Открытое занятие по русскому танцу.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Краткое описание открытого занятия по русскому танцу по форме проведения, как занятие-путешествие с использование мультимедийного устройства для показа видеофайлов во время проведения занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект открытого занятия по русскому танцу "По родным просторам" | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьева Альбина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Ланина Светлана Алексеевна,
концертмейстер
коллектива народного танца «Та-На-Ми»
Занятие - путешествие
«По родным просторам».
Занятие ансамблевой группы 4-6 года обучения.
Возраст воспитанников 9-13 лет.
Тип занятия: занятие по обобщению и закреплению знаний и умений по теме
«Русский народный танец»
Вид занятия: Путешествие – это занятие, в котором используется прием ролевой игры, позволяющей строить обмен опытом, коллективное открытие. Данная форма увлекательная для воспитанников младшего и среднего возраста, развивает у них любознательность, творческое воображение.
Представленное занятие является частью системы обучения хореографическому искусству в коллективе народного танца «Та-На-Ми» и находится во взаимосвязи с классическим танцем.
В ходе занятия используются:
- мультимедийное устройство
- музыкальный центр
- фортепиано
Занятие сопровождает концертмейстер.
Список музыкального материала для проведения занятия
- «Полянка» русская народная песня в обработке Б. Смирнова.
Сборник «Академия балета» репертуар концертмейстера народно-характерного танца. Выпуск 2. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006 год.
- «Перепляс» обработка В. Паршина и В Хвостова. Сборник «Академия балета» репертуар концертмейстера народно-характерного танца. Выпуск 2. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2006 год.
- «Неделька» русская народная песня. Сборник «И в праздники и в будни» народные песни, романсы и танцы. Автор-составитель Е. Лёвин. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2010 год.
- «Травушка-муравушка» русская народная песня. Сборник «И в праздники и в будни» народные песни, романсы и танцы. Автор-составитель Е. Лёвин. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2010 год.
- «Воронежский танец». Сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца. Автор-составитель В.Е. Зощенко. 2011 год.
- «Шестёра» уральская кадриль. Сборник «Музыкальное сопровождение урока народного танца. Автор-составитель В.Е. Зощенко. 2011 год.
- «Смоленский гусачёк» русский народный танец. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, упражнения у станка: учебное пособие для ВУЗов. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 год.
- «Сударушка» русский народный танец. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца, упражнения у станка: учебное пособие для ВУЗов. Москва Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 год.
- «Ах, Самара-городок» русская народная песня. Сборник «Топ-топ, каблучок» № 2. И. Коллунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 год.
- «Взрослая кадриль». Сборник «Топ-топ, каблучок» № 2. И. Коллунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2005 год.
- «Русский лирический танец» Б. Карамышев. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
- «Прялица» русская народная музыка обработке Т. Ломовой. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
- «Я калинушку ломала» в обработке С. Туликова. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
- «Московские хороводы» в обработке А. Воеводина. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
- Русский хоровод «Берёзка» в обработке Б. Тихонова. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год.
16. «Девичья плясовая» в обработке Е. Кузнецовой. Т.Ф. Коренева Музыкально-ритмические движения. Часть 2. Москва 2001 год
/в тексте «Ход занятия» указан № по списку, использованного концертмейстером музыкального материала/
Цель занятия: формирование целостного представления о характере и особенности русского народного танца.
Основные задачи:
В обучении
- дать целостное представление об областных особенностях русского народного танца
- научить соединять воедино географические особенности, природные условия, характер музыки, танцевальную лексику регионов России
- закрепить знания танцевальным материалом русского танца
- совершенствовать положения рук русского танца
В развитии
- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве
- развить музыкальный слух, чувство ритма
В воспитании
- воспитать чувство гордости за культурное танцевальное наследие России
-воспитать уважительное отношение к творческим успехам членов коллектива
Регламент занятия:
№ п/п | Часть занятия | Время |
1 2 3 | Вводная часть: организационный момент. Содержательная часть: 1) Основные шаги русского танца 2) Положения рук русского танца. 3) Работа с платочком. Танец-игра. Заключительная часть: показ хороводного танца «Деревенские страдания» и плясового танца «Плетень»; подведение итогов. | 5 минут. 15 минут. 10 минут. 10 минут. 10 минут. |
Ход занятия
Воспитанники входят в хореографический зал под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон (№ 8) Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два тройных переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два тройных переменных шага вперёд, меняясь местами (2 такта). Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места (2 такта), 4 припадания на месте в повороте вправо (2 такта). Руки опущены вдоль корпуса. На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону, «два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча. На «раз» рука открывается в 3 позицию, «и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола, «и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.
Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.
Педагог:
Всем, здравствуйте.
Сегодня у нас необычное занятие, а занятие - путешествие по родным просторам вместе с русским танцем. Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.
Началом нашего путешествие стал поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».
Итак, в добрый путь. Посмотрите на карту нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.
( Включается на экране карта России, слайды природы)
Пошагаем по земле - матушке. В русских народных танцах (хороводах, кадрилях, игровых танцах, обрядах и шествиях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются от простого шага. В шагах исполнителя заключён определённый замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, в них ярко проявляется манера той или иной области, сохраняются национальные черты русского характера: смелость, достоинство, благородство, удаль, ловкость, лихость…
Чем отличаются женские шаги от мужских?
/Возможные ответы воспитанников:
Женские шаги отличаются от мужских грациозностью, изяществом, женским достоинством.
Все эти особенности в исполнении зависят от содержания того или иного танца, хоровода или шествия, от характера музыкального сопровождения.
Шаги могут исполняться в различных музыкальных темпах (быстром, среднем, медленном) в зависимости от характера и содержания танца.
Народные танцевальные шаги разнообразны: это скользящий шаг, тройной шаг, переменный, шаги на полупальцах. Часто шаги исполняются с другими танцевальными элементами, например, шаг с каблука, с притопом, с хлопками и другие./
Сейчас мы продемонстрируем использование разных шагов в хороводах и хороводных плясках.
Самый распространённый «простой шаг». Это шаг-ход исполняется как парнями, так и девушками чаще всего в орнаментальных и круговых хороводах и кадрилях в разных темпах, в разной областной манере, с разным положением рук, корпуса и головы.
/Выполнение основных шагов русского танца:
- простой переменный на всю стопу, руки опущены вдоль корпуса (№13);
- тройной переменный шаг без работы и с работой рук (№11);
- тройной шаг с молоточком(№14);
- приставной шаг в сторону;
- шаг со скользящим ударом каблуком с работой рук;
- тройной приставной шаг в сторону с ударом стопы в позицию с работой корпуса и головы;
- у мальчиков тройной переменный шаг с хлопком по колену;
- переменный шаг на высоких полупальцах (№15).
Завершается выполнение шагов перестроением на линии./
В творчестве прославленного хореографического ансамбля «Березка» различные виды хороводов, посмотрите, как могут наши шаги создавать красоту танца
/на экране фрагменты хороводов ансамбля «Березка» из кинофильма «Девичья весна» www.video.mail.ru/
Русские танцы, пляски, хороводы богаты разнообразием своих жестов, ярких трюков, плясовых элементов и во всех этих богатствах народной хореографии ведущую роль играли руки исполнителей.
В русских сказках руке приписывали волшебные свойства. Значение рук, плеч, пальцев в пляске огромно: они передают основной смысл, «рассказывают» сюжет. Они «говорят», всё остальное дополняет, подчёркивает, поясняет
/Педагог показывает движения рук: взмах крыльев, взгляд в зеркало, прялка, свечка/.
У какого народа в танце особенно выделена роль рукам?
/Возможные ответы воспитанников:
В индийском танце. Там каждый жест рукой, пальцев, глаз и головы являются словом. Это целая азбука, которой юных танцовщиц в индии обучают с детства./
В русском женском танце движения рук необычайно разнообразны.
Мы изучали с вами в строгих хороводах, в величальных торжественных танцах, в обрядовых шествиях руки у девушки опущены вдоль корпуса, кисти рук повёрнуты ладонями к корпусу.
Покажите, пожалуйста, знакомые вам положения рук.
/Воспитанники показывают и комментируют положения рук:
- ладонь обнимает талию
- кисти рук тыльной стороной, как бы подбоченясь, в кулачках,
- опираясь большим пальцем в поясницу или просто расслабленной кистью, тыльной стороной ладони на талию.
- обе руки широко раскрываются в стороны, ладони рук направлены либо вперёд, либо наверх. Иногда руки поднимаются выше плеч, иногда опускаются на уровне бёдер.
- руки согнуты в локтях перед собой на уровне груди, переводятся то вправо, то влево - положение зеркальца./
Если глаза – душа человека, то руки у парней и у девушек раскрывают их характер, настроение и подчёркивают динамику танца.
Давайте покажем, как мы используем рук и в различных движениях русского танца.
/Положения рук русского танца (№12):
- положение рук на талии;
- открытое положение рук;
- «гармошка» с руками и без (№9);
- «припадание» с руками и без;
- разновидности «верёвочки» (одинарная, двойная, с выносом на каблук, с ударом во II позицию ног) с работой рук (№1);
- «моталочка»; «молоточки»; «ковырялочка» с работой рук (№3);
- «присядка», «разножка», «ползунок» у мальчиков (№4)/
Посмотрим на карту России: как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в русских ходах и проходках.
Знакомьтесь, перед нами Сибирь
/На карте область выделяется особым цветом. Идет видеоряд сибирских красот, танцевальных композиций./
Посмотрите, одна группа вам покажет типичный ход для многих областей Сибири
/- Сибирский ход на высоких полупальцах. (№10)
- Сибирский ход с каблука(№ 2)/
Теперь мы перемещаемся на Урал.
/На карте область выделяется особым цветом. Идет видеоряд Урала , фото уральских танцевальных коллективов./
Посмотрим ход «уральской шестёры» в исполнении другой нашей группы. Особенностью хода являются удары полупальцами поочерёдно обеими ногами, точно молоточками при лёгком беге. Ход исполняется одинаково и девушками, и парнями.
И возвращаемся в наш центральный район, в Смоленскую область.
/На карте область выделяется особым цветом. Идет видеоряд Смоленска фото смоленских танцевальных коллективов./
Вспомним и покажем основной ход Смоленской пляски. Участники пляски в своих движениях и манере исполнения подражают движениям гусей, их повадкам, походке вперевалочку.
Неизменным спутником многих танцев на Руси был платочек.
/На экране видеоролика танцевальных композиций с платочком /
Огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки – её костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному.
Платок не только подчёркивает яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа, например, иллюстрирует слова исполняемой песни: разложенный на земле платок отождествляется с постелью, в другом положении платок кладётся под голову, изображая подушку, в играх он исполняет роль вьюна.
Взмах платком в танце напоминает полёт голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнёра на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.
Давайте найдем на нашей карте Саратовскую область, /На карте выделяется область/здесь в танце можно увидеть, как девушка-сборщица разводит на танец юношей к девушкам «через платок».
Мы с вами, оказавшись в Саратовской области, давайте тоже поучаствует в танце – игре с платочком (№ 16).
/Ведущий, идя по кругу, выбирает 3-4 танцующих детей; показывает движения, танцующие повторяют. Затем платочком вызывает одного на танец, тот танцует и передаёт платочек следующему. Следующий , тоже танцует и вызывает мальчика. Мальчик следует «ползунком» за девочкой, делает «присядку» и дразнит девочку платочком. Та пытается отнять платочек. Идёт игра между девочкой и мальчиком, все наблюдают и подтанцовывают в кругу, иногда вставая на сторону мальчика, иногда на сторону девочки./
Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами, руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции собираться у плетня, и танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с народным танцем.
/Исполняются танцевальные композиции «Деревенские страдания» и «Плетень»/
Благодарю всех путешественников. Прощаемся с вами до следующего занятия.
/поклон № 8/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по народному танцу
Разучивание русского народного танца "Субботея"...
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Самба. Музыка танца»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Самба. Музыка танца». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг...
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Квикстеп»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Квикстеп». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, танцевальность,...
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!»
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Спортивные танцы - лучший выбор для вашего ребенка!». Занятие по бальному танцу развивает физическ...
Конспект открытого занятия по спортивным танцам на тему: "Танец Румба"
Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 10-12 лет по теме «Танец Румба». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, танцевальнос...
План-конспект открытого занятия по классическому танцу 3 г.о.
Данный конспект поможет грамотно и правильно выстроить план урока....
Открытое занятие "Радуга русского танца"
Танец- душа народа. Танцы русских ярко воплощают великие национальные традиции. Это открытое занятие посвящено изучению элементов русского народного танца....
Комментарии
Открытое занятие по русскому танцу. Соловьёва Альбина Анатольевн
Очень познавательный и интересный урок -путешествие. И форма урока необычная! Очень большая работа была сделана! Вам надо давать мастер-классы!Спасибо Вам большое Альбина Анатольевна. Возьму себе на заметку!!! Успехов Вам!