Открытое занятие по русскому танцу.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Соловьёва Альбина Анатольевна

Краткое описание открытого занятия по русскому танцу по форме проведения, как занятие-путешествие с использование мультимедийного устройства для показа видеофайлов во время проведения занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловьева Альбина Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Ланина Светлана Алексеевна,

концертмейстер

коллектива народного танца «Та-На-Ми»

Занятие - путешествие 

«По родным просторам».

         

Занятие  ансамблевой группы  4-6 года обучения.

Возраст воспитанников  9-13 лет.

      Тип занятия: занятие по обобщению и закреплению знаний и умений по теме

«Русский народный танец»

Вид занятия: Путешествие – это занятие, в котором используется прием ролевой игры, позволяющей строить обмен опытом, коллективное открытие. Данная форма увлекательная для воспитанников младшего и среднего возраста, развивает у них любознательность, творческое воображение.

Представленное занятие является частью системы обучения хореографическому искусству в коллективе народного танца «Та-На-Ми» и находится во взаимосвязи с классическим танцем.

В ходе занятия используются:

- мультимедийное устройство

- музыкальный центр

- фортепиано

-  www.video.mail.ru 

- www.tvKultura.ru

Занятие сопровождает концертмейстер.

 Список музыкального материала для проведения  занятия

  1. «Полянка» русская народная песня в обработке Б. Смирнова.

Сборник «Академия балета» репертуар концертмейстера народно-характерного танца. Выпуск 2. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006 год.

  1. «Перепляс» обработка В. Паршина и В Хвостова. Сборник «Академия балета» репертуар концертмейстера народно-характерного танца. Выпуск 2. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006 год.
  2. «Неделька» русская народная песня. Сборник «И в праздники и в будни» народные песни, романсы и танцы. Автор-составитель Е. Лёвин. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2010 год.
  3. «Травушка-муравушка» русская народная песня. Сборник «И в праздники и в будни» народные песни, романсы и танцы. Автор-составитель Е. Лёвин. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2010 год.
  4. «Воронежский танец». Сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца. Автор-составитель В.Е. Зощенко. 2011 год.
  5. «Шестёра» уральская кадриль.  Сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца. Автор-составитель В.Е. Зощенко. 2011 год.
  6. «Смоленский гусачёк» русский народный танец.  Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, упражнения у станка: учебное пособие для ВУЗов. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 год.
  7. «Сударушка» русский народный танец. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, упражнения у станка: учебное пособие для ВУЗов. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 год.
  8. «Ах, Самара-городок» русская народная песня. Сборник «Топ-топ, каблучок» № 2. И. Коллунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 год.
  9.  «Взрослая кадриль». Сборник «Топ-топ, каблучок» № 2. И. Коллунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 год.
  10.  «Русский лирический танец» Б. Карамышев. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
  11.  «Прялица» русская народная музыка  обработке Т. Ломовой. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
  12.  «Я калинушку ломала» в обработке С. Туликова. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
  13.  «Московские хороводы» в обработке А. Воеводина. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
  14.  Русский хоровод «Берёзка» в обработке Б. Тихонова. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.

16. «Девичья плясовая» в обработке Е. Кузнецовой. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год

/в тексте «Ход занятия» указан № по списку, использованного концертмейстером музыкального материала/

Цель занятия: формирование целостного представления о характере и особенности русского народного танца.

Основные задачи:

В обучении

- дать целостное представление об областных особенностях русского народного танца

- научить соединять воедино географические особенности, природные условия, характер музыки, танцевальную лексику регионов России

- закрепить знания танцевальным материалом русского танца

- совершенствовать положения рук русского танца

В развитии

- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве

-  развить музыкальный слух, чувство ритма

В воспитании

- воспитать  чувство гордости за культурное танцевальное наследие России

-воспитать уважительное отношение к творческим успехам членов коллектива

Регламент занятия:

№ п/п

                   Часть занятия

Время


1


2






3


Вводная часть:

организационный момент.

Содержательная часть:

1) Основные шаги русского танца

2) Положения рук русского танца.

3) Работа с платочком. Танец-игра.


Заключительная часть:

показ хороводного танца «Деревенские страдания» и плясового танца «Плетень»; подведение итогов.


5 минут.



15 минут.

10 минут.

10 минут.


10 минут.

Ход занятия

Воспитанники  входят в хореографический зал  под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон (№ 8)  Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два тройных переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два тройных переменных шага вперёд, меняясь местами (2 такта). Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места (2 такта), 4 припадания на месте в повороте вправо (2 такта). Руки опущены вдоль корпуса. На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону, «два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча. На «раз» рука открывается в 3 позицию, «и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола, «и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.

Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.

Педагог:

Всем, здравствуйте.

Сегодня у нас необычное  занятие, а занятие - путешествие  по родным просторам вместе с русским танцем. Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие  с помощью  основных движений русского танца. А вам, ребята, для нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины,  постараться вспомнить всё, что вы знаете и умеете, и продемонстрировать это   с помощью особого языка – языка русского танца.

Началом нашего путешествие стал поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».  

Итак, в добрый путь. Посмотрите  на карту нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.

( Включается  на экране карта России, слайды природы)

Пошагаем по земле - матушке. В русских народных танцах (хороводах, кадрилях, игровых танцах, обрядах и шествиях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются от простого шага. В шагах исполнителя заключён определённый замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, в них ярко проявляется манера той или иной области, сохраняются национальные черты русского характера: смелость, достоинство, благородство, удаль, ловкость, лихость…

Чем отличаются женские шаги от мужских?

/Возможные ответы воспитанников:

Женские шаги отличаются от мужских грациозностью, изяществом, женским достоинством.

Все эти особенности в исполнении зависят от содержания того или иного танца, хоровода или шествия, от характера музыкального сопровождения.

Шаги могут исполняться в различных музыкальных темпах (быстром, среднем, медленном) в зависимости от характера и содержания танца.

Народные танцевальные шаги разнообразны: это скользящий шаг, тройной шаг, переменный, шаги на полупальцах. Часто шаги исполняются с другими танцевальными элементами, например, шаг с каблука, с притопом, с хлопками и другие./

Сейчас мы  продемонстрируем использование разных шагов в хороводах и хороводных плясках.

Самый распространённый «простой шаг». Это шаг-ход исполняется как парнями, так и девушками чаще всего в орнаментальных и круговых хороводах и кадрилях в разных темпах, в разной областной манере, с разным положением рук, корпуса и головы.

/Выполнение  основных шагов русского танца:

- простой переменный на всю стопу, руки опущены вдоль корпуса (№13);

- тройной переменный шаг без работы и с работой рук (№11);

- тройной шаг с молоточком(№14);

- приставной шаг в сторону;

- шаг со скользящим ударом каблуком с работой рук;

- тройной приставной шаг в сторону с ударом стопы в позицию с работой корпуса и головы;

- у мальчиков тройной переменный шаг с хлопком по колену;

- переменный шаг на высоких полупальцах (№15).

Завершается выполнение шагов  перестроением на линии./

В творчестве  прославленного хореографического ансамбля «Березка»  различные виды хороводов, посмотрите, как могут  наши шаги  создавать красоту танца

/на экране фрагменты хороводов ансамбля «Березка»  из кинофильма «Девичья весна»  www.video.mail.ru/

Русские танцы, пляски, хороводы богаты разнообразием своих жестов, ярких трюков, плясовых элементов и во всех этих богатствах народной хореографии ведущую роль играли руки исполнителей.

В русских сказках руке приписывали волшебные свойства. Значение рук, плеч, пальцев в пляске огромно: они передают основной смысл, «рассказывают» сюжет. Они «говорят», всё остальное дополняет, подчёркивает, поясняет

/Педагог показывает движения рук: взмах крыльев, взгляд в зеркало, прялка, свечка/.

У какого народа в танце особенно выделена роль рукам?

/Возможные ответы воспитанников:

В индийском танце. Там каждый жест рукой, пальцев, глаз и головы являются словом. Это целая азбука, которой юных танцовщиц в индии обучают с детства./

В русском  женском танце движения рук необычайно разнообразны.

Мы изучали с вами в строгих хороводах, в величальных торжественных танцах, в обрядовых шествиях руки у девушки опущены вдоль корпуса, кисти рук повёрнуты ладонями к корпусу.

Покажите, пожалуйста, знакомые вам положения рук.

/Воспитанники показывают и комментируют положения рук:

  1. ладонь обнимает талию
  2. кисти рук тыльной стороной, как бы подбоченясь, в кулачках,
  3. опираясь большим пальцем в поясницу или просто расслабленной кистью, тыльной стороной ладони на талию.
  4. обе руки широко раскрываются в стороны, ладони рук направлены либо вперёд, либо наверх. Иногда руки поднимаются выше плеч, иногда опускаются на уровне бёдер.
  1. руки согнуты в локтях перед собой на уровне груди, переводятся то вправо, то влево -  положение зеркальца./

Если глаза – душа человека, то руки у парней и у девушек раскрывают их характер, настроение и подчёркивают динамику танца.

Давайте покажем, как  мы используем  рук и в различных движениях русского танца.

/Положения рук русского танца (№12):

- положение рук на талии;

- открытое положение рук;

- «гармошка» с руками и без (№9);

- «припадание» с руками и без;

- разновидности «верёвочки» (одинарная, двойная, с выносом на каблук, с ударом во II позицию ног) с работой рук (№1);

- «моталочка»; «молоточки»; «ковырялочка» с работой рук (№3);

- «присядка», «разножка», «ползунок» у мальчиков (№4)/

Посмотрим на карту России: как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в русских ходах и проходках.

Знакомьтесь, перед нами Сибирь

/На карте  область выделяется особым цветом. Идет видеоряд сибирских красот, танцевальных композиций./

Посмотрите, одна группа вам покажет типичный ход для многих областей Сибири

         /- Сибирский ход на высоких полупальцах. (№10)

   - Сибирский ход с каблука(№ 2)/

Теперь мы перемещаемся на Урал.

/На карте  область выделяется особым цветом. Идет видеоряд  Урала , фото уральских танцевальных коллективов./

Посмотрим  ход «уральской шестёры» в исполнении другой нашей группы. Особенностью хода являются удары полупальцами поочерёдно обеими ногами, точно молоточками при лёгком беге. Ход исполняется одинаково и девушками, и парнями.

И возвращаемся в наш центральный район, в Смоленскую область.

/На карте  область выделяется особым цветом. Идет видеоряд  Смоленска  фото  смоленских  танцевальных коллективов./

Вспомним и покажем  основной ход Смоленской пляски. Участники пляски в своих движениях и манере исполнения подражают движениям гусей, их повадкам, походке вперевалочку.

Неизменным спутником многих танцев на Руси был платочек.

/На экране  видеоролика  танцевальных композиций  с платочком /

Огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – её костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному.

Платок не только подчёркивает яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа, например, иллюстрирует слова исполняемой песни: разложенный на земле платок отождествляется с постелью, в другом положении платок кладётся под голову, изображая подушку, в играх он  исполняет роль вьюна.

Взмах платком в танце напоминает полёт голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнёра на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.

Давайте найдем на нашей карте  Саратовскую область, /На  карте  выделяется область/здесь  в танце можно увидеть,  как  девушка-сборщица разводит на танец юношей к девушкам «через платок».

Мы с вами, оказавшись в Саратовской области, давайте тоже  поучаствует в танце – игре с платочком (№ 16).

/Ведущий, идя по кругу, выбирает 3-4 танцующих детей; показывает движения, танцующие повторяют. Затем платочком вызывает одного на танец, тот танцует и передаёт платочек следующему. Следующий , тоже танцует и вызывает мальчика. Мальчик следует «ползунком» за девочкой, делает «присядку» и дразнит девочку платочком. Та пытается отнять платочек. Идёт игра между девочкой и мальчиком, все наблюдают и подтанцовывают в кругу, иногда вставая на сторону мальчика, иногда на сторону девочки./

Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения  ногами, руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции собираться у плетня, и танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с народным танцем.

/Исполняются  танцевальные  композиции «Деревенские страдания» и «Плетень»/

Благодарю всех путешественников. Прощаемся  с вами до следующего занятия.

/поклон № 8/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по народному танцу

Разучивание русского народного танца "Субботея"...

Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Самба. Музыка танца»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Самба. Музыка танца». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг...

Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Квикстеп»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Квикстеп». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, танцевальность,...

Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Спортивные танцы  - лучший выбор для вашего ребенка!». Занятие по бальному танцу развивает физическ...

Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: "Танец Румба"

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Танец Румба». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, танцевальнос...

План-конспект открытого занятия по классическому танцу 3 г.о.

Данный конспект поможет грамотно и правильно выстроить план урока....

Открытое занятие "Радуга русского танца"

Танец- душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. Это открытое занятие посвящено изучению элементов русского народного танца....


 

Комментарии

АЛТАБАСОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Очень познавательный и интересный урок -путешествие. И форма урока необычная! Очень большая работа была сделана! Вам надо давать мастер-классы!Спасибо Вам большое Альбина Анатольевна. Возьму себе на заметку!!! Успехов Вам!