Использование схемных и знаковых моделей при групповом способе обучения
статья по теме
В статье описывается опыт работы по использованию схемных и знаковых моделей при групповом способе обучения на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_shemnyh_i_znakovyh_modeley_pri_gruppovom_sposobe_obucheniya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование схемных и знаковых моделей при групповом способе обучения
Притча: Ученик, желая испытать учителя, принес в руке пойманного мотылька. При этом он рассуждал так: «Спрошу учителя, жив этот мотылек или мертв? Если скажет – мертв, раскрою ладонь, и мотылек улетит, а если ответит – жив, сожму пальцы, и он погибнет». Учитель ответил: «Все в твоих руках!»
Все в наших урока, в руках учителей! От нашей работы, от нашего к ней отношения зависит будущее наших учеников.
Основные цели, которые должен ставить перед собой каждый учитель, начинаются со слов: привлечь…, научить…, развить…, воспитать….
В педагогической науке существуют специальные приемы, средства, методы для реализации образовательных целей и задач, описаны целые технологии образовательного процесса. Но реализовать их с абсолютной точностью невозможно в силу различных условий применения. Тем не менее, каждый учитель в результате использования элементов известных, описанных приемов, методов, технологий выстраивает свою систему работы. Таким образом, и я, имея некоторый опыт, создаю свой технологический процесс, который основывается на применении схемных и знаковых моделей (опорных конспектов) и группового способа обучения.
Проблемы, с которыми чаще всего сталкивается учитель в процессе преподавания предмета это – низкий уровень знаний, умений, навыков и трудно реализуемые задачи развития и воспитания ученика. Дети, в большинстве своем, могут рассказать, воспроизвести материал прошлого урока, но по мере прохождения учебной программы, количество детей, способных вспомнить ранее полученные знания, становится все меньше. От того насколько оптимально сможет учитель организовать системную работу по повторению, закреплению и актуализации знаний, во многом зависит результат обучения предмету. Итак, первая цель моей деятельности – вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями. Особенностью реализации этой цели в моей работе является использование опорных конспектов на основе группового способа обучения.
Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные рисунки, слова, ученик фактически запоминает и расшифровку.
Умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного материала.
Опорный конспект позволяет ученику:
- глубже разобраться в изученном материале, вычленить вопросы, связанные с отдельным положением конспекта, и с помощью учителя до конца понять данный материал;
- легче запомнить изучаемый материал;
- используя опорный конспект при ответе, грамотно, точно изложить материал;
- приводить в систему полученные знания, особенно при повторении.
Опорный конспект помогает учителю:
- наглядно представить весь изучаемый материал ученикам класса;
- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
- быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал.
Мною разработан дидактический материал по физике для 7-8 классов, содержащий опорные конспекты для повторения изученного материала, собранного в отдельные блоки.
Данный дидактический материал может быть использован на уроках для организации работы в парах, группах, для осуществления само и взаимоконтроля учащихся.
Решать проблему осознанности и понимания учебного материала наиболее эффективно мне помогает такой прием технологии группового обучения, как работа в группах и парах.
Организуя такую деятельность учащихся, я опираюсь на данные современной психологии, согласно которой эффективность памяти старшего школьника оценивается следующими критериями: чтение глазами – 10%, слушание – 25%, рассматривание – 30%, слушание и рассматривание – 50%, обсуждение – 70%, личный опыт – 80%, совместная деятельность с обсуждением – 90%, обучение других – 95% запоминания.
Групповую работу или работу в парах с использованием опорных конспектов я использую на различных этапах урока:
- при опросе домашнего задания, когда командир группы (группа состоит из 3-4 человек) опрашивает своих одногруппников
- при изучении нового материала;
- при закреплении изученного в конце урока, в парной работе, когда один рассказывает другому, и наоборот.
При систематической организации групповой работы она может проходить очень эффективно: за небольшой промежуток времени все ученики получают возможность продемонстрировать свою готовность к уроку, понимание учебного материала, и, что самое главное, существует возможность коррекции знаний, т.к. в процессе рассказа возможны спорные ситуации, решать которые можно совместно в группе, а также с помощью учителя. Таким образом сводится к минимуму количество не до конца выясненных вопросов, не допускается неправильное запоминание. Обычно учителя используют работу в группах при повторении и обобщении учебного материала, но такая работа может быть организованна и при изучении нового материала. Класс разбивается на группы, получающие четыре вида заданий. Учебные задачи – необычные: перед учениками напрямую не ставится задание изучить материал учебника, но, выполняя учебную задачу, они НЕПРОИЗВОЛЬНО это делают.
Совместное использование группового метода и метода схемных и знаковых моделей способствует реализации следующей цели моей профессиональной деятельности – развитие мыслительных способностей учащихся. Каждый ребенок на уроке активизирует свое внимание, память, зная что об увиденном и услышанном нужно будет рассказать или оценить рассказ одноклассника. Использование опорных конспектов и групповой формы организации деятельности детей способствуют развитию аналитических способностей учащихся, формирует умения обобщать и синтезировать.
Всем известна проблема классно-урочной системы организации учебно-воспитательного процесса в наших школах, когда на уроке в основном говорит учитель, а ученик большую часть времени молчит. Работа в группах и парах позволяет решать еще одну цель обучения – развитие речи учащихся (эта цель является частным случаем общего развития детей). На моих уроках каждый учащийся получает возможность говорить, доказывать и аргументировать свою точку зрения.
В процессе общения детей друг с другом и с учителем формируются взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости. А
значит, реализуется еще одна цель образования – освоение школьниками культуры ценностных ориентации, взаимоотношений, формирование коммуникативной культуры.
У учителя, начинающего использовать работу в группах с использованием опорных конспектов могут возникнуть некоторые проблемы и вопросы. Первый из них: не подменяет ли учитель себя классом? Дело в том, что место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется. Он не просто координатор, он арбитр и консультант. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Вторая проблема: оценка знаний. Как оценить вклад каждого ученика при работе в группах? Во-первых, необходимо приучить ребят работать не ради оценки, а получать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ от новых, приобретенных в ходе сотворчества знаний. Во-вторых, регулярные фронтальные опросы, разнообразные формы контроля на последующих уроках дадут возможность оценить каждого персонально, но, прежде всего, позволят вам ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ: насколько эффективен ваш метод работы.
Результатом работы по совместному использованию групповой организации учебной деятельности и опорных конспектов является:
- положительная динамика качественных показателей обучения ;
- победители и призеры предметных конкурсов, олимпиад (муниципальный и российский уровень);
- большое количество выпускников поступают в ВУЗы на специальности, связанные с изучением физики
- результаты сдачи ЕГЭ по предмету в школе выше средних баллов в районе и республике;
- рост числа участников в творческих проектах, конкурсах, олимпиадах, конференциях по предмету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ Обоснование к применению. По мотивам и содержанию общения учащихся: общение – основной вид деятельности для ...
статья "Групповой способ обучения"
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и...
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использованияна уроках истории на основе собственного опыта....
Продуктивность использования образовательных технологий. 4 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока:«Бег из различных исходных положений»....
Продуктивность использования образовательных технологий.18 Технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения; здоровьесберегающая, проектное обучение, игровая, групповая, дифференцированного обучения.
Тема урока: «Преодоление полосы препятствий, включающих в себя освоенные двигательные действия»....