Тренинг педагогической осознанности.
план-конспект занятия по психологии по теме
Активная форма взаимодействия с элементами тренинга по формированию у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Тренинг педагогической осознанности.
Активная форма взаимодействия с элементами тренинга
по формированию у педагогов личностно-ориентированной
позиции по отношению к детям.
Петухова Н.А.
Лукьянова Н.И.
2009 год.
Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности.
Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных, или истинных профессиональных проблем.
Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно- ориентированной модели общения.
Материалы и оборудование :
Бумага формата А4, фломастеры, булавки, стикеры, изобразительные средства, бланки для тестирования, таблички для крепления на голову, кружка.
Проведение:
Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.
Приветствие «Смысл моего имени».
Цель: Дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек ( нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.)
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Упражнение « Мое педагогическое кредо».
Цель: продолжить самораскрытие и самоанализ, создавать условия для проявления профессиональной и личностной индивидуальности.
Материалы: средства изображения и вся окружающая обстановка.
Необходимо сформулировать девиз, создать образ, символ, эмблему своей профессиональной деятельности, а затем представить ее группе. Это может быть рисунок, песня, четверостишье, схема, жест, пословица и т. п.
Время подготовки 10 минут.
Вопросы для обсуждения.
Что главное в себе вы хотели подчеркнуть этим символом?
Что в этом символе вы не отразили, но хотели бы добавить?
Какой элемент символа несет на себе основную смысловую нагрузку?
ТЕСТ « Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики ».
Дается в приложении.
Цель: помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Самотестирование проходит на основе принципа конфиденциальности: педагогам раздаются индивидуальные бланки для ответов.
Материалы : бланки для самодиагностики.
Вопросы для обсуждения.
Какие ощущения вызвало у вас предстоящее самотестирование (предстоящие результаты)?
Совпадает ли полученная картина с вашими представлениями о себе?
Какой характер имеют эти расхождения?
Информация по какой из шкал для вас является более значимой?
Насколько объективно, на ваш взгляд, этот тест может отразить психологический портрет педагога?
С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия
Личностно- ориентированная модель общения взрослого с ребенком
( по А.В. Петровскому)
Цель : обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования( психологическое здоровье ); формировать начала личности ( базис личностной культуры ); развивать его индивидуальность.
Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.
ПОНИМАНИЕ – умение видеть ребенка « изнутри ». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
ПРИЯТИЕ – безусловно, положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он взрослых в этот момент или нет, признание его уникальности.
ПРИЗНАНИЕ – прежде всего, право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
ТАКТИКА ОБЩЕНИЯ: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы ребенка, перспективы его развития, на восприятие воспитанников как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, самоанализа, самоопределения личности в целом.
Содержание предлагаемых в дальнейшем игр и упражнений поможет осознать и прочувствовать смысл понимания, приятия и признания личности ребенка, т. е. Позволит получить собственный опыт адекватного восприятия позиции педагога.
Упражнение « Необычная страна».
Цель: формировать навыки вербального и невербального общения, принимая партнера таким, какой он есть, воспитывать выдержку, взаимопонимание, развивать самоконтроль. Вырабатывать навык конструктивного общения.
Проведение: Трое участников выходят за дверь. Они представляют собой членов географического общества посланных в малоизвестную страну для изучения ее особенностей. Одному участнику предлагается выяснить природные ресурсы этой страны, другому - социальное развитие , а третьему - наличие развитой инфраструктуры, и промышленности.
Те, кто остался в аудитории, представляют собой жителей этой страны. Им дается инструкция : « Мы с вами жители особенной страны. У нас свои обычаи, свой язык, который не знают люди других стран. Но мы можем общаться с ними на определенных условиях, а именно: говорить мы будем только с тем представителем, который с нами поздоровается. Если человек улыбается нам, мы отвечаем словами только « Да » и « Нет », если человек серьезен. В противном случае, мы молчим. Если гость касается нашего тотема ( это может быть постройка из стульев посреди аудитории), то мы усиленно машем руками, запрещая ему делать это, при полном молчании».
Участники входят по одному, пытаются вступить во взаимодействие. После выполнения задания предлагается обсуждение с новой установкой: « Вы теперь все члены географического общества, а наши путешественники должны дать нам отчет о своей научной экспедиции, о том, что удалось им узнать о необычной стране».
Вопросы для обсуждения
Легко ли было вступать в контакт с жителями страны?
Как вы считаете, открыта ли страна для общения с цивилизованным миром?
Почему трудно контактировать с жителями страны?
Ваши ощущения в процессе выполнения задания.
Во время выполнения этого упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций, помогает выполнять задание. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет вразрез с естественными реакциями и накапливает эмоциональное напряжение.
Идеи, выносимые на обсуждение
От ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.
Иллюстрируемый способ общения : ПОНИМАНИЕ
Упражнение « Подкрепление ».
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку. Проведение.
Нескольким участникам одеваются на голову надписи « Поддерживать», « Соглашаться », « Игнорировать», « Не принимать всерьез», « Хвалить», « Отрицать» и т. д. Установка : «Представьте, что в ваш коллектив пришло три бесплатных путевки в Париж, и вы должны решить, кто из вас поедет, но при обсуждении вы должны относится к предложениям других так, как у них « на лбу написано ». Слова, которые вы прочтете произносить нельзя. Каждый видит слово другого, но, не видит своего».
Вопросы для обсуждения
Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Идеи, выносимые на обсуждение
Безусловно, положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
Психологическая поддержка – это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления, игроки справились, так как понимали, что это – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справится с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
Действие групповых стереотипов: если у человека есть определенный « ярлык», то отношение к нему уже строится в прямой зависимости от него; однако это не является единственной стратегией поведения – можно наоборот стараться поддержать человека, непринимаемого в коллективе, попытаться показать его лучшие стороны.
Если в ребенке что – то не нравится, всегда в нем есть что-то, что является его достоинством, являющимся ценным и значимым для взаимодействия с другими.
Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ
Упражнение « Кружка » .
В основе упражнения лежит положение о многомерности мира, которое говорит о том, что любое явление мира, а равно и человек, обладает разными характеристиками одновременно, будучи рассмотренными с разных точек зрения и измеренными различными мерками.
Фабула: четверо участников занимают разное положение по отношению к предмету расположенному на столе. Глядя на кружку они поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но этого не видит другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т. д.
В ходе беседы субъекты приходят к выводу, что их различное описание одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия предмета. Несхожие характеристики зависят не от личностных особенностей ( кто-то плохо смотрел?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.
На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание участников на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот человек воспринимает предмет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг осознания
К 11-му классу ученики нашей школы накапливают большой опыт выполнения тестовых работ. Добросовестные учащиеся пытаются осмыслить этот опыт, чтобы выработать способы успешной работы..Мы считаем необхо...
Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности
презентация на тему: "Работа педагогического коллектива по формированию у учащихся осознанных знаний и умений по безопасности жизнедеятельности"...
Семинар для педагогов : "Положительная мотивация на восприятие нового" "Тренинг педагогического взаимодействия"
Цель: «Положительный настрой участников семинара на творческую атмосферу. Мягкая адаптация участников тренинга к новой для ...
Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»
Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и уровень образовател...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...
Семинар с элементами тренинга «Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?»
Семинар по сопровождению наставников и наставляемых....
Тренинг педагогического мастерства "Педагогическая копилка"
Встречи с педагогами проводим ежемесячно, называем их "Педагогическая копилка". Здесь обмениваемся опытом, разбираем, обсуждаем сложные случаи из практики, предлагаем пути решения. Делимся п...