Тренинг осознания
план-конспект урока (11 класс) на тему
К 11-му классу ученики нашей школы накапливают большой опыт выполнения тестовых работ. Добросовестные учащиеся пытаются осмыслить этот опыт, чтобы выработать способы успешной работы..Мы считаем необходимым помочь своим ученикам в выработке эффективных стратегий «тестовой» деятельности. Этой цели и служит предлагаемый вниманию читателей тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_osoznaniya.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг осознания эффективной индивидуальной стратегии
по выполнению тестов ЕГЭ
Введение
К 11-му классу ученики нашей школы накапливают большой опыт выполнения тестовых работ. Добросовестные учащиеся пытаются осмыслить этот опыт, чтобы выработать способы успешной работы..Мы считаем необходимым помочь своим ученикам в выработке эффективных стратегий «тестовой» деятельности. Этой цели и служит предлагаемый вниманию читателей тренинг. Однако в процессе движения к этой цели организаторам тренинга приходится решать и другие, может быть, более важные задачи:
- Помочь участникам осознать разделение своего ментального опыта на когнитивную и метакогнитивную составляющие, т.е. увидеть предметный план опыта (знания и умения по истории, математике и др.) и надпредметный (знания и умения, позволяющие организовать свою «умственную» работу по «вспоминанию», поиску и выбору решения, проверке его правильности и т.д.).
- Сформировать (или развить) некоторые составляющие метакогнитивного опыта:
- представления о произвольном и непроизвольном интеллектуальном контроле;
- метакогнитивную осведомленность – знание о своих индивидуальных ресурсах (знание своих индивидуальных качеств, умений оценивать эти качества как на уровне «достаточный-недостаточный», так и на уровне самопринятия;, готовности использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта);
- познавательную позицию.
Другими словами, в ходе тренинга одиннадцатиклассники учатся сознательно регулировать свое интеллектуальное поведение. Произвольный интеллектуальный контроль предполагает умение планировать и регулировать свою деятельность, предвосхищать последствия принятых решений, оценивать качество отдельных шагов, приостанавливать или притормаживать работу, выбирать эффективную стратегию и изменять ее в случае необходимости. Все это невозможно без знания своих индивидуальных ресурсов и готовности использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта.
В процессе тренинга участники должны задуматься над вопросами: знать предмет (математику, историю и т.д.) – достаточно ли мне этого для успеха?
- влияют ли особенности моей психической природы на результат?
- какого рода это влияние?
- в чем моя сила и слабость?
- в чем состоит для меня «искусство властвовать собой»?
- могу ли я воздействовать на себя и свою работу так, чтобы добиться успеха?
- что я для этого уже знаю и что должен знать? что умею и чему должен научиться?
- какова моя личная стратегия успеха?
Подготовительная работа
В процессе подготовки к тренингу необходимо провести наблюдения за работой каждого ученика во время выполнения нескольких тренировочных тестов ЕГЭ по разным предметам и предложить после каждого теста анкету (прилагается), вопросы которой побуждают учащихся к рефлексии своего состояния и деятельности.
План тренинга
Первый день
- Пленарная работа.
- Вводная беседа о целях и задачах тренинга. Организация групп (по принципу наличия в каждой группе разных «тестотипов»). Задание на групповую работу: выделить качества личности, «помогающие» и «мешающие» выполнению теста.
- Групповая работа.
- Порядок работы в группе: планирование, назначение «хранителя времени», индивидуальная работа, представление идей, обсуждение, выбор идеи (или объединение идей), оформление и дополнение группового доклада, выбор докладчика.
- Пленарная работа.
- Представление групповых докладов. Обсуждение (непосредственно после представления каждого доклада): вопросы на понимание, выявление ценности представленного, критика по линиям возможного обогащения продукта. Формирование запроса на новое знание: ответ на какие вопросы помог бы группам улучшить свои доклады (в данном случае должна появиться потребность в знании «психического скелета»).
- Лекция «Структура психики человека».
- Задание на групповую работу: описать психические типы личности, проявляющиеся в деятельности по выполнению теста.
- Групповая работа.
- Порядок работы в группе: см. п.2
- Пленарная работа.
- Представление и обсуждение групповых докладов (аналогично п.3). Формирование запроса на новое знание: каков взгляд (один из возможных взглядов) на выделение типов личности и их классификацию.
- Лекция «Типология личности по К.Г.Юнгу».
- Задание на дом: попытаться определить свой тип по Юнгу.
Второй день
- Беседа по итогам первого дня и постановке задач на второй день.
- Индивидуально-коллективная работа.
Коллективный аспект:
- Изучение описаний личностных качеств каждого типа.
- Выбор качеств личности, влияющих на успешность деятельности по выполнению тестов.
- Составление на доске таблицы этих качеств.
Индивидуальный аспект:
- Позиционирование себя в шкалах личностных качеств.
- Компьютерное тестирование по Майер-Бриггс «Позиционирование себя в шкалах личностных качеств».
- Индивидуальная работа.
- Сравнение результатов самостоятельного определения личностных качеств с результатами компьютерного тестирования.
- Пленарная работа.
- Лекция «Метакогнитивный опыт. Ядро индивидуального стиля деятельности и пристройка к ядру».
- Коллективная работа. Выбор «сильных» и «слабых» сторон одного из типов, проявляющихся в деятельности по выполнению теста по математике. Описание для этого типа возможной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту по математике и выполнению его.
- Индивидуальная работа.
- Выбор «сильных» и «слабых» сторон «своего» типа, проявляющихся в деятельности по выполнению теста по истории. Описание своей индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его.
- Собеседования (индивидуальные) с каждым участником тренинга. Цель собеседования:
- помощь в осмыслении и принятии нового знания о себе, фиксация потенциала личных возможностей и убежденности в достижимости успеха;
- совместная рефлексия личной «тестовой» стратегии;
- оценка результатов двухдневного тренинга.
Третий день
- Вводная беседа по задаче третьего дня тренинга: попытаться использовать выработанную стратегию в процессе выполнения теста.
- Индивидуальная работа. Выполнение тренировочного теста ЕГЭ. (В процессе работы игротехники наблюдают за каждым участником тренинга, накапливая материал для собеседования.)
- Собеседования (индивидуальные) с каждым участником тренинга. Цель собеседования:
- рефлексия деятельности (удалось ли следовать избранной стратегии? что мешало ее применению?);
- оценка эффективности выбранной стратегии и ее коррекция.
- Пленарная работа.
- Оценка результатов тренинга в целом.
Заключение
Тренинг осознания представляет собой внеурочную форму общения учителей и учеников, которая создана для обогащения метакогнитивного опыта учащихся. Если когнитивный опыт формируется в процессе изучения всех школьных дисциплин, то метакогнитивный (надпредметный) план остается, как правило, за рамками учебного процесса. Авторы тренинга имели возможность убедиться в эффективности тренинга как средства формирования:
- представления о когнитивной и метакогнитивной составляющих ментального опыта;
- знания своих индивидуальных качеств, особенностей;
- умения оценивать эти качества;
- готовности использовать приемы организации работы собственного интеллекта;
- познавательной позиции (участие в тренинге побуждает к познанию, к разнообразным способам осмысления себя и своей деятельности, к адекватному восприятию результатов «тестодеятельности» – как успешных, так и негативных;
- индивидуальных стратегий «тестодеятельности», которые являются для участников тренинга первым опытом разработки одной из возможных личностно-ориентированных интеллектуальных стратегий.
Содержание учебной деятельности.
Содержание групповой работы:
- выделены качества личности, «помогающие» или «мешающие» в выполнении теста, сделаны самостоятельные попытки их систематизации;
- выделены «тестотипы» (типы личности, проявляющиеся в деятельности по выполнению тестов).
Содержание коллективной работы:
- освоение материала мини-лекций «Структура психики человека», «Типология личности по К.Г.Юнгу», «Метакогнитивный опыт. Ядро индивидуального стиля деятельности и пристройка к ядру»;
- изучение описаний личностных качеств представителей каждого типа и выбор качеств, влияющих на успешность деятельности по написанию тестов;
- создание для одного из типов стратегии эффективной деятельности подготовки и выполнения теста по математике.
Содержание индивидуальной работы:
- позиционирование себя в шкалах личностных качеств;
- компьютерное тестирование;
- сравнение результатов;
- выработка индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его;
- апробирование этой стратегии, ее рефлексия и коррекция;
- обсуждение результатов своей работы и эффективности тренинга в собеседовании с игротехником.
По каким критериям мы можем судить об эффективности тренинга? Какие показатели позволяют нам утверждать, что цели тренинга достигнуты?
- Активное участие в работе всех участников. Опыт показывает, что работа в тренинге (и коллективная, и групповая, и индивидуальная) обычно вызывает интерес всех без исключения одиннадцатиклассников.
- Порождение участниками в ходе групповой работы некоторых наивных психологических идей и успешное их переосмысление на основе предлагаемых научных критериев. В частности, в группах делались попытки не только перечислить и сгруппировать качества личности, помогающие успешному выполнению теста, но и создать общую классификацию качеств личности; не только описать некоторые типы «тестодеятельности», но представить таблицу (матрицу) этих типов. Лекции воспринимались участниками как некая консультация, позволяющая развить и систематизировать свои идеи.
- Осознание каждым участником своих личностных особенностей (у всех участников, за исключением одного, компьютерная оценка почти точно совпадала с самооценкой).
- Создание каждым участником индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его. Апробирование этой стратегии и ее коррекция.
- Положительная оценка результатов тренинга (признание его полезности с точки зрения самопознания и с позиций успешности подготовки к ЕГЭ) всеми без исключения участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Жизнь по правилам – осознанный выбор.
Классный час, приуроченный к Неделе правовых знаний....
Осознание ценности изучения биологических видов
Модульный урок по теме "Осознание ценности изучения биологических видов" в 10 профильном классе по программе И.Н.Понамаревой...
Тест для проверки осознанности знаний определений и правил по теме "Числительное"Варианты 1 и 2.
Тест по теме "Имя числительное" для 6 класса взят из методического сборника Т.А.Костяевой "Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку"...
Эссе "Я-Учитель. Осознание профессии"
Материал был представлен на конкурс на сайте ОГЭУ....
Формирование у учащихся высокого уровня гуманитарных знаний и на их основе традиционного духовно-нравственного мировоззрения и осознания своего места в обществе.
Технология управленческой деятельности...
Тренинг педагогической осознанности.
Активная форма взаимодействия с элементами тренинга по формированию у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям....
Семинар с элементами тренинга «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?»
Семинар по сопровождению наставников и наставляемых....