Диагностика результативности освоения программы
методическая разработка
Диагностика – один из ключевых элементов педагогического процесса. Именно она позволяет структурировать и организовывать обучение, переводя его из разряда бессистемной, субъективно оцениваемой передачи знаний и навыков в упорядоченный, поэтапный, объективный курс, с четко выделенными и контролируемыми целями и задачами. Данный материал предлагает методическую разработку диагностики результативности освоенния программы, созданной на основе опыта работы хореографического коллектива «Коломбина».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-diagnostika_rezultativnosti.docx | 88.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА
«У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»
АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Диагностика результативности освоения программы
Материалы из опыта работы хореографического коллектива «Коломбина»
Автор:
Ясенович Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
Санкт- Петербург
2019
Диагностика результативности освоения программы
Диагностика – один из ключевых элементов педагогического процесса. Именно она позволяет структурировать и организовывать обучение, переводя его из разряда бессистемной, субъективно оцениваемой передачи знаний и навыков в упорядоченный, поэтапный, объективный курс, с четко выделенными и контролируемыми целями и задачами.
Для достижения подобного результата диагностика должна сопровождать педагогический процесс как в отдельные, ключевые точки: на начало года, в конце первого полугодия и, безусловно, в конце учебного года, для оценки итоговых результатов деятельности коллектива, так и в текущем порядке – в ходе рядовых занятий и, периодически, по достижении промежуточных результатов, часто связанных с проводимыми мероприятиями, позволяющими продемонстрировать и протестировать практические навыки обучаемых.
Подобная детальная диагностическая сетка требует вариативного подхода к методам её реализации, чтобы избежать получения статических, одноплановых показателей и результатов. Для создания динамической картины педагог использует весь спектр доступных инструментов. Максимально личный контакт – в виде бесед с детьми, их родителями и разноплановыми учебными и практическими группами, дающий возможность оценить субъективное состояние учащегося, его вовлеченность, личный рост, отношение к успехам и сложностям. Анкетирование – позволяющее дистанцироваться от межличностных и эмоциональных составляющих. И, в первую очередь, педагогическое наблюдение — дающее основной массив статистических и качественных оценочных данных, подчиненных исследовательским задачам.
Приложение этих методов к разным формам текущей работы: на уровне коллектива, однородных и смешанных групп и отдельных детей - на разном материале: игровом, творческом, специализированном учебном и общеобразовательном – позволяет диагностике взять на себя разнообразные функции, облегчающие педагогу как общее планирование, так и корректировку учебно-воспитательной работы. Она выявляет уровень знаний, умений и навыков учащихся, позволяет им в реальном времени сравнить и оценить выполнение заданий другими детьми и, возможно, улучшить свои результаты, повышает их ответственность за учебный процесс и результат, самостоятельность и трудоспособность. Разумеется, при соблюдении важнейших принципов грамотного диагностического подхода – научности, равном отношении и подходе, систематичности, открытости и прозрачности.
Диагностика, проводимая поэтапно и пошагово, в сочетании со всеми формами учебно-воспитательного процесса, с применением всех доступных методов, на основе профессиональных принципов работы, превращается из отвлеченного, параллельного массива данных в важнейший, основополагающий инструмент педагога, доступный к использованию на всех этапах деятельности – от методической работы, до практических мероприятий.
Таблица результативности | |||||
ЗУН - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются природные данные ребенка (ритмичность, пластика, эмоциональность), музыкальность, техника и выразительность исполнения танцевальных движений и этюдов, а также работоспособность учащегося на занятиях. | |||||
Творческая инициатива - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5), - оцениваются активность ребенка в заданиях игрового и творческого характера, в создании музыкально - танцевальных образов и танцевальных этюдов. | |||||
Отношения в коллективе - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) -оценивается поведение ребенка в группе во время проведения различного рода занятий, игровых программ, конкурсов. концертов. | |||||
Концертная деятельность - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются технические и эмоциональные способности ребенка при проведении игровых программ, открытых занятий, конкурсов, концертных выступлений. | |||||
| Первичная диагностика (промежуточная, на конец учебного года) | ||||
№ | Год обучения | ||||
| Фамилия, имя | ЗУН | Творческая инициатива | Отношения в коллективе | Концертная деятельность |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
| |||||
| Баллы 5 | ||||
| Баллы 4 | ||||
| Баллы 3 |
ЗУН - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) – оцениваются на начальном уровне природные данные ребенка, затем техника и выразительность исполнения танцевальных движений и этюдов, а также работоспособность учащегося на занятиях.
Творческая инициатива - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5), - оцениваются активность ребенка в заданиях игрового и творческого характера, в создании музыкально - танцевальных образов и танцевальных этюдов.
Отношения в коллективе - баллами - низкий (3), средний (4), высокий (5) -оценивается поведение ребенка в группе во время проведения различного рода занятий, игровых программ, конкурсов, концертов.
Концертная деятельность - низкий (3), средний (4), высокий (5) - оцениваются технические и эмоциональные способности ребенка при проведении игровых программ, открытых занятий, конкурсов, концертных выступлений.
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
а) Для детей 1 – 2-го годов обучения:
- Осанка (первичное непринуждённое положение тела, которое человек сохраняет в покое и при движении);
- Гибкость (амплитуда движений в суставах позвоночника и конечностей);
- Внимание и память (умение быстро и правильно запоминать материал учебной программы);
- Танцевальный шаг (способность свободно поднимать ногу на высоту вперед, в сторону, назад);
- Прыжок (легкость и высота прыжка);
- Координация движений (чувство ритма, равновесия; групповое взаимодействие мышц, согласованное движение тела в пространстве под музыку);
- Эмоциональная выразительность (наличие актерского мастерства, умение свободно держаться при выполнении заданий в танцевальной, игровой и творческой деятельности).
б) Для детей 3 – 4 годов обучения:
- Осанка (положение тела, которое учащийся сохраняет в покое и при выполнении танцевальных заданий);
- Внимание и память (умение быстро и правильно запоминать материал учебной программы);
- Выворотность (способность развернуть ноги в бедре, голени и стопе наружу);
- Натянутость стоп (изгиб стопы вместе с пальцами - подъем ноги);
- Танцевальный шаг (способность свободно поднимать ногу на высоту вперед, в сторону, назад);
- Гибкость и пластичность тела (амплитуда движений в суставах позвоночника и конечностей);
- Прыжок (легкость и высота прыжка);
- Координация движений (чувство ритма, равновесия, групповое взаимодействие мышц, согласованное движение тела в пространстве под музыку);
- Эмоциональная выразительность (наличие актерского мастерства, умение свободно держаться при выполнении заданий в танцевальной, игровой и творческой деятельности).
Таблица результативности
1 и 2 группы | Высокая оценка – 5 баллов | Средняя оценка– 4 балла | Низкая оценка – 3 балла |
ЗУН | Правильное исполнение танцевальных движений | Некачественное исполнение танцевальных движений | Плохое исполнение танцевальных движений |
Умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, двигаться согласно ритму и характеру музыкального сопровождения | Слабое умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой и двигаться согласно ритму и характеру музыкального сопровождения | С трудом различает начало и конец музыкальной фразы, не чувствует ритм и характер музыки | |
Эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | Недостаточно эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | Неэмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | |
Творческая инициатива | Активность в заданиях творческого характера, точно передает предлагаемый образ | Выполняет задания творческого характера, но без яркого образного показа | Не участвует в заданиях творческого характера, стесняется передавать предлагаемый образ |
Отношения в коллективе | Общается со всеми детьми группы, выполняет правила техники безопасности в зале, легко и быстро воспринимает правила игровых заданий | Общается с другими детьми группы, выполняет правила техники безопасности в зале, понимает правила игровых заданий | Не активен, не участвует в мероприятиях игрового характера, сторонится воспитанников группы |
Концертная деятельность | Активно участвует в мероприятиях группы и коллектива, технически правильно и эмоционально выступает в игровых программах и на открытых занятиях | Принимает участие в мероприятиях группы и коллектива, технически правильно выступает в игровых программах и на открытых занятиях, не достаточно эмоционален | Технически слабое, не эмоциональное исполнение танцевальных номеров в игровых программах и на открытых занятиях |
3 и 4 группы | Высокая оценка – 5 баллов | Средняя оценка– 4 балла | Низкая оценка – 3 балла |
ЗУН | Знание методики исполнения танцевальных движений | Знание методики исполнения танцевальных движений | Слабое знание методики исполнения движений |
Грамотное исполнение танцевальных движений | Неточное исполнение танцевальных движений | Неграмотное исполнение танцевальных движений | |
Умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой и двигаться согласно ритму и характеру музыкального сопровождения | Умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой и двигаться согласно ритму и характеру музыкального сопровождения | Слабое умение различать музыкальную фразу начала и конца музыкального сопровождения, не чувствует ритм и характер музыки | |
Эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | Недостаточно эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | Неэмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов | |
Творческая инициатива | Высокая активность в заданиях творческого характера: быстро и точно передает предлагаемый образ, легко импровизирует | Выполняет задания творческого характера, но без яркого образного показа, может импровизировать | Не участвует в заданиях творческого характера, стесняется передавать предлагаемый образ. |
Отношения в коллективе | Пользуется авторитетом в группе, общается со всеми детьми коллектива, выполняет правила техники безопасности в зале, легко и быстро воспринимает правила игровых заданий. | Общается с другими детьми группы, выполняет правила техники безопасности в зале, понимает правила игровых заданий | Не активен, не участвует в мероприятиях игрового характера, сторонится воспитанников группы |
Концертная деятельность | Активно участвует в мероприятиях группы и коллектива, технически правильно и эмоционально выступает на открытых занятиях, в концертных программах и конкурсах | Принимает участие в мероприятиях группы и коллектива, технически правильно выступает на открытых занятиях, в концертных программах и конкурсах, не достаточно эмоционален | Технически слабое, не эмоциональное исполнение танцевальных номеров на открытых занятиях, во время концертных выступлений в коллективе |
Самоанализ результативности освоения программы
Для успешного освоения детьми учебного материала программы коллектива важны все составляющие учебно-воспитательной работы:
1. Овладение детьми знаний, умений и навыков в учебно-тренировочной работе;
2. Успехи детей в творческой и игровой деятельности;
3. Сложившиеся отношения в отдельной группе и всего коллектива;
4. Участие воспитанников в различных мероприятиях коллектива, в районных и
городских концертах и конкурсах.
В оценке результативности используются метод наблюдения, словесный опрос детей и родителей, анкетирование детей и родителей.
Диагностика результативности проводится – в конце каждого занятия, по итогам пройденного материала, на игровых музыкально-танцевальных программах, на открытых занятиях для родителей, во время концертных выступлений, выступлений на конкурсах, на отчетном концерте коллектива в конце учебного года.
Результат освоения программы на конец года для одной группы подводится с помощью диаграммы. Данная диаграмма составлена по итогам результативности освоения программы для детей второго года обучения.
1 круг диаграммы – Оценка знаний, умений и навыков на конец учебного года
2 круг диаграммы – Успехи детей в игровой и творческой деятельности
3 круг диаграммы – Отношения детей в группе и коллективе
4 круг диаграммы – Участие воспитанников в мероприятиях и концертной деятельности группы и коллектива в течение всего учебного года
Список литературы:
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000
- Программа для внешкольных учреждений. – М., Просвещение, 1986
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973
- Хореографическая работа со школьниками / под ред. Коноровой Е.В. / – Л., Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958
- Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. – СПб., Речь, 2006
- Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М., Ринол Классик Дом XXI век. – М., 2007
- Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Москва «Владос» 2001
- Гусева Т.А. «Гимнастическая терминология на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» Тобольск ТГПИ им. Д.И.Менделеева 2002
- Назарова А.Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. – СПб, 1998
- Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. – М., Аркти, 2007
- Вульфов Б.З., Синягин Ю.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб, Каро, 2007
Интернет-ресурсы
- Группа в социальной сети «В контакте»: http://vk.com/kolombinastudia
- Каталог танцевальных сайтов: http://www.globaldance.info/
- Сайт материалов для учителя музыки, включая каталог сайтов, нотные архивы, музыкальные энциклопедии: http://muza-live.ucoz.ru/dir/21-1-2
- www.horeograf.com. Сайт посвящен хореографам и танцорам.
- http://horeograf.ucoz.ru/blog. Музыка для танцев, развивающие игры для детей,
гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –хореографа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработа: Формы и методы контроля результативности освоения образовательной программы клуба спортивного бального танца
Данный материал предназначен для тренеров и руководителей клубов спортивного танца и позволяет оценить результативность освоения образовательной программы клуба....
методическая разработка по диагностике результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы "Атлетическая гимнастика"
Диагностика результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы...
Динамика результативности освоения программы "Футбол"
Данный материал показывает результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательной программы "Футбол" и динамику их достижений....
Динамика результативности освоения программы "Основы восточных единоборств"
Диагностика в дополнительном образовании...
Диагностика уровня освоения программы "Декоративная мастерская"
Результаты диагностического исследования...
Диагностика уровня освоения программы "Декоративная мастерская"
Для определения уровня освоения программой «Декоративная мастерская» разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного обр...
Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?
Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?Итак, Вы – педагог (или методист), и Вы приняли ответственное р...