Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства
статья по теме

Новикова Лия Павловна

Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова Лия Павловна,

преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Кронштадтского морского кадетского корпуса,

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства

Как бы мы ни оценивали сегодняшнее состояние образования, какие бы обновленческие задачи ни провозглашали, объект образовательной системы остается прежним - кадет, т.е. человек в его детском, подростковом, юношеском возрасте.

Прежним является и субъект образовательной системы – взрослый человек, педагог.

Настало время, когда профессия учителя все более отходит от представлений урокодателя, исполнителя, реализатора – в сторону индивидуальной творческой деятельности. Важным качеством каждого педагога становится его неповторимый творческий потенциал, его философская доктрина, методологическая культура.

Само понятие «методологическая культура педагога» очень широко. Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание лишь на некоторых аспектах. Прежде всего, это овладение преподавателем современных форм и методов в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, освоение педагогических технологий, последовательно и эффективно ведущих к педагогической цели; овладение инновационными педагогическими стратегиями, ориентированными на доминирующую активную роль кадета, на его индивидуальные способности, на поставленную мотивацию достижения успеха с опорой на опыт ребенка, овладение психосберегающими технологиями обучения. Последние предполагают совокупность приемов, методов, методик и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум три требования: учет индивидуальных (интеллектуальных) способностей ребенка, его темперамента, характера, восприятия им учебного материала; недопущение чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки; создание только благоприятного морального и психологического климата, поддержание психического здоровья детей; исключение любых факторов, способных негативно повлиять на психическое здоровье ребенка (авторитарное давление, грубость, бестактность).

Все эти требования реализуются педагогом-мастером, обладающим высоким методологическим потенциалом, думающем о каждом своем кадете, осуществляющем дифференцированный подход в образовательном процессе.

Тема дифференциации как будто бы изученная, освоенная. Однако анализ педагогической практики показывает, что при всех видах дифференциации преподавателями явно недооценивается, а потому и недостаточно используется, дифференциация степени помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки и отношением к учению, хотя именно этот вид дифференциации помогает (без существенного снижения степени сложности и объема учебного материала) поднять всех интеллектуально полноценных детей на необходимую образовательную ступень. Сегодня одним из доминирующих алгоритмов практической деятельности педагога является использование новейших технологий, введение метапредметного подхода в образовании.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Мысленно провожая  кадета в другой кабинет на другой урок, мы, как правило, не задумываемся  о том, как на последующем занятии будет проходить его развитие: как проявятся его  способности мыслить, воображать, анализировать, структурировать, оценивать собственную деятельность, стремиться к самореализации. Мы имеем очень слабое представление о том, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого или как он будет работать: так же, как на нашем уроке, или как-то по-другому? Без подобной рефлексии движение вперед на современном этапе просто невозможно.

Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно формировать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, напротив, предусматривает ее на рефлексивной основе.

Ориентация на развитие способностей обучающихся предполагает широкий спектр использования разного типа методических приемов.

Сегодня актуальны такие методические формы, как проектная деятельность кадет, выстраивание личной учебной стратегии обучающихся, творческие мастерские, позволяющие каждому проявить свое «Я» и научиться работать в коллективе: слышать и слушать товарищей, уважительно относиться друг к другу; участвовать в дискуссиях с метапредметными комментариями, деловых и ролевых играх, конкурсах.

Хорошее знание своего предмета необходимо педагогу при проведении метапредметного учебного занятия. Именно оно (знание) позволяет преподавателю создать ситуацию успеха, а кадету – представить целостную картину мира, расширить границы изучаемого предмета.

Метапредметный урок – это занятие, на котором происходит не только познавательное, но и личностное развитие кадета, формирование у него собственной системы мировоззрения. Тогда обучение превращается в процесс саморазвития ребенка.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики ранжирования  знаний на предметы к целостному,  образному восприятию мира, метадеятельности. Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.

Бесспорно, приобретенные метапредметные умения пригодятся нашим будущим выпускникам Кронштадтского морского кадетского корпуса при выполнении самых разных заданий на экзамене в формате ЕГЭ, а также  в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Думаю, никогда не исчезнет изначальная функция педагога – учить, направлять, воспитывать, развивать, готовить к самостоятельной взрослой жизни. Но технология этого сложнейшего процесса будет все более ориентироваться не только на новые «стандарты» и «нормативы», а на глубокое понимание Смысла собственной жизни и возможности, наиболее полной самореализации. И потому, на мой взгляд, первая задача, которая стоит сегодня перед нами, преподавателями-практиками, связана с личным самоопределением, способностью ответить на вопрос: «А что есть я как субъект деятельности?»

Возможно, именно с этого начинается методологическая культура педагога. А как думаете вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка как фактор роста педагогического мастерства учителя

    Современные изменения российского образования определили переход традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от учителя ...

Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.

В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные  современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...

Понятие методологической культуры педагога

Районное методическое объединение. Выступление. В презентации рассматривается понятие методологической культуры педагога и ее сотавляющие части, а также методологический подход к формированию физическ...

Методологическая культура педагога.

Повышение качества образования и воспитания как показатель методологической культуры педагога....

Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры

Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры...

Педсовет «Профессиональная культура педагога как фактор эффективности педагогической деятельности»,

laquo;Профессиональная культура педагога как фактор эффективности  педагогической деятельности»...

МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (методический семинар по наставничеству)

Материал к методическому семинару по наставничеству для педагогов, реализующих образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Семинар посвящен рассмотрению проб...