Проект по самообразованию по теме: "Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с ОНР в процессе образовательной деятельности"
проект по теме
Проект по самообразованию по теме: " Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с ОНР в процессе образовательной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по самообразованию | 458.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель: Ермакова Г.Л. Заведующий МКДОУ № 20: Кириенко М.Н.
_______________________________ _____________________________
Проект по самообразованию по теме:
«Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе образовательной деятельности»
Составила учитель-логопед: Устюгова Ю.С.
Аша 2014
План работы по самообразованию на тему:
«Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе образовательной деятельности»
Учитель-логопед:
Устюгова Ю.С.
Цель: Выявить, как более эффективно строить работу по развитию психомоторных функций у детей, с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы, посещения курсов повышения квалификации.
2. Экспериментальное исследование особенностей нарушения психомоторики у дошкольников с ОНР.
3. Сравнение уровня сформированности общей, тонкой и артикуляционной моторики у детей с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием.
4. Определение путей коррекции и основных направлений коррекционно-логопедической работы по эффективному развитию психомоторных функций у детей с ОНР.
5. Логопедическое просвещение педагогов и родителей по данной теме.
Формы представления самообразования:
- Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
- Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
- Открытое занятие, открытый просмотр.
- Творческий отчет. .
- Мастер-класс для педагогов
- Консультация для родителей, анкетирование, информация у уголке логопеда
- Проектная деятельность по теме самообразования.
Перспективный план самообразования
на 2013-2014 учебный год.
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | Исследование особенностей психомоторики у детей с ОНР | Папка с играми и упражнениями на координацию речи с движением | Анкета № 1 |
Октябрь | Индивидуальные занятия на развитие артикуляционного праксиса | Выступление на пед. совете тема: «Использование валеологического аспекта, охранительного режима на логопедических занятиях в ДОУ» (презентация) | Папка-передвижка: «Весёлый язычок: артикуляционные упражнения» |
Ноябрь | Самомассаж пальцев рук | Подготовка и проведения семинара для педагогов ДОУ по теме: «Система работы по развитию и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста» (презентация) | Анкета № 2 |
Декабрь | Игры на координацию речи с движением | Папка с методическим материалом: «Упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры» | Проведение практикума для родителей по теме: «Игры и упражнения по координации речи с движением» |
Январь | Рисование на манной крупе, песке | Консультирование по теме самообразования по запросу педагогов | Папка – передвижка «Слышим и правильно произносим звуки» |
Февраль | Пальчиковые игры | Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников» | Консультация для родителей «Пальчики – ловкие, ручки – умелые» |
Март | Игры и упражнения на развитие графомоторных функций | Открытое логопедическое занятие по подготовки руки к письму в подготовительной группе. | Подборка игр и упражнений по подготовки руки к письму – папка-передвижка |
Апрель | Игры и упражнения на формирования пространственных представлений | Практикум: «Игры и упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия» | Информация в уголке логопеда: «Говорим правильно – речевые игры» |
Май | Исследование особенностей психомоторики у детей с ОНР. Составление сравнительной таблицы – мониторинг | Методическая разработка: «Система работы по развитию психомоторных функций у старших дошкольников с ОНР» | Анкета № 4 |
Актуальность проблемы. У детей с речевой патологией часто отмечается неловкость моторики, характеризующейся в основном недостаточно тонкой координацией речевой мускулатуры и недостаточной манипулятивной пальцевой деятельности. Это связано с тем, что речь ребенка, будучи частью общей моторики, формируется на основании сочетанного созревания речедвигательной функциональной системы. Развитие речи и моторики взаимосвязано и зависит во многом от функционирования лобных отделов мозга. Поэтому при поражении этих отделов мозга может наблюдаться нарушение развития речи и моторики.
Развитие психомоторных функций является важным моментом в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования. Психомоторные функции у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования. Процесс коррекции психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования. Коррекция психомоторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет проходить более успешно при использовании специальной коррекционной системы работы по формированию психомоторных функций у детей с общим недоразвитием речи.
В настоящее время рядом исследований (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи детей.
У детей с ОНР отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Так, на основе проверенных опытов и обследования большего количества детей были выявлены следующие закономерности: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее знание функции руки.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
( М.И.Кольцова)
М.И.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов, а также от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Проведение пальчиковой гимнастики с детьми играет положительную роль в коррекции общего недоразвития речи.
Основные цели данной работы:
1). Дать теоретическое обоснование важности развития пальчиковой моторики и речи детей с общим недоразвитием речи.
2). Выявить закономерности психомоторного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи.
3). Научиться планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми с общим недоразвитием речи.
4). Правильно диагностировать уровень развития общей и мелкой моторики.
5). Систематизировать практический материал по коррекции психомоторного
развития детей с ОНР (игры, упражнения, спец. приемы).
Задачи:
1. Развитие познавательной деятельности, развитие способности ориентироваться в окружающем пространстве.
2. Развитие сенсорных процессов;
3. Развитие зрительно-моторной координации; развитие вестибулярного аппарата;
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев, развитие ловкости движений
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль
7.Отработка навыка мышечного расслабления;
8. Развитие сбалансированной работы правого и левого полушарий головного мозга;
Методы, используемые в работе:
а) методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)
Приемы:
- разминка (речевые, двигательные, голосовые );
- рассматривание рисунков, предметов;
- свободное и тематическое рисование;
- упражнения подражательного, творческого характера;
- конструирование; лепка; изготовление аппликаций из различных материалов;
- схематическое изображение предметов;
- игровые ситуации; создание проблемных ситуаций
- обсуждение прочитанного; заучивание стихотворений.
Перспективы самообразовательной деятельности:
- ориентирование в новой литературе;
- умение разбираться в изучаемой проблеме;
- изучение возможностей профилактики и коррекции;
- ознакомление с закономерностями развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста;
План самообразования по проблеме «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе образовательной деятельности»
Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
Изучение научной, методической литературы по теме самообразования, Интернет-ресурсов, видео, аудио информация на различных носителях. | Составление списка литературы по темам 1. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; 2. Совершенствование своих знаний в области логопедии, дошкольной психологии и педагогики 3. Систематически интересоваться Интернет-ресурсами. 4. Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5. Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей пропагандирующих здоровый образ жизни; | Октябрь 2013 в течение года |
Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, Мастер-классы, Мероприятия по обмену опытом, Курсы повышения квалификации, Создание собственного сайта | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Изучение современных психологических методик, способов коррекции; 5. Общение с коллегами- педагогами в школе, районе, городе и в Интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью; 6. Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, презентациями, электронными книгами и т.д. 7. Создание картотеки игр. | в течение года 2014г. |
САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для педагогов ДОУ по изучаемой теме; 3) Составление рекомендаций для родителей (буклет) 2) Составление картотеки игр; 3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2014 |
Практические выходы:
- Выступление на пед. совете тема: «Использование валеологического аспекта, охранительного режима на логопедических занятиях в ДОУ» (презентация)
- Подготовка и проведения семинара для педагогов ДОУ по теме: «Система работы по развитию и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста» (презентация)
- Проведение практикума для родителей по теме: «Игры и упражнения по координации речи с движением»
- Консультация для родителей «Пальчики – ловкие, ручки – умелые»
- Папка – передвижка «Слышим и правильно произносим звуки»
- Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у дошкольников»
- Открытое логопедическое занятие по подготовки руки к письму в подготовительной группе.
- Анкетирование родителей по теме.
- Информация в уголке логопеда: «Говорим правильно – речевые игры»
Сравнительный анализ состояния моторики детей с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.
Обследуя детей с системным недоразвитием речи, проводится сравнительный анализ детей с нормой. Выявлено, что чем больше речевой дефект ребенка, тем уровень развития общей и мелкой моторики ниже, чем выше уровень развития мелкой моторики, тем речь ребенка лучше.
Обследование состояния общей моторики.
Методика обследования проводилась со всеми детьми. Даны общие выводы.
Таблица № 1.
Приемы | Дети с нормой | Дети с общим недоразвитием речи |
1.Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. | Последовательное выполнение движений | Нарушение последовательности выполнения движений |
2.Исследование произвольного торможения движений. | Соответствие двигательной реакции сигналу | Снижена плавность и точность движений обеих ног |
3. Исследование статической координации движений. | Удержание позы свободное | Удержание позы с напряжением |
4. Исследование динамической координации движений. | Выполняется верно | Чередование шага и хлопка не удается |
5.Исследование пространственной организации двигательного акта. | Верное выполнение | Неуверенность выполнения |
6. Исследование темпа. | Темп нормальный | Темп замедленный |
7. Исследование ритмического чувства. | Воспроизводит ритмический рисунок | Ошибки при воспроизведении ритмического рисунка |
Вывод:
Таким образом, выявлена закономерность, чем больше речевой дефект, тем больше недостатков в развитии общей и мелкой моторики. У детей с нормальным речевым развитием уровень развития общей моторики выше, чем у детей с общим недоразвитием речи.
Обследование произвольной моторики пальцев рук.
Таблица № 2.
Приемы | Дети с нормой | Дети с общим недоразвитием речи |
1. Исследование статической координации движений. | Плавное, точное выполнение проб | Напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы |
2.Исследование динамической координации движений. | Одновременное выполнение проб обеими руками, свободное удержание созданной позы | Нарушение темпа выполнения, наличие синкенезий, невыполнение отдельных движений |
Выводы: трудности выполнения проб, нарушена переключаемость, невыполнение отдельных проб, наличие синкенезий.
Система коррекционной работы по формированию психомоторных функций у старших дошкольников с общим нарушением речи в процессе образовательной деятельности.
4.1. Коррекция общей моторики детей с общим нарушением речи.
Задачи развития общей моторики.
– Развитие статических, изолированных движений.
– Развитие координации движений.
– Развитие двигательной памяти.
– Развитие символического праксиса.
–Развитие предметных действий.
– Развитие пространственных действий.
Игры и упражнения по развитию общей моторики.
1. Двигательные упражнения: встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На медленный вдох руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдохе опускаются вдоль тела ладонями вниз.
2. Обучение релаксации: игра «Огонь и лед» включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде педагога «Огонь!» дети начинают интенсивное движение всем телом. А по команде «Лед!» застывают в том положении, в котором их застала команда, напрягая все тело.
3. Стимулирующее упражнение, повышающее энергетический потенциал: руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулак, резкие хлопки выполняются кулаками, сначала ориентированными тыльной стороной вверх, а затем – вниз (во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков).
4. Дыхательные упражнения:
Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На быстрый вдох руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз.
5. Дыхательные упражнения:
Встать ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело и напрягая его в струнку, не отрывая пятки от пола. На выдохе постепенно расслабить тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться в исходное положение.
6. Стимулирующее упражнение
– Дети располагают свои ладони перпендикулярно друг другу и резко хлопают так, чтобы местом соприкосновения были углубления между запястьем и нижней частью ладони.
– То же самое, но место соприкосновение –– внешняя сторона запястья.
7. Упражнение на повышение устойчивости: «Представьте, что мы на корабле, начался шторм, и корабль раскачивает из стороны в сторону» (дети стоят свободно, ноги на ширине плеч; перенести вес на правую ногу, почувствовав изменения; приподнять левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. То же самое выполнить на другой ноге, сосредоточить внимание на собственном теле).
8. Дети заучивают стихотворение и проделывают соответствующие упражнения:
Кошка, коль придется,
По земле крадется.
Может, это слухи?
Но кролик длинноухий,
Если делать нечего,
Прыгает кузнечиком.
9. Игра «Рыбки и водоросли» (плавные, легкие движения водорослей – на месте и рыб – с передвижением в «воде»).
10. Формирование пространственного представления. Два шага вперед, один шаг вправо, три шага назад, два шага влево.
11. Упражнение «Хлопки». Дели свободно передвигаются по комнате. На один хлопок педагога все дети должны присесть на корточки, на два хлопка – встать с поднятыми вверх прямыми руками.
12. Формирования пространственных понятий: два прыжка вперед, один прыжок влево, один прыжок назад, два прыжка вправо.
13. Игра. Руки вверх – в кулачок, разожми на бочок…
Руки в стороны – в кулачок, разожми и на бочок…
Руки вперед – в кулачок, разожми и на бочок...
Руки назад –в кулачок, разожми и на бочок,
Руки вниз – в кулачок, разожми и бочок…
Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения пальцами и руками.
Группа упражнений направлена на повышение функционального уровня систем организма, энергетического потенциала.
1. Дыхательные упражнения:
четырехфазовые дыхательного упражнения (3-5р), содержащие равного по времени «вдох - задержка-выдох – задержка».
Соединение дыхания и движения.
Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно, что успокаивает и способствует концентрации внимания.
2. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал:
хлопки (ладонями, кулаками)
самомассаж головы
самомассаж ушных раковин
самомассаж стоп
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами (выполнение различных фигурок из пальцев)
Данные упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень, но и обогащает знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
3. Оптимизация тонуса и обучение релаксации.
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач коррекционной работы. Любое отклонение от оптимального тонуса может являться как причиной, так и следствием изменений в психической и двигательной активностью ребенка. Оно сочетается с замедленной переключаемостью первых процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивизацией и слабостью волевых усилий.
Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной мобильности, нарушение сна. Для детей с гипертонусом характерна отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность.
На занятиях ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
4. Работа с мышечными движениями:
потягивания
перекаты головы
упражнения для плечевых суставов
разминка и расслабление рук
повороты в стороны
упражнения для ног.
Эти упражнения позволяют лучше почувствовать разминаемую часть тела и потренироваться в управлении его.
5. Повышение устойчивости
Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.н. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с опорой, в данной ситуации с полом: необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени; голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.
6. Работа и коррекция с патологическими ригидными телесными установками
отработка глазодвигательных упражнений
тренировка нижней челюсти
тренировка губных мышц
тренировка мышц языка.
Вторая группа упражнений направлена на коррекцию следующих недостатков:
- бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторной координации.
- обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка
- несформированность пространственных представлений
1. Развитие чувства ритма
2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей:
развития зрительной, тактильной и слуховой чувствительности.
Перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез и запоминание:
а) перевод из тактильности в зрительную модальность
б) перевод из тактильности в речевую модальность.
в) перевод из зрительной в тактильную модальность
г) перевод из зрительной в речевую модальность
з) формирование пространственных представлений:
сформирование пространственной дифференциации самого себе, представления о схеме тела (каждое направление: вверх, вниз, вперед, назад, влево, вправо) – связываться с определенными движениями и закрепляется через них.
работа с кубиками, разрезными картинками, …
работа с графическими схемами (двигательный и графические диктанты
4. Динамическая организация двигательного акта (связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений)
5. Развитие ловкости
бег
прыжки
упражнения с мячом
Развитие внимания (упражнения строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на подаваемый сигнал, соответствующей реакции).
Направления коррекционной работы по развитию общей моторики.
1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
5. Научить детей подпрыгивать на 2-х, затем на правой, левой ноге.
6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счет.
7. Научить детей поднимать руки вверх, вперед, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперед; отставить ногу в сторону; опустить голову вниз; наклоны вперед в сторону, назад; левую руку к плечу: правую – на голову; выставить правую ногу вперед, на пятку, на носок по стене.
8. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.
9. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой попеременным чередованием).
10. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
11. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.
12. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.
13. Научить детей расстегивать и застегивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (зайти перейти к кукольным вещам).
14. Научить детей отжимать и разжимать кулаки.
15. Используя ленты, а потом веревочку, научить детей завязывать узел, бант.
16. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руки.
17. Научить детей поочередно сгибать и разгибать пальцы правой левой руки, делать решетку из пальцев.
18. Научить детей поочередно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.
19. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак - ладонь»:
См. прил. 1
Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
Ежедневная пальчиковая гимнастика:
Пальчиковая гимнастика.
Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течение недели (пять комплексов пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст. См. прил.2
Пальчиковые упражнения для развития кинестетических ощущений.
Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданные логопедом.
Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы. С целью развития ручной моторики используются так же упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные пальчиковые игры.
См. прил. 3
Гимнастика для рук.
( из опыта проведения физкультурных минут).
В практику многих учителей-логопедов и воспитателей вошло в привычку проведение физкультурных минут на занятиях и свободной деятельности. Организованные физкультурные минуты призваны снять усталость, создать эмоциональный настрой и включить дошкольников в творческий процесс, подготовить мелкую мускулатуру к работе. Физкультурные минутки могут, проводится в течение 1-2 минут в начале занятия, перед объяснением нового материала, после объяснения – перед практической работой, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя.
Физкультурная минутка пройдет более успешно, если будет сопровождаться ритмичной, легкой, веселой музыкой. Упражнения выполняется фронтально, сидя за столом и даются в порядке возрастающей сложности. Во время физкультурной минутки выполняются 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением рук (кистей). Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной игры или 5-6 раз на счет учителя-логопеда. Приведем эти упражнения.
1. И.п. – руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.
2. И.п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются влево, пальцы правой – вправо.
3. И.п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо и наоборот.
4. И.п. – то же. Вращая кистями рук, как в упражнении 3, поднять и опустить руки для исходного положения.
5. И.п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой, к себе и от себя.
6. И.п. – руки с сомкнутыми пальцами ладонями вперед. Отвести большие пальцы рук в сторону и поочередно к ним, начиная с указательного пальца, присоединять все остальные. Далее отвести в сторону мизинцы и по очереди присоединить к ним все остальные пальцы.
7. И.п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, подтянуться руками вперед.
8. И.п. – руки вытянуты вперед, ладони в сторону. Сцепить пальцы рук в «замок», повернуть руки к себе, вернуться к исходной позиции.
9. И.п. – пальцы рук сцеплены в « замок». Свободное движение пальцев в «замке».
10. Расслабить кисти рук, встряхнуть ими в такт музыки или произвольно.
Гимнастика для рук успешно используется на занятиях математики, развития речи, ИЗО, труда, логопедических занятиях. Эффект от проведения подобных упражнений большой.
Теневой, пальчиковый театр.
Инсценирования сказок (пальчиковый театр).
Упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом». (Упражнения выполняются только карандашом.) См. прил. № 4
Работа с ножницами: разрезание листа бумаги на части по образцу, по инструкции, вырезывание знакомых геометрических фигур и несложных предметов (мячик, дом, солнышко, ёлка….) по контуру и без него.
вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
Рисование несложных геометрических фигур, предметов, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочерёдное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
рисование различных бордюров из прямых, кривых, волнистых линий, отрезков, геометрических фигур и знакомых предметов
рисование водой;
На дощечках нарисуйте водой пальчиком рисунок (Лес зимой). Скатывание шарика из бумаги, выполнить рисунок из шариков. Шарики обмакнуть в воду и уложить на дощечку. (Снеговик)
Рисование на крупе, на песке нарисуй весеннюю полянку, домик и т.д.
Работа с пластилином (лепка).
( скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей);
Конструирование и работа с мозаикой
раскладывание и складывание разборных игрушек;
составление предметных разрезных картинок;
работа с мозаикой;
1.Конструирование из кубиков домиков, башен и т. д. сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
2. Раскладывание складывание разборных игрушек, пирамид, чашечек, кубиков.
3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
4. Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.
Выкладывание фигур из спичек (палочек). См. прил. № 5
Использование видов самомассажа по развитию мелкой моторики.
На основе рекомендаций А.А.Бирюкова были разработаны три комплекса упражнения самомассажа:
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов:
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед- назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно передвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение) См. прил. № 6
Заключение:
Основная задача учителя-логопеда – развитие психомоторики детей с недостатками речи.
Таким образом эффективность коррекционной работы зависит от того насколько соблюдаются условия: систематичность проведения, распределения занятий в порядке нарастающей сложности, чередования и вариативности упражнений. Также эффективность коррекционной работы зависит от учёта индивидуальных особенностей развития психомоторных функций каждого ребёнка, которые выясняются в результате обследования.
Коррекционная работа по развитию моторных функций ведется как индивидуально, так и фронтально. Как на логопедических занятиях, так и на других занятиях: Коммуникация. Раз речи, Коммуникация. Познание, рисование, лепка, аппликация, ФЭМП, труд, ритмика и физкультура.
Развитие моторных функций проходит «красной нитью» по всему образовательно-воспитательному процессу старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы.
1.Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Горький, 1988 год.
2.Если ваш ребенок – левша. И. Макарьев. С. – П. 1995 г.
3.Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В Цвынтарный.С. – П. 2000г.
4.Игры и игровые упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.М. 1983г.
5.Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с ОНР
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина Москва 1991 г.
6.Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. В. В. Коноваленко. М. 1998г.
7.Логопедия под редакцией профессора Л.С.Волковой Москва «Просвещение» 1989 г.
8.Логопедия. (учебник для вузов) Москва «Владос» 1998 г.
9.Логопедическая работа в коррекционных классах Р.И.Лалаева
Москва «Владос» 1998 г.
10.Логопедия. Е. Н. Краузе. С. – Петербург, 2003 г
11.Логопедия О.В.Правдина Издательство «Просвещение» Москва 1969 г.
12.Логопедическая ритмика Н.А.Рычкова Москва 1998 г.
13.Логопедическая работа в специальном детском саду. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. М. 1987
14.Очерки по патологии речи и голоса. Под редакцией С.С.Ляпидевской
15.Подготовка к школе детей с недостатками речи Г.А.Каше. Москва
«Просвещение» 1985 г.
16.Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
17.Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих 18.материалов. Под редакцией М.М.Семашко Москва 1999г.
19.Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3 до 5 лет). М. 1984г.
20.Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг М.М.Кольцова, М.С.Рузина Санкт – Петербург Издательский дом «Миль» 1998 г.
21.Ребенок учится говорить. М.Кольцова Издательство «Советская Россия»
Москва 1973 г.
22.Репина З.А, Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Е. 1996г.
23.Справочник логопеда М.А.Поваляева «Феникс» Ростов - на Дону 2002г.
24.Страна пальчиковых игр М.С.Дузина, С.Ю.Афонькин «Кристалл» Санкт- Петербург 1997 г.
25.Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь, С.-Петербург, 1997 г.
Приложение 1 – индивидуальные занятия с детьми по развитию общей и мелкой моторики
Задание 1. (Работа с шариками)
Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробка, Педагог показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно организовывает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнил задание самостоятельно. Это упражнение можно проделывать и на полу.
Задание 2. (Работа с кольцами).
На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается надеть поочередно эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнить эти действия.
Задание 3. (Работа с кубиками).
Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок после объяснения и показа педагога самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилось башенка, поезд, стульчик, домик.
Задание 4. (Работа с деревянными игрушками).
На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Педагог вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, из чего она состоит. После объяснения и показа педагог предлагает ребенку выполнить действия самостоятельно:
а) собрать пирамиду из 5-ти колец;
б) собрать 4 – 5 кубиков в один большой кубик;
в) собрать одну матрешку из 4 – 5.
Задание 5.
На стол ставят пустую бутылку из-под молока, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Педагог берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в бутылку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько владеет ребенок той и другой рукой, как он схватывает шарик (одинаково правой и левой или нет), все ли шарики вкладывает, много ли рассыпает, имеется ли выраженная неловкость рук.
Задание 6.
а) «Дорожка» – выкладывание в ряд несколько шариков;
б) «Заборчик» – выкладывание на ребро нескольких кирпичиков;
в) «Скамейка» – строится из двух кубиков и поперечной планки сверху;
г) «Столик» – делается так же, как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик;
д) «Ворота» – кирпичики ставятся перпендикулярно к планке;
Используя строительный материал, можно предложить построить так же стульчик, кроватку, диван и т.д.
Задание 7.
Берется карточка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания:
а) протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
б) протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
в) выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение педагога. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания.
Задание 8.
Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом полученную струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.
Задание 9.
Плавно вращать карандаши большим и указательным пальцами.
Задание 10.
Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки.
Задание 11.
На стол перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, это кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Педагог просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки.
Задание 12.
Берется игрушечная шарманка. Взрослый показывает ребенку, как надо играть: поворачивая ручку по часовой стрелке (слева направо). Можно играть до тех пор, пока ребенок сам не выразит желание попробовать поиграть. При этом надо следить, чтобы ребенок не делал пол-оборота в одну сторону, а потом поворачивал ручку в обратном направлении. Необходимо обратить внимание на то, какой рукой он начинает вертеть ручку. Нет ли различия в движениях обеих рук; доступно ли ребенку полные круговые движения, или он колеблется и переходит к обратному движению; как берется за ручку (твердо или неуверенно); пытается ли поднять или опустить ее.
Задание 13. Работа с мозаикой.
а) вставить пластинку в любое отверстие мозаики;
б) выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Дается образец, который не убирается;
в) выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный);
г) составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
Задание 14.
Педагог раскладывает на столе бусинки, разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусы, или красные и синие, или красные и белые. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определенную последовательность нанизывания бусинок.
Если выполнение задания будет вызывать у ребенка трудности, его надо заменить более простым, например, бусинки одного цвета или одной величины.
Приложение 2 – 5 комплексов пальчиковой гимнастики (1 комплекс в неделю)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1):
Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК".
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Педагог показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2):
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка "БЕЛКА".
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Педагог и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3):
Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК".
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4):
Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Потешка "ЭТО ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ...»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5):
Замок (на счет "раз" ладони вместе, а насчет "два" пальцы соединяются в "замок").
Лиса и заяц (лиса "крадется" все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому дрова рубить.
Печи все тебе топить.
А тебе воду носить.
А тебе обед варить.
А малышке песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
а) упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, в стороны, вверх);
б) специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
Приложение 3 Пальчиковые упражнения для развития кинестетических ощущений.
Кто приехал (игра).
Дети складывают пальцы обеих рук.
Кто приехал? (быстро хлопают кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают)
Мама, мама, это ты (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками безымянных пальцев)
Ах, сестричка, это ты! (хлопают кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопают всеми пальцами)
Сидит белка.
Дети поднимают левую, а затем правую руку ладонью к себе.
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисички – сестрички, (загибают большой палец правой руки)
Воробьи, синички, (загибают указательный, средний палец)
Мишке толстопятому, (загибают безымянный палец)
Заиньке усатому (загибают мизинец)
Для развития ручной моторики используется и игры на разгибание пальцев рук.
Этот пальчик.
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка (разгибают большой палец)
Этот пальчик – бабушка (разгибают указательный палец)
Этот пальчики – папочка (разгибают средний палей)
Этот пальчик – мамочка) (разгибают безымянный палец)
Этот пальчик – наш малыш (загибают мизинец)
За работу.
Дети сгибают пальцы левой (а затем и правой) руки в кулак.
Ну – ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту
Большаку дрова рубить, (разгибают большой палец)
Печи все тебе топить, (разгибают указательный палец и т.д.)
А тебе воду носить
А тебе обед варить
При проведении описанных игр логопед сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую логопедом.
В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответственно текстом стихотворения.
Приложении 4 упражнение на развитие зрительно-пространственной координации при копирование контуров предметов
Упражнение «Продолжи узор»
Упражнение «Закончи узор по клеточкам»
Упражнение «Нарисуй такой же рисунок»
Приложение 5 Выкладывание фигур из спичек (палочек)
Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил
Треугольник
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины.
Кубик
У кубика много равных сторон,
Можно построить из кубиков дом.
Трапеция
Трапеция больше на крышу похожа.
Юбку рисуют трапецией тоже.
Взять треугольник и верх удалить-
Трапецию можно и так получить.
Приложение 6 Примеры упражнений при самомассаже кистей рук
1.Утюг
Утюгом разгладим складки, будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки зайцу, ежику и мишке.
2. Пила
Пили, пила, пили пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки («прямолинейное» движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
3. Тесто
Тесто месим, тесто мнем, пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца:
4. Мама
По головке мама гладит сына-малолеточку.
Так нежна ее ладонь, словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый, добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы и меня не позабудь!
Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
5. Терка
Дружно маме помогаем, теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируем руки («прямолинейное» движение).
6. Дрель
Папа в руки дрель берет, а она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа в стенке дырочку грызет.
Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони, массируемой руки.
7. Клещи
Ухватили клещи гвоздь, выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет, если постараются!
Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. «Щипцами», образованным согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).
8. Барашки
На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.
Целый день все: «Бе да бе», носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди,
Утром сняли бигуди, попробуй, гладкую найди.
Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода, у бараньего народа.
Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (« спиралевидное» движение).
9. Морозко.
Заморозил нас Морозко, влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно в наши валенки проник.
Движения, как при растирании замерзших рук.
Во второй половине учебного года мы предложили ребятам игровые упражнения с использованием массажеров и мячей маленького размера.
Массажеры представляют собой полусферы из пластмассы с бугристой поверхностью, с ними работают несколько детей, подгруппа одновременно.
Урок
Нажимаем на звонок, начинаем урок: дзынь – дзынь.
Дети поочередно нажимают подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажера.
Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажера, делая движения «вперед – назад».
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем,
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажера круговым движением.
А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,
Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.
Дети поочередно подушечкой каждого пальца «пробегают по дорожке» массажера по направлению к себе.
Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.
Упражнения повторяются.
И по кругу проведем, каждый пальчик разомнем.
Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзынь дзынь.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!
3. Футбол
Поиграем мы в футбол и забьем в ворота гол!
Палей большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!
Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Приложение 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».
Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...
Презентация "Коррекция общей и мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР в процессе НОД"
Презентация "Коррекция общей и мелкой моторики у старших дошкольников с ОНР в процессе НОД"...
Доклад на тему "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...
Статья. Развитие речевой активности дошкольников с ОВЗ в процессе театрализованной деятельности.
Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня- развитие связной речи детей. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте. Изучая разные материалы по развитию связной речи детей с ОВЗ - я п...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...
Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»
Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...