, самодеятельной личностью.

На мой взгляд, серьезную помощь в достижении поставленных целей может сыграть использование в процессе обучения биологии таких методов, как деятельностное обучение.

Применение элементов деятельностного подхода в обучении на уроках биологии  способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них творческого мышления.

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося, поэтому любой метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность. Комплексное использование методов деятельностного обучения даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

  1. Теоретическое обоснование темы.

Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос «как учить?» выводит нас на категорию методов обучения. Без методов не возможно достичь поставленной цели, наполнить обучение необходимым содержанием. Метод связывает запроектированную цель и конечный результат. Как многомерное образование метод обучения имеет множество признаков. По каждому из них методы можно классифицировать. Одна из наиболее распространенных классификаций методов обучения основывается на таком понятии. Как тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной  деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. В данной классификации и выделяются методы исследовательской и частично-поисковой деятельности.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

  1. знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
  2. учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  3. учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Учебная деятельность развивается по схеме: учитель - учащиеся  учитель - учащиеся и т.д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому; что:

  1. учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
  2. знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
  3. деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
  4. учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки - значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся.

Исследовательская деятельность в отличие от частично-поисковой предполагает наличие первоначальных умений и навыков самостоятельной работы. Поэтому на первых этапах обучения используется частично-поисковый метод работы с постепенным привитием учащимся навыков исследовательской деятельности увеличивая степень самостоятельности в приобретении и усвоении новых знаний.

При исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

В конечном результате учащиеся, у которых сформировано исследовательское мировоззрение,  навыки научной деятельности могут привлекаться к научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Такая деятельность может осуществляться  через работу в научном обществе учащихся «Гейзер».

Комплексное использование методов исследовательской и частично-поисковой деятельности даёт возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому-то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения.

  1.  Технология применения темы в практике работы.

Деятельностный подход в обучении биологии.

В основе деятельностного  подхода в обучении биологии   лежит задача научить учеников пользоваться  знаниями в своей учебной  и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования  своего опыты и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята  в процессе обучения учатся  использовать полученные знания  в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения  предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом  темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни  человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем  их многократного  употребления для решения задач  с использованием  этих знаний.. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) мы достигаем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем  необходимых  всем людям знаний, которые усваиваются при многократном  их использовании) и курса  биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники)

В связи с таким подходом урок по биологии выглядит следующим образом.

Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром  для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учеников сообразить, какие  знания у них уже есть для решения поставленной проблемы, а каких знаний им не хватает.  Ученики обсуждают в начале знания, которые им пригодятся для изучения новой темы. (В том числе параллельно идет проверка домашнего задания.) Чем  более важны понятия, тем чаще им приходиться их использовать на каждом уроке. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапе актуализации знаний и постоянное обнаружение все новых связей  изученных понятий с новым учебным материалом

Один из возможных вариантов проведения этого этапа может выглядеть следующим образом. Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа «Мы пока не знаем » На  левой половине  доски учитель фиксирует те знания, которыми уже обладают ученики, параллельно  проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний. На второй половине доски учитель вместе с учащимися записывает те знания, которые  понадобятся на  уроке, но которыми школьники не располагают. Именно эти знания предстоит «открыть » ребятам  с помощью  учителя на втором этапе урока.

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. При этом в  процессе беседы учитель с помощью ребят (побуждающий или подводящий диалог), или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае сложной темы) «открывает» суть незнакомого школьникам явления или закона природы и показывает , как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения  версий школьников учитель просит их проверить их правильность с помощью  учебника. В этом случае  появляется  мотивация  к чтению, ведь текст в учебнике  читается для проверки истинности  собственных высказываний.

Ученикам самостоятельно «открыть» можно далеко не все явления. Не менее  важно научить учеников не только делать самостоятельные предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса  используется доступная для учеников ситуация.  Дальнейшая  работа по изучению новой темы  строится путем  задавания учителем вопросов, ответы на которые учащиеся самостоятельно находят в тексте учебника. Наконец, самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам  путем проблемного рассказа.

Учащиеся учатся пользоваться книгами для поиска ответов на возникающие у них вопросы. Важную роль в этом играют популярные книги, используя которые школьники подготавливают свои сообщения.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний. 

Вначале  учитель предлагает ученикам  ответить на репродуктивные  вопросы, помещенные в конце параграфа. Это необходимо для проверки  усвоения материала новой темы.

Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они выполняют  лабораторную работу или решают задачи.

В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания  для объяснения  окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен  и на него уходит много времени.  При обсуждении работ надо найти то общее, что  является главным содержанием  изучаемой темы, а кроме того , поделится  особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

На дом ребятам может быть задано: чтение текста и подготовка ответов на устные творческие вопросы.

К элементам технологии деятельностного подхода в обучении относятся методы частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся

 

Методы организации частично-поисковой и исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии могут быть организованы практически на всех этапах урока:

  1. Этап всесторонней проверки ЗУН:

Задача: проверка объема, правильности знаний, а также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике.

Примеры организации деятельности:

  1. «Разделите предложенные вам гербарии растений на две группы, в зависимости от типа их корневой системы»
  2. «Рассмотрите предложенный вам гербарий и сделайте вывод о систематической принадлежности данного растения, аргументируйте ваш ответ»
  1. Этап усвоения новых знаний

Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а также правила, принципы, законы. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению.

Примеры организации деятельности:

  1. «Используя текст учебника, сформулируйте определение…»;
  2. «Приведите примеры данного явления, используя дополнительный материал, текст учебника или личный опыт»
  1. Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженный пробелы.

Способы организации деятельности:

  1. «Сравните внешнее строение представителей отделов Плауновидные и Хвощевидные, выделите сходства и различия»
  2. «Выделите в процессе эволюции органического мира крупные ароморфозы»
  1. Этап закрепления нового материала

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

В курсе изучения предмета биологии большое значение уделяется реализации практической части программы, поэтому наиболее распространенной формой деятельности на данном этапе является выполнение практических и лабораторных работ. В зависимости от уровня умений и навыков учащихся выполнение лабораторных и практических работ может носить частично-поисковый или исследовательский характер.

  1. Домашнее задание

Для более сильных учащихся домашнее задание может включать такие виды деятельности, как подготовка сообщений или рефератов по заданной теме, что развивает не только общеучебные навыки, но прививает такие важные умения, как самостоятельная работа с литературными источниками, отбор материала, соответствующего теме, изложение подготовленного материала перед классом.

Учащимся, для которых процесс обучения является затруднительным, могут быть преложены для выполнения в более комфортных для них условиях те задания, которые будут затем выполнятся в классе в более быстром темпе.

Организация исследовательской деятельности учащихся на этапах формирования навыков и умений может проходить через обучение реферативной работе. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблемы. Специфика реферата заключается в том, что, во-первых, в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок, а во-вторых, он отвечает на вопрос о том, что нового, существенного содержится в тексте.

Задания реферативного характера наиболее целесообразны для обучения учащихся 8-9 классов. В курсе изучения анатомии (8 класс) особенно эффективны задания, касающиеся гигиены и заболеваний различных, в данный момент изучаемых систем органов.

Дальнейшее развитие исследовательских навыков и научного мировоззрения учащихся может осуществляться через индивидуальную работу в рамках научного общества учащихся «Гейзер».

Элементы исследовательской деятельности целесообразно применять и во внеклассной работе, например, при организации различных викторин, конкурсов, в ходе которых учащимся дается возможность, имея определенный набор базовых знаний, решать нестандартные задания, делать выводы.

4. Результативность

Предлагаемые результаты использования элементов технологии деятельностного обучения на уроках биологии:

  1. Привитие прочных теоретических знаний и умений, а также умения их применять на практике.
  2. Сформировать у учащихся научное мировоззрение
  3. Сформировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения, способствующие повышению самостоятельности и как следствие самооценки.
  4. Развивать у учащихся познавательный интерес и мотивацию к обучению.
  5. Развивать творческие и познавательные способности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по самообразованию по теме: "Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с ОНР в процессе образовательной деятельности"

Проект по самообразованию по теме: " Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с ОНР в процессе образовательной деятельности"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

План по самообразованию «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательных технологий»

План самообразования учителя физики и математикиТема «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики и математики через использование современных образовательны...

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность)»

Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках технологии  (проектная деятельность)»...