статья "Групповой способ обучения"
статья по химии на тему
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т.е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик– ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovoy_sposob_obucheniya.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л.С. Выготский
За умение работать с людьми я готов платить
больше, чем за любое другое умение на свете
Джон Рокфеллер
Моя педагогическая система
Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному и профессиональному самосовершенствованию, формированию умений не приспосабливаться, а созидать. Таким образом, приоритеты в обучении смещаются: от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Решать эти задачи необходимо, прежде всего, через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.
Личный опыт преподавания в современной школе все больше убеждает – эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовать знания. Способность приобретения знания характеризуется показателями обучаемости, применение знаний – показателями интеллекта, а преобразование знаний – креативностью (общими творческими способностями).
Основной акцент на освоении форм учебного сотрудничества на уроках химии, на педагогическую технологию контрольно-оценочной деятельности, организацию учебного диалога, развитие рефлексивных способностей. Именно эти направления методической работы являются в последние годы приоритетными в педагогической деятельности.
Учитывая возраст учащихся, применяются педагогические технологии, повышающие внимание, интерес, скорость мышления. Комплектация педагогических технологий на каждый конкретный урок проводится с учетом интересов, склонностей, качества усвоения предшествовавшего материала учениками каждого конкретного класса:
Современные дети отличаются широкой информированностью, рационализмом, расчетливостью, потерей терпимости к ошибкам и недостаткам окружающих людей (как следствие - рост отчужденности, отсутствие интереса друг к другу). Проблемы организации работы в школе - теряется опыт коллективной работы, отдается предпочтение индивидуальному подходу. При этом индивидуальная работа включает в себя "борьбу" с педагогически запущенными детьми и создание условий для одаренных детей. Дети, не входящие в эти две категории (то есть не доставляющие беспокойства или успеха) остались вне педагогического внимания. Так быть не должно.
В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т.е. коллективных, групповых форм работы. Учебное сотрудничество в образовательном процессе состоит из совокупности взаимодействий: учитель – ученик (ученики), ученик – ученик, общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе. Практика обучения при внедрении коллективных форм работы в учебный процесс убедительно показывает, что именно организационная форма обучения ''ученик– ученик'' (учебное сотрудничество) предоставляет значительные резервы для формирования познавательной мотивации, способствующей повышению эффективности обучения, самооценки и развития личности ребёнка в целом.
С точки зрения диалектического подхода, реализованного в способе диалектического обучения, переход от организационной формы ''учитель – ученик'' к сотрудничеству на уровне ''ученик – ученик'' позволяет осуществить переход от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным
отношениям в образовательном процессе, что способствует личностно – ориентированному подходу в обучении, о котором так много говорится в настоящее время. В этих условиях организация групповой работы способствует выведению учебного процесса на уровень простой и сложной кооперации, вследствие чего, с одной стороны, преодолевается ограниченность индивидуального интеллекта, а с другой стороны – изменяется направленность
индивидуальной работы, которая становится общественнонаправленной.
В основе организации учебной деятельности в системе способа диалектического обучения - простая и сложная кооперация, органично включающая индивидуальный труд школьников, выступает как средство, с
помощью которого ученики получают реальные ''рычаги'' управления собственной деятельностью как совместной, так и индивидуальной. Этими ''рычагами'' являются функции учебной деятельности, которые при определённой организации групповой работы учащихся постепенно передаются детям. Отношения между учащимися, между различными группировками, неизбежно возникающими в коллективе, способны весьма серьезно влиять на общий психологический климат в классе, работоспособность школьников на уроках, их поведение, восприятие учителя и процесса обучения. Не иене значимо и влияние лидеров (особенно неформальных), которое может как усилить педагогический эффект деятельности учителя, как и существенно ослабить его. Поэтому при проектировании образовательного процесса необходимо учитывать закономерности межличностных отношений. Современные образовательные технологии основаны на организации групповой деятельности учащихся, а индивидуальное развитие школьников осуществляется за счет внешней динамики групп.
Рамки приобретения группового взаимодействия детей в последние годы существенно сужены. Социологи выяснили, что за 11 лет обучения школьники проводят в классе 15 000 часов, а за телевизором – 18 000. Если сюда добавить то, что дети часто лишены общения со сверстниками в яслях, детском саду, во дворе, то понятно, что школа – подчас единственное место, где дети могут общаться в коллективе, т.е. приобретать навыки коммуникативной деятельности.
Правильно организованные процессы кооперации учащихся в классе помогают быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности. Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя)
Групповой способ обучения (ГСО) – такая форма организации познавательной деятельности, при которой происходит организованное взаимодействие трех или более индивидов, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению. Для него характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В групповой работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.
Алгоритм ГСО на уроке:
Подготовка к выполнению задания - раздача дидактического материала, инструктаж о времени, форме представления результата.
Основная часть – групповая работа (знакомство с дидактическим материалом, планирование работы в группе, распределение ролей или заданий, возможно индивидуальное выполнение своей части или совместное всего задания, обсуждение полученных результатов, сведение их в общий результат; подготовка выступления группы)
Заключительный этап: межгрупповая работа (выступления от групп, коррекция полученных знаний, рефлексия).
Части урока соотносятся между собой 1:6:2
Правила конструирования заданий для групп:
Количество заданий должно быть равно количеству учащихся в группе;
в течение года каждый ученик выполняет разные виды заданий;
в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяется в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной активности учащихся.
Подготовка к применению ГСО на уроках:
Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, обучение конструированию вопросов и заданий репродуктивного и продуктивного уровня; обучение приемам работы с текстом; обучение распределению обязанностей в парах и группах и сотрудничеству в работе.
Группы могут быть как гомогенные, так и гетерогенные.
«Современная групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы всего класса, в ходе которой учитель ставит проблемы и дает задания группам. …Если все группы получают одинаковые задания, то происходит единая групповая работа. Если же групповая работа дифференцирована, то разные группы получают разные задания в рамках общей темы. Именно дифференцированная работа вносит новые элементы во фронтальную работу. Фронтальная постановка проблемы и последующее расчленение темы и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы, таким образом устанавливаются твердые взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Совсем иной характер приобретает фронтальная работа, следующая за групповой. Группы отчитываются перед классом о своей работе. Содержание их отчетов для остальных учащихся представляет собой новую информацию. Значит, от качества выполнения задания каждой группы зависит то, насколько хорошо другие группы и каждый отдельный ученик усвоят материал».
Типология групп, создаваемых на основе уровневых достижений.
Группы
Выравнивания Поддержки Развития
нормальные ускоренные МОП нормальные ускоренные
НМ НМО, НМОП, НМП МО, ОП МОП, МП, НОП, НО, НП
- Н – некомпетентные, не достигшие еще минимального уровня, не умеющие пока решать шаблонные задачи;
- М – достигшие минимального уровня;
- О – достигшие общего уровня;
- П – вышедшие на продвинутый уровень и совершенствующиеся в нем.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ХИМИИ В 8-9-х КЛАССАХ
Обоснование к применению.
По мотивам и содержанию общения учащихся:
Общение – основной вид деятельности для данного возраста;
подчинение своих интересов нормам коллективной жизни;
“Я–концепция”; усиление потребности в личностном общении со взрослыми на равных.
По развитию интеллектуальной сферы:
Недостаточное развитие логического мышления;
преобладание невербального интеллекта над вербальным;
слабое владение приемами рациональной переработки информации.
По отношению к предметному содержанию:
Необходимость достижения прочности и осознанности знаний, умений и навыков как основы для изучения курса химии средней школы;
освоение химического языка; необходимость поддержания интереса к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.
Методические приемы:
Проблемные ситуации; познавательные задачи; моделирование и алгоритмирование; свертывание информации в таблицы, схемы, опорные конспекты; использование занимательного материала; лабораторные и демонстрационные проблемные опыты и т. д.
Формы проверки достижения результатов:
Контроль учителя; контроль товарищей по группе; взаимоконтроль; самоконтроль; как следствие – адекватная самооценка.
Групповая работа наиболее удается на этапе целеполагания, проверки знаний, актуализации, при работе с текстом учебника. Например, при организации целеполагания определение цели преобразуется учителем в проблемную задачу, которая решается в процессе коллективной мыследеятельности в группе; на основе ассоциаций (приемы: ассоциативное солнышко, паучок, эстафета мысли и т.п.) рождается вариант: что знаем; что должны или можем узнать и как. При обобщении знаний о типах реакции ученики в группах выполняют задания по моделированию: химические реакции представляют в виде схем, выполненных в технике аппликации, а также разрабатывают алгоритм для определения типа реакции. Такая работа способствует развитию абстрактного мышления, облегчает механизм запоминания на основе ассоциаций, повышает интерес к познанию. Так же в группах выполняются задания по переводу информации (стихи) на химический язык. Применение групповой работы для проведения химического эксперимента возможно при условии соблюдения правил техники безопасности.
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ХИМИИ В 10 – 11 КЛАССАХ
Обоснования к применению.
По мотивам и содержанию общения учащихся:
Основной вид деятельности – учебно-познавательный труд; потребность творческого самовыражения и самореализации; направленность обучения на достижение личных целей, связанных с продолжением образования;
повышенная тревожность; потребность в общении со взрослыми.
По уровню развития интеллектуальной сферы:
Положительные изменения в развитии важнейших качеств мышления, в том числе абстрактного и логического; развитие прогностических способностей; познавательный интерес.
По отношению к предметному содержанию:
Необходимость создания целостной системы химических знаний и научного мировоззрения; приобретение опыта деятельности по применению теоретических знаний для решения практических задач; развитие химического языка; знаковой деятельности, кодированию и декодированию информации; развитие умений работать самостоятельно с разными видами информации.
Методические приемы:
Задачи с проблемным содержанием разного уровня сложности;
проблемные вопросы и задания; прогнозирование свойств веществ на основе состава и строения, и наоборот; проектирование и моделирование;
использование материала из разных источников информации; задания с профориентационным содержанием; проблемный эксперимент и т.д.
Переход на 2-й концентр в обучении химии позволяет организовать изучение нового материала с опорой на знания, приобретенные в 8-9-м классах. Это делает возможным применение таких форм мышления, как аналогия, умозаключение, индуктивный и дедуктивный способы. Например, при изучении свойств карбоновых кислот в курсе органической химии сначала актуализируются знания о свойствах неорганических кислот; затем сравнивается строение соляной и уксусной кислот и выдвигается гипотеза, которая экспериментально проверяется. На этом уроке групповой способ обучения применен в режиме технологии модульного обучения.
На уроках комплексного применения знаний, умений и навыков возможно организовать исследование. Так, урок на тему “Полисахариды” предваряется экскурсом на производство печатной бумаги ЦБК (1-я группа), на хлебопекарню (2-я группа), в аптеку (3-я группа), в комитет по экологии (4-я группа). Каждая группа готовит отчет о применении полисахаридов (целлюлозы и крахмала). На уроке групповая работа продолжается: сравниваются их строение и свойства, при этом используется дополнительный материал по биологии и экологии, проводится эксперимент. В результате подтверждается одно из положений теории A.M. Бутлерова о зависимости свойств веществ от строения, применения от свойств. На этом уроке групповая работа организуется с применением приемов технологии проектного обучения.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.
Особое место в укреплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того, детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.
Групповая форма работы развивает у детей учебно-организационные умения: (нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ); учебно-интеллектуальные умения: (умение чисто писать, диалектически анализировать учебный материал, обобщать, выделять главное, синтезировать материал); учебно-информационные умения: (пользоваться словарями, справочниками, составлять план); учебно-коммуникативные умения:( литературным языком излагать свои мысли, выступать перед аудиторией, составлять план выступления).
Групповой метод при решении задач и работа в парах также позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся, объединившись в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать неизбежные сложности общения, которые глубоко переживают все подростки. Кроме того, сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те, в свою очередь, стараются показать себя в группе с лучшей стороны. По этому же принципу работают дети и в парах, где один - сильный, другой - слабый. Цель такой работы - донести до каждого ученика необходимые знания. Но, тем не менее, все равно иногда бывает, что несколько учеников “выключены” из учебного процесса. Они не воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по новой и предыдущей темам.
Групповой зачет- эта форма очень удобна и эффективна при подготовке к экзаменам. При ее использовании каждый учащийся получает возможность, во-первых, устно проговорить весь заданный материал, во-вторых, к концу зачета независимо от домашней подготовки (или ее отсутствия) усвоить данную тему.
Пары и группы могут быть как постоянного, так и сменного состава, исходя из цели работы и ее содержания. Работая в парах и группах, дети не только усваивают изучаемый материал, но и учатся взаимопомощи, взаимоконтролю и взаимооценке (в ходе выполнения как устных, так и письменных заданий). При групповой работе общая познавательная задача решается общими усилиями. Каждая микрогруппа получает задание определенной степени трудности. На уроке русского языка групповую работу мы используем для закрепления материала, на уроках литературы – при изложении нового материала, носящего проблемный характер.
Разницу в степени готовности можно восполнить, используя коллективные формы обучения. При умелой организации работы в парах с первых дней учебы дети быстрее осваиваются в новом коллективе и также быстро идет передача информации от одного ребенка к другому. Так, работая в парах, один ученик выполняет роль «учителя» (все объясняет, рассказывает), а другой роль «ученика» (слушает, помогает). И, конечно же, в роли «учителя» первоначально выступают хорошо подготовленные дети. Их эта роль очень устраивает, т.к. они с охотой делятся всем тем, что знают сами. Затем учитель меняет пары для того, чтобы слабо подготовленный ребенок смог получить еще нужную ему информацию, но уже от другого одноклассника, в другом изложении. И когда он поработал с каждым членом своего класса, взял нужной информации ровно столько, что у него появилась необходимость выступить теперь уже в роли «учителя». Обучая другого, ребенок осознанно запоминает материал на 95%.
Это позволяет приучить детей к самостоятельности суждений, умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. А групповая поддержка, действие заодно с другими создают чувство защищенности, которое облегчает любой шаг ребенка в неизведанное Cоединяя детей в пары и группы, мы даем им почву, в которой вырастет спокойное самоуважение ребенка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равнодостойных .
Результаты применения группового способа обучения
Анализ опыта организации групповой деятельности по химии указывает на следующие результаты применения метода:
- работа в группах стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы, так и заключительный этап – отчет-презентацию;
- увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
- прикладной характер деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают работы лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);
- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
- наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл группового обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
- у обучающихся, работающих в группах, формируются умения:
- проблематизация,
- целеполагание,
- планирование,
- поисковые (исследовательские) умения,
- коммуникативные умения,
- презентационные умения,
- рефлексивные умения;
- учащиеся принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных олимпиадах
Таким образом, как показывает практика, групповая деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Фрагмент рабочей программы
Блок «Химия неметаллов» (18 ч.)
№ | Название темы | Кол-во часов | Содержание обучения | Основные умения | Тип урока | Методы | Виды деятельности | Формы контроля знаний |
1 | Сера | 1 | Строение атома серы, важнейшие соединения серы, химизм производства серы; определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного*; условия смещения химического равновесия, катализаторы; свойства и применение серной кислоты, соли серной кислоты; азот как постое вещество, строение молекулы азота, применение азота, аммиак, свойства аммиака и его водного раствора, получение аммиака лабораторным и промышленным способами; оксиды азота, азотная кислота, лабораторный и промышленный способы получения азотной кислоты, свойства и применение азотной кислоты; фосфор и его соединения, природные соединения фосфора, аллотропные модификации фосфора, химические свойства и применение фосфора, фосфорная кислота, применение фосфорной кислоты, комплексные удобрения; углерод, особенности строения атома углерода, аллотропные модификации, кристаллический решетки, физические свойства, применение алмаза и графита, лабораторный способ получения оксида углерода(IV), его свойства и применение, свойства угольной кислоты, кислые соли: состав, свойства, качественная реакция на карбонаты; гидролиз солей, три случая гидролиза средних солей; кремний и его соединения в природе, свойства, применение кремния и оксида кремния(IV); стекло, состав и производство*. | Писать химические уравнения реакций производства серной кислоты, определять выход продукта реакции в процентах от теоретически возможного*; определять условия смещения химического равновесия; описывать сущность катализаторов, их применение; характеризовать зависимость скорости реакций от природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, катализаторов; называть свойства и применение серной кислоты, ее солей; объяснять свойства азота, писать электронное строение молекулы азота, характеризовать свойства аммиака и его водного раствора, проводить химические реакции с ним; описывать строение и свойства оксидов азота, азотной кислоты, химизм лабораторного и промышленного способов получения азотной кислоты; объяснять свойства и применение азотной кислоты, проводить химические реакции, характерные для конц. и разб.азотной кислоты; объяснять свойства фосфора и его соединений, описывать аллотропные модификации, химические свойства, применение фосфора, фосфорной кислоты, распознавать комплексные удобрения; объяснять свойства углерода, особенности строения его атома, описывать аллотропные модификации, кристаллические решетки, характеризовать физич.свойства, применение алмаза и графита; получать оксид С (IV), характеризовать его свойства и применение, описывать свойства угольной кислоты, определять карбонаты качественной реакцией; определять три случая гидролиза средних солей; характеризовать кремний и его соединения, описывать свойства, применение кремния и его оксида. | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проблемные вопросы, беседа | Групповая исследовательская работа | отчет |
2 | Химическое равновесие | 1 | Изучение новых знаний | Лекция с элементами беседы | Поисковая работа | Фронтальный опрос, работа у доски |
3 | Катализ | 1 | Приобретение новых ЗУН | Лекция с элементами беседы | Репродуктивный, частично-поисковый |
4 | Влияние условий проведения химических реакций на их скорость | 1 | Применение полученных ЗУН | Практическая работа | отчет |
5 | Серная кислота и ее соли | 1 | Применение полученных ЗУН | Практическая работа | Групповая исследовательская работа | отчет |
6 | Азот как простое вещество | 1 | Изучение новых знаний | Частично- поисковый | семинар | Фронтальный опрос, рефераты |
7 | Аммиак | 1 | Применение полученных ЗУН | Практическая работа | Групповая исследовательская работа | Отчет |
8 | Оксиды азота | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проблемные вопросы, беседа | Репродуктивный, частично-поисковый | Самост. работа (тест) |
9 | Азотная кислота | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проблемные вопросы, беседа, объяснение, практическая работа | Групповая исследовательская работа | отчет |
10 | Фосфор и его соединения | 1 | Изучение новых знаний | Лекция с элементами беседы | Репродуктивный | Фронтальный опрос, работа у доски |
11 | Распознавание минеральных удобрений | 1 | Применение полученных ЗУН | Практическая работа | Групповая исследовательская работа | отчет |
12 | Углерод и его соединения | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проблемные вопросы, беседа, объяснение | Репродуктивный, частично-поисковый | Индивидуальная работа по карточкам |
13 | Получение оксида С(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Практическая работа | Групповая исследовательская работа | отчет |
14 | Анализ газированных напитков | 1 | Применение полученных ЗУН | Практическая работа | Групповая исследовательская работа | отчет |
15 | Гидролиз солей | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Проблемные вопросы, беседа, объяснение, демонстрация | Репродуктивный, частично-поисковый | Индивидуальная работа по карточкам |
16 | Кремний и его соединения | 1 | Изучение новых знаний | Проблемные вопросы, беседа, объяснение, | проблемный | Самост. работа (тест) |
17 | Обобщение по теме: Химия неметаллов | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Групповая работа, игровые элементы | Семинар, дискуссия |
18 | Зачет | 1 | Комплексное применение, контроль и учет ЗУН | Индивидуальная, групповая работа, игровые элементы | Аукцион знаний |
приложение
Модель урока
Тема урока: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Цели:
- Дать понятие скорости химической реакции, используя знания учащихся из курса физики о скорости;
- Экспериментально изучить влияние некоторых факторов на скорость химической реакции;
- Продолжить формирование умений учащихся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с лабораторным оборудованием;
- Способствовать обучению специфическим умениям коллективной деятельности.
Тип урока: Применение полученных ЗУН
Методы: Практическая работа
Виды деятельности: Групповая исследовательская работа
Оборудование и реактивы:
- Карточки с заданиями для проведения практической части (см. п. 3,4,5);
- Демонстрационные карточки,
- Cu пров. 2 шт., спички, спиртовка. 1 группа
- Zn две гранулы, HCl (1:5), HCl (1:10). 2группа;
- Cu пров., Zn гранула, HCl. 3 группа;
- .H2O2 р-р, спички, спиртовка, MnO2, лопатка, лучина, 2 пробирки.
Ход урока:
Мы уже познакомились с основными типами химических реакций, научились отличать их от физических явлений по определённым признакам. Убедились, что свойства веществ вступивших в реакцию, отличаются от свойств образовавшихся веществ.
Настало время поговорить о продолжительности химической реакции, т.е. о протекании химического процесса во времени, за которое он происходит. Сегодня мы поговорим о скорости химической реакции, определим факторы, которые влияют на скорость химической реакции.
Запишите тему, число.
Известно, что одни химические реакции протекают за малые доли секунды, другие же за минуты, часы, дни.
- Скажите, а вы встречались в своей жизни с реакциями идущими очень быстро? Приведите примеры .
а) горение; б) сода + уксус; в)...
- А как вы определили, что они протекают быстро?
По объему газа;
Эти реакции высокой скорости
- А реакции, идущие медленно?
а) ржавление железа; б) скисание молока;
Интересные факты:
Для полного гниения брошенной в лесу газеты- 1 год.
Ржавление консервной банки – 10 лет.
Стекло практически не разрушается в течение столетий.
Эти реакции низкой скорости.
Чтобы характеризовать быстроту химической реакции, пользуются понятием скорость химической реакции.
- Что же это за величина?
В курсе математики и физики вы уже встречались с понятием скорости. Как её можно определить?
(использование дем. карточки).
- Подходит ли нам эта формула для определения скорости химической реакции?
(Нет, т.к. S – путь)
- Чем в этой формуле можно заменить S? Тем, что изменяется в ходе реакции. Это концентрация вещества.
- Составьте, пожалуйста, в тетради самостоятельно формулу, определяющую скорость химической реакции.
Концентрация вещества изменяется, температура изменяется.
С1 – концентрация реагирующего вещества, t1 изменяется.
С2 – концентрация образ. вещества, t2 изменяется.
Значит надо преобразить эту формулу.
(использование дем. карточки).
- В каких единицах измеряется скорость химической реакции?
[ С ]= моль/ л, [ t ]=с, [ V ]= моль/ л с
Задачи (если позволяет время).
- Как можно определить скорость химической реакции?
(Скорость химической реакции определяется изменением концентрации вещества в ед. t).
- А как вы думаете, можно ли изменить скорость хим. реакции? Как?
- T
- C
- Kat
- Активность (природа)
- Давайте экспериментально попробуем установить влияние этих факторов на скорость хим. реакции. Практика – есть основа познания и критерий истины.
На столах у вас карточки с заданиями. Внимательно прочитайте и подготовьтесь. Но сначала вспомним правила Т.Б.
Результаты запишем по форме представленной на доске:
Факторы влияющие на скорость хим. реакции | Признаки | Примеры реакций |
1. Активность (природа реаг. вещества) 2. T 3. Измельченность 4. Катализатор |
|
|
(Влияние катализатора демонстрирует учитель.)
- Обсуждение результатов, заполнение таблицы.
Заключительная часть.
Давайте подведем итог.
Чему мы научились на уроке?
- Сформулировали понятие скорость химической реакции.
- Научились вычислять скорость химической реакции.
- Эксперты определили факторы, влияющие на скорость химической реакции.
Если останется время:
- А теперь ответим на вопросы:
- По каким признакам можно судить о скорости химической реакции? (Выд. Г, осадок, изм. окраски).
- Назовите причины, по которым вещества в кислороде сгорают быстрее, чем на воздухе?
- C ( O2 )
- Назовите причину, по которой угольная пыль сгорает быстрее, чем кусок угля, такой же массы. Измельчённость.
Домашнее задание
Подведение итогов.
Модель урока
Тема урока: Азотная кислота
Цели:
- Продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих и специфических свойств азотной кислоты посредством решения экспериментальных и познавательных задач, отработать умения в написании уравнений реакций;
- Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения и наблюдения эксперимента;
- Поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество; способствовать развитию грамотной химической речи.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Методы: Проблемные вопросы, беседа, объяснение, практическая работа
Виды деятельности: репродуктивный, частично- поисковый, групповая исследовательская работа
Модель урока
Тема урока: «Химия неметаллов»
Цели:
- Систематизировать и закрепить знания, умения учащихся по разделу «Химия неметаллов»;
- Развивать познавательный интерес, навыки работы в коллективе и чувство ответственности;
- Научить быстро ориентироваться в различных ситуациях;
- Воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.
Тип урока: комплексное применение, контроль и учет знаний.
Форма урока: урок – аукцион знаний «Ярмарка эрудитов»
Ход урока:
Ведущий: Ярмарки эрудитов, что это такое? В толковом словаре русского языка С.Ожегова слово «ярмарка» означает большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно и то же время. Сегодня у нас главное на ярмарке – это торг и товар. Я – покупатель, а вы – купцы. Ваш товар – знание и всем хочется, чтобы они оказались добротными, не залежавшимися. Совершая торг, я, возможно, куплю ваши знания. Продав свой товар, вы станете состоятельными людьми, у вас появится капитал, который обычно хранят в самом надежном месте – в банке. Поэтому у нас тоже будут свои ярмарочные банки (каждая команда получает стеклянную банку). И валюта тоже – самая надежная, очень твердая, достаточно зеленая.(показывает банку с зеленым горохом)
В игре участвуют 2 команды. Каждая команда представляет визитную карточку – эмблему, девиз. Это тоже оценивается и покупается.
Скоморох:
Извольте же не просто созерцаньем заниматься,
А думать и разгадывать стараться.
Активное участие во встрече принимайте, свои знания выявляйте.
Ведущий: Дорогие болельщики! Внимательно следите за работой эрудитов. Возможно, им потребуется и ваш товар – знания. Выигравшие будут не только эрудиты, но ивы, их поддержка, опора. Награда будет вручена достойным
Первый торговый ряд «Дальше, дальше»
Каждая команда стремится ответить на большее количество вопросов за 1 мин. Правильный ответ – горошина в банку. Не знаете, говорите: «Дальше, дальше». За правильный ответ – валюта в банк.
Вопросы 1 команде:
- Химический элемент миллионер? (углерод)
- Наука о веществах и их свойствах.(химия)
- Кислота тепла боится, быстро в воду превратится. (угольная и сернистая)
- На полях они витамины, а на складе вроде мины. (Селитры)
- Он безжизненный зовется, но жизнь без него не создается (азот)
Вопросы 2 команде:
1.Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. (Фосфор)
2. Какие элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (водород, кислород)
3. Природной соли маленький кусок отвечать урок помог. (Мел)
4.Хлеб из муки не испекут, но от нее привеса ждут. (Фосфоритная мука)
5. Это и в учебнике читали вы не раз: его прославил Глаубер, а он Кара - Богаз. (сульфат натрия – глауберова соль)
Ведущий: Игра со зрителями.
Скоморох: Того, кто сможет разгадать, как надо,
Ждет небольшая, но награда.
Чтобы тайны наук у нас здесь постичь,
внимательным надо быть.
Загадки, вопросы.
- Из смеси каких веществ изготавливают порох? (смесь селитры, серы, угля)
- Какой газ выдыхаем? (углекислый)
- Гордится уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. (алмаз, графит)
- Из башни, словно масло льется, «хлебом индустрии зовется» (олеум, серная кислота)
- В руках у химика крупинка, как для ленивого дубинка. (катализатор)
Второй торговый ряд «Черный ящик»
Ведущий: я описываю один из предметов, лежащий в черном ящике:
- В огне я воду испаряю,
В воде я камнем застываю;
Врачу и скульптору я брат
- Из горы кусочек вынули,
в деревянный ствол задвинули
- Это вещество алхимики называли желчью бога Верекана.
Скоморох: Ну-ка, дайте мне ответ
И узнаю я сейчас
Знаешь науки или нет,
Все откроется тотчас.
Ведущий: за 1 мин. ответить на слова – омонимы.
Каждой группе болельщиков раздаются листы – рисунки со словами – омонимами. Каждый правильный ответ – валюта.
Ведущий: Вас ждет интересный торговый ряд – «Заморочки из бочки»
- - «Угарный газ!», - вскричал Холмс.
- Нет, нет
- Вы слышали об «эффекте собачьей пещеры» в Италии? Там есть такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
- Почему?
- Из вулканической трещины выделяется газ…
О каком газе говорится, и на каком свойстве основан этот эффект?
- История про хитрого Колю.
В магазин приходит Коля:
«Взвесьте 10 молей соли!
Деньги сразу вам отдам я.
Сколько это будет граммов?»
Отвечает продавец:
«Ай да Коля! Ну, хитрец!
Если учишься ты в школе, знаешь массу моля соли!
Соль, конечно, взвешу я –
Здесь ее у нас полно!»
Ведущий: Игра со зрителями
Скоморох: «Делу время, потехе - час» С завязанными глазами выбрать предметы, относящиеся:
- К математике: цилиндр, карандаш, треугольник, круг
- К химии: соль, сахар, вода, пробирка, колба.
Ведущий: Четвертый торговый ряд «Собери сам»
Ведущий: пятый торговый ряд «Самые, самые»
Частушки от каждой команды.
Скоморох:
Ах, подружки без сомненья,
Надо химию учить
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.
Ведущий: Пришла пора проститься
И мы хотим вам пожелать
Всегда с охотой учится
И никогда не унывать.
И перед тем, как расставаться
И расходиться по домам
Хотим мы с вами попрощаться
И пожелать хотим мы вам
Чтоб были вы здоровы,
Чтоб всегда держали слово,
Чтобы дружбой дорожили
Чтоб весело вы жили
И во всех делах умели
Достигать заветной цели!
Расстаемся мы сейчас
В добрый путь и добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Коллективный способ обучения на уроках биологии.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...
презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...
Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...
О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.
Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...
Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения.
Презентация на тему: \'Базовые элементы настольного тенниса. Виды упражнений и способы обучения в группах начальной подготовки 1 года обучения...