Тренинг осознания
план-конспект урока (11 класс) на тему

Карасева Ольга Валерьевна

К 11-му классу ученики нашей школы накапливают большой опыт выполнения тестовых работ. Добросовестные учащиеся пытаются осмыслить этот опыт, чтобы выработать способы успешной работы..Мы считаем необходимым помочь своим ученикам в выработке эффективных стратегий «тестовой» деятельности. Этой цели и служит предлагаемый вниманию читателей тренинг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_osoznaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг осознания эффективной индивидуальной стратегии

по выполнению тестов ЕГЭ

Введение

К 11-му классу ученики нашей школы накапливают большой опыт выполнения тестовых работ. Добросовестные учащиеся пытаются осмыслить этот опыт, чтобы выработать способы успешной работы..Мы считаем необходимым помочь своим ученикам в выработке эффективных стратегий «тестовой» деятельности. Этой цели и служит предлагаемый вниманию читателей тренинг. Однако в процессе движения к этой цели организаторам тренинга приходится решать и другие, может быть, более важные задачи:

  1. Помочь участникам осознать разделение своего ментального опыта на когнитивную и метакогнитивную составляющие, т.е. увидеть предметный план опыта (знания и умения по истории, математике и др.) и надпредметный (знания и умения, позволяющие организовать свою «умственную» работу по «вспоминанию», поиску и выбору решения, проверке его правильности и т.д.).
  2. Сформировать (или развить) некоторые составляющие метакогнитивного опыта:
  1. представления о произвольном и непроизвольном интеллектуальном контроле;
  1. метакогнитивную осведомленность – знание о своих индивидуальных ресурсах (знание своих индивидуальных качеств, умений оценивать эти качества как на уровне «достаточный-недостаточный», так и на уровне самопринятия;, готовности использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта);
  2. познавательную позицию.

Другими словами, в ходе тренинга одиннадцатиклассники учатся сознательно регулировать свое интеллектуальное поведение. Произвольный интеллектуальный контроль предполагает умение планировать и регулировать свою деятельность, предвосхищать последствия принятых решений, оценивать качество отдельных шагов,  приостанавливать или притормаживать работу, выбирать эффективную стратегию и изменять ее в случае необходимости. Все это невозможно без знания своих индивидуальных ресурсов и готовности использовать приемы стимулирования и настройки работы собственного интеллекта.

В процессе тренинга участники должны задуматься над вопросами: знать предмет (математику, историю и т.д.) – достаточно ли мне этого для успеха?

  1. влияют ли особенности моей психической природы на результат?
  2. какого рода это влияние?

-     в чем моя сила и слабость?

  1. в чем состоит для меня «искусство властвовать собой»?
  2. могу ли я воздействовать на себя и свою работу так, чтобы добиться успеха?
  3. что я для этого уже знаю и что должен знать? что умею и чему должен научиться?
  4. какова моя личная стратегия успеха?

Подготовительная работа

В процессе подготовки к тренингу необходимо провести наблюдения за работой каждого ученика во время выполнения нескольких тренировочных тестов ЕГЭ по разным предметам и предложить после каждого теста анкету (прилагается), вопросы которой побуждают учащихся к рефлексии своего состояния и деятельности.

План тренинга

Первый день

  1. Пленарная работа.

-        Вводная беседа о целях и задачах тренинга. Организация групп (по принципу наличия в каждой группе разных «тестотипов»).  Задание на групповую работу: выделить качества личности, «помогающие» и «мешающие» выполнению теста.

  1. Групповая работа.

-        Порядок работы в группе: планирование, назначение «хранителя времени», индивидуальная работа, представление идей, обсуждение, выбор идеи (или объединение идей), оформление и дополнение группового доклада, выбор докладчика.

  1. Пленарная работа.  
  1. Представление групповых докладов. Обсуждение (непосредственно после представления каждого доклада): вопросы на понимание, выявление ценности представленного, критика по линиям возможного обогащения продукта. Формирование запроса на новое знание: ответ на какие  вопросы помог бы группам улучшить свои доклады (в данном случае должна появиться потребность в знании «психического скелета»).
  2. Лекция «Структура психики человека».
  3. Задание на групповую работу: описать психические типы личности, проявляющиеся в деятельности по выполнению теста.
  1. Групповая работа.
  1. Порядок работы в группе: см. п.2
  1. Пленарная работа.
  1. Представление и обсуждение групповых докладов (аналогично п.3).      Формирование запроса на новое знание: каков взгляд (один из возможных взглядов) на выделение типов личности и их классификацию.
  2. Лекция «Типология личности по К.Г.Юнгу».
  3. Задание на дом: попытаться определить свой тип по Юнгу.

Второй день

  1. Беседа по итогам первого дня и постановке задач на второй день.
  2. Индивидуально-коллективная работа.

Коллективный аспект:

  1. Изучение описаний личностных качеств каждого типа.
  2. Выбор качеств личности, влияющих на успешность деятельности по выполнению тестов.
  3. Составление на доске таблицы этих качеств.

Индивидуальный аспект:

  1. Позиционирование себя в шкалах личностных качеств.
  1. Компьютерное тестирование по Майер-Бриггс «Позиционирование себя в шкалах личностных качеств».
  2. Индивидуальная работа.
  1. Сравнение результатов самостоятельного определения личностных качеств с результатами компьютерного тестирования.
  1. Пленарная работа.
  1. Лекция «Метакогнитивный опыт. Ядро индивидуального стиля деятельности и пристройка к ядру».
  2. Коллективная работа. Выбор «сильных» и «слабых» сторон одного из типов, проявляющихся в деятельности по выполнению теста по математике. Описание для этого типа возможной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту по математике и выполнению его.
  1. Индивидуальная работа.
  1. Выбор «сильных» и «слабых» сторон «своего»  типа, проявляющихся в деятельности по выполнению теста по истории. Описание своей индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его.
  1. Собеседования (индивидуальные) с каждым участником тренинга. Цель собеседования:
  1. помощь в осмыслении и принятии нового знания о себе, фиксация потенциала  личных возможностей и убежденности в достижимости успеха;
  2. совместная рефлексия личной «тестовой» стратегии;
  3. оценка результатов двухдневного тренинга.

Третий день

  1. Вводная беседа по задаче третьего дня тренинга: попытаться использовать выработанную стратегию в процессе выполнения теста.
  2. Индивидуальная работа. Выполнение тренировочного теста ЕГЭ. (В  процессе работы игротехники наблюдают за каждым участником тренинга, накапливая материал для собеседования.)
  3. Собеседования (индивидуальные) с каждым участником тренинга. Цель собеседования:
  1. рефлексия деятельности (удалось ли следовать избранной стратегии? что мешало ее применению?);
  2. оценка эффективности выбранной стратегии  и ее коррекция.
  1. Пленарная работа.

-     Оценка результатов тренинга в целом.

Заключение

Тренинг осознания представляет собой внеурочную форму общения учителей и учеников, которая создана для обогащения метакогнитивного опыта учащихся. Если когнитивный опыт формируется в процессе изучения всех школьных дисциплин, то метакогнитивный (надпредметный) план остается, как правило, за рамками учебного процесса. Авторы тренинга имели возможность убедиться в эффективности тренинга как средства формирования:

-    представления о когнитивной и метакогнитивной составляющих ментального опыта;

  1. знания своих индивидуальных качеств, особенностей;
  2. умения оценивать эти качества;
  3. готовности использовать приемы организации работы собственного интеллекта;
  4. познавательной позиции (участие в тренинге побуждает к  познанию, к разнообразным способам осмысления себя и своей деятельности, к адекватному восприятию результатов «тестодеятельности» –  как успешных, так и негативных;
  5. индивидуальных стратегий «тестодеятельности», которые являются для участников тренинга первым опытом  разработки одной из возможных личностно-ориентированных интеллектуальных стратегий.  

Содержание учебной деятельности.

Содержание групповой работы:

  1. выделены качества личности, «помогающие» или «мешающие» в выполнении теста, сделаны самостоятельные попытки их систематизации;
  2. выделены «тестотипы» (типы личности, проявляющиеся в деятельности по выполнению тестов).

Содержание коллективной работы:

  1. освоение материала мини-лекций «Структура психики человека», «Типология личности по К.Г.Юнгу», «Метакогнитивный опыт. Ядро индивидуального стиля деятельности и пристройка к ядру»;
  2. изучение описаний личностных качеств представителей каждого типа и  выбор качеств, влияющих на успешность деятельности по написанию тестов;
  3. создание для одного из типов стратегии эффективной деятельности  подготовки и выполнения теста по математике.

Содержание индивидуальной работы:

  1. позиционирование себя в шкалах личностных качеств;
  2. компьютерное тестирование;
  3. сравнение результатов;
  4. выработка индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его;
  5. апробирование этой стратегии, ее рефлексия и коррекция;
  6. обсуждение результатов своей работы и эффективности тренинга в собеседовании с игротехником.

По каким критериям мы можем судить об эффективности тренинга? Какие показатели позволяют нам утверждать, что цели тренинга достигнуты?

  1. Активное участие в работе всех участников. Опыт показывает, что работа в тренинге (и коллективная, и групповая, и индивидуальная) обычно вызывает интерес всех без исключения одиннадцатиклассников.
  2. Порождение участниками в ходе групповой работы некоторых наивных психологических идей и успешное их переосмысление на основе предлагаемых научных критериев. В частности, в группах делались попытки не только перечислить и сгруппировать качества личности, помогающие успешному выполнению теста, но и создать общую классификацию качеств личности; не только описать некоторые типы «тестодеятельности», но представить таблицу (матрицу) этих типов. Лекции воспринимались участниками как некая консультация, позволяющая развить и систематизировать свои идеи.
  3. Осознание каждым участником своих личностных особенностей (у всех участников, за исключением одного, компьютерная оценка почти точно совпадала с самооценкой).
  4. Создание каждым участником индивидуальной стратегии эффективной деятельности по подготовке к тесту и выполнению его. Апробирование этой стратегии и ее коррекция.
  5. Положительная оценка результатов тренинга (признание его полезности с точки зрения самопознания и с позиций успешности подготовки к ЕГЭ) всеми без исключения участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Жизнь по правилам – осознанный выбор.

Классный час, приуроченный к Неделе правовых знаний....

Осознание ценности изучения биологических видов

Модульный урок по теме "Осознание ценности изучения биологических видов" в 10 профильном классе по программе И.Н.Понамаревой...

Тест для проверки осознанности знаний определений и правил по теме "Числительное"Варианты 1 и 2.

Тест по теме "Имя числительное" для 6 класса взят из методического сборника Т.А.Костяевой "Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку"...

Эссе "Я-Учитель. Осознание профессии"

Материал был представлен на конкурс на сайте ОГЭУ....

Тренинг педагогической осознанности.

Активная форма взаимодействия с элементами тренинга по формированию у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям....