Понятие методологической культуры педагога
материал по физике по теме
Районное методическое объединение. Выступление. В презентации рассматривается понятие методологической культуры педагога и ее сотавляющие части, а также методологический подход к формированию физических понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.pptx | 979.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие методологической культуры педагога Подготовила у читель физики МБОУ СОШ №11 г.Павлово Беспалова М.В.
К ультура движется вперед не путем перемещения в пространстве, а путем накопления ценностей. Д.С. Лихачёв Методология педагогической науки - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической деятельности.
Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее. 1. Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса. 2. Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач. 3. Методическая рефлексия.
М етодологический подход к формированию физических понятий: 1) учитывает личностные особенности учащихся; 2) развивает логическое и творческое мышление учащихся; 3) активизирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся; 4) вырабатывает у учащихся умения и навыки выполнения таких операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификация, абстрагирование и обобщение; 5) учитывает возрастные особенности учащихся.
Шаг 1 . (первоначальное ознакомление с физическим явлением) Вступительная беседа Учитель: Одинаково ли погружается тело в воду во время купания в море и в озере? Ученик: Нет, тело сильнее погружается в озере. Учитель: Как вы думаете, почему? Ученик: Потому что в море вода соленая. Учитель: Да, действительно в соленой воде плавать легче. Как вы думаете, почему? Ученик: Наверное, какие-то характеристики этих жидкостей различны. Учитель: Все вещества характеризуются плотностью. Ф ронтальный лабораторный опыт: учащимся раздаются по два цилиндра одинакового объема, но разной массы. Взвесив цилиндры, учащиеся приходят к выводу, что эти два цилиндра изготовлены из разных веществ, следовательно, имеют различную плотность. демонстрация: демонстрируются два кубика равной массы, но разного объема. Если взять кубики из железа и пробки массой по 1 кг, то объем железного куба равен 0,00013 м3, а пробкового – 0,0042 м3. Следовательно, можно сделать вывод, что плотности этих веществ разные.
Шаг 2.(определение физического понятия) П лотность – это физическая величина, численно равная отношению массы тела к его объему. Физический смысл : плотность вещества показывает массу одного м ^ 3 данного вещества. Шаг 3. (построение матем.конструкции физ.пон -я) Формула для расчета и единица измерения плотности. - единица измерения плотности Шаг 4.( уточнение, углубление содержания ф.п .) Учащимся предлагается раскрыть устройство и принцип действия приборов предназначенных для измерения плотности веществ ( плотнометр , ареометр).
Шаг 5.(предметные связи) 1) Внутрипредметные связи: - масса, объем тела; - тепловые явления в 8-ом классе, -раздел “Механика” в 7-ом, 9-ом классах, - раздел “Молекулярная физика и термодинамика” в 10-ом классе; - понятие плотность тока, плотность заряда.(электродинамика, 10кл.) 2) Межпредметные связи. -естествознание; -природоведение; -химия; -география. Шаг 6. (практическое применение ф.п .) Решение задачи на тему «Плотность» Домашний физический эксперимент: каждому ученику предлагается определить среднюю плотность человеческого тела
Шаг 7. (границы применимости ф.п .) Понятие “Плотность” используется для макромира и мегамира . Шаг 8 . (методологический анализ содержания понятия.) Содержание понятия “Плотность” Шаг 9.(систематизация) Учащиеся работают с таблицами плотностей в учебнике Перышкина А. В. “Физика -7”, стр. 50-51 и им предлагается ответить на следующие вопросы: 1) Что такое плотность? 2) В каких единицах измеряется плотность? 3)Какова плотность меди? 4)Что это означает? Назовите вещество с наименьшей плотностью. Чему она равна? Что это означает? Общенаучное Конкретно-научное Показывает количество чего–либо в единице чего–либо. Величина, определяемая для однородного вещества массой единицы его объема.
Систематизирующая таблица по теме “Плотность” Схема систематизации знаний учащихся по теме "Плотность". Физическая величина Обозначение Единица измерения Формула Масса r М ^ 3
Шаг 10. (обобщение в концепции эволюции физ.картины мира) Лабораторная работа по теме “Определение плотности вещества, из которого изготовлено твердое тело” (стр.164,165 в учебнике Перышкина А.В. “Физика - 7”). Решение задачи на данную тему Шаг 11.(рефлексия) Рефлексия осуществляется по вопросам, приведенным ранее.
Таким образом, методологический подход к формированию физических понятий способствует: 1) развитию личностных качеств учащихся; 2) формированию научного мышления учащихся; 3) формированию современного научного мировоззрения учащихся; 4) формированию глубоких и прочных знания учащихся; 5) совершенствованию педагогического мастерства учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологическая культура учителя. Презентация.
Данный материал, раскрывающий понятие "методологическая культура учителя", можно использовать в рамках программы внутрифирменного обучения педагогического коллектива. ...
Методологическая культура педагога как фактор становления педагогического мастерства
Педагогические технологии. Метапредметный подход в образовании....
Презентация к докладу по теме "Творчество - методологическая позиция педагога"
Презентация к докладу по теме " Творчество - методологическая позиция педагога " учителя Логиновой О.Р. на РМО...
Доклад по теме "Творчество - методологическая основа педагога"
Доклад по теме "Творчество - методологическая позиция педагога" учителя Логиновой О.Р. на РМО...
Сценарный план педагогического совета "Методологическая культура педагога,как фактор его профессионального развития", презентация к работе.
В работе представлен полный материал проведения педагогического совета. При проведении педсовета использованы разнообразные современные методы и приёмы: деловая игра, мозговой штурм, анкетирован...
Методологическая грамотность педагога при использовании тестовой технологии
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя сформировать определённые навык...
Методологическая культура педагога.
Повышение качества образования и воспитания как показатель методологической культуры педагога....