Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математике.
статья по теме
Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на новый уровень, делать обобщения, развивает творческий потенциал.
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_lichnostnom_samoopredelenii_obuchayushchihsya_matematike.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математике.
Не существует сколько-нибудь достоверных |
В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.
По Закону РФ “Об образовании” система образования должна
обеспечивать “…самоопределение личности, создание условий для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Новый государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
У многих обучающихся сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии
Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету и личностному росту обучающихся?
Эффективным средством для обеспечения личностного роста школьников является включение их в проектную деятельность.
Проектная деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
1.Организация проектной деятельности
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Работа над проектом позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно:
формулирование проблем и постановка задач;
целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия;
представление результатов своей деятельности;
презентация в различных формах;
поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания;
практическое применение знаний в различных ситуациях;
проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы и т.д.)
Я использую метод проектов в своей педагогической деятельности более дести лет.
Моей основной целью при организации проектной работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;
развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;
воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Руководителю проекта необходимо осуществлять следующие направления совместной работы с детьми:
Осознание и оценивание учащимися тех навыков, качеств исследовательской деятельности, которыми они обладают, и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого определяется характер деятельности учащихся.
Построение маршрута реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, распределение обязанностей участников проекта.
Направление, поддержка при поисковой деятельности.
Совместный анализ и рефлексия действий.
Выстраивание взаимодействия с другими людьми и организациями для решения поставленных задач.
Оценить степень реализации поставленных целей и задач можно, прослеживая развитие учащихся в течение длительного отрезка времени (несколько лет). Поэтому я стараюсь вовлекать ребят в проектную работу, начиная с 5 класса, и продолжать ее на протяжении всего времени их обучения.
В ходе работы над проектами у ребят формируются необходимые для учебы и личностного развития компетенции.
Учебно-познавательная компетенция:
навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной работы;
навыки целеполагания, планирования, анализа;
владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем.
Ценностно-смысловая компетенция:
умение осознанно самостоятельно выбрать форму работы;
умение определить собственную роль в проекте: лидер, генератор идей, критик, исполнитель и т.д.;
формирование, выражение собственных ценностных, жизненных позиций при выполнении проекта;
рефлексивная деятельность по оценке пройденных этапов, по итогам работы над проектом
Информационная компетенция:
работа с различными источниками информации, обработка информации;
поиск определенной информации по проекту с помощью специфических для профиля проекта способов и методов ее получения (наблюдение, эксперимент);
навыки оформления исследовательской работы (выполнение требований к печатной работе, оформлению библиографического списка и т.д.);
приобретение и развитие навыков работы в различных программах (Word, Power Point, Publisher, Еxel, Flash Macromedia и т.д.).
Коммуникативная компетенция:
овладение способами взаимодействия с людьми;
навыки работы в группе;
владение различными социальными ролями в коллективе;
формирование умения вести диалог, дискуссию;
приобретение навыков ораторского искусства (представление и защита проектов на конференции).
Социально-трудовая компетенция:
владение знаниями и опытом в области общественной деятельности,
социально-трудовой сферы;
формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению.
Компетенция личностного самосовершенствования:
освоение способов духовного, интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции;
овладение способами самопознания, развития личностных качеств, необходимых современному человеку.
В основе методов проекта лежит развитие познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Критерием выбора тематики проектов служит как практическая значимость исследования, так и интерес обучающегося. В результате работы над проектами рождались различные продукты, которые далее использовались при ведении уроков математики, истории, географии, литературы организации внеклассных мероприятий и так далее.
Исследовательская работа учащихся организуется как в учебное, так и внеурочное время.
Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся это проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты. Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением учебной деятельности это реферативная работа (9-11 кл.), проектная работа по интересам (5-11 кл.), учебно-исследовательские работы (10-11 кл.), научные работы (10-11 кл.).
Более подробно хочу остановиться на организации внеурочной учебно-исследовательской деятельности учащихся, можно выделить следующие этапы:
I этап. Диагностика, Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.
На этом этапе предлагаю ученикам ту или иную ситуацию, содержащую в скрытом виде проблему, которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Далее попробовать найти способы решения этой проблемы. Ученикам, нашедшим наиболее интересные решения, предлагаю «попробовать» себя в научно-исследовательской деятельности.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач.
На этом этапе работы, предлагаю ученикам темы, а учащиеся
руководствуются своими желаниями и интересами, выбирают. После выбора темы ставиться цель, которую необходимо достигнуть, определяются задачи
исследования.
III этап. Выполнение работы.
Можно провести диагностику детей, предрасположенных к исследовательской работе, определить тему, цели, задачи, но не довести проект до конца. Поэтому самым сложным считаю это III этап. Его можно разделить на три части.
Подготовительный (поиск литературы по определенной теме, выбор литературы, определение круга справочных пособий).
Исполнительный (чтение книг, ведение записей прочитанного).
Заключительный (обработка имеющихся материалов, написание работы, составление списка литературы).
На каждом из этапов возможно и необходимо применение ИКТ.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере стимулирует к инновациям, творчеству, способствует самореализации личности. Ученик находиться в постоянном поиске дополнительных возможностей для развития деятельности, инициирует участие в форумах, конференциях, конкурсах …
В ходе работы над проектом ученикам приходится знакомиться с научной, исследовательской литературой, как в реальной, так и виртуальной библиотеке, обрабатывать информацию, используя новые технологии и ИКТ, помогают в реализации их творческого потенциала.
Обращение к глобальным ресурсам сети Интернет, использование информационных программ и технологий дает больше возможностей в организации исследований на основе поиска, сопоставлении разнообразного материала, создании собственных проектов.
Использование ИКТ в исследовательской деятельности способствует включению школьников в процесс получения и применения знаний, повышению мотивации, умению делать выбор и оценивать последствия данного выбора и полученные результаты собственной деятельности. В результате данной деятельности прогнозируется повышение коммуникативной культуры, диалоговый характер освоения мира, формирование чувства ответственности, реализация потребности в самоактуализации.
При работе над проектами учащиеся посещали элективный курс «Метод проектов», организованный в лицее, где приобретали необходимые знания о методе проектов.
2.Из опыта работы
Научно-исследовательской работе с учащимися в нашем лицее уделяется большое внимание. Научно-практические конференции в лицее проводятся уже в течение 12 лет. Наши учащиеся были неоднократно победителями и призерами городских, республиканских, всероссийских научно-практических конференций, и в том числе - по математике. В зависимости от возраста учащихся предлагала им следующие темы: «История возникновения обыкновенных и десятичных дробей», «Истории календаря», «Волшебный квадрат», «Приемы быстрого счета», «Превращение квадрата» и другие ( 5-6 кл.); "Геометрия в Древнем Египте», «Теорема Пифагора», «Математические софизмы» и другие (7-9 кл.); «Производная помогает доказывать неравенства», «Тригонометрические неравенства», «Уравнения орнаментов и паркетов», «Геометрия помогает доказывать теоремы о средних величинах», «Геометрические способы сравнения средних», «Применение неравенства Коши - Буняковского при решении уравнений и системы уравнений» (10-11 кл.). Первым этапом презентации результатов работы над проектами является выступление на открытой научно-практической конференции «Первые достижения в науке», ежегодно проводимой в лицее
Наиболее удачные из данных работ «Превращение квадрата» (диплом лауреата Городской научно-практической конференции и диплом III степени Республиканской НПК). «Геометрические способы сравнения средних» (диплом I степени Республиканской научно-практической конференции). «Геометрия помогает доказывать теоремы о средних величинах», «Уравнения орнаментов и паркетов» (дипломы участников Городской и Республиканской научно-практических конференций), «Аликвотные дроби» ( сертификат участника Городской научно-практический конференции),«Мой край - Мордовия моя!» (сборник математических задач для учащихся 5-6 кл.) (диплом III степени Республиканской НПК, дипломом Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и Дипломом Лауреата конкурса «Учебный проект»).Работа имеет практическую направленность. В ней представлены интересные и познавательные задачи о Саранске, о Мордовии. Данная работа интересна еще и тем, что ее можно дорабатывать, создавая новые задачи по мере «взросления ученицы».
В 20110/11 учебном году впервые, в рамках Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» проводился конкурс «Учебный проект». Краснятова Полина награждена Дипломом Лауреата конкурса «Учебный проект» за работу «Мой край - Мордовия моя!» (сборник математических задач для учащихся 5-6 кл.)(2010/11уч.г.), а 2011/2012 уч.г. она так же стала Лауреата конкурса «Учебный проект» за работу «В мире процентов»(2011/12уч.г.). В проекте представлен интересный и познавательный материал из истории возникновения процентов. Кроме того, проект содержит практические задачи по теме "Проценты", которые можно использовать на интегрированных уроках по литературе и истории, а также при подготовке ГИА и ЕГЭ по математике.
Заключение
Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят. Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на новый уровень, делать обобщения, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий. Это ведёт к развитию коммуникативных навыков учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников
Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность. ...
Выступление на педсовете "Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математики"
Выступление на педсовете "Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математики"...
Проектная деятельность, как форма вовлечения обучающихся ГКОУ СКОШИ № 2 в общественною жизнь школы
Материалы выступления на круглом столе "Школа - это только уроки?", прошедшем на базе ГКОУ СКОШИ № 2 г. Москвы 18 февраля 2929 г....
Проектно-исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики в 5 классе.
Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием - одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики с учётом ФГОС. Проект учащегося - это дидактическое с...
Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках математики
Статья по использованию активных методов обучения на уроках....