РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Коваленко Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой [1], которая, в свою очередь, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

На изучение курса инфор­матики в 9 классе выделяется 34 ч. (1 ч в неделю), в т.ч. 3 контрольные работы.



[1] И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. Информатика: 7–9 классы. Примерная рабочая программа:. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_fgos.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Учитель информатики

Коваленко Т.В.

2019-2020 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой [1], которая, в свою очередь, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

На изучение курса информатики в 9 классе выделяется 34 ч. (1 ч в неделю), в т.ч. 3 контрольные работы.

Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

  •  Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики,
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач
  • Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)

Предметные результаты освоения информатики:

  •  Сформированность информационной и алгоритмической культуры
  • Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
  • Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
  • Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
  • Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
  • Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
  • Сформированность знаний о логических значениях и операциях
  • Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
  • Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
  • Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Управление и алгоритмы  (12 ч.)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов;  составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Раздел 2.Введение в программирование  (17 ч.)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования  высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.  Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Раздел 3. Информационные технологии и общество (4 ч.)

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.

Раздел 4. Итоговое повторение (1 ч.)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема (раздел) программы

Количество часов

Управление и алгоритмы

12

Введение в программирование

17

Информационные технологии и общество

4

Итоговое повторение  

1

 

ВСЕГО:

34

КАЛЕНДАРНОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курса информатики и ИКТ в

9 классе

Учебник: И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой «Информатика » 9 класс

34  часа - 1 час  в неделю

п/п

урока в теме

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Тема урока

Характеристика видов деятельности учащихся

Примечание

1 четверть ___  часа

Управление и алгоритмы 12 часов

1.1

04.09 -08.09

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий и строки символов;
  • составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

1.2

11.09 -15.09

Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью

1.3

18.09 -22.09

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы.   

1.4

25.09 -29.09

Графический учебный исполнитель

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов

1.5

02.10 -06.10

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. 

1.6

09.10 -03.10

Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов

1.7

16.10 -20.10

Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием.

1.8

23.10 -27.10

Разработка циклических алгоритмов

1.9

06.11-10.11

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

1.10

13.11-17.11

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма.

Использование ветвлений

1.11

20.11-24.11

Зачётное задание по алгоритмизации

1.12

27.11-01.12

Тест по теме Управление и алгоритмы

Введение в программирование 17 часов

2.1

04.12-08.12

Понятие о программировании.

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива  и пр

2.2

11.12-15.12

Линейные вычислительные алгоритмы

2.3

18.12-22.12

Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе)

2.4

25.12-29.12

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания.

2.5

15.01-19.01

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов.

2.6

22.01-26.01

Оператор ветвления.   Логические операции на Паскале

2.7

29.01-02.02

Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.  

2.8

05.02 -09.02

Циклы на языке Паскаль

2.9

12.02 -16.02

Разработка программ c использованием цикла с предусловием

2.10

19.02 -23.02

Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида.

Использование алгоритма Евклида при решении задач

2.11

26.02 -02.03

Одномерные массивы в Паскале

2.12

05.03 -09.03

Разработка программ обработки одномерных массивов

2.13

12.03 -16.03

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

2.14

19.03 -23.03

Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве.

2.15

02.04 -06.04

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

Составление программы   на Паскале поиска минимального и максимального элементов

2.16

09.04 -13.04

Сортировка массива

Составление программы   на Паскале сортировки массива

2.17

16.04 -20.04

Тест по теме «Программное управление работой компьютера»

Информационные технологии и общество  4 часа

3.1

23.04 -27.04

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

Аналитическая деятельность

  • оценивать охват территории России и всего мира мировыми информационными сетями;
  • приводить примеры стандартизации в области ИКТ, указывать примеры монополизации в области ИКТ и их воздействия на процессы информатизации
  • выявлять и анализировать возможные вредные результаты применения ИКТ в собственной деятельности;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ.

Практическая деятельность:

  • определять наличие вредоносной программы на персональном компьютере, приводить описание мер по недопущению распространения вредоносных программ с личных устройств ИКТ;
  • работать с антивирусными программами;
  • приводить примеры правовых актов (международных или российских), действующих в области ИКТ

3.2

30.04- 04.05

Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество

3.3

07.05- 11.05

Социальная информатика: информационная безопасность

3.4

14.05-18.05

Тест по теме « Информационные технологии и общество»

Итоговое повторение 1 час

4.1

21.05- 25.05

Основные понятия курса. Итоговое тестирование.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

В состав учебно-методического комплекта по информатике для 9 класса И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой  входят:

  • Учебник  «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  • Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013
  • Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  • Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
  • Сайт методической поддержки УМК- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2 


[1] И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. Информатика: 7–9 классы. Примерная рабочая программа:. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 8 класс для общеобразовательных школ, занимающихся по УМК А.Г. Мордковича.

Рабочая программа по математике составлена для 8 класса общеобразовательных школ к учебникам авторов А.Г. Мордковича (по алгебре) и Л.С. Атанасяна (по геометрии) и рассчитана на 6 ч. в неделю из расче...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Рабочая программа курса «Информатика» 5 класс

Рабочая программа курса«Информатика» 5 классПрограмма разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы «Информатика. Программы для общеобразовательных у...

Рабочая программа курса "Информатика", 8 класс

Рабочая программа курса информатики для 8 класса составлена для УМК И.Г.Семакина и др. в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Рабочая программа курса «Истории 6 класс» для основной школы на основе ФГОС

Рабочая программа составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 8 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы  курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...