Программа информатизации образовательной системы в МОУ "Ялгинская средняя общеобразовательная школа" на 2012-2015г.г.
рабочая программа по теме
Вашему вниманию представлена программа информатизации образовательной системы в МОУ "Ялгинская средняя общеобразовательная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_informatizacii_yalginskoy_shkoly_.doc | 313 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята на педагогическом совете | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Ялгинская СОШ» __________Юркин Н.А. |
Протокол № 2 от «06»ноября» 2012г. | Приказ № __ от _______20__ г. |
ПРОГРАММА
Информатизации образовательной системы
МОУ «Ялгинская СОШ»
на 2012 -2015 годы
Адрес школы: 430904 г. Саранск, ул.Мичурина, 34а
Сайт школы
Руководитель программы:
Юркин Николай Афанасьевич, директор школы
Подготовил и составил программу:
Ахметова Нязиля Джафяровна,учитель физики
Корректировщики программы:
Каледина Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Хальзова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Г.Саранск, 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. |
Паспорт комплексной целевой программы "Информатизация Муниципального общеобразовательного учреждения "Ялгинская СОШ "" на 2012-2015 годы (далее – Программа) | 3 |
1 | Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа | 5 |
2 | Основные цели и задачи Программы | 10 |
3 | План действий по реализации Программы Информатизации | 13 |
4 | Основные этапы реализации программы | 15 |
5 | План реализации Программы | 25 |
6 | Информационная безопасность | 27 |
7 | Механизмы реализации программы | 28 |
8 | Контроль реализации программы | 29 |
9 | Ожидаемые результаты реализации программы | 30 |
10 | Заключение | 32 |
П А С П О Р Т
комплексной целевой программы
«Информатизация Муниципального общеобразовательного учреждения "Ялгинская СОШ "
на 2012-2015 годы»
Наименование Программы | Комплексная целевая программа «Информатизация МОУ «ялгинская СОШ на 2012-2015 годы» |
Основания для разработки Программы | Участие школы в проекте «Информатизация системы образования» (ИСО) Закон Российской Федерации № 3266-1 "Об образовании" от 10.07.1992 г. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.) Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (постановление Правительства РФ № 803 от 23.12.2005г.) |
Заказчик Программы | Администрация МОУ «Ялгинская СОШ " на 2012-2015 годы» |
Авторы программы |
Цель Программы | Создание единой образовательной информационной среды для: 1. повышения качества образования; 2. создания условий совершенствования и реализации возможностей педагогического коллектива и учащихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). |
Задачи Программы |
Развитие у учащихся самостоятельности в образовательной деятельности на основе использования цифровых, Интернет-образовательных ресурсов. |
Сроки реализации и этапы Программы | 1 этап (2012-2013уг) 2 этап (2013-2014г) 3 этап (2014-2015уг) I этап – мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы и информационной инфраструктуры образования (2012 год) II этап – продолжить осуществление информационного и научно-методического обеспечения информатизации образования (2012-2013 годы) III этап – внедрение и распространение результатов мероприятий предыдущих этапов (2012-2013 годы) |
Источники финансирования | Бюджет МОУ «Ялгинская СОШ " |
Контроль за исполнением | Администрация МОУ «Ялгинская СОШ " |
Ожидаемые результаты | 1. Создание единой образовательной информационной среды школы, обеспечивающей: - доступ участников образовательного процесса к локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, а так же к системе современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы; - возможность использования тестовых технологий для оценки качества образования; - методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации учителей и руководителей школы в области ИКТ; - поэтапный переход к новой организации системы управления образованием на основе информационных технологий. 2.Повышение качества обучения в школе путем организации доступа к существующим образовательным ресурсам |
Раздел 1.
Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Обоснование актуальности Программы
В современных социально-экономических условиях проблема качества образования рассматривается как фактор повышения уровня жизни, как национальная идея, определяющая успешное развитие человека и общества. Требуются новые целевые установки в образовательной политике, кардинальный пересмотр традиционных взглядов и представлений о качестве образования.
Новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Сегодня школа отражает аспекты современного информационного общества, в котором происходят серьёзные изменения, утверждение новой цивилизации, воспитывающейся на мультимедийно-цифровой культуре. Модернизация школы связана с необходимостью решения одной из главных задач на современном этапе: сформировать информационную компетентность участников образовательного процесса. На персональном уровне овладеть навыками работы в Интернет, использовать новые электронные образовательные ресурсы, информационные средства, технологии; на корпоративном уровне – овладеть навыками совместной работы в сети, совместной проектной деятельностью. Локальная глобальная сеть изменила методологию поиска и производства знаний. Ядром, базисным компонентом информатизации образования становится освоение новых образовательных продуктов с новым информационным качеством.
Ключевой идеей программы информатизации нашей школы является комплексный подход при моделировании и осуществлении информатизации школьного образования. Информационная система должна комплексно обеспечить все процессы в образовательном учреждении: обучение, воспитание, инновационную, управленческую деятельность.
Важнейшей тенденцией в развитии современной цивилизации является переход к информационному обществу, поэтому внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в школе должна быть создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Ученик – Учитель – Администрация – Родители).
Целью информатизации образовательного процесса нашей школы является создание модели школы, отражающей систему организации учебно-воспитательного процесса, где большую роль играют компьютерные средства и информационные технологии, обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения:
- переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий;
- создание условий для воспитания у учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий;
- создание информационного пространства школы с внедрением компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность школы;
- автоматизация делопроизводства и ведения документации внутри учебного заведения;
- обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, тестирования и психодиагностики.
Поставленная цель обуславливает следующие задачи:
- анализ сведений о состоянии технического оснащения учебного заведения;
- анализ содержания программного обеспечения;
- организация мониторинга и анализ результативности работы педагогического коллектива в области применения информационных технологий;
- определение перспектив развития образовательного учреждения;
- определение потребностей учебного заведения в техническом оснащении, программном обеспечении и обеспечение методической поддержки кадров.
Компьютерная грамотность педагогического коллектива
Одной из задач на современном этапе информатизации обучения является овладение педагогами компьютерной грамотностью и более высоким уровнем информационной культуры.
Пути решения данной проблемы – повышение квалификации педагогов через:
- школьные семинары и практические занятия по использованию ИКТ в учебном процессе;
- курсы повышения квалификации на базе МРИО, дистанционное обучение;
- участие в сетевых конкурсах, проектах, олимпиадах;
- самообразование учителей и учащихся школы.
Информационно-методические условия реализации образовательной деятельности нашей школы обеспечивается информационно-образовательной средой (ИОС) нашего образовательного учреждения.
ИОС нашего образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой форме) следующие виды деятельности:
- информационно-методическую поддержку учебно-воспитательного процесса;
- планирование учебно-воспитательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов учебно-воспитательного процесса (с помощью электронных журналов и дневников, внутришкольной программы програмно-технологический комплекс(ПТК), а также через республиканский центр мониторинга качества образования;
- мониторинг здоровья обучающихся(с помощью внутришкольной программы ПТК);
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксирование хода учебно-воспитательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы (с помощью электронных журналов и дневников);
- использование данных, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контроль доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети ИНТЕРНЕТ(ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
ИОС нашей школы оказывает следующее влияние на образовательный процесс: применяются информационные технологии, которые помогают снять у ребенка страх самовыражения, стимулирует его творческую активность. Процесс учебного труда и воспитательной деятельности становится легче, т.к. рутинные работы выполняются машиной. Учитель или классный руководитель совместно с воспитанниками имеют возможность оперативно привлекать необходимые источники текстовой, аудиовизуальной и графической информации. Учебно-воспитательная деятельность наполняется новыми возможностями и новым содержанием, т.к. ученик получает доступ к электронным учебным материалам, которые можно использовать для самообразования. В нашей школе педагогами в учебно-воспитательной деятельности широко применяются различные сайты с цифровыми образовательными ресурсами.
Например:
1. Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru/
2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Практически все учителя нашей школы в совершенстве владеют компьютерной грамотностью и широко внедряют в свой учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии. Учителя, совместно с учащимися создают разнообразный наглядный материал в виде презентации, видеороликов, принимают самое активное участие в различных дистанционных и заочных олимпиадах, творческих конкурсах, имеют широкий доступ через ИНТЕРНЕТ к виртуальным музеям, историческим памятникам, картинным галереям и другим достопримечательностям, что способствует дальнейшему формированию культуры как учащихся, так и педагогов.
ИОС нашего образовательного учреждения в контексте ФГОС включает следующие блоки информационных ресурсов:
1. Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения и воспитания):
-компоненты на электронных носителях (электронные наглядные пособия);
-компоненты на бумажном носителе (художественная и научно-популярная литература, периодические издания, учебники, рабочие тетради и т.д.);
-ИНТЕРНЕТ среда ИОС;
-учебно-воспитательная деятельность (непрерывное образование по всем фундаментальным наукам);
-культурно-просветительская деятельность (владение выпускником литературным, музыкальным, архитектурным, художественным наследием мировой культуры);
-информационно-методическая деятельность (разработка компьютерных программ, наличие собственных страниц или собственного сайта, созданного учителями, разработка цифровых образовательных ресурсов педагогами совместно со своими воспитанниками, формирование программно-методического фонда и т.д.);
- научно-продуктивная деятельность (обеспечение электронной библиотеки, формирование медиотеки каждым учителем и классным руководителем по результатам учебно-воспитательной деятельности, издательская деятельность, работа в интернет, обслуживание административной системы);
-административно-хозяйственная деятельность (автоматизированное планирование учебно-воспитательного процесса, работа с электронными журналами и дневниками, анализ и обеспечение здоровья учащихся, внедрение и активное использование в образовательной деятельности внутришкольной программы ПТК и т.д.).
2. Совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы (используемая компьютерная техника и средства связи);
3. Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение и воспитание в современной ИОС (организация учебно-воспитательного процесса).
В нашем образовательном учреждении во всех кабинетах ,как в учебных так и в административных, имеются компьютеры, принтеры, сканеры, мультимедиапроекторы и экраны. Кабинет информатики оснащен на 100% необходимой компьютерной и оргтехникой. В четырех кабинетах имеются интерактивные доски. Имеется локальная сеть. Во всех кабинетах есть выход в ИНТЕРНЕТ.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации учебно-воспитательной деятельности нашей школы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса нашей школы к любой информации, связанной с реализацией системы воспитательной деятельности, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления в стенах нашего образовательного учреждения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации системы учебно-воспитательной деятельности должно обеспечивать:
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
- укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам, дополнительной литературой.
Фонд дополнительной литературы включает отечественную и зарубежную,классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.
В нашей школе также активно внедряются в образовательный процесс электронные журналы и дневники, которые автоматизируют процесс контроля за успеваемостью, дублируют записи школьного журнала, защищая его от искажений, дают возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.
Цель электронного журнала – способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению качества предметной обученности.
Электронный журнал не требует ничего, кроме доступа в интернет. Учителя могут работать с ним из дома, а родители контролировать образовательную деятельность ребенка – прямо с работы. Это позволяет сэкономить массу времени.
Электронный журнал обеспечивает
1)Постоянную доступность журнала.
2) Автоматизированный контроль за успеваемостью.
3) Контроль над количеством и полнотой выставляемых отметок.
5)Автоматизированное составление отчетов.
6) Прямую связь между учителями и родителями.
7) Наличие домашних заданий, отметок с комментариями учителя, замечаний, пропусков и т.д.
8)Возможность снабжать домашние задания дополнительными электронными материалами (файлами).
9)Централизованный способ оповещения о мероприятиях, изменении расписания, заменах и т.д.
Учителям электронные журналы облегчают выставление отметок по своим предметам (например, проверяя контрольные работы, находясь дома),отобразить реальную картину успеваемости, облегчает организацию индивидуальной траектории развития учащегося через индивидуальные домашнее задание для каждого ученика, дает возможность приложить к каждому уроку дополнительный материалы и оставить комментарий о деятельности каждого ученика на каждом уроке и т.д.
Преимущества электронного журнала для родителей:
1)Сведения об оценках получают в день их выставления.
2)Своевременная информация о пропусках занятий.
3)Оперативная информация о пропусках, опозданиях, домашних заданиях, замечаниях, отметках с комментариями учителя.
5)Прямая связь с учителями по возникшим вопросам через переписку, sms сообщения или электронную почту.
7)Информация по темам уроков и по домашним заданиям в дни пропусков.
8)Наличие динамики успеваемости ребенка по изменениям средней оценки.
Ученик также может пользоваться инструментами электронного журнала
1) Всегда видеть актуальное расписание занятий.
2) Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание и индивидуальные задания, записанное самим учителем.
3)Следить за своей средней отметкой.
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, что способствует повышению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, и они более ответственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обратить внимание родителей на эту ситуацию.
Итак, электронные журналы и дневники направлены на повышение качества образования как по отдельным предметам так и по школе в целом.
Наша школа функционирует в двух зданиях: 1 – основное здание, предназначенное для учебно-воспитательного процесса, 2 –вспомогательное здание, где располагаются учебные мастерские, гараж и складское помещение.
Земельный участок - 0,8 га, есть спортивная площадка, цветники. Общая площадь школьной территории 2,5 га.
В здании школы старшие классы занимают 15 кабинетов, начальные -6, лаборатории - 2, имеется актовый зал площадью 138 м2 , спортивный зал -144 м2 , столовая, раздевалка для детей, туалеты - 6, учительская, мастерские - 3, игровая комната.
Школьная библиотека имеет художественную и научно-популярную литературу, учебники, учебно-методические пособия. Учащиеся обеспечены литературой на 75 %, материальная база спортивного зала обеспечена на 70-75%, имеется необходимое оборудование для игр в баскетбол, волейбол, теннис. Спортивный инвентарь: мячи, шведская стенка, брусья, канат, лыжи и т.д.
Для функционирования внеурочной и кружковой деятельности имеется костюмерная.
Процесс информатизации проводится по основным направлениям деятельности школы. Распределение компьютерной техники производится с учетом обеспечения всех направлений информатизации школы:
Учебно-методическая деятельность
- Проведение уроков информатики и информационных технологий. На протяжении семи лет в школе ведется изучение информатики в 8-11 классах. С 2012-2013 учебного года в школе будет введен ЛВС
- Работа по использованию ресурсов Интернета в системе подготовке к ЕГЭ для старших классов (9-11)
- Проектная и исследовательская деятельность с использованием ИКТ.
- Использование ресурсов Интернет для подготовки уроков.
Административная деятельность
В административное управление школой активно внедряется АСУ Школа, позволяющая вести учет и анализ данных об учащихся и сотрудниках, планировать учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения, использовать возможности сети Интернет в управленческой деятельности.
В школе в электронном виде ведутся следующие базы данных:
1. Городские:
- "Школьный офис"
- «ЕГЭ»
- «Контингент»
2. Окружные:
- паспорт учебного оборудовании ОУ
- «Кадры»
- «Горячее питание»
- «Электронные журналы» и «Электронные дневники»
3. школьные:
- школьной документации,
- методических разработок,
- инвентаризационной описи материально-технической базы школы,
- работа бухгалтерии с программой 1-С(тарификация, начисление зарплаты и другие финансово-хозяйственные документы).
Информационный сайт школы http:/
Целью создания сайта является обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательного учреждения.
Посетители сайта могут познакомиться со школой, правилами приема в школу, отчетным докладом директора школы и другими документами
Мы постараемся сделать сайт удобным для посетителей. Сайт постоянно должен развиваться и обновляться, должны появляться новые материалы, документы, новые работы в коллекции проектов, фотоотчеты, что даст возможность каждому, зашедшему на сайт, получить подробную информацию о школе и ее работе.
Сайт ориентирован на учителей, учеников и их родителей, выпускников школы и всех, кому интересна жизнь нашей школы. В школьном сайте нашли отражение личные электронные страницы учителей (на сегодняшний день 6педагогов нашей школы имеют собственные сайты).
Элементы ИОС школы и пути их использования в образовательном учреждении в различных видах деятельности
Элемент ИОС | Как используется данный элемент ИОС в образовательном учреждении в различных видах деятельности |
I Информационно-образовательные ресурсы(программные средства поддержки реализуемой технологии обучения) 1. Приоритетный национальный проект «Образование» Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для общеобразовательных учреждений. Первая помощь 1.0. 1) Антивирус Касперского 2)Win RAR 3) Система контентной фильтрации Интернет-ресурсов. 4)Windows XP 5) Windows 2000 6)Front Page 2003 7)ABBYY Fine Reader 8) Adobe Creative Suite 2.3 Premium 9) «1С:Предприятие 8 . 10) «Персональный поиск Яндекса» 11) 1С: Управление школой Комплекс программ 12) Приоритетный национальный проект «Образование» 2. Компоненты на CD/DVD носителях -электронные приложения к учебникам; -электронные наглядные пособия; -электронные тренажеры; - ПТК Б.Н.Канаева, -электронный практикум. 3. Компоненты на бумажном носителе -учебники; -художественная литература; -периодические издания. 4. Интернет-среда ИОС -методическая поддержка учителя (программы, конструктор уроков); -Интернет-школа; -Мультимедиа коллекция. | -на уроках; -во внеурочное время; -при подготовке к урокам; -в научно-исследовательской деятельности как учеников, так и учителей; -для подготовки различных форм отчетностей; - сбор материала для докладов, рефератов и презентации школьниками; -пополнение фонда программного обеспечения; накопление наглядного материала для уроков; - сбор методического материала; -сбор дидактического материала; - разработка и сбор тестов; - ознакомление виртуальными уроками; |
Блок учебно-воспитательной деятельности (хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного образования) | Непрерывное образование по информатике; расширенное образование по фундаментальным наукам; участие в интернет-конкурсах; участие в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, форумах и т.д. |
Блок культурно-просветительской деятельности. | Формируются у учеников: Информационная, экологическая и экранная культура; Творческая активность; Высокая нравственность. |
Блок информационно-методической деятельности учителей | Создаются и постоянно обновляются программно-методические комплексы различных форм обучения. Ведутся электронные журналы и дневники. Проводятся конференции, семинарские занятия с применением информационных технологии. Формируется программно-методический фонд школы. |
Научно-продуктивная деятельность | Работа школьного научного общества с использованием новых информационных технологий: -обеспечение электронной библиотеки; -формирование медиатеки; -издательская деятельность; -обслуживание административной системы; -работа в интернете. |
Административно-хозяйственная деятельность | Формирование и тиражирование различных директивных документов ( АРМ «Директор»; Автоматизированное планирование учебного процесса ( АРМ «Завуч»); Работа с электронными журналами и дневниками (АРМ «Учитель») Анализ и обеспечение здоровья учащихся( АРМ «Медицинский кабинет»); Психолого-педагогическая диагностика(АРМ «Психолог») и т.д. |
II Средства ИКТ(используемая компьютерная техника и средства связи): -компьютеры (в каждом кабинете) -45; -принтеры (в каждом кабинете) - 30; -мультимедиапроектор (в каждом кабинете) -21; -интерактивная доска (в кабинете информатики, физики, географии, вначальных классах) - 4; -сканер (в каждом кабинете) - 2; -ксерокс – 3; -сервер; -аппаратная актового зала; - выход в ИНТЕРНЕТ (в каждом кабинете); - компьютерный класс; -школьный радиоузел; | Наша школа оснащена компьютерной техникой в объеме, позволяющем использовать ее как на уроках информатики, так и на уроках по всем другим предметам и в старших классах и в начальной школе. Кроме компьютеров, для наиболее эффективного использования компьютерных и информационных технологий в учебном процессе в нашей школе в каждом кабинете имеются принтеры, сканеры, проекторы, локальные сети, выход в ИНТЕРНЕТ. Также имеется в кабинете информатики интерактивная доска. В школе также созданы: -программно-аппаратные комплексы; -один компьютерный класс; -информационно-методический центр; - рабочие места административного персонала, каждого учителя, бухгалтера, оснащенные компьютерами и другим вышеназванным оборудованием. Все компьютеры подключены к единой локальной внутренней сети. В компьютерах установлены обучающее программное обеспечение на основе свободной проприетарной (Windows) операционных систем. В нашей школе есть специальные программные продукты, которые реализуют принципы образовательной среды в рамках нашей школы (ПТК Б.Н.Канаева, электронные журналы и дневники okoru.ru). В школе проводятся с педагогами обучающие занятия с целью формирования навыков работы на компьютере со стандартными системными и программными приложениями, а также с целью формирования навыков работы с информацией вообще, с информацией, размещенной в ИНТЕРНЕТ. Все сотрудники школы выполняют определенную работу по разработке методических материалов в электронном виде(тесты, контрольные работы и т.д.) и размещают их в общем хранилище данных (на школьном сайте). |
Локальная сеть в кабинете информатики | Учителя школы создают и тиражируют для использования на уроке и во внеурочное время дидактические средства, проводят тестирование детей с целью проверки знаний и психолого-педагогической диагностики. |
Радиоузел (радиостудия) | Проводятся радиопередачи, посвященные великим научным достижениям современности, великим деятелям науки и т.д. Также проводятся радиопередачи с целью подведения итогов участия учеников в различных конкурсах. |
Выводы: Из вышеотмеченного следует, что образовательная информационная среда нашей школы представляет собой совокупность связанных микропространств, образующих целостную систему школы, нацеленную на достижение максимального современного образовательного эффекта. В этом контексте образовательная информационная среда должна быть неотъемлемой частью образовательного процесса, создаваться, управляться и существовать для решения образовательных задач, в том числе и управленческих. Исходя из сказанного, нам в свою деятельность необходимо включить следующие элементы ИОС ОУ:
-локальную сеть по школе;
- интерактивные доски по всем кабинетам;
- информационный центр;
- лингафонные кабинеты;
-информационный телевизор;
-система «открытый урок»;
-школьная телестудия;
-компьютеризованные предметные кабинеты;
-школьную медиатеку;
-школьный издательский комплекс;
-пропускной режим школы.
Задачи по достижению целей Программы:
– создание единой информационно-образовательной среды в школе;
– разработка и развитие инновационных проектов в области информатизации управления школы;
– развитие комплексной многоцелевой системы «Карта учащегося»;
– организация широкого доступа к нормативным, правовым, справочным, библиотечным и прочим информационным ресурсам и сети Интернет;
– оснащение администрации школы современными средствами вычислительной техники;
– обеспечение информационной безопасности и защита информационных ресурсов школы;
– развитие единого телекоммуникационного сетевого пространства школы;
– мониторинг и планирование основных составляющих ресурсного обеспечения процесса управления школой;
– мониторинг состояния контингента школы для стратегического планирования развития школы;
– создание единой системы управления информационными ресурсами на принципах открытых систем, которые обеспечивают переносимость, взаимосвязь и масштабируемость информационных ресурсов.
- обеспечение в системе методической поддержки условий для индивидуального методического сопровождения учителя школы в процессе информатизации;
- разработка и реализация программы внедрения модели «Школа информатизации»;
– обеспечение потребностей в средствах информационных компьютерных технологий для всех ИКТ - компетентных педагогических работников;
– обеспечение профессиональной ИКТ - компетентности выпускников школы;
– наличие в школе кадров, обладающих ИКТ - компетентностью, средствами вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями по всем направлениям общеобразовательного процесса и информационной среды школы информатизации;
– наличие календарно-тематического планирования, включая формирование ИКТ - компетентности, отраженного в информационной среде школы информатизации, по всем направлениям общеобразовательного процесса для всех выпускников соответствующих ступеней;
– сертификация учебной ИКТ - компетентности по всем направлениям общеобразовательного процесса для выпускников всех ступеней образования;
– достижение приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в школе за счет использования ИКТ.
Целевые индикаторы:
– наличие кадровых условий и оснащения для формирования и поддержки ИКТ - компетентности 100% педагогов школы;
– сертифицированная профессиональная ИКТ-компетентность 90% выпускников школы;
– оснащение всей школы локальными вычислительными сетями;
– наличие в школе учителей, обладающих ИКТ - компетентностью по всем направлениям образовательного процесса;
– обеспечение потребности в средствах вычислительной техники, информационными компьютерными технологиями для 100% календарно-тематического планирования в информационной среде школы информатизации;
–– статистически значимая независимая экспертная оценка, показывающая существенный рост в достижении приоритетных общеинтеллектуальных и предметных целей в школе, реализующих модель школы информатизации.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно - образовательное пространство. Этот процесс сопровождается большими изменениями педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса, связанного с внесением корректив в содержание технологии обучения, способствующим гармоничному вхождению учащихся в информационное общество. Компьютерные технологии должны стать частью целостного образовательного процесса, повышающего его эффективность.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных проектов российской школы. Основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
- использование компьютерных технологий в качестве инструмента обучения;
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, повышающего его качество и эффективность;
- использование средств информационных технологий как средство творческого развития учащегося;
- использование компьютерной техники как средство автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики обучения;
- использование средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.
Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении. В более широком смысле информатизация образования включает также процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки учащихся с целью перехода к образованию с использованием ИКТ (см., например, Федеральную целевую программу "Развитие Единой образовательной информационной среды" на 2012-2015 годы).
Для успешного осуществления процесса информатизации необходимо всеобщее осознание важности этого процесса и того факта, что реальная информатизация образовательного учреждения, каждого рабочего места невозможна без активного, заинтересованного участия в этом процессе учителей, администрации образовательного учреждения. Нужно преодолеть иждивенческое, потребительское отношение многих учителей к информатизации школ, поскольку никто, кроме самого преподавателя, не сможет внедрить современные ИКТ в его уроки, лекции, практические и лабораторные занятия. При этом создание необходимых условий для разработки, системного внедрения и активного использования информационных технологий во всех сферах деятельности системы образования становится сегодня одной из основных задач.
Основной причиной разработки данной программы является необходимость роста конкурентоспособности образовательного учреждения, важнейшим фактором успешного и устойчивого развития которой является способность быстро адаптироваться к современным условиям и требованиям. Использование ИКТ призвано не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет, тогда и там, когда и где он хочет.
Использование ИКТ в учебном процессе дает равные возможности в реализации права человека на образование и получение информации. Именно оно может помочь наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повысить качество школьного образования, научить школьника ориентироваться в социально-общественной среде и информационном мире.
Новые технические средства являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Новейшие технические средства вносят новые возможности в работу школы. Применение техники позволяет учителю отойти от роли ментора, дает широкие возможности для увеличения роли самостоятельной работы учащихся. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства дают возможность более эффективного обучения, формирования навыков самостоятельной деятельности, позволяют увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса.
Проблемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их использованию. В центре внимания должен быть школьник, на которого следует ориентироваться при использовании новейшей техники как инструмента познания, вписанного в учебный процесс. Все это в конечном итоге предопределило направления работы школы по информатизации образования.
Достижение целей программы будут способствовать улучшению условий образовательных возможностей на основе информационно-коммуникационных технологий.
Вся деятельность в области информатизации ведется в соответствии с основными нормативно-правовыми актами РФ и РТ, регламентирующими вопросы развития информатизации и использования ИКТ:
– Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992г. № 3266-1;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р);
– Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. № 803);
Исходное состояние информатизации школы (2012 г.)
На настоящий момент материально-техническое состояние школы в области информационных и телекоммуникационных технологий можно охарактеризовать следующим образом:
-компьютеры (в каждом кабинете) -45;
-принтеры (в каждом кабинете) - 30;
-мультимедиапроектор (в каждом кабинете) -21;
-интерактивная доска (в кабинете информатики, физики, географии, в начальных классах) - 4;
-сканер - 3;
-ксерокс – 3;
-сервер -1;
-аппаратная актового зала;
- выход в ИНТЕРНЕТ (в каждом кабинете);
- компьютерный класс;
-школьный радиоузел;
Обеспеченность цифровыми учебными материалами для проведения занятий:
- источники поступления - централизованные поставки, в рамках проектов информатизации процесса образования;
Подготовка работников школы в области ИКТ:
- количество педагогов, прошедших соответствующую переподготовку – все.
При всей масштабности проведенных и планируемых преобразований в сфере образовательных информационных технологий до сих пор отсутствуют в нашей школе системы контроля суммарного времени, проводимого обучающимися и работниками образовательного учреждения за компьютерами; обеспеченности рабочих мест, оснащенных специализированной мебелью и световой аппаратурой; микроклимата в помещениях компьютерных классов.
Перечисленные недостатки не разрознены, а имеют четко выраженный системный характер. Все это свидетельствует о необходимости решения проблемы информатизации образовательного учреждения на основе программно-целевого подхода, разработки и внедрения комплексной целевой программы "Информатизация МОУ «Ялгинская СОШ» на 2012-2015 годы.
Основные цели и задачи Программы
Цель программы:
Создание единой образовательной информационной среды МОУ «Ялгинская СОШ» для:
- повышения качества образования;
- создания условий для совершенствования и реализации возможностей педагогического коллектива и учащихся в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Задачи:
- Максимальное использование преимуществ ИКТ для повышения качества образования детей, сохранения здоровья учащихся.
- Предоставление участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам и т.п.).
- Создание медиацентра.
- Создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МОУ «Ялгинская СОШ», способных эффективно использовать в образовательном процессе современные ИКТ.
- Внедрение ИКТ в административную деятельность МОУ «Ялгинская СОШ».
- Участие в создании и развитии информационного пространства города, реализация связей и взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Прогнозируемые результаты
1) Для учащихся школы:
- смогут, работая в Интернете, с электронными учебниками, вести поиск необходимой информации для решения учебной задачи, знакомиться с различными точками зрения на изучаемую проблему;
- имеют возможность публиковать на страничках сайта свои творческие работы (сочинения, рисунки, изображение поделок, статьи, фотографии и т.п.);
- появится возможность обучаться в рамках курсов по учебным предметам на базе медиацентра, кабинетов информатики, посредством Интернет - технологий;
- получат возможность разрабатывать и создавать электронные презентации, веб-ресурсы для дальнейшего их использования в учебном процессе;
- повышение качества образования.
2)Для педагогического коллектива:
- смогут использовать современные электронные учебники, веб-ресурсы в учебном процессе, с целью повышения качества знаний, активизации познавательной деятельности, развития кругозора школьников;
- получат возможность разрабатывать презентации учебного материала, создавать веб-ресурсы с целью дальнейшего использования на уроках и во внеурочной деятельности.
- смогут использовать информационные технологии в воспитательном процессе, внеурочной деятельности;
- приобретут возможность значительно расширить свой кругозор, повысить свою профессиональную квалификацию;
- приобретут возможность работать в Интернете, получать, обрабатывать различную информацию, необходимую для учебного процесса;
- получат возможность делиться опытом, своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками с коллегами из различных школ, регионов, стран мира.
3)Для администрации школы:
- создание единого информационного пространства школы;
- создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) администрации школы, библиотекаря, медицинского работника, психолога, логопеда и других сотрудников школы.
Основные направления |
|
Раздел 3
План действий по реализации Программы Информатизации.
1.Создание материально -технической базы:
- приобретение компьютеров -50штук;
- приобретение интерактивных досок -18штук;
- приобретение принтеров - 7штук;
- приобретение сканеров -16штук;
- Монтаж новой ЛВС по школе - декабрь.
2.Создание нормативно-правовой базы:
- разрабатывать и вводить в действие локальные внутришкольные нормативные акты, регламентирующие процессы информатизации школы;
- формировать умения и навыки работы с различными средствами информации с помощью ИКТ;
- формировать умения разрабатывать специфические (собственные) учебно-методические материалы.
3.Формирование базовых ИКТ-компетенций:
- наличие общих представлений в сфере ИКТ;
- наличие представлений об электронных образовательных ресурсах;
- владение интерфейсом операционной системы;
- наличие общих представлений в сфере мультимедиа;
- владение навыками пользователя офисных технологий при подготовке дидактических средств по предметной области и рабочих документов;
- владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики;
- владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями;
- владение основами технологии построения web-сайтов.
4.Внедрение ИКТ в образовательный процесс:
- использование возможностей ИКТ в профессиональной деятельности учителя
- распространение опыта информатизации школы внутри муниципального образования и в других территориях
- умения и навыки использовать в ходе обучения различным современным активным и интерактивным (в частности – ИКТ-поддержанные) технологиям;
- умения и навыки использовать в ходе методической работы современными средствами ИКТ;
5.Создание школьного информационного центра:
- Библиотека
Раздел 4
Основные этапы реализации программы
Первый этап. Подготовительный этап.
Внедрение информационных технологий (2012-2013), задачи которого:
- формирование информационной культуры учащихся школы и коллектива через самообразование и курсовую подготовку;
- обеспечение ПМК по основным предметам школьного курса;
- обновление сайта и работа электронной почты школы;
- применение ПМК на уроках и во внеурочной деятельности;
- применение Интернет при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям;
-монтаж новой ЛВС.
Второй этап. Развитие информационных технологий (2013-2014)
задачи которого:
- вовлечь 100% педагогов в школы в активное использование ИКТ;
- внедрение различных программ управленческого и обучающего назначения;
- использование информационных ресурсов Интернета в учебной и внеклассной жизни школы;
- продолжить создание собственных страниц педагогов и учащихся на сайте школы
Третий этап. Анализ и корректировка деятельности по выполнению Программы (2014-2015),задачи которого:
- анализ и подведение итогов выполнения Программы;
- обобщение и распространение накопленного опыта
Приоритетные направления
2.1 Информатизация учебно - воспитательного процесса
Информатизация учебного процесса для школы является приоритетной задачей, направленной на повышение уровня подготовки школьников и преподавателей всех предметных областей и категории. При этом под информатизацией следует понимать не только использование ПК, но и широкое внедрение современных технических средств обучения, в том числе мультимедийных. Главным результатом работ по этому направлению должно стать широкое внедрение ИКТ практически по всем направлениям подготовки школьников.
2.2 Мониторинг ИКТ- компетенций учителей и школьников
Одним из направлений и внедрением ИКТ является более широкое использование компетентностного подхода, что связано с расширением образовательного пространства за пределы формального образования в параллельные системы непрерывного образования и формированием навыков деятельности в конкретных ситуациях. Система повышения квалификации должна ориентироваться на потребности разных целевых групп, стратегические и оперативные задачи школы и ее подразделений, тенденции развития образования. Взаимосвязь планируемых результатов с профессиональной деятельностью повышающих свою квалификацию специалистов – одно из условий эффективности обучения.
2.3 Пополнение сайта образовательного учреждения
Организация единой образовательной среды школы невозможна без создания образовательного сайта, который должен объединить все образовательные ресурсы ОУ. Обновление информации должно происходить каждый день.
Сайт должен обеспечить всем пользователям образовательного процесса удобное рабочее место для создания и редактирования учебных материалов, доступ к учебно-методическим пособиям, средства общения родителей, администрации, школьников и учителей.
2.4 Развитие библиотеки
Одной из основных задач информатизации образования является внедрение сетевых технологий в работу библиотеки.
От состояния информационных ресурсов библиотеки и качества предоставляемых услуг напрямую зависит качество образования. Поэтому библиотека, как главный инструмент, организующий сбор, хранение и использование информационных ресурсов, является неотъемлемым компонентом процесса информатизации ОУ.
2.5 Создание учебных материалов нового поколения
Решая проблему нехватки учебников в школе, возникает необходимость создавать электронные учебники. При таком подходе объектом преобразований и изменений выступает учебный процесс. Важным обстоятельством использования ИКТ (электронного учебника) на уроках является преимущества в экономии времени, средств на расходные материалы (раздаточный материал), визуальное прохождение материала при собственном темпе. Звуковое сопровождение дает свой положительный результат на усвоение учениками учебных программ.
Информатизация учебно – воспитательного процесса
3.1. Информатизация учебного процесса (I этап)
На данном этапе (по состоянию на 2012 -2013 учебный год) в максимальной степени должна быть учтена специфика МОУ «Ялгинская СОШ», отражены все вышеперечисленные аспекты применительно к реально существующим условиям работы и финансовым возможностям образовательного учреждения, произведен анализ факторов, влияющих на процесс компьютеризации. Уровень и культура использования вычислительной техники определят степень информатизации учреждения, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на первом этапе реализации настоящей программы школе необходимо:
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Проведение педагогического совета. «Информатизация образовательной деятельности школы и роль учителя в этой системе». Проведение соответствующей научно-методической работы в коллективе: | Декабрь 2012 – март 2013 |
2. | Оснащение ОУ новой компьютерной техникой. | Январь-декабрь 2013 |
3. | На базе школьной библиотеки создать информационный центр (для автоматизации библиотечных фондов установить в школьной библиотеке персональный компьютер с принтером, выходом в Интернет | Сентябрь 2012 – май 2013 |
4. | Монтаж новой высокоскоростной ЛВС внутри школы. | Декабрь, 2012 |
5. | Привлечение родителей для участия со своими детьми в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, в издании электронной газеты, поддержке школьных Web-страниц. | С сентября 2012 В ходе всего этапа |
6. | Заполнение электронной базы данных «Ученик», «Учитель» | Сентябрь 2012– декабрь 2013 |
7. | Инвентаризация имеющихся медиаресурсов | Декабрь 2012 - декабрь 2013 |
Ожидаемые результаты:
- Принятие программы информатизации ОУ на педагогическом совете школы;
- Выполнение государственного стандарта образования по информатике;
- Техническое оснащение библиотеки, ШМО;
- Подключение к Internet через оптико - волоконное соединение
- Обеспечение функционирования школьного Web-сайта (обеспечить редактирование каждый день);
- Привлечение родителей к деятельности по редактированию страницы сайта
- Проведение инвентаризации медиаресурсов;
- Проведение педсовета по внедрению в учебный процесс инноваций с использованием ИКТ;
- Участие в конференциях разных уровней по инновационной деятельности.
3.2. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе (II этап).
Создание современной, эффективной сетевой структуры управления образовательным процессом в школе, условий для использования информационных ресурсов глобальной сети Интернет. Обеспечение возможности овладения педагогическими работниками новейшими информационными технологиями. Для выполнения этого этапа необходимо:
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Организация работы по подготовке и переподготовке всех педагогов силами учителей школы в области ИКТ. | В ходе всего этапа |
2. | Дистанционное компьютерное тестирование учащихся с использованием Internet. | В ходе всего этапа |
3. | Создание и приобретение обучающих и контролирующих программ по предметам, используя мультимедиа-технологии и ресурсы ИНТЕРНЕТ | В ходе всего этапа |
4. | Организация доступа к учебным программам, курсам и методическим материалам, размещённым на школьном портале, и на образовательных порталах других организаций | Январь 2012-Декабрь 2013 |
Ожидаемые результаты:
- Выполнение практических, лабораторных работ и проведение компьютерных экспериментов;
- Создание единой школьной сети, объединяющей все кабинеты;
- Эксперимент по прохождению курсов повышения квалификации учителями посредством дистанционного обучения;
- Широкое использование образовательных возможностей глобальной сети Интернет;
- Использование дистанционного управления образовательным процессом;
- Техническое оснащение учебных кабинетов;
- Техническое оснащение пресс – центра;
- Создание школьного сервера;
- Создание методического кабинета в электронном виде;
- Автоматизация библиотечных фондов;
3.3. ИКТ в дополнительном образовании (III этап).
Развитие информационной культуры, то есть повышение уровня информационной культуры учащихся и педагогических работников.
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Организация дистанционного обучения по общеобразовательным и дополнительным дисциплинам | В ходе всего этапа |
2. | Организация работы по созданию электронных каталогов, заказ книг в международных публичных библиотеках через Интернет | В ходе всего этапа |
3. | Участие в международных образовательных проектах | В ходе всего этапа |
4. | Создание школьного медиацентра | Сентябрь 2012-декабрь 2013 |
5. | Создание электронного архива школы | Декабрь 2012-декабрь 2013 |
6. | Создание баз данных всех направлений деятельности ОУ | Сентябрь 2012 – декабрь 2013 |
7. | Использование ИКТ в дополнительном образовании ОУ | Сентябрь 2012- декабрь 2013 |
Ожидаемые результаты:
- организация дистанционного обучения по общеобразовательным дисциплинам;
- дальнейшее оснащение кабинета информатики;
- участие в международных образовательных проектах
- создание школьного медиацентра;
- создание электронного архива школы;
- создание мини-типографии;
4. Управление процессом информатизации
4.1. Управление проектом
Управление процессами информатизации ОУ должно обеспечить оперативное представление и использование данных о различных направлениях деятельности школы, контроль и обмен оперативной информацией. В качестве управляющего органа программой информатизации создана команда по информатизации, которая осуществляет научно-методическое руководство, координацию работ по формированию информационно-образовательной среды ОУ. Состав команды утвержден директором школы. Управление реализацией программы информатизации школы осуществляется директором, а ее реализация по отдельным направлениям - членами команды:
1)отдел автоматизации управления школой (развитие автоматизированной системы управления, разработка и поддержка сайта, автоматизированный документооборот);
2) отдел дистанционного образования (координация всех работ по использованию в учебном процессе информационных технологии; организация и развитие системы ДО; организация подготовки электронных учебно – методических материалов)
3) отдел развития информационных технологий (поддержка и функционирование сети, использование медиаресурсов)
4) электронная библиотека (создание, развитие и поддержка автоматизированной библиотечной системы)
5) издательство и редакционно-издательский совет (подготовка и издание учебно – методических материалов, обеспечить издание электронных учебников по предметам)
6) учебно-методический центр (сопровождение процессов информатизации – расписание)
7)блок повышения квалификации преподавателей (обобщение и распространение опыта подготовки преподавателей)
8) пресс-центр (подготовка и выпуск газеты, в печатном виде и электронном для сайта).
Осуществление этапов программы отслеживается коллективом в виде отчета администрации о проделанной работе в конце учебного года и в конце календарного года.
4.2. Состав группы по информатизации образовательной деятельности школы.
№ | Ф.И.О | Должность | Функциональные обязанности |
1. | Юркин Николай Афанасьевич | Директор школы | Управление реализацией программы информатизации ОУ |
2. | Алексина Елена Викторовна | Зам. директора по УВР | Курирует направления деятельности, обозначенные в программе информатизации, наполнение учебного процесса различными формами с использованием ИКТ в школе |
3. | Михаайлова Олеся Сергеевна | Зам. директора по ВР | Курирует направления деятельности, обозначенные в программе информатизации, наполнение воспитательной деятельности школы различными формами с использованием ИКТ . |
4. | Очнев Валерий Витальевич | Зам. директора по АХЧ | Поставка оборудования. Подводка оптико-волоконного кабеля к школьной системе ЭЛВС Сервисное обслуживание компьютерной техники |
5. | Ахметова Нязиля Джафяровна | Учитель физики | Системный администратор ЭЖ и ЭД |
6. | Бутырина Людмила Максимовна | Учитель информатики | Обслуживание школьного сайта. |
7. | Корнеева Олеся Николаевна | Учитель мордовского языка | Ответственная за питание. Курирует электронную форму оплаты питания учащихся. |
5. Развитие материально-технической базы
Развитие материально-технической базы информационных технологий – это один из важнейших компонентов успешного выполнения всех пунктов программы информатизации. Для школы наиболее актуальны на данный момент следующие задачи:
- увеличение количества компьютеров, используемых в учебном процессе и системе управления школой, включая модернизацию и поэтапную замену устаревшего парка вычислительной техники. Подключение новой локальной сети к Интернет;
- развитие локальной сети ОУ, предполагающее подключение в локальную сеть все компьютеры в школе, домашних компьютеров школьников и преподавателей. Создание единого информационного пространства школа-самья-учащиеся;
- обеспечение всех направлений деятельности ОУ необходимым и достаточным набором лицензионных программных продуктов, и обновление лицензионных программных продуктов. Разработка программного обеспечения для внедрения в образовательную деятельность.
6. Кадровый состав
Педагогический коллектив школы представляет собой коллектив творческих, инициативных людей с большим педагогическим опытом, которые делятся своим опытом, технологиями с молодыми коллегами. Разрабатываются авторские программы, элективные курсы, создают учебные пособия. Внедряется интегрированное изучение отдельных предметов (математика-физика).
Общее число педагогических работников составляет- 30 человек. Из них: высшая категория 8 человек, первая категория11 человек, вторая категория 3 –человека. В коллективе26человек с высшим образованием, 2 человека со средне - специальным образованием, и 2 человека получают высшее образование по заочной форме.
Количество преподавателей, владеющих средствами ИКТ на уровне пользователей – 100 %, что составляет 30 человек, и плановое обучение продолжается.
Раздел 5
План реализации Программы.
1. Материально-техническое оснащение школы
|
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Приобретение компьютеров с установкой лицензионного программного обеспечения | 2013-2014г.г. | Директор |
2. | Прокладка оптико-волоконного кабеля до школьного сервера | 2012г.(ноябрь) | Директор учитель информатики |
3. | Установка и настройка локальной сети школы для административных компьютеров и компьютеров в кабинетах учителей, подключение их к Интернету | Декабрь 2012г –январь 2013г. | Учитель информатики Инженер по обслуживанию компьютерной техники. |
4. | Включение в учебно-воспитательный процесс домашних компьютеров учителей и учащихся | 2013г. | администрация |
5. | Накопление программного обеспечения по предметам. Совершенствование работы медиатеки. | 2013г. | Администрация Учителя |
2. Повышение квалификации работников школы в области применения ИКТ
|
1. | Прохождение курсов по использованию ИКТ администрацией школы. | 2013г. | администрация |
2. | Прохождение курсов по использованию ИКТ сотрудниками школы | 2013-2015гг | администрация |
3. | Подготовка информации для учителей- предметников по использованию программных обеспечений по предметам | Апрель, 2013г. | Учитель информатики |
4. | Организация постоянного доступа к средствам ИКТ и Интернету для учителей | Постоянно | Учитель информатики администрация |
5. | Обобщение и систематизирование пользования ИКТ учителями школы через педсоветы, школьные обучающие семинары, индивидуальные консультации. | Постоянно | администрация |
6. | Круглый стол по обмену опытом работы учителей школы, использующих ИКТ | Постоянно | Администрация учителя |
7. | Более полно представить критерии по системе стимулирования педагогов, активно применяющих ИКТ | Сентябрь, 2012г. | администрация |
3. Повышение ИКТ компетентности обучающихся
|
1. | Введение в учебный план школы предмета информатики с 8 класса | Сентябрь, 2012г. | Администрация Учитель информатики |
2. | Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. | Постоянно | Учителя |
3 | Организация постоянного доступа к средствам ИКТ и Интернету для учащихся | Постоянно | Администрация Учитель информатики |
4. | Привлечение детей неадекватного поведения и детей из неблагополучных и малообеспеченных семей к работе на ПК через индивидуально-групповые занятия. | Постоянно | Учителя |
4. Организация учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ
|
1. | Внедрение информационных технологий в преподавании всех школьных предметов | Постоянно | Администрация |
2. | Автоматизация работы библиотеки | 2013г. | Директор библиотекарь |
3. | Применение информационных технологий в организации воспитательной работы школы | Постоянно | Администрация учителя |
4. | Развитие системы дополнительных образовательных услуг с применением информационных технологий | Постоянно, через планирование работы школы | Администрация учителя |
5. | Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса | Постоянно | Учителя администрация |
6. | Проведение методического семинара на уровне города с целью обобщения и распространения опыта работы | 2013г, ноябрь | Администрация |
7. | Оптимизация работы кабинета информатики с целью предоставления возможностей педагогам-предметникам проводить в нем уроки. | Постоянно, в течение 2013-2014г.г. | Учитель информатики администрация |
5. Разработка и внедрение информационных ресурсов. Создание банка данных образовательных ресурсов.
|
1. | Обновление сайта школы | Регулярно | Учитель информатики |
2. | Пополнение сайта новой информацией | Регулярно | Учитель информатики |
3. | Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность через Создание школьной базы данных. Делопроизводство на ПК | 2013г | Администрация |
4 | Систематизация медиатеки через школьный сайт. Создание банка данных программного обеспечения. | Май-сентябрь, 2013г. Май-сентябрь, 2014г | Администрация Библиотекарь учителя |
5. | Создание банка данных результатов работы учителей в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Подготовка публикации по результатам материалов методического и учебного характера | 2012-2015г.г. | Администрация |
Раздел 6
Информационная безопасность
В рамках программы предполагается:
- сформировать концепцию информационной безопасности образовательной среды школы;
- на базе школьного сервера создать административный сегмент управления безопасностью, оснащенный системой централизованного управления комплексом средств обнаружения вторжений, антивирусной защитой, обеспечить необходимую информационную безопасность локальной сети.
Раздел 7
Механизмы реализации программы
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:
а) перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий программы, с указанием исполнителей, источников и объемов финансирования;
б) координационный план совместных действий школы с городским управлением образования.
Раздел 8
Контроль реализации программы
- Координацию работ и контроль над исполнением Программы осуществляет администрация школы.
- Контроль над целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.
- Исполнители несут ответственность за эффективное использование выделенных средств.
Контроль над выполнением программы осуществляет директор школы, учитель информатики.
Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет директор школы, учитель информатики:
формируют школьную команду, осуществляющую координацию работ по реализации программы.
Школьная команда:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) организует проведение экспертиз презентационных работ по программе;
в) организует общественную приемку завершенных работ по программе.
Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение и информационно-аналитическое обеспечение осуществляется школьной командой.
Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях школьной команды. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются с привлечением методических объединений школы.
Школьная команда ежегодно сообщает педагогическому совету справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы.
Раздел 9
Ожидаемые результаты реализации программы
1. В результате выполнения программы будут созданы основы единой образовательной информационной среды школы, которая позволит:
- сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
- повысить эффективность, доступность и качество обучения в школе, путем организации доступа к общим образовательным ресурсам школы;
- обеспечить доступ школы к глобальным и областным информационным образовательным ресурсам;
- внедрить в учебный процесс современные электронные средства государственного образовательного стандарта общего образования и осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения;
- апробировать средства сетевого тестирования учащихся (в том числе в рамках федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена);
- организовать школьный депозитарий электронных образовательных ресурсов и обеспечить доступ к нему;
- создать систему методической поддержки учителей школы, провести подготовку и переподготовку педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий;
- создать учащимся условия для получения полноценного образования.
Настоящая программа должна стать важным этапом в реализации развития системы образования школы. Повышение качества образования на основе информационных технологий.
2.Реализация предусмотренных программой мероприятий в данном направлении позволит:
- Создать условия для практической подготовки учащихся к жизни и труду в условиях информационного общества;
- Повысить качество образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
- Создать условия для овладения педагогами, учащимися и их родителями навыками ИКТ;
- Улучшить материальную базу школы;
- Функционировать школьному сайту и электронной почте;
- Создать инструменты мониторинга, которые позволят проанализировать деятельность школы в данной области, выявить проблемы и разработать перспективы дальнейшей работы;
- Создать общедоступную коллекцию цифровых информационных источников, нового программно-методического обеспечения;
- Обеспечить доступ преподавателей и учащихся к глобальным информационным ресурсам Интернета.
Раздел 10
Заключение
Формирование информационной образовательной среды школы и проникновение ее в мировое информационное образовательное пространство являются закономерным шагом в развитии информатизации образования и позволят решить главную задачу – повысить качество подготовки учащихся. Критерием оценки информатизации являются результаты применения средств ИКТ в преподавании и детских результатах
Показатели информатизации школы
- Педагогическая ИКТ – компетентность работников образования (готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях)
- Распространение ИКТ – поддержанных методов и организационных форм учебной работы
- Изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни)
- Изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и школой в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ, включая базы данных, автоматизированный учет, общешкольный портал)
- Изменения во взаимодействии с ближайшим окружением школы (родители, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации) материалы нового поколения.
Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации программы
По завершению реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
- Созданы условия доступа к глобальным информационным ресурсам;
- Организована система информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса;
- 100% выпускников основной школы будут владеть ИКТ компетентностью;
- 100% педагогических работников будут владеть ИКТ компетентностью;
- По всем предметам школьного курса будут использоваться учебные материалы нового поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"
Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...
Об организации краеведческой работы в бюджетном образовательном учреждении города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 126»
Не секрет, что любовь к Родине начинается с любви к своему дому, семье, городу, краю, то есть к «малой родине». Краеведческая работа в школе рассматривается как основа воспитания гражданина и па...
Программа по информатизации БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 100» 2013-2016г.г.
Реализуемые по инициативе Президента России приоритетные национальные проекты для достижения основной цели - повышения качества жизни граждан страны - полагают необходимым р...
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации МБОУ «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1»
Проблемы образования детей с ограниченными возможностями сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 8 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...