Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры
статья на тему
Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура педагога и ее становление в социальном поле культуры
Культурологический подход позволяет рассматривать процесс становления личности педагога, ее культуры на широком социокультурном фоне, представляющем собой совокупность субъектов - носителей культуры разных уровней организации, от общества в целом и социально-профессиональных слоев до малых соэмоциональных контактных групп и личности. «Поле культуры» - причинный пространственно-временной фон становления культуры педагога. Каждый уровень имеет сложную внутреннюю структуру, содержащую субстанциональные и функциональные элементы. В своей совокупности они составляют «целостное поле культуры», в котором существует система образования.
Феномен культуры в своем функционировании и бытии обусловлен деятельностью субъектов - носителей культуры разных уровней организации (личностном, микро-, меза-, мега- и макроуровнях). При всем многообразии внешних форм культура вы-ступает как некое целое, система, обладающая коэрцитивной (удерживающей) устойчивой силой.
«Поле культуры» может быть описано категориальными оппозициями: «культура личности - культура социума», «материальная культура - духовная культура», «субъект культуры - объект культуры», «объективация - субъективация», «общая культура - профессиональная культура», «ассимиляция - отчуждение» и представляет собой целостную многомерную иерархизированную систему функционирования субъектов - носителей культуры различных уровней, транслирующих и присваивающих нормы, ценности, образцы поведения и деятельности через механизмы приспособительно-преобразовательного и стереотипно-продуктивного характеров. Содержание оппозиций каждого конкретного субъекта - носителя культуры отражает общие закономерности развития культуры, приобретает конкретный характер, показывает, какое конкретное выражение получили общие закономерности в каждом конкретном случае субъектной самореализации.
Саморазвитие педагога шлифует его от-ношение к жизни, выделяющее его из окружения через авторские рассуждения, оригинальность проявления чувств, силы воли, выражение уникальности эмоциональных проявлений. Профессионал сам создает организационно-педагогические условия своей профессиональной жизнедеятельности, формирует свой уникальный стиль. И это не просто быть субъектом профессиональной деятельности, это означает проявление свободы личности. Иными словами, это транс-формация внешних факторов (нормативных, аксиологических, организационных) в соответствии с духовным (внутренним) потенциалом личности для ее полноценной профессиональной самореализации (субъект, в отличие от свободной личности, подлежит нормативной фиксации, считал М. Хайдеггер). Подлинный профессионализм позволяет создавать условия для саморазвития, самосовершенствования, профессионального мастерства.
Культурологический метод в исследовании региональных аспектов процесса становления культуры личности предполагает анализ различных процессов, имеющихся в обществе: социальных, материальных, морально-политических и др.
Этот подход пред-усматривает изучение наиболее общих закономерностей развития культуры личности и социума, принципы их функционирования, взаимосвязи и взаимозависимости. Эти два направления исследования различают пространственно-временные, социальные, моральные, научные и другие характеристики.
Категория культуры неотделима от личности - субъекта культуры, сформированной под воздействием объективного мира в процессе деятельности и общения. Культурно-личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоение индивидом норм, ценностей, идеалов, при-сущим социуму приемам и навыкам деятельности. Как субъект культуры личность изменяет ее, вносит новое, т.е. творит ее.
Социокультурные отношения являются конструирующим моментом всей социальной жизни, основой социального становления личности. Они предопределяют наличие в целостном организме общества отдельных подсистем, общностей. Их наличие и взаимодействие характеризует функционирование и развитие всей социальной системы, ее структуры. Личность, проявляя качества своей социальности, выступает как существо ноосферное, единящееся с социумом через «единое поле культуры» (В.И. Вернадский).
Культура социума представляет собой совокупность способов и результатов деятельности этого коллективного субъекта, со-стоящего из конкретных людей, персонифицирующих в «поле культуры» активность, которая, в свою очередь, детерминирована нормами, ценностями, идеалами, поведенческими стереотипами и традициями социума.
Единицами анализа - первичными мона-дологиями - являются инвариантные и специфические, общие, особенные и единичные характеристики культуры субъектов - носителей ее различных уровней. Все структурные компоненты поля культуры существуют в неразрывном единстве, целостности. Оно позволяет проследить внутреннюю взаимосвязь, выявить однородность структуры культуры, взаимообусловленность развития всех ее компонентов. В определенном смысле каждый из взаимосвязанных компонентов выступает как причина и как следствие развития другого элемента, но при этом сохраняет свои специфические свойства.
В сосуществовании культуры личности и культуры социума присутствует устойчивая диалектическая связь: личностный уровень культуры зависит от уровня культуры социума, который, в свою очередь, определяется культурой входящих в него индивидов. Во взаимосвязи культуры личности и социума содержится механизм самодвижения общества.
Культурологический метод анализа процесса социального становления личности предполагает исследование социокультурных последствий увеличивающихся в стране форм собственности, материального расслоения общества. Психологи (А.А. Бодалев, Л.А. Петровская и др.) отмечают, что моральный, культурный урон, неизбежно сопровождающий процесс усиления материального расслоения масс, чрезвычайно высок. Разные формы собственности способствуют формированию компонентов культуры, связанных с конкретной формой собственности, соответствующей морали, ценностных ориентаций, норм и правил жизни, способов реализации потребностей. Очевидно, что культура должна быть представлена многомерной структурой, систематизированной по нескольким параметрам.
Весь мир измеряет сегодня успех страны по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот индекс складывается из трех основных позиций: индекс реальной покупательской способности, индекс долголетия и индекс образования. Существует также оценка государств по коэффициенту интеллектуальности. Мы, как и весь мир, входим в эру массового высшего образования.
Если мы туда не войдем, то потеряем способность быть конкурентоспособной страной мира. Сегодня государство должно беспокоить не количество вузов, а качество подготовки в них специалистов. В настоящее время разумно действовать в духе известного лозунга ЮНЕСКО «Образование для всех». Педагог в этом контексте обязан обладать высоким уровнем общей и профессиональной культуры. Он обязан проявлять как качества патриота-гражданина, так и качества гражданина «культуры мира».
Отечественные вузы ответственны за оформление молодежи как особого поколения, призванного осуществить творческое сверхусилие для возрождения и совершенствования государства, они обязаны думать о духовном, интеллектуальном, нравствен-ном, эмоциональном и физическом оздоровлении нации, формировании нового человека на базе новой системы ценностей. «Поле культуры» представляет иерархию смысловых ценностных ориентаций для молодежи: ценность природы, общечеловеческие цен-ности, региональные ценности, ценности государства, ценности больших социальных групп, ценности малых групп (семьи, образовательного учреждения, коллектива, класса), ценность каждого человека. Как видим, иерархически представлен ценностный ряд по принципу «от общего к единичному». Педагог формирует эти ценности в обратном порядке. И воспитательная задача крайне сложна как в теоретическом плане, так и в практическом, ибо, с одной стороны, это должен быть человек гуманный, с соответствующим набором качеств, а с другой - человек рыночный, способный соответствовать требованиям свободной конкуренции, активный, предприимчивый, стремящийся к успеху, основным показателем деятельности которого является заработок и карьера. Соединить две эти стороны в одном сознании, в одной душе - задача архисложная. И, тем не менее, это научная задача, и педвузам надо участвовать в ее разрешении.
Противоречивость «поля культуры» про-является уже в том, что педагогическая общественность пришла к осознанию того, что взгляды ученого и предпринимателя, педагога и коммерсанта на продукт образования, в том числе на выпускника педагогического образовательного учреждения, существенно различаются. Настаивать на том, что высшее образование обязано ориентироваться, прежде всего, на запросы бизнеса - ошибочная позиция. Участие бизнеса, которому нужны именно специалисты в развитии образования, разумеется, необходимо и возможно.
Поскольку культура вторична по отношению к обществу, то социологический срез культуры изоморфен социальной структуре общества. В социологическом аспекте в структуре культуры можно выделить такие ее элементы, как культура отдельных профессиональных слоев, возрастных групп (в том числе и внутри профессиональных групп), наций, регионов. Очевидно, что социологическая структура культуры сложна и многообразна, каждый ее компонент имеет свою культурную специфику, но в то же время отражает особенности культуры общества. Если культура общества в целом находится в кризисе, то и субкультура каждой социальной подструктуры отражает в той или иной мере присущие всему обществу черты в данный период общественного развития.
Культуру можно рассматривать с двух позиций: с одной стороны, как свойство действующего социального субъекта исследовать ее субъективное бытие, выраженное в двойственном сохраняюще-порождающем характере актуально функционирующего и развивающегося субъекта; с другой - как объектное (объективированное) бытие, опредмеченное, несущее в себе результирующий момент деятельности. Таким образом, определяются два направления исследования культуры личности: внешняя предметность, деятельная, техническая сторона и внутренняя предметность, которая выступает как личностная сторона. С этих позиций культура личности выступает как развитие ее внутренней предметности, постоянно переводимой деятельностью субъекта в объективированную предметность.
Культура не может быть одномерной, должна быть рассмотрена на макро-, мега-, меза- и микроуровнях. Каждый из этих уровней функционирования культуры характеризует деятельность субъекта - носи-теля культуры, имеет специфику объективации культурных ценностей, норм. Каждый слой обладает своим внутренним строением, характером взаимосвязей составляющих структурных компонентов, синхронно и диахронно развивающихся.
Институциональный (или мегауровень) культуры существует в виде социальных институтов, организаций, аккумулирующих и генерирующих информационное поле, программирующих деятельность входящих в него субъектов. Социальные институты культуры добывают, хранят, передают знания, ориентируют жизнедеятельность социума на ценности, нормы, законы и образцы деятельности, регулируют ее, обеспечивают упорядоченность, устойчивость, стабильность.
Культура макро-, мега- и микроуровней находится в противоречивом единстве. Противоречия возникают, когда деятельность того или иного института перестает соответствовать экспектациям (ожиданиям, требованиям) людей либо институт перестает выполнять функции, возложенные на него обществом из-за некомпетентного управления, недостатка материальных средств, от-тока квалифицированных кадров или в силу других обстоятельств. Объективированное бытие институциональной культуры имеет тенденцию к деперсонализации, обезличению. Это связано со стандартизованными ролями, статусами, официальными отношениями людей в учреждениях и более долгим существованием институтов по сравнению с человеческой жизнью.
Таким образом, завершая рассмотрение детерминирующего влияния поля культуры на культуру педагога, следует отметить то, что настоящий профессионал, работающий в образовании, может и должен стать личностью, непосредственно творящей свой мир культуры, вырабатывающей авторские ценностные нормы, создающей уникаль¬ные условия для презентации этих норм. Качества такого рода находятся на высшей иерархической ступени профессиональных результатов и характеризуют личностное саморазвитие участника образования, обладающего отрефлектированными формами знания о собственном «Я», «знающим знанием», которому И.Г. Фихте приписал формулу «Я + Я». Саморазвитие профессионала проявляется в наличии у него собственной позиции, ярко выраженного отношения к жизни, выделяющего его из окружения через авторские рассуждения, оригинальность чувств, силу воли.
Документы по модернизации российского образования, Программа развития системы непрерывного педагогического образования предусматривают достижение нового современного качества образования, становление общей и профессиональной культуры педагогов-психологов.
Исходя из долговременной программы непрерывной профессиональной подготовки педагога концепция «Культура педагога» направлена на:
- всестороннюю и глубокую модернизацию системы высшего педагогического образования, его направленности на подготовку высококлассного специалиста как профессионала, человека культуры, нравственности и гражданственности;
- обеспечение и реализацию принципа культуросообразности образовательного процесса;
- создание условий для социального, профессионально-личностного становления и развития будущих педагогов (студентов и аспирантов);
- придание динамизма культурологической составляющей профессиональной подготовки специалистов;
- развитие практико-ориентированных исследований динамики формирования профессиональной компетентности и культуры специалистов;
- укрепление материально-технической базы для культурологического образования студентов.
Реализация сформулированных в концепции задач осуществляется в соответствии с принципами гуманизации, фундаментализации, интеграции, вариативности и диверсификации образовательных программ, а также следующими методологическими подходами:
- культурологическим, согласно которому становление специалиста выступает как его самоопределение в общей и профессио¬нальной культуре;
- аксиологическим, согласно которому становление специалиста предполагает формирование у него профессионально-ценностных ориентаций в педагогической культуре;
- субъектно-деятельностным, согласно которому образовательный процесс приобретает субъект-субъектный характер и направлен на становление специалиста субъектом педагогической и профессиональной культуры;
- индивидуально-творческим, согласно которому студенту предоставляется свобода выбора образовательных траекторий, темпов и ритмов обучения, путей личностной самореализации и становления профессиональной культуры.
Модернизация содержания педагогического образования в контексте концепции «Культура педагога» предполагает:
- активно включаться в разработку стандартов, государственных образовательных программ многоуровневого высшего профессионального образования по профилям направления «Педагогическое образование»;
- осуществлять принципиальное обновление учебных планов и образовательных программ с учетом культурологической направленности их образования;
- организовывать разработку и систематическую коррекцию оригинальных учебных программ, создание учебников и учебных пособий нового типа, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности и культуры специалистов;
- привносить программно-методическую документацию в соответствие с интегративными тенденциями в системе высшего и среднего профессионального образования и задачами культурологического образования студентов - будущих педагогов;
- возродить на факультетах вуза традицию адресной подготовки специалистов на основе планов-заказов заинтересованных ведомств, организаций, образовательных и социально¬педагогических учреждений (включая договорной набор) с учетом задач культурологического образования студентов.
Литература
1. Артамонова Е.И. «Поле культуры» - причинный пространственно-временной фон становления культуры педагога // Педагогическое образование: вызовы XXI века: мат-лы IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти
В.А. Сластенина (17-18 сентября 2013 г., г. Белгород). - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - С. 14-18.
2. Артамонова Е.И. Аксиологические ориентиры образовательной политики в контексте Болонского процесса // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. - М.: МАНПО; Ярославль: Рэмдер, 2014. - С. 219-224.
3. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. - М.: МАНПО,
2010.
4. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. -
- № 1. - С. 4-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление проблемы воспитания музыкальной культуры школьников.
Возможное применение музыкально-рациональной психотерапии для детей с психофизиологическими отклонениями....
Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства
Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании....
Культура железного века. Городище Усть-Полуй. Культура народов Ямала.
Усть-Полуйское святилище – археологический «клондайк», уникальность которого по возрасту и значимости сопоставима с Троей – находится на северном полярном круге.Это один из самых...
Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"
Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...
Личность студента, его культура в процессе профессионального становления
Данная статья была опубликована в сборнике материалов Республиканской научно - практической конференции "Актуальные вопросы современного профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы...
Значение физической культуры и спорта для становления личности.
Значение физической культуры и спорта для здоровья, развития и общего состояния человека трудно преувеличить. С ранних лет родители, педагоги, средства массовой информации внушают ребенку полезность ф...
Статья " История и культура Отчего края в системе фактров социально - нравственного становления личности"
Изучение истории родной страны играет важную роль в формировании мировоззрения, в воспитании патриотизма, нравственного воспитания....