Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности
статья по алгебре по теме
Данная работа представляет собой описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игровых, здорвьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникационных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и
во внеурочной деятельности
Учитель: Оськина Людмила Григорьевна
В условиях модернизации современного образования огромное внимание уделяется человеку как личности: его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоконравственному интеллекту, потенциалу. Поэтому велика потребность в такой подготовке подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие умением самостоятельно и гибко мыслить, инициативно решать жизненные и профессиональные вопросы.
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос о педагогических технологиях. Творческие способности учащегося можно развить, создав для этого специальные условия.
Изучение математики многим учащимся даётся с трудом. Возникает проблема создания заинтересованности предметом, активизации мыслительной деятельности. Важно научить ученика самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
В своей деятельности в межаттестациоонный период я уделяла особое внимание технологии групповой работы на уроке, технологии развития критического мышления, здоровьесберегающим и информационно-коммуникационным технологиям, попыталась с их помощью найти возможность активизировать деятельность моих учеников на уроке, формировать коммуникативную компетентность учащихся.
Метод групповой работы на уроке
Особенности групповой работы
Активное обучение
- Свобода и активность,
- Оригинальность и творческий подход,
- Открытие,
- Самостоятельность,
- Критическое мышление,
- Общение и совместная работа,
- Действия и соответственно ситуации,
- Жизненные задачи,
- Оценка своей работы и других
- Генерация,
- Радость,
- Упражнения,
- Поиск,
- Противоречия
- Отчет
- Воодушевление,
- Активность
- Ясность
- Результат
- Актуальность
- Ближайшее развитие
- Отношение
- Творчество
- Анализ
Чему учит групповая работа?
- Сотрудничать
- Ставить вопросы
- Решать проблемы
- Договариваться
- Распределять роли и ответственность
- Слушать других
- Убеждать других
- Отвечать за себя
Виды групповой работы
- Работа в парах
- Мозговой штурм
- Игра «Продолжи»
- Охота за сокровищами
- Снежный ком…
Мозговой штурм
Используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент. Распределяются роли внутри команды. (Ведущего, секретаря, хронометриста).
После вырабатывания коллективного решения внутри группы делаются доклады/сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке»
Игра «Охота за сокровищами»
- Учитель составляет вопросы
- Вопросы могут требовать как знаний, так и осмысления или понимания
- Учащиеся или группа должны ответить на вопросы используя ресурсы интернета или учебника
Игра «Снежный ком»
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания
- Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
- Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырёх человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
- В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Таким образом, целью моей деятельности в межаттестационный период было овладение теорией и практикой использования групповой работы игровых здоровьесберегающих ИКТ технологий и технологий развития критического, а так же внедрение в свою педагогическую деятельность (на уроках и во внеурочной работе по математике) данных педагогических технологий.
Задачи, которые я ставила перед собой:
- изучать теорию и практику использования групповой работы, игровых, здоровьесберегающих, технологии критического мышления на уроках математике и во внеклассной работе;
- внедрить в свою деятельность групповую работу, игровые, здоровьесберегающие, технологию критического мышления и ИКТ технологии;
- создать дидактический материал (разработки уроков, внеклассных мероприятий) с использованием данных технологий;
- провести анализ результатов внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс;
- сделать выводы об эффективности своей деятельности.
С целью изучения и успешного внедрения в свою педагогическую деятельность данных технологий я занималась самообразованием, изучала необходимую литературу, посещала курсы повышения квалификации, уроки коллег, участвовала в работе конференций, семинаров, заседаний школьного методического объединения учителей точных наук, общалась на «онлайн» на всероссийском школьном портале «Про Школу.Ру» с коллегами-педагогами, обменивалась с ними опытом и наработками.
В результате поиска наиболее эффективных путей организации деятельности учащихся на уроках математики, я пришла к выводу, что благодаря групповой работе и использованию игровых технологий дети усваивают материал лучше, так как он становится для них личностно-значимым.
Критическое мышление - это педагогическая технология построения урока на базе критического отношения к тексту. Уроки, построенные по “технологии критического мышления”, побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, И.Темил, как особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает использование исследовательских методов в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы.
А.П. Чернявская отмечает, что технология развития критического мышления - это разновидность личностно-ориентированного обучения. Разница лишь в том, что в данном варианте личностно–ориентированное обучение не останавливается на общих лозунгах, а достигает уровня технологической проработки метода.
Проведение внеклассных мероприятий по предмету с применением СОТ помогает мне как учителю еще более сблизиться с учащимися, способствует дальнейшему развитию педагогики сотрудничества, расширяет знания моих воспитанников, развивает их творческие способности.
Регулярно (особенно в 5-7 классах) использую на уроках игровые технологии, которые дают учащимся возможность преодолевать внутреннюю скованность, служат хорошим средством разрядки, снятия умственного напряжения и усталости, способствует усилению интереса к обучению. Метод игры отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, не подозревает, что чему-то учится.
Использование игровых ситуаций на уроках является одним из примеров сохранения и укрепления здоровья учащихся. По данным исследованием психологов более 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению физического и психологического здоровья учащихся, снижению успеваемости, усилению состояния тревожности.
Чтобы сделать процесс обучения комфортным для детей, избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока и повысить мотивацию к изучению математики, применяю на уроках здоровьесберегающие технологии, использую следующие приёмы: положительный эмоциональный настрой на урок, физкультминутки, смена видов деятельности, игры, оптимальные темы ведения урока, подача материала доступным способом, групповые методы обучения и т.д.
Информационно-коммуникативные технологии так прочно вошли в нашу жизнь, что сейчас трудно себе представить, как несколько лет тому назад мы могли обходиться без них на уроках и во внеклассной работе. Мы используем их для создания презентаций к урокам, тренировки, контроля и самоконтроля знаний учащихся посредством игр, онлайн тестов, для дистанционного обучения (например, при подготовке учащихся к ЕГЭ, ГИА, олимпиадам).
О результативности использования мною СОТ на уроках математики и во внеурочной деятельности свидетельствуют:
- Положительная динамика качества знаний по математике при 100 % успеваемости;
- Средний бал по предмету ( 4,1 ) выше региональных показателей;
- Успешная сдача учащимся ЕГЭ и ГИА по математике;
- Наличие победителей в конкурсах и олимпиадах различных уровней;
На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что использование новых образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности по математике дает новые возможности для формирования математического потенциала и всестороннего развития выпускника школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики (Описание опыта работы)
... часто приходится сталкиваться с мнением, что легко работать в таких классах, где каждый ребенок мотивирован на учение и обладает хорошими способностями. А как быть в классах, гд...
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
Описание опыта работы...
Приёмы использования технологии развития критического мышления на уроках математики
В статье описаны различные приёмы использования ТРКМ на уроках математики, такие, как, например, "Вхождение в тему урока", "Концептуальная таблица", "Верные-неверные утвержден...
материал по теме самообразования «Использование технологии развития критического мышления на уроках математики в условиях реализации ФГОС»
Применение приемов критического мышления на уроках математики...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики с целью развития личности учащихся.
Рассмотрены приемы используемые в технолологии критического мышления....
статья Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики
Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на уроках математики...