Диагностика результативного копонента правовой обученности в рамках предмета "Обществознание"
методическая разработка по теме
Цель работы: личное самообразование, расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Задачи:
- углубление знаний в области предмета «Обществознание» и отдельного его раздела «Право»; формирование представлений о сущности и важности понятия «право»,
- формирование умения грамотно управлять процессом усвоения знаний учащимися профессионально лицея,
- установление факта теоретической, практической и психологической готовности учащихся на этапе обучения к дальнейшему учению, профессиональной и общественной деятельности,
- получение информации об уровне и характере познавательных действий учащихся, степени их обученности,
- овладение достижениями педагогической науки по предмету,
- повышение общекультурного уровня,
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Диагностика результативного компонента
правовой обученности в рамках
предмета «Обществознание».
Цель:
личное самообразование, расширение общепедагогических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Задачи:
- углубление знаний в области предмета «Обществознание» и отдельного его раздела «Право»; формирование представлений о сущности и важности понятия «право»,
- формирование умения грамотно управлять процессом усвоения знаний учащимися профессионально лицея,
- установление факта теоретической, практической и психологической готовности учащихся на этапе обучения к дальнейшему учению, профессиональной и общественной деятельности,
- получение информации об уровне и характере познавательных действий учащихся, степени их обученности,
- овладение достижениями педагогической науки по предмету,
- повышение общекультурного уровня,
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских образовательных учреждениях является модернизация и развитие правового образования.
Актуальность разработки соответствующего современным образовательным целям правового курса объясняется в самом общем виде несколькими хорошо известными причинами. В обществе пробуждается практический интерес к праву и правовым институтам, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу, общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.
С другой стороны, современная социокультурная ситуация в России такова, что эти процессы не подкреплены правовой традицией, в массовом сознании право не является безусловной ценностью. По мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения.
Это тревожный фактор, ставящий проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики.
Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит системе образования. То, что в странах с длительной правовой традицией воспитывается самой практикой жизни, рождается в семье, возникает как бы естественно, в наших условиях должно быть предметом целенаправленного формирования. Это требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию учащихся.
В процессе правового обучения учащихся важным является возможность проанализировать определенный результат работы преподавателя и деятельности его ученика.
Диагностика является одним из действенных методов современной теории и образовательной практики в учебном заведении, незаменимым и необходимым инструментарием педагогических технологий обучения. В методике права большое значение имеет проверка и оценка знаний, умений учащихся.
Все существующие варианты диагностирования можно разделить на две группы:
- те, которые используются для текущего контроля знаний и умений школьников, и
- те, которые выполняют роль итоговой аттестации. Последние менее вариативны и могут выражаться в проведении зачетов и экзаменов.
Текущая проверка правовых знаний имеет несколько функций:
- контрольную (посредством такой проверки обращается внимание на деятельность учащегося, его неудачи и успехи),
- воспитательную (учащийся приучается к систематическому выполнению порученных заданий, стремится сделать это как можно лучше),
- обучающую (систематизируются и закрепляются знания и умения учащихся),
- развивающую (осуществляется развитие речи, мышления и прочее).
Все эти функции реализуется в том случае, когда преподаватель верно осуществляет текущую проверку знаний учащихся. Необходимо обратить внимание на совершенствование правовых умений учащегося, которое происходит в процессе текущей проверки, а также формирование его грамотной речи. Очень важно, чтобы учащиеся при этом почувствовали практическую значимость права.
Текущая проверка знаний может осуществляться в форме опроса в начале урока, середине или конце. Если проводится опрос по теме предыдущего занятия, то его завершение может быть обобщено преподавателем или учащимися. Это дает возможность перейти к изучению новой темы.
Например, учащиеся на предыдущем уроке рассматривали вопросы правового регулирования взаимоотношений супругов. Опрос может включать такие задания: «расскажите, что представляет собой семейное право как отрасль российского права», «какие существуют правила вступления в брак?». Обобщение может быть представлено так: «Итак, мы познакомились с семейным правом и узнали, что оно регулирует порядок заключения и расторжения брака, правовые вопросы взаимоотношений супругов, но, кроме это, охватывает своим влиянием и правовые отношения родителей и детей. Поэтому на сегодняшнем уроке ми и рассмотрим эту тему подробнее. Тема урока: «Родители и дети»».
В процессе опроса можно использовать индивидуальные карточки задания. Также среди учащихся особым интересом пользуются задания, в которых содержится новая для учащихся правовая информация, а сами вопросы носят творческий характер.
Например, такое задание предлагается после изучения темы «Почему я должен следовать закону?»: «Известный спартанский правитель Агесилпй считал, что люди должны подчиняться законам, но если речь идет о друге, то закон можно обойти. Прошение правителю малой Азии он изложил так: «Если мой друг не виноват – отпусти его по закону. Если он виноват – все равно отпусти его ради меня». Сформулируйте свое отношение к такому правилу. Сопоставьте его с действующим законодательством».
Преподаватель обязан учитывать индивидуальные способности своих учащихся, а поэтому целесообразно применять так называемый дифференцированный подход по системе уровневой дифференциации. Он предполагает, что каждый учащийся выполняет задания того уровня сложности, который соответствует подготовленности и способностям. Решив задачу, адекватную уровню подготовленности, учащийся будет чувствовать успех и непременно захочет узнать больше. «Сильные» учащиеся, получив достаточно сложные задания, будут совершенствовать свои умения.
Одним из эффективных средств проверки формализированных правовых знаний являются тесты, которые позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня обеспеченности учащихся, получить достоверную информацию об овладении ими учебного курса. Они же дают возможность преподавателю соотнести эти данные с поставленными на определенном этапе задачи обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний. Специалисты считают, что весьма эффективным, позволяющим проверить владение испытуемым специальной терминологией, являются задания на соотнесение правовых понятий и определений. Тестируемому предлагается два списка, и он должен восстановить соответствие между отдельными частями.
Учащемуся предлагается такой список:
- Виновно совершенное общественно – опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
- Совершение лицом двух и более преступлений, установленных приговором суда.
- Психическая способность лица понимать фактическое содержание и общественную опасность совершаемого им деяния и руководствоваться таким осознанием.
- Предусмотренные законом неблагоприятные последствия, наступающие для лица, совершившегося преступление, по приговору суда.
- Совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное им умышленное преступление.
- Вид наказания, выраженный в денежном взыскании.
- Психическое отношение преступника к своему противоправному поведению.
- Вина
- Уголовная ответственность
- Рецидив
- Штраф
- Преступление
- Вменяемость
- Множественность преступлений.
При изучении отраслей процессуального права можно рекомендовать использовать задания на определение хронологической последовательности (например, таким образом учащийся указывает, как последовательно должны быть расположены стадии судебного разбирательства из тех, которые представлены в беспорядочном виде).
Практика показывает, что самым сложным видом заданий являются задания на нахождение противоречий в ряду перечисленных понятий или явлений.
Вот пример такого задания:
«В каком ряду указаны явления, противоречащие друг другу?
- форма государства, парламентская республика, законодательный представительный орган
- форма государственного устройства, федерация. Двойное гражданство
- политический режим, тоталитаризм, многопартийность
- механизм государства, государственный орган, госслужащие
- явления противоречат друг другу».
Не рекомендуется «перенасыщать» тест или увлекаться излишним наполнением его разнотипными вопросами: следует ограничиваться 3 – 5 видами заданий. В таком случае учащийся лучше адаптируется к испытанию, его результаты оказываются более объективными.
В процессе контроля знаний, умений и навыков обучаемых необходимо обращать внимание на следующие критерии:
- Точность представленной информации.
- Разнообразие фактов и примеров в ответах.
- Умение анализировать информацию.
- Знание правовой терминологии, умение использовать правовые понятия в речи.
- Умение работать в группе.
Проверка знаний, умений обучаемых в области права должна осуществляться
систематически. Необходимо помнить, что модель обученности представляет собой совокупность знаний, умений и навыков в области различения, узнавания информации, ее запоминания, понимания, а также переноса в нестандартную ситуацию. На основе и выстраиваются различные системы диагностики обученности тех, кто овладевает знаниями в области права для того, чтобы быть конкурентоспособным человеком в сложном современном мире.
МОДЕЛЬ ОБУЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
4 % | 12 % | 20 % | 28 % | 36 % |
- 4 % - Различение, узнавание.
- 12 % - Запоминание.
- 20 % - Понимание.
- 28 % - Элементарные умения.
- 36 % - Перенос знаний в нестандартную ситуацию.
Итоговая проверка знаний и умений учащихся может осуществляться в форме зачетов, экзамена с соответствующими заданиями из области права (предмет «Обществознание»). Такая итоговая проверка требует основательной и длительной подготовки. Важно, чтобы учащийся смог продемонстрировать те практические умения, которым его обучили.
Контроль за качеством усвоения учебного материала – важный элемент любого образовательного процесса. Деятельность учащихся трудно оценить обычными методами. В процессе контроля знаний, умений и навыков следует обращать внимание на следующие критерии:
Точность представлений информации: | Баллы: |
Всегда точная В основном точная Недостаточно точная Неточная информация | 5 4 3 2 |
Количество (разнообразие) фактов, деталей, примеров: | Баллы: |
Большое разнообразие фактов Достаточное количество фактов Минимальное количество фактов | 5 4 3 |
Умение анализировать информации: | Баллы: |
Показывает хорошее понимание информации Показывает достаточное понимание информации Показывает минимальное понимание информации Показывает недостаточное понимание информации | 5 4 3 2 |
Знание терминологии: | Баллы: |
Употребляет термины правильно Употребляет многие термины правильно Употребляет минимальное количество терминов правильно Употребляет термины неправильно | 5 4 3 2 |
Таким образом, проверка и контроль знаний, умений учащихся позволяет систематизировать имеющиеся знания, закрепить умения и сформировать устойчивые навыки. Диагностика является одним из действенных методов современной теории и образовательной практики, незаменимым и необходимым инструментарием педагогических технологий обучения. Она выполняет некую превентивную функцию, позволяя восполнить пробел в знаниях и не допустить ошибок в правовом поведении в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика результативности дополнительной образовательной программы по театру
Диагносика результативности...
Диагностика результативности воспитательного процесса классного коллектива
Диагностика результативности воспитательного процесса...
методическая разработка по диагностике результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы "Атлетическая гимнастика"
Диагностика результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы...
Методическая работа: «Результативность и качество обучения детей по образовательной программе «Обучение английскому языку в клубе Тандем»
В методической разработке описаны основные способы, формы и средства контроля и оценки усвоения программного материала по предмету английский язык. Предполагаемые результаты по окончании каждого года ...
Диагностика результативности освоения программы
Диагностика – один из ключевых элементов педагогического процесса. Именно она позволяет структурировать и организовывать обучение, переводя его из разряда бессистемной, субъективно оцениваемой п...
«Диагностика результативности реализации дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы»
Цель: ориентирование педагогов дополнительного образования в методиках оценки различных видов результатов дополнительного образования (индивидуальных: предметных, метапредметных, личностных)....
Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?
Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?Итак, Вы – педагог (или методист), и Вы приняли ответственное р...