РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой [1], которая, в свою очередь, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
На изучение курса информатики в 9 классе выделяется 34 ч. (1 ч в неделю), в т.ч. 3 контрольные работы.
[1] И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. Информатика: 7–9 классы. Примерная рабочая программа:. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_fgos.docx | 41.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
ДЛЯ 9 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учитель информатики
Коваленко Т.В.
2019-2020 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветковой [1], которая, в свою очередь, составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
На изучение курса информатики в 9 классе выделяется 34 ч. (1 ч в неделю), в т.ч. 3 контрольные работы.
Изучение информатики в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
- формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
При изучении предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметные результаты освоения информатики:
- Сформированность информационной и алгоритмической культуры
- Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
- Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
- Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
- Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
- Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
- Сформированность знаний о логических значениях и операциях
- Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
- Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Управление и алгоритмы (12 ч.)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Раздел 2.Введение в программирование (17 ч.)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Раздел 3. Информационные технологии и общество (4 ч.)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Раздел 4. Итоговое повторение (1 ч.)
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов |
Управление и алгоритмы | 12 | |
Введение в программирование | 17 | |
Информационные технологии и общество | 4 | |
Итоговое повторение | 1 | |
| ВСЕГО: | 34 |
КАЛЕНДАРНОЕ-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса информатики и ИКТ в
9 классе
Учебник: И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой «Информатика » 9 класс
34 часа - 1 час в неделю
№ п/п | № урока в теме | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Примечание |
1 четверть ___ часа Управление и алгоритмы 12 часов | ||||||
1.1 | 04.09 -08.09 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм. | |||
1.2 | 11.09 -15.09 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | ||||
1.3 | 18.09 -22.09 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | ||||
1.4 | 25.09 -29.09 | Графический учебный исполнитель Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | ||||
1.5 | 02.10 -06.10 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | ||||
1.6 | 09.10 -03.10 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | ||||
1.7 | 16.10 -20.10 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | ||||
1.8 | 23.10 -27.10 | Разработка циклических алгоритмов | ||||
1.9 | 06.11-10.11 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | ||||
1.10 | 13.11-17.11 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | ||||
1.11 | 20.11-24.11 | Зачётное задание по алгоритмизации | ||||
1.12 | 27.11-01.12 | Тест по теме Управление и алгоритмы | ||||
Введение в программирование 17 часов | ||||||
2.1 | 04.12-08.12 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
сортировка элементов массива и пр | |||
2.2 | 11.12-15.12 | Линейные вычислительные алгоритмы | ||||
2.3 | 18.12-22.12 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | ||||
2.4 | 25.12-29.12 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | ||||
2.5 | 15.01-19.01 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | ||||
2.6 | 22.01-26.01 | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | ||||
2.7 | 29.01-02.02 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | ||||
2.8 | 05.02 -09.02 | Циклы на языке Паскаль | ||||
2.9 | 12.02 -16.02 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | ||||
2.10 | 19.02 -23.02 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач | ||||
2.11 | 26.02 -02.03 | Одномерные массивы в Паскале | ||||
2.12 | 05.03 -09.03 | Разработка программ обработки одномерных массивов | ||||
2.13 | 12.03 -16.03 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | ||||
2.14 | 19.03 -23.03 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | ||||
2.15 | 02.04 -06.04 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | ||||
2.16 | 09.04 -13.04 | Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива | ||||
2.17 | 16.04 -20.04 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | ||||
Информационные технологии и общество 4 часа | ||||||
3.1 | 23.04 -27.04 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | Аналитическая деятельность
Практическая деятельность:
| |||
3.2 | 30.04- 04.05 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | ||||
3.3 | 07.05- 11.05 | Социальная информатика: информационная безопасность | ||||
3.4 | 14.05-18.05 | Тест по теме « Информационные технологии и общество» | ||||
Итоговое повторение 1 час | ||||||
4.1 | 21.05- 25.05 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
В состав учебно-методического комплекта по информатике для 9 класса И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой входят:
- Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы:Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Сайт методической поддержки УМК- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2
[1] И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. Информатика: 7–9 классы. Примерная рабочая программа:. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 8 класс для общеобразовательных школ, занимающихся по УМК А.Г. Мордковича.
Рабочая программа по математике составлена для 8 класса общеобразовательных школ к учебникам авторов А.Г. Мордковича (по алгебре) и Л.С. Атанасяна (по геометрии) и рассчитана на 6 ч. в неделю из расче...
Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"
Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...
Рабочая программа курса «Информатика» 5 класс
Рабочая программа курса«Информатика» 5 классПрограмма разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы «Информатика. Программы для общеобразовательных у...
Рабочая программа курса "Информатика", 8 класс
Рабочая программа курса информатики для 8 класса составлена для УМК И.Г.Семакина и др. в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Рабочая программа курса «Истории 6 класс» для основной школы на основе ФГОС
Рабочая программа составлена на основе:федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 7 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ИНФОРМАТИКА» ДЛЯ 8 КЛАССА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы курса информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы И.Г. Семакина, М.С. Цветк...