Самообразование «Игра как средство образовательной деятельности у школьников».
проект
Материал по теме самообразования
Скачать:
Предварительный просмотр:
САМООБРАЗОВАНИЕ
ТЕМА: «Игра как средство образовательной деятельности у школьников».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у школьников».
Начало работы над темой: 01.09.2016г.
Окончание работы над темой: 10.05. 2019г.
1. ФИО педагога – Суворова Екатерина Сергеевна
2. Образование / категория – высшее/ 1 категория
План работы над темой.
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) этап.
Актуальность темы:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое
место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него непросто интересное время препровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей
образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Определение целей и задач работы над темой.
Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.
Задачи:
- Формировать способности к творческому саморазвитию и игровой деятельности.
- Освоить современные технологии и методы организации игры.
- Изучить особенности организации игровых моментов в группе, привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
- Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
- Изучить психолого-педагогические особенности детей.
Ожидаемый результат:
Дети должны научиться контролировать своё поведение, самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр, поддерживать интерес к разным видам игр. У детей должен развиваться интерес к игре, инициатива, организаторские способности.
«Игра как средство образовательной деятельности»
Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ознаменовало собой появление прогрессивных тенденций в дошкольном образовании. В первую очередь это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе.
Одним из важных принципов ФГОС является поддержка разнообразия детства, а не его унификация, т. е. в должны быть созданы такие условия развития детей, в которых будут учтены все возможности и особенности не только психического и физического развития, но и социальное окружение ребенка, его национальные, культурные и религиозные привязанности.
Как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а одна из задач дошкольного образовательного учреждения заключается в создании гармоничных условий развития одаренных детей с учетом интеллектуальных, психических, физических и возрастных особенностей и желания получать все новые знания в той или иной области. Родители считают, дети с высоким уровнем интеллекта должны раскрыть весь свой потенциал, однако, важно отметить, что множество разнообразных дополнительных занятий и кружков не дают ребенку возможности быть ребенком, поскольку завышенная планка родителей не оставляет детям времени на игры со сверстниками.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.
Радость игры – это радость творчества. Уже в первых своих играх ребенок испытывает удовлетворение от выполнения задуманного. Многие игры доставляют детям радость от удовлетворения потребности в движении, в подражании. Малышам нравится и сам процесс сооружения постройки из строительного материала – или из песка, в то же время заметна радость от результатов приложенных усилий, проявления самостоятельности, фантазии. Необходимо так организовать игру, чтобы она была радостной во всех отношениях.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения.
1. Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребенка являются первоочередными.
2. Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства. Воспитателю необходимо предусматривать формирование у детей в единстве положительных реальных взаимоотношений и нравственно ценных отношений, обусловленных ролью.
3. Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
- Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
- Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
- С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.
- Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.
- Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.
- Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
- В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.
Виды игр для развития ребенка
Виды игр для ребенка:
- подвижные игры,
- ролевые игры,
- настольные игры,
- дидактические игры,
- деловые игры и пр.
Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка
Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Современный ребенок постоянно находится на грани стресса. Особенно это касается детей, живущих в мегаполисах. Занятость родителей, их социальная усталость, отсутствие помощников в воспитании детей, или излишнее их количество, все это обременяет детей, уродуя их психику и физическое здоровье. Отмечаемое в мире снижение объема двигательных нагрузок не обошло стороной и детей. Современный ребенок нездоров. У него сколиоз, гастрит, нервные заболевания и хроническая усталость от притязаний взрослых. Подобное состояние приводит к нервно-психической и общей соматической ослабленности, что в свою очередь вызывает чрезмерное утомление и понижение работоспособности ребенка. Вот тут-то подвижные игры и кстати. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.
Таким образом, спецификой подвижных игр является то, что их использование дает не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.
Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка
Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.
Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.
В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Самая убедительная игра может стать неинтересной для тех ребят, которые окажутся не у дел. Заинтересованность определяется теми возможностями, которые предоставляются ребенку в игре ролью. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они приемлемы только в юмористических ситуациях.
Для ребенка очень важно распределение ролей. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала детям решить проблемы индивидуального характера. К таким проблемам можно отнести следующие затруднения, которые испытывают дети. Слабо выраженное умение организовать свою деятельность; отсутствие авторитета среди сверстников, недисциплинированность и многое другое.
Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.
Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.
Если он играет один, то эти роли выражают увиденный ребенком тип поведения взрослого. Если это мальчик, то он водит машину, строит дом, приходит с работы домой и пр. Если же играет девочка, то она выбирает роль мамы, врача, учительницы. Если же речь идет о групповых играх, то ребенок в три года не разделяет особенно половую принадлежность игровой роли и мальчик с удовольствием играет роль мамы или учительницы.
Взаимоотношения детей в игре бывают игровыми и неигровыми, реальными. Не надо путать эти два вида. Игровые отношения выражаются в том, что ребенок соответственно правилам играет роль. Если роль требует от него каких-то положительных действий по отношению к другому ребенку, то это вовсе не значит, что после игры его отношение, заданное ролью, будет продолжаться. Напротив, оно может быть диаметрально противоположным. Это важно понять и не возлагать на игру лишних надежд. Не следует полагать, что игра автоматически будет воспитывать ребенка и прививать ему весь комплекс жизненно важных ценностей, корректировать его манеру поведения и вообще научит жизни. Большая роль в решении этих задач отводится взрослым. Именно им предстоит научить малыша в ходе игры решать практические задачи, которые помогут освоить разнообразные жизненные пространства.
Дидактические игры и их значение для ребенка
Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.
Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Правила организации игровых моментов
Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры.
- В возрасте 4 -5 лет внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения.
- Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …
- Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.
- Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.
- Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!
Какова же роль игры в жизни ребенка?
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу», начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Заключение
Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости.
Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям.
Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных «Программой воспитания и обучения в детском саду», в наиболее приемлемой для детей форме.
Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
План по самообразованию на 2015 - 2016 учебный год
"Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выводы |
Изучение | Сентябрь | 1. Дыбина О. В. «Игровые 6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. | |
Работа с детьми | сентябрь | Подвижные и народные | Игровой досуг: «Русские |
октябрь | Неделя игры | Вечер игр: «Весёлые игры» | |
декабрь | Досуг вместе с родителями | «Будем спортом | |
февраль | Дидактические игры по обучению грамоте | ||
март | Вечер игр
| «Весёлые игры» «Моя любимая | |
апрель | Неделя настольных игр | «Что? Где? Когда?» «Календарь природы» «Лото» «Четвертый лишний» и пр. | |
Май | Игровой досуг | «Увлекательное путешествие в |
Работа с родителями:
Консультация: «Роль игры в жизни ребенка» (Сентябрь)
Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших детей» (Октябрь)
Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь)
Памятка для родителей: «Чему ребенок обучается в игре?» (Декабрь)
Спортивный досуг вместе с родителями «Будем спортом заниматься» (Декабрь)
Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» (Февраль)
Выставка детских рисунков: «Моя любимая игрушка» (Март)
Вечер игр: «Весёлые игры» (Март)
Консультация для родителей: «Игры на развитие внимания» (Апрель)
Заключительный обобщающий этап
Создание картотеки игр.
Выступление на МО «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Составление конспектов занятий, развлечений.
Отчет по проделанной работе по плану самообразования на МО
Отчет по самообразованию в старшей группе за 2015-2016 учебный год воспитателя С. А. Гололобовой по теме: «Игра, как средство образовательной деятельности»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Тема самообразования «Игра, как средство образовательной деятельности» выбрана тема мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Мною была рассмотрена и изучена литература: Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»; Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»; Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях; Бойченко H. A.
«Сюжетно – ролевые игры дошкольников»; Н. В. Краснощекова «Игры для детей
дошкольного возраста»; Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально - нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»;
Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду»;
Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях;
Бойченко H. A. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников»;
Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»;
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
«Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик
«Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова
«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы - формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игр.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
• изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме;
• создание предметно - игровую среду, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• классифицирование игр для воспитания нравственных качеств и подготовка их обеспечения;
• проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств;
• повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
• повышение личной компетентности в данном вопросе.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий:
• правильная организация и руководство игрой;
• правильно сформулированная мотивация;
• многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность;
• учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений;
• общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных;
• рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении;
• сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я разработала планирование игр с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей дошкольного возраста. Также я изготовила картотеку игр. В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о выборе игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
Самым главным показателем результативности моей работы, считаю: когда от детей, без моей подсказки, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие «ростки» нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В работу учителю
Методический материал «Игры и игровые упражнения для развития
мышления у детей с нарушением интеллекта»
№ | Игра и ее содержание | Мыслительные операции |
1 | Игра « Найди такую же игрушку» Инструкция: детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. | Сравнение |
2 | Игра «Чудесный мешочек» Инструкция: В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: 1 катушка, пуговица, резиновую игрушку,2 ложки. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые. | Сравнение |
3 | Игра « Бабочка и цветок» Инструкция: Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Обращая внимание на то, что цвет бабочки и цветка совпадают. | Сравнение |
4 | Игра «Пирамидка» (большая) Пирамидка-неваляшка с яркими колечкам. Инструкция: необходимо нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра или по цвету. | Синтез |
5 | Игра «Почтовый ящик» Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Педагог берет одну из фигур, показывает её основание. Обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу ребенку. Инструкция: « Опусти все фигуры в коробку». | Синтез |
6 | Игра «Что нарисовал художник» Инструкция: Детям раздаются натуральные предметы, подобранные по лексическим темам (фрукты, овощи) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает о предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем перечисляются его признаки, дети отгадывают предмет. | Синтез |
7 | Игра «Что здесь лишнее?» Ребенку предлагают предметные игрушки. Инструкция: Внимательно посмотрите на четыре предметные игрушки и определи, какой предмет и почему является лишним. | Анализ |
8 | Игра «Пирамидка» (маленькая) Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей. Инструкция: Посмотрите внимательно и подумайте, в каком порядке необходимо нанизывает колечки на стержень, для того чтобы появилась «пчелка». | Анализ |
9 | Игра «Светофор» Педагог знакомит детей со светофором, показывает как загорается свет. Вспоминают на какой цвет какие делают действия. Инструкция: Внимательно смотрите, какой цвет у светофора, при каком цвете светофора нужно двигаться, приготовиться, идти. | Анализ |
10 | Игра « Зоопарк » Педагог строит «зоопарк» и располагает в одном вагоне зверей, а в другом – птиц. Инструкция: Посмотрите внимательно, подумайте и найдите дом для животных и дом для птиц. Расставьте всех по местам. | Обобщение |
11 | Игра «По грибы» Педагог расставляет на полу грибы трех цветов (шляпки грибов красного, желтого, коричневого | Обобщение |
цвета), берет три корзинки - красного, желтого, коричневого цвета. Инструкция: В корзинку нужно положить грибы такого цвета, какого цвета корзинки. | ||
12 | Игра «Разложи предметы по местам» Педагог расставляет предметы, дети рассматривают их. Инструкция: Детям предлагается найти и поставить предмет, который похож на треугольник, назвать цвет предмета ( например: пирамидка похожа на треугольник, красного цвета и т. д.). | Обобщение |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития сенсорных процессов.
СПРЯЧЬ МЫШКУ
Цель. Закрепление знаний шести цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, синий, фиолетовый и их названий.
Материал.
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы, мягкая игрушка — кошка.
Рекомендации к проведению.
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит ребенка с правилами игры, затем они играют вместе. Педагог раскладывает на столе три домика, рядом кладет квадраты-дверцы шести цветов. Для того, чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик. Если дверца-квадратик будет другого цвета, отличного от цвета домика, придёт кошка и съест мышку.
Когда все дверцы закрыты, приходит кошка — «ловить мышей». Не найдя ни одной не правильно закрытой дверцы кошка уходит.
Затем ребенку даются три «мышкиных домика» и шесть квадратов всех цветов, предлагается спрятать мышек, пока кошка спит. Ребенок выбирает квадраты-дверцы тех же цветов, что и «мышкины домики», лежащие перед ним, и закрывает их. (Если ребенок ошибается, взрослый вместе с ним ищет нужную дверцу, чтобы надежно спрятать мышку от кошки.) Затем количество домиков можно увеличить.
Примечание: Количество домиков у ребенка варьируется от 3 до 6. Игру можно повторять несколько раз.
В СТРАНЕ ФИГУРОК «ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель.Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Материал.
Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; у ребенка - одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению.
Педагог приглашает ребенка в страну фигурок-«человечков», рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурок-«человечков»), обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Педагог поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
Примечание. Для групповых занятий в более сильной подгруппе у детей по две фигуры каждой формы, в более слабой — по одной фигуре каждой формы.
АППЛИКАЦИЯ «САЛФЕТОЧКИ ДЛЯ ФИГУРОК-«ЧЕЛОВЕЧКОВ»
Цель.Ознакомление детей с овалом и прямоугольником.
Материал.
Картонный овал и прямоугольник с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»;
у ребенка - 2 прямоугольных листа бумаги для аппликации (один с контурным изображением овала, другой — с контурным изображением прямоугольника), по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Педагог напоминает ребенку о стране фигурок-«человечков» и предлагает познакомиться с новыми «жителями» этой страны. Ребенок вместе с педагогом рассматривает овал и прямоугольник; педагог называет их, просит ребенка сказать, на какую из знакомых ему фигурок похож овал и на какую — прямоугольник. (Овал похож на круг, только немного вытянут; прямоугольник похож на квадрат, но тоже вытянутый.) Далее ребенок выполняет аппликацию салфеток для фигурок-«человечков», наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарит салфетки той фигурке, для которой она сделана.
КТО ГДЕ СПИТ Цель. Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Материал.
Большие фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки);
у ребенка - те же фигуры меньших размеров с «лицами» — один набор; карточки с контурным изображением тех же фигур, той же величины.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вспоминает названия знакомых фигурок-«человечков». Педагог поочередно показывает большие фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, педагог выясняет, помнит ли ребенок «имя» (название) фигурки-«человечка». Затем педагог предлагает поиграть с маленькими фи-гурками-«человечками»: уставших «человечков» надо уложить спать в подходящие для них «кроватки», т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.
Примечание. Для групповых занятий: в более сильной подгруппе размер фигур может быть меньше, чем контуры на карточке.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом.
Материал.
Карточка, разделенная на 6 клеток, карточки шести цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового), набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов.
Рекомендации к проведению.
Педагог дает ребенку большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, предлагая представить, что это цветные комнаты, в которых живут различные разноцветные игрушки. Ребенок вместе со взрослым рассматривает разноцветные комнаты, называет, какого они цвета. Далее взрослый дает ребенку коробку с силуэтами игрушек шести цветов спектра, просит рассмотреть их, обращает внимание на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая) и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная рыбка, красный флажок). Затем проводится игра: ребенок раскладывает силуэты игрушек но « комнатам», подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату — все красные игрушки, в синюю — все синие и т. д.).
Если задание выполнено правильно, на столе появляется многоцветный флажок. При появлении белого флажка ребенок ищет, какие игрушки попали не в свою «комнату».
Примечание. Количество игрушек в коробках может меняться в зависимости от степени подготовленности ребенка. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом «комнат».
ПОСТРОИМ БАШНЮ
Цель. Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: "большой", "средний", "маленький".
Материал.
Картинки с изображением зверей: медведя, лисы, мышки; 3 квадрата постепенно убывающей величины (большой, поменьше, самый маленький);
у ребенка - по три квадрата (большой, поменьше, самый маленький).
Рекомендации к проведению.
Педагог вместе с ребенком рассматривает изображенных на отдельных картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка).
Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу — самый большой квадрат, затем — поменьше, затем — самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга. Ребенок и взрослый обсуждают, где удобнее будет жить медведю (внизу), где — лисе (чуть повыше), а где — мышке (на самом верху).
После этого ребенок самостоятельно строит такую же башню из квадратов (дом для зверей) используя способ наложения.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством зверей и квадратов.
ЛОТО «ЦВЕТ»
Предлагаются два варианта игры, которые проводятся поэтапно.
I вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов шести цветов; маленькие карты с теми же изображениями.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Он раздает карты лото (на первых порах ребенок может играть с меньшим количеством карт) и предлагает рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» Если у ребенка есть такая же картинка, он отзывается, получает ее и закрывает картинку на карте. Взрослый действует аналогично, создавая в игре положительный эмоциональный настрой. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у взрослого и у ребенка.
Примечание. Если ребенок усвоил и запомнил 6 основных цветов спектра, ему можно дать две и более карт лото.
II вариант.
Цель. Развитие представлений об основных цветах спектра, подбор предметов по словесному описанию.
Материал. Тот же.
Рекомендации к проведению.
Игра проводится аналогично I варианту, но взрослый не показывает карточку, а только называет предмет и его цвет. Например: «У кого зеленая машина?», «У кого синее ведро?» и т. д. Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на карте лото. Таким образом ребенок ориентируется на название цветов предметов.
Примечание. Игра проводится тогда, когда ребенок начнет свободно ориентироваться в 6 цветах спектра.
ГОСТИ
Цель. со способом группировки но форме геометрических фигур, различающихся по цвету и величине.
Материал.
Картонные круг и овал с нарисованными лицами — фигурки-«человечки»; большие листы бумаги с контурными изображениями круга и овала — «домики» фигурок- « человечков »;
у ребенка - круги и овалы разных цветов и размеров — по 3—4 шт.
Рекомендации к проведению.
Педагог предлагает ребенку вспомнить про страну фигурок-«человечков» и поиграть с ними. Он достает из коробки большие круг и овал с нарисованными лицами и просит вспомнить их «имена»; сказать, чем отличаются круг и овал друг от друга (овал — вытянутый).
Далее проводится игра: ребенку предлагается помочь заблудившимся «младшим братцам» круга и овала (круги и овалы разного цвета и величины) найти свои «домики». Ребенок группирует все круги, раскладывая их на листе бумаги с контуром круга, все овалы — на листе с контуром овала.
Примечание. Игра проводится повторно с другими фигурами (треугольником, квадратом, прямоугольником).
АППЛИКАЦИЯ «ЕЛОЧКА»
Цель. Использование способа расположения предметов на листе бумаги в порядке убывания величины.
Материал.
Образец аппликации елочки;
у ребенка - по 4—5 треугольников постепенно убывающей величины, лист бумаги для аппликации, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Педагог показывает ребенку образец аппликации елки и предлагает ему сделать такую же. Внимание ребенка фиксируется на том, как расположить элементы аппликации, чтобы получилась красивая, стройная елочка (в порядке убывания величины).
Далее ребенок выполняет аппликацию: сначала раскладывает элементы аппликации в порядке убывания величины, затем наклеивает их.
НАКОРМИМ МИШЕК
Цель. Использование способа соотнесения предметов по величине при установлении соответствия между 2—3 предметными рядами.
Материал. Картинка с изображением 6—8 мишек, стоящих по росту, 6—8 мисочек постепенно убывающей величины; у ребенка - 6—8 мисочек убывающей величины.
Рекомендации к проведению.
Педагог вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что они стоят по росту. Ребенотс говорит, какой мишка самый большой, какой поменьше, еще меньше и т. д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить, что мишки пришли из леса и хотят есть, каждому мишке надо дать ту мисочку, из которой он привык есть (самому большому мишке — самую большую миску, тому, кто поменьше — самую большую из оставшихся и т. д.). Взрослый сопровождает свой рассказ показом способа выбора мисочек. Затем ребенок самостоятельно раскладывает миски для мишек у себя на столе, подбирая их но величине от самой большой до самой маленькой, соблюдая принцип отбора, — выбирать самую большую из оставшихся.
Примечание. Игра может проводиться повторно с большим количеством медведей и мисочек, а также с добавлением ложек в соответствии с размером и количеством мисок.
ОКРАСКА ВОДЫ
Цель. Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее».
Материал. 2 большие банки с наклейками темно-красного и светло-красного цветов, красная гуашевая краска, кисть;
у ребенка - 2 маленькие баночки с водой, красная гуашевая краска, кисточка.
Рекомендации к проведению.
Педагог предлагает ребенку поиграть: приготовить соки для кукол. Он показывает, как сделать «сок», — набирает на кисть немного краски и разводит ее в воде, вместе с ребенком рассматривает получившийся светло-красный «сок». Далее взрослый предлагает сделать другой «сок»: макая кисть в краску 2 раза, получает более темную воду.
Внимание ребенка обращается на разницу получившихся оттенков воды (« соков »). После этого ребенку предоставляется возможность самостоятельно сделать воду двух оттенков — светло-красную и темно-красную и вылить ее в банки с соответствующими цветными наклейками.
Примечание. Экспериментирование с окрашиванием воды может проводиться несколько раз с использованием красок разного цвета и получением большего количества оттенков.
ПОСТРОИМ ДОМИКИ ДЛЯ ФИГУР
Цель. Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения.
Материал. Большие фигуры пяти форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; 13 палочек (можно неоточенные карандаши); тонкая проволока или толстая нитка (для круга - длина проволоки или нитки короче, чем для овала).
у ребенка - фигурки-«человечки» меньшего размера; 13 счетных палочек; тонкая проволока или толстая нитка.
Рекомендации к проведению.
Педагог показывает ребенку геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), просит вспомнить, как они называются, предлагает построить для них домики. Ребенок вместе со взрослым строит домики для фигур из палочек и «поселяет» туда большие фигуры.
Затем взрослый показывает ребенку круг и овал, ребенок называет их. Домики для круга и овала строятся из проволоки или ниток.
После этого ребенку предлагается самостоятельно построить домики для маленьких фигурок.
ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО
Цель. Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
Материал. Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы):
круглой — часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной — коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной — дыня, слива, лист, жук, яйцо;
прямоугольной — портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной — елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.
Рекомендации к проведению.
Педагог вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой — мяч, яблоко, квадратной — коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.
Выбранная карточка помещается с вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2—3 раза с новыми фигурами.
СОСТАВНЫЕ КАРТИНКИ
Цель. Овладение умением анализировать изображение предмета сложной формы и воссоздавать ее из частей.
Материал. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, елочка, домик, человечек и т. д.;
у ребенка - одноцветные круги, квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники разной величины и пропорций.
Рекомендации к проведению.
Педагог вместе с ребенком рассматривает образцы рисунков, анализирует их с точки зрения составных частей изображенных предметов: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве.
Затем ребенок составляет различные картинки из отдельных геометрических фигур самостоятельно.
Примечание. Игру можно повторить с другими образцами рисунков.
ЗАКРОЙ ДВЕРИ В ДОМИКАХ
Цель. Развитие представлений о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.
Материал. У ребенка - по 2 вырезанных из картона домика, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины — «двери» (соответственно прорезям в домиках); игрушка — лиса.
Рекомендации к проведению.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать к каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий проем закроет широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проема второго домика, и лиса сможет утащить зайца.
Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок сравнивает ширину дверей путем наложения.
Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.
ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА
Цель. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов; при использовании белил, составление ряда по светлоте.
Материал. Рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты; у ребенка - листы бумаги с контурами трех шариков, палитра, синяя и белая гуашь, вода, кисточка.
Рекомендации к проведению.
Педагог показывает ребенку картинку с нарисованными на ней воздушными шарами, вместе с ребенком рассматривает ее: сначала нарисован самый светлый шарик, потом — потемнее, затем — самый темный. Затем взрослый показывает и объясняет, как получить разные оттенки синего цвета с помощью белил: на палитру положить достаточное количество белой гуаши; добавив в белила немного синей краски, можно сделать светло-синий цвет, добавив побольше синего — цвет потемнее.
Получив краску разных оттенков, взрослый раскрашивает шары: первый — светло-синий, второй — более темный, третий раскрашивается чисто синей гуашью.
Далее ребенок самостоятельно смешивает краски на палитре, получая два оттенка: один — светлого цвета, другой — потемнее. Он раскрашивает шарики так, чтобы получился светлотный ряд.
Примечание. Занятие можно провести повторно, предложив раскрасить 4 шарика, таким образом получить еще один оттенок (еще более светлый).
ИГРА С МЯЧОМ
Цель. Развитие представлений о высоте, развитие глазомера.
Материал. Мяч, 5—6 картонных одноцветных кругов, разрезанных пополам, различающихся по величине последовательно на 1 см. Рекомендации к проведению.
Педагог предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч. (Мяч прячется то высоко на шкаф — его не достать с пола, то низко — мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча (высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко.
Игра повторяется несколько раз.
В процессе игры создается еще одна игровая ситуация: при доставании мяча упали и разбились «тарелки» (половинки «тарелок» раскладываются на полу), а вторые половинки даются ребенку. Взрослый предлагает подобрать половинки «тарелок» так, чтобы потом их можно было «склеить». Ребенок подбирает и «склеивает» тарелки (складывает две подходящие половинки).
АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»
Цель. Ознакомление детей с системой цветов, включая голубой цвет.
Материал. Картинка с изображением радуги;
у ребенка - лист бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов для завершения радуги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Ребенок вместе со взрослым рассматривает картинку с изображением радуги, слушает стихи и загадки о радуге.
СТИХИ О РАДУГЕ
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка, Колоколнышка. | Так бегите же за мною На зеленые луга, Где над синею рекою Встала радуга-дуга. Мы на радугу вскарабкаемся, Поиграем в облаках и оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках. К. Чуковский |
ЗАГАДКИ О РАДУГЕ
Разноцветные ворота На лугу построил кто-то, Но пройти в них нелегко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот. Ни одну, ни две, ни три — Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? | Через поля, через луга Встала нарядная дуга. |
Педагог обращает внимание ребенка на последовательность цветов на картинке и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге.
Далее взрослый дает ребенку лист с незавершенной аппликацией радуги и предлагает разложить, а затем и наклеить полоски в нужной последовательности, так чтобы получилась красивая радуга.
АППЛИКАЦИЯ «ОРНАМЕНТ»
Цель. Развитие пространственных представлений о расположении предметов с учетом их формы и цвета.
Материал. Образец орнамента: в центре — зеленый квадрат, по углам — красные круги;
у ребенка - лист бумаги меньшего, чем на образце, размера с контурным изображением того же орнамента: квадрат зеленого цвета, красные круги, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Рекомендации к проведению.
Педагог вместе с ребенком анализирует образец аппликации: какая фигура и какого цвета наклеена посередине, какие — по углам. Взрослый предлагает ребенку выбрать из лежащих перед ним фигур необходимые и разложить их на листе, после этого сделать аппликацию.
Примечание. При повторном проведении занятия ребенку можно дать большее количество материала: 4 красных и 4 зеленых круга, 4 красных и 4 зеленых квадрата, чтобы у него была возможность выбора.
ЛОТО «ЦВЕТ И ФОРМА»
Цель. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).
Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами, тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов большей величины.
Рекомендации к проведению.
В данной игре взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый достает из коробки но одной фигуре и спрашивает: "У кого такая?" Если ребенок отзывается, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на карте; если не отзывается — фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах.
Примечание. Вначале ребенку даются 1 —2 карты лото, по мерс освоения игры количество карт у ребенка может увеличиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство экологического воспитания младших школьников
доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...
"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"
• Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...
Биологические игры как средство формирования экологического сознания школьников
Огромная роль в формировании экологического мировозрения детей в школе принадлежит учителю биологии, поскольку именно на уроках биологии происходит формирование основ экологической культуры школьников...
Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.
Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....
Тема самообразования: "Игра как средство обучения, воспитания и развития личности
Данный материал глубоко рассматривает понятие "Игра", ее цели. Приметы дидактических игр....
отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"
Отчет по самообразованию "Профориентация как средство основ трудовой социализации школьников с ОВЗ"...
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Статья об игре, как средстве образовательной деятельности....