ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
опыты и эксперименты по истории (10 класс) на тему
Цель работы - показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использованияна уроках истории на основе собственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_formy_obucheniya_kak_sposob_poznavatelnoy_aktivnosti_na_urokah_istorii.docx | 26.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Из опыта работы
Опыт представлен Скорик М.И., учителем истории МАНОУ «Шуховский лицей» г. Белгорода. Он апробирован на учащихся средних и старших классов в городских учебных заведениях.
Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.
Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
Такими формами взаимодействия являются и интерактивные методы обучения, и проектное обучение, и технология коллективного взаимодействия, и КТД, т.е. групповые формы работы. Эти формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.
Цель работы – показать технологию разработки формы групповой деятельности учащихся, эффективность её использования на уроках истории на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов как способ познавательной активности учащихся на уроках истории.
Актуальность темы очевидна, так как данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности. А это же является одним из требований ФГОС и ИКТ.
Конечно, не мы являемся авторами данной формы работы. Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит разработали программу технологии критического мышления. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского. В работах Л.С. Рубинштейна, Ш.А.Амоношвилли, Х.Лийметса, Я.Коменского лежит принцип не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения, что и подразумевает групповая форма обучения.
Но новизна нашего опыта заключается в применении различных комбинаций в известном всем приеме, которые вы и увидите в практической части нашего опыта.
Особенно данный прием успешно показал себя на уроках обобщения и закрепления.
Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:
Прежде всего, такой прием максимально развивает индивидуальные способности каждого и различные умения:
- коммуникативные навыки (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать)
- познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).
Кроме этого, именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
(Практическая часть)
Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:
- класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
- каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
- внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.
Надо отметить, что преимущество групповой работы в том, что ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы правильное, продуманное комплектование групп.
В расчет нужно брать два признака:
- Уровень учебных успехов учащихся.
- Характер межличностных отношений.
Исследования показали, что группа из 4-х человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из 8-ми человек и более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Вообще считается смой оптимальной группа из 5-ти человек. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно — и результативность.
Перед формированием групп можно обратиться к учащимся с вопросом: «С кем бы вы хотели работать в одной группе?» Доказано, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу можно рассматривать и как важное средство решения воспитательных задач.
Организация групповой работы меняет функции учителя. Если на традиционном уроке он передает знания в готовом виде, то здесь должен быть организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Его действия сводятся к следующему:
- Объяснение цели предстоящей работы.
- Разбивка учащихся на группы.
- Раздача заданий для групп.
- Контроль за ходом групповой работы.
- Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
- После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.
Групповые формы работы ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
- Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка проблемной ситуации;
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
- Групповая работа:
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
- Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ проблемной ситуации, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Разновидности групповых технологий:
- Групповой опрос
- Общественный смотр знаний
- Учебная встреча
- Диспут
- Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок).
Оценка работы происходит следующим образом: В подготовленном заранее листе, где указаны фамилии участников групповой деятельности, выставляются баллы по каждому направлению. Затем они суммируются, выявляется команда- победитель. Учащиеся получают положительные оценки так же за правильные ответы независимо от занятого места команды.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М, 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М, 2000.
СЛАЙДЫ
1 слайд – ФИО, школа, учащиеся,
2 слайд – название темы
3 слайд – цель: развитие познавательной и коммуникативной активности учащихся
4 слайд –актуальность: требования информационного общества, ФГОС и ИКТ. Новизна - применение различных комбинаций приеме групповой деятельности
5 слайд –методология, основа: Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит – авторы программы технологии критического мышления.
Л.С. Выготский - технологии формирования критического мышления через чтение и письмо. Рубинштейн, Амоношвилли, Лийметс - принцип конструирования своего собственного знания.
6 слайд –рефлексия: : оценка – взаимооценка – самооценка.
я-мы-дело – 0_________10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная активность на уроках истории.
Данная тема опыта конечно не нова, но может быть кто-то возмёт что-нибудь на вооружение....
Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся
Статья содержит материал о видах и роли интерактивных форм обучения на уроках биологии....
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Презентация "Игровые технологии как средство активизации познавательной активности на уроках истории"
Презентация "Игровые технологии"...
Развитие познавательного интереса учащихся через групповые формы обучения на уроках математики
Опыт работы по теме:"Групповая форма обучения на уроках математики"...
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...