Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.
учебно-методический материал на тему
В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирование,творческие задания
ФОРМА ПЕДСОВЕТА:проблемно-деловая игра в режиме «Мозгового штурма».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kursy.docx | 228.74 КБ |
prezentatsiya_metodologiya.pptx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Кафедра человековедения и физической культуры
Проектная работа по теме:
« Методологическая культура педагога
как фактор его профессионального
развития »
(сценарный план педагогического совета)
Курс «Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»
Слушатель:
Заместитель директора по УВР
МОУДОД ЦДТ «Созвездие»
ЖУРБИНА Тамара Алексеевна
Руководитель:
преподаватель Чернова-Бахметова И.И.
Москва 2012
В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме всё-таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.
Программа проведения
педагогического совета
I. Методологическая культура педагога как фактор его профессионального
развития.
II. Педагог – профессионал какой он? – проблемно – деловая игра.
а) Самооценка личности - анкетирование «познай самого себя»
б) «Мозговой штурм» - составить профессиональный «портрет» современного педагога.
в) Интеллектуальная игра «КОНВЕРТ ИДЕЙ»
г) Брейнсторминг («Конверт мнений»).
д) Выполнение творческого задания.
е) Профессиональные «заповеди» педагога.
III. Выработка проекта коллективного решения педагогического совета.
ЦЕЛИ ПЕДСОВЕТА:
1.Познакомить педагогов с теоретическими основами методологической культуры педагога, как фактора его профессионального развития.
2.Выявить представления педагогов о понятии «педагог - профессионал».
3. На основе представлений, выявленных у педагогов, составить обобщенный качественный «портрет» современного педагога-профессионала и сравнить его с «портретом», который предлагает инновационная педагогика.
ЗАДАЧИ:
ВЫЯСНИТЬ МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА:
1. соответствуют ли квалификации педагога и его реальная деятельность требованиям времени?
2. осознает ли педагог необходимость введения тех или иных инноваций?
3.вводит ли педагог в свою деятельность необходимые новации или работает традиционно?
ФОРМА ПЕДСОВЕТА:
проблемно-деловая игра в режиме «Мозгового штурма».
ХОД ПЕДСОВЕТА:
1.Методологическая культура педагога, как фактор его профессиональ- ного развития.(выступление методиста ЦДТ).
2. Анкетирование – «познай самого себя»
Коллектив педагогов делится на группы. Ведущий педсовета сообщает тему педагогического совета, цели, задачи, объясняет порядок работы.
3. «Мозговой штурм» ( время работы 10 – 15 мин.) Ставится задача первого этапа педсовета: «Составить профессиональный портрет современного педагога» (что должен уметь, знать, каковы результаты его деятельности, как они проявляются, как их можно оценить и т.д.). Каждому участнику педсовета раздается ТАБЛИЦА № 1.
Варианты работы в группах:
Вариант 1. Первоначально каждому педагогу предлагается заполнить таблицу 1 самостоятельно, а затем обсудить полученные результаты в группе. Итогом работы должна стать таблица, заполненная от имени всей группы.
Вариант 2. Таблица 1 сразу заполняется всей группой. Итогом работы должна стать таблица, заполненная от имени всей группы.
Вариант 3. Коллектив разбивается на подгруппы, каждая из которых работает с каким-нибудь одним столбцом таблицы. Затем проводится коллегиальное обсуждение результатов работы подгрупп, в ходе которого заполняется общая таблица.
Итоги работы каждой группы фиксируются на листах большого формата, что необходимо для организации последующего обсуждения. Плакаты (результаты работы групп) вывешиваются на доске.
4. ЭКСПЕРТНЫЙ ЭТАП.
Цель этапа: в ходе коллективного обсуждения выявить представление педагогов о понятии «педагог-профессионал».
Ведущий педагогического совета организует работу следующим образом.
Представитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию группы. Объясняя, почему то или иное качество, свойство, знание должно быть присуще педагогу-профессионалу. Остальные участники педсовета могут задать вопросы, выступать в качестве оппонентов. В свободной таблице (табл.1) фиксируются позиции, которые одобрены большинством педагогов. Те предложения групп, которые были отвергнуты большинством, так же фиксируются для вторичного анализа.
В ходе заслушивания всех групп выявляется картина отношения педагогического коллектива к поставленной проблеме: «Мы думаем, что современный педагог-профессионал должен быть таким...».
Ведущий дает слово докладчику, который коротко сообщает педсовету требования к профессионализму педагога, сформулированные в нормативных документах по аттестации педагогов, и некоторые подходы к обсуждаемому вопросу, разработанные педагогической наукой.
Доклад сопровождается таблицами № 2, 3, 4.
Ведущий дает группам новое задание: сравнить результаты работы групп, полученные в результате «мозгового штурма», с аттестационными требованиями и предложенными научными подходами.
Цель работы: выявить, насколько «коллективный портрет» педагога-профессионала соответствует портрету «нормативному» и «научному».
Выводы, полученные на этом тапе работы, могут быть такими:
а)для успешной деятельности необходимо переосмыслить представление о се-бе как о современном профессионале;
б)следует четко знать квалификационные требования, которые предъяв-ляются к педагогу;
в)наши знания о самих себе - достаточно поверхностны, что может быть помехой в определении уровня истинной квалификации педагога.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
ЦЕЛЬ: выработать проект коллективного решения педагогического совета.
- Групповая работа в ходе которой каждая группа формулирует и записывает на больших листах проект решения педсовета.
- Обсуждение представленных проектов, результатом которого является принятие «свободного» решения педсовета.
- Создание экспертной группы, которой педсовет поручает конкретизировать и детализировать принятое решение, сформулировать цели и задачи коллектива, направленные на реализацию этого решения.
МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
I. Методологическая культура педагога как фактор его профессионального
развития.
Наступает время практико-ориентированной
методологии. Методология обретает статус
способа получения, присвоения, производства и
применения нового смысла педагогических знаний…
С. В. Кульневич
Понятие социальной перцепции
Методология педагогики – основные педагогические теории, принципы подхода к рассмотрению педагогических явлений и методы их исследования, а также пути внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методологическая культура педагога - это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения.
Специфика методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования педагогом субъективности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура педагога определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Рассматривая методологическую культуру как одну из составляющих современной компетентности педагога, выделяют следующие формы повышения ее уровня:
коллективная форма, включающая в себя объединения педагогов по работе над методической темой, над проблемами, возникающими в профессиональной деятельности, над внедрением инновационных методов и приемов работы;
индивидуальная форма, используемая для самосовершенствования в теоретических и практических вопросах профессиональной деятельности.
Современные исследователи определяют методологическую культуру педагога как особый склад мышления, основанного на знании методологических норм и умений их применять в процессе разрешения конкретных педагогических ситуаций. Эта культура рассматривается как обязательный компонент профессионального мастерства педагога.
Её суть определяется тем, что в современных условиях педагог должен:
уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс;
ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы;
определять адекватные целям и принципам педагогические задачи;
выстраивать гипотезу их решения;
применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы.
По мнению В. В. Краевского, для педагога обладать методологической культурой значит знать методологию педагогики и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций.
Основными составными частями культуры этого вида являются:
проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;
осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;
методическая рефлексия.
Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность
Действительно, для научно обоснованной творческой деятельности педагога, когда ежедневно и даже ежечасно в его работе происходят субъективно новые «открытия», важными становятся средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа, оценки и самооценки педагогических явлений и событий, ценностно-смыслового самоопределения в образовательной деятельности. Методология практической деятельности дает возможность педагогу посмотреть на свою работу взглядом наблюдателя (эксперта) и задаться вопросом: «А почему я делаю это так?», для ответа на этот вопрос необходимо знать нормы, основные положения организации педагогической деятельности.
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:
понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;
понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Овладение методологической культурой
При всем многообразии подходов, существующих в педагогической литературе по этому вопросу, можно выделить то общее, что объединяет авторов – это развитие способности грамотно размышлять над процессом и результатом своей деятельности путем постановки и решения познавательных и практических задач. Конечно же, развитие способности культурно мыслить происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний в конкретной области, а в педагогике область познания – это человек и процесс его воспитания. Можно сказать с уверенностью, что этот путь познания бесконечен, так как неповторим и уникален сам человек, и нельзя найти универсального «рецепта» его воспитания, избежав при этом ошибок, вся история человечества является тому подтверждением. Но если воспитатель осознает всю важность и ответственность своего труда, вкладывает личностный смысл в свою деятельность, находится в поиске нужного решения в бесконечном множестве вариантов – это свидетельствует, что он на правильном пути.
Начать работу в этом направлении нужно с «вхождения в проблему», с изучения основ педагогики. Какие же знания дают педагогу базовые представления о том, как он должен выстраивать собственную практическую деятельность?
Прежде всего, это знания закономерностей и принципов педагогической деятельности. Подобно явлениям физического мира и социальным процессам, педагогические процессы тоже подчинены законам. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. Поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее, знание закономерностей означает понимание того, как устроено воспитание и как действовать в разных ситуациях.
Во-вторых, это знания современных подходов и концепций воспитания. Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Концепции определяют основные ориентиры для построения и регулирования педагогического процесса, объединяют участников педагогической деятельности общими идеями.
Выводы
В современной педагогике параллельно сосуществуют и развиваются два направления: методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики как науки) и методология практической педагогической деятельности.
С одной стороны, методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.
Овладение методологической культурой происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний (современные подходы и концепции воспитания, закономерности педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач.
Таким образом, методологическая культура педагога есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, педагог раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.
В связи с этим следует выделить ряд актуальных для развития системы методической работы проблем:
1.Проблема профессиональной активности педагогов.
2.Проблема мотивации педагогов на разработку нового содержания образовании и применения эффективных образовательных технологий, соответствующих уровню гимназического образования.
3.Проблема методологической и информационной культуры педагогов, недостаточной для повышения результативности образовательного процесса и к работе в инновационном режиме.
Результат:
1.Более качественная работа педагогов, их участие в различных мероприятиях в ЦДТ, в педагогических конкурсах.
Проблемное поле:
1.Не все педагоги дополнительного образования активно принимают участие в работе МС.
2.Недостаточно обобщен опыт передовых педагогов;
3.Слабое участие педагогов в работе Интернет-сообществ, методических журналов.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Активнее привлекать педагогов к подготовке заседаний МС и педагогических советов, участию в конкурсах.
2.Администрации найти пути стимулирования педагогов дополнительного образования в подготовке и проведении открытых воспитательных мероприятия, публикации своего опыта на страницах методических журналов.
Воспитатель никогда не может быть
слепым исполнителем инструкции:
не согретая теплотой его личного убеждения,
она не будет иметь никакой силы.
К. Д. Ушинский
ПУСТЬ НА ПУТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕВИЗОМ ВАШИМ СТАНЕТ МЫСЛЬ СЕНЕКИ:
«ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ – САМАЯ ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ!»
Успехов Вам на пути восхождения к вершинам мастерства!
2. Анкетирование – «познай самого себя»
ЗНАЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ.
Первый шаг к самосовершенствованию - познать самого себя. Девиз «познай самого себя» был начертан на арке Дельфийского храма в 5 веке до нашей эры. Для древних греков он означал: познай волю богов в своей судьбе и покорись ей. Древнегреческие мыслители со времен Платона уже толковали этот девиз иначе: познай свое предназначение, открой свои возможности, предвидь свое поведение.
В этом стремлении нас «поддерживает» и В.Гете. Знаменательный его слова: «Умный человек не тот. Кто много знает, а тот, кто знает самого себя». Свой коммуникативный потенциал помогает познать самонаблюдение, самоанализ результатов своей деятельности, успехов и неудач, понимание отношения к Вам окружающих.
Ваша самооценка, может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной. В зависимости от степени объективности различают завышенную, заниженную и адекватную самооценку.
При завышенной самооценке человек обидчив, неадекватно реагирует на критику, успешность в каком-либо виде деятельности вызывает ощущение исключительности, превосходства над другими. Опасность завышенной самооценки в том. Что ее обладатель не готов к восприятию возможной неудачи как жизненного опыта, из которого можно извлечь полезный урок. Недостаточная самокритичность становится причиной конфликтов с окружающими.
Заниженная самооценка становится причиной неуверенности в себе, нерешительности. При заниженной самооценке человек ставит цели ниже своих возможностей. Критика действует угнетающе. Каждое новое дело вызывает сомнение, удастся ли его освоить. Заниженная самооценка парализует волю, препятствует проявлению активности, инициативы.
АНКЕТА ПО САМООЦЕНКЕ ЛИЧНОСТИ.
1.Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный партнером? а) ДА; б) НЕТ.
2.Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете: а) чтобы участвовать только те, кто хорошо играет; б) чтобы играли все желающие, даже если они не знают правил?
3.Вы спокойно воспринимаете неприятные для Вас новости? а) да; б) нет.
4.Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде? а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует; б) Вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5.Можете ли вы легко войти в контакт с людьми с иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями? а) Вам бывает очень трудно это сделать; б) вы не обращаете внимания на такие различия.
6.Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники; б) если даже шутка будет приятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой форме.
7.Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте»? а) да; б) нет.
8.Вы приводите в компанию друга ( подругу), и он (она) становится центром внимания. Как вы реагируете? а) вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас; б) вы лишь радуетесь за своего друга.
9.Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы? а) промолчите или просто уйдете в сторону; б) вступите в спор.
АНАЛИЗ АНКЕТЫ.
Адекватная самооценка проявляется в том, что человек самокритичен, умеет соотносить потребности с возможностями, выдвигает реальные цели деятельности, обладает чувством юмора и способен к самоиронии, что особенно важно для объективной оценки неблагоприятных ситуаций.
А теперь подсчитайте очки. Запишите по 2 очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 7а, 86, 9а.
Интерпретация результатов: От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и. простите, упрямы. Где бы Вы ни находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе, чем вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны и на излишнюю резкость, проявление неуважения к мнению собеседника. В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.
От 14 до 18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважением и тактом ( по отношению к собеседнику) отказаться от своих взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
«Мозговой штурм»
«Портрет современного педагога-профессионала»
Учитель должен знать | Учитель должен уметь | Качества личности учителя | Учитель-профессионал не имеет права | Особое мнение о современном учителе |
Портрет педагога»
на основании требований к профессиональному труду педагога, представленные в нормативных документах
Должностные обязанности учителя | Учитель должен знать |
1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета. | 1. Конституцию РФ. 2. Законы РФ. |
2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. | 3. Решения Правительства РФ и органов 4. Конвенцию о правах ребёнка. |
3. Использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения. | 5. Основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. |
4. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта. | 6. Педагогику. 7. Психологию. |
5.В специальных образовательных учреж-дениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную их коррекцию. | 8. Возрастную физиологию и школьную гигиену. |
6. Соблюдает права и свободы обучающихся. | 9. Методику преподавания предмета и воспитательной работы. |
7.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. | 10. Программы и учебники. |
8. Учавствует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. | 11. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов. |
9. Осуществляет связь с родителями. | 12. Средства обучения и их дидактические возможности. |
10. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. | 13. Основные напрвления и перспе-ктивы развития образования и педагогической науки. 14. Основы права. |
11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. | 15. Основы научной организации труда. 16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности. |
«Портpeт педагога»
находящегося на этапе вхождения в инновационную или экспериментальную деятельность.
Учитель должен знать | Учитель должен уметь разрабатывать | Учитель должен уметь правильно действовать на практике |
1.Проблемы, которые могут быть решены с помощью новой техно-логии. 2.Результаты, которые могут быть получены после применения новой технологии на практике. 3.Сущность новой технологии, теоретичес-кое обоснование получения новых результатов. 4.Методы и приёмы, которые используются педагогом в новой технологии. 5.Методы работы обучающихся. 6. Методы обучения учащихся при работе в новой технологии. 7.Этапы усвоения новой технологии педагогом и обучающимися. | 1. Модифицированный вариант учебной программы:
10. Показатели для словесной |
5.Оценивать результатив |
составленный в ходе опроса педагогов.
Учитель | Учитель | Качества |
должен знать | должен уметь | личности учителя |
1. Содержание своего | 1. Доступно излагать материал. | 1.Ум. |
предмета. | 2. Объективно оценивать | 2. Благородство. |
2. Методику преподавания. | знания учащихся. | 3. Культура. |
3. Способы самодиагно- | 3. Обучать практическим | 4. Знания. |
стики. | знаниям и навыкам. | |
4. Возрастную психоло- | 4. Критически оценивать | 5. Профессионализм. |
гию. | свое воздействие на учеников. | 6. Любовь к детям. |
5. Приемы мотивации учебной деятельности | 5. Ладить с учениками и их родителями. | 7. Дисциплинированность. |
учащихся. | 6. Грамотно и четко излагать | 8. Склонность к творчеству. |
6. Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцируемого обучения. | свои мысли и требования. 7. Приучать учеников к владению понятийным аппаратом | 9. Коммуникабельность. 10. Активность. |
7. Новые педагогические | предмета. | 11. Организаторские способности. |
концепции и технологии. | 8. Управлять своими эмоция- | |
8. Современные направления развития образования | ми. 9. Организовать самообразование учеников | 12. Интеллигентность. 13. Чувство юмора. 14. Умение слушать. 15. Способность к анализу. 16. Трудолюбие и упорство. 17. Тактичность. 18. Справедливость. |
Интеллектуальные игры
1.»Конверт идей»
В красочно оформленном конверте находятся вопросы для участников семинара. Участники объединяются в небольшие группы. Каждая группа берёт из конверта вопрос, обсуждают его и представитель группы доводит результаты до всех участников семинара.
Вопросы:
Что вы думаете о том ...
1.Как выявить и проанализировать «слабые места» в современном образовании и как практически использовать результаты такого анализа?
2.Защитить «честь мундира» и следовать требованиям морального кодекса учителя – одно и то же?
3.Существует ли особая учительская мораль? Если да, то в чём по вашему, главная особенность заповедей этой профессии?
4.Инструменты конкурентной разведки.
Ваше видение вопроса, предложения, практическое значение.
5.Какой урок (занятие) считается современным ?
6.Личность педагога: что в ней главное?
Мозговой штурм (брейнсторминг). (Конверт мнений).
Участники семинара разбиваются на две группы. 1 группа -«генераторы идей», 2 группа - «аналитики».
Члены 1 группы в течение 5-7 минут должны предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. В группе выбирается один человек, который не участвуя в «генерации» только фиксирует все возникающие идеи.
Члены 2 группы получают от 1 группы списки вариантов и не добавляя нового рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее.Выбранные предложения группируются и объявляются.
ЗАПРЕЩЕНО критиковать любые мнения и предложения.
Группа 1
Что важнее по Вашему мнению, в образовательной деятельности:
- Решение педагогических задач;
- Профессиональная результативность педагога;
- ЗУН воспитанников и возможность их использования в дальнейшей практической деятельности.
Группа 2
Можно ли сказать, что существует связь между уровнем профессинальной квалификации педагога и индивидуальными достижениями его воспитанников? Что надо учитывать в первую очередь при аттестации педагогических работников:
- Результативность его деятельности;
- Эффективность этой деятельности;
- Профессиональную компетентность педагога?
Группа 3
Выразите своё отношение к педагогическим технологиям. Какая (какие) из них, на ваш взгляд, должны применяться в образовании?
Что даёт применение педагогических технологий ученику и учителю?
Какие препятствия вы видите на пути практического применения педагогических технологий?
Группа 4
Во имя чего и как сегодня учить и воспитывать? Какие ценности должны быть положены в основу деятельности учителя?
Группа 5
«Сметая каноны, прогнозы, параграфы, или…как мы решаем проблемы обновления содержания образования.
Группа 6
Что значит быть современным учителем (или…какой учитель нужен сегодня школе)?
Творческое задание
Некоторая усталость диктует необходимость немного расслабиться, отдохнуть. Как известно отдых – это смена деятельности.
Командам предлагается выполнить творческое задание:
- Подберите песню (сочините), текст которой отражает суть обсуждаемой проблемы;
- Нарисуйте эмблему;
- Составьте эпиграмму;
- Подберите слова…эпиграф и т.д.
- Подготовка задания 5 минут. Затем каждая команда демонстрирует свои итоги (2 мин).
Профессиональные заповеди учителя
Представьте себе, что Вам надо написать профессиональные «заповеди» учителя, которые бы стали путеводной нитью его деятельности. Мы предлагаем Вам некоторые формулировки. Оцените их с точки зрения правильности мысли и слога (формы и содержания). Вы ставите свой ответ (да, нет) в каждой строчке.
Это прави-льно и дос-таточно хоро-шо выражено | Это прави- льно, но форму-лиров-ка не слиш-ком хороша | Трудно сказать что-либо определённое и по поводу данной заповеди и по поводу того, как она выраже-на | Это скорее не правильно хотя выраже-но более или менее хорошо | Это и по форме и по содержанию невер-но | |
1.Мы гордимся своей профессией – профессия нас возвышает. 2.Всякое дело – в интересах учащихся и ничего - во вред. 3.Будь бдителен и «не складывай оружия». 4.Правильность педагогического диагноза – залог правильности действия. 5.Наказание пусть не превышает вины, одобрение – успеха. 6.Рассердитесь…но на себя! 7.Ошибся – извинись, но ошибайся и извиняйся реже. 8.Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди и впереди них. 9.Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель. 10.Говоря «не могу», не умалчивай «не хочу». 11.Винить легче, чем разделять вину. 12.Не приписывай успех себе, а вину- учащимся. 13.Не торопись с решением, но и не медли. 14.Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность. 15.Плох тот учитель, от разговора с которым ученику не становится легче. 16.Внешний вид учителя – это зеркало его воспитания и отношения к окружающим его людям. |
III. Выработка проекта коллективного решения педагогического совета.
Используемая литература:
1.Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие.- М.;АПКиПРО,2005.
2.Кириченко Е.Б. …Практическая педагогика: материалы к занятиям. Автор-составитель: Кириченко Е. Б. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.
3. Пономарёва Е.А. Проблемный педсовет:от идеи до реализации-М.;АПКиППРО,2005.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наступает время практико-ориентированной методологии. Методология обретает статус способа получения, присвоения, производства и применения нового смысла педагогических знаний… С. В. Кульневич В любых делах, при максимуме сложностей, Подход к проблеме всё-таки один: Желанье – это множество возможностей, А нежеланье – множество причин.
МОДЕЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА Социальная перцепция Методологическая культура педагога Диалектическое мышление Методологические знания Педагогическая рефлексия
Понятие социальной перцепции
Методология педагогики – основные педагогические теории, принципы подхода к рассмотрению педагогических явлений и методы их исследования, а также пути внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования. Методологическая культура педагога – это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения .
Формы повышения методологической культуры педаго га Коллективная форма, включающая в себя объединения педагогов по работе над методической темой, над проблемами, возникающими в профессиональной деятельности, над внедрением инновационных методов и приемов рабо ты Индивидуальная форма, используемая для самосовершенст - вования теоретичес - ких и практических вопросов профессио - нальной деятельности.
Современные исследователи определяют методологическую культуру педагога как особый склад мышления, основанного на знании методологических норм и умений их применять в процессе разрешения конкретных педагогических ситуаций. Эта культура рассматривается как обязательный компонент профессионального мастерства педагога . Её суть определяется тем, что в современных условиях педагог должен: уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс; ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы; определять адекватные целям и принципам педагогические задачи; выстраивать гипотезу их решения; применять необходимые для решения задачи и проверки гипотезы методы.
Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса Основные составные части методологической культуры педагога: Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач Методическая рефлексия
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают : понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их « целостнообразующие » свойства; потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики; стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса; доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания ; понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Овладение методологической культурой При всем многообразии подходов, существующих в педагогической литературе по этому вопросу , можно выделить то общее, что объединяет авторов – это развитие способности грамотно размышлять над процессом и результатом своей деятельности путем постановки и решения познавательных и практических задач. Конечно же, развитие способности культурно мыслить происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний в конкретной области, а в педагогике область познания – это человек и процесс его воспитания. Можно сказать с уверенностью, что этот путь познания бесконечен, так как неповторим и уникален сам человек, и нельзя найти универсального «рецепта» его воспитания, избежав при этом ошибок, вся история человечества является тому подтверждением.
Выводы: Таким образом , методологическая культура педагога есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, педагог раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей. Овладение методологической культурой происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний (современные подходы и концепции воспитания, закономерности педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач
Полезно почитать! 1.Зарецкая И.И. Профессиональная культура педаго - га:Учебное пособие.- М.;АПКиПРО,2005. 2.Кириченко Е.Б. …Практическая педагогика: матери - алы к занятиям. Автор-составитель: Кириченко Е. Б. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 3.Пономарёва Е.А. Проблемный педсовет: от идеи до реализации-М.; АПКиППРО,2005.
Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. К. Д. Ушинский ПУСТЬ НА ПУТИ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕВИЗОМ ВАШИМ СТАНЕТ МЫСЛЬ СЕНЕКИ: «ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ – САМАЯ ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ!» Успехов Вам на пути восхождения к вершинам мастерства !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства
Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании....
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
Методическая работа в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности педагогической д...
Сценарный план педагогического совета "Учебное занятие в дополнительном образовании с точки зрения личностно-ориентированного обучения",презентация к работе
В работе дан полный материал для проведения педсовета. Цель: познакомить педагогов дополнительного образования с теоретическими основами личностно-ориентированного образования, созданием организ...
Материалы педагогического совета "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"
Выступление на педагогическом совете на тему "Личность педагога - основной фактор успешности педагогической деяткльности"...
Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции»
Сборник. Региональная научно-практическая конференция педагогических работников образовательных организаций СПО Воронежской области «Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной комп...
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Из опыта работы администрации по созданию корпоративной культуры в коллективе...
Педсовет «Профессиональная культура педагога как фактор эффективности педагогической деятельности»,
laquo;Профессиональная культура педагога как фактор эффективности педагогической деятельности»...