Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников
методическая разработка на тему
Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Корягина Светлана Владимировна
учитель химии МБОУ «СОШ № 10»
город Инта, Республика Коми
Проектная деятельность как механизм самоопределения школьников
Аннотация: Проектная деятельность – метод обучения, соответствующий требованиям ФГОС, обеспечивающий получение учащимися социально-профессионального опыта, новых знаний и умений через активную деятельность.
Ключевые слова: ФГОС, проект, технология проекта, социально-профессиональное самоопределение.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. И. Медведевым от 04.02.2010г. №-271 говорится, что «В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения» 3 .
Самым эффективным в решении поставленной задачи является метод практической или проектной деятельности, где учащиеся получают социально-профессиональный опыт.
Социально-профессиональный опыт – это апробированные детьми в собственной практике знания и навыки выполнения операций, использованных в деятельности; ценностные установки как нормы и способы взаимодействия с профессионально-социальной средой; эмоции, которые могут способствовать осуществлению подобной деятельности в будущем 2. с 28.
Условия, включающие детей в практическую и проектирующую деятельности, требуют особой организации взаимодействия педагогов с детьми. Должно быть создано такое пространство, которое характеризуется многообразием условий для осознанного социально-профессионального самоопределения школьников. Исходя из данных суждений, вытекает организационно-педагогическое условие создания «свободного пространства», в котором происходит самоопределение воспитанников. Это меняет вхождение детей в кооперацию с «формального» на «содержательное», основанное на значимости для ребенка совместной деятельности и взаимодействия с товарищами по достижению социально значимых целей. При этом члены группы становятся участниками процесса становления, изменения и развития личности членов группы. Это способствует развитию механизмов самоорганизации школьников в группе, обеспечивает ее развитие как коллектива, в котором «на основе социально значимых целей, ценностей и идеалов рождается механизм выработки субъективных способов существования, способов и механизмов самоорганизации в обеспечении соответствующего самоопределения членов группы и поддержанию самоопределения» 4. с.17
Ориентация деятельности на становление школьников как субъектов собственного развития и социально-профессионального самоопределения, определяет важность создания условий для становления механизмов самоуправления. Оптимальным результатом является полная самостоятельность детей в управлении своей практической и проектирующей деятельностью. Это возможно, если осуществить переход от их включения в реализацию «чужого» педагогического проекта в инициирование, разработку и реализацию собственного. Из этого вытекает необходимое организационно-педагогическое условие – расширение управленческих функций учащихся в школьном самоуправлении.
Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обязательным определением роли каждого учащегося, которую он должен прожить, а не сыграть в ходе проекта.
Под проектом подразумевается специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой проблемы; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания 1.с.21 .
Технология подготовки проекта
(по материалам А.С. Прутченкова)[1]
- Формулировка актуальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Сформулировать проблему, в решении которой может принять участие ваша инициативная группа | Четкая формулировка проблемы |
2. | Определить причины существования данной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
- Определение цели и задач проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определить «аудиторию» проекта, т.е. социальную группу, являющуюся носителем данной проблемы, на которую будет направлен проект | Список лиц и организаций – носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта |
2. | Сформулировать основную цель проекта | Четкая формулировка цели проекта |
3. | В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
3. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ – план работы |
2. | Установить время и сроки проведения как подготавливаемых, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
3. | Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана |
4. | Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения |
По каждому пункту плана необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, человеческие ресурсы). План требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения необходимых ресурсов и т.д.
Примерная схема плана работы
№ | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Что нужно? |
- Определение обязанностей и их распределение внутри команды
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей |
2. | Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей |
3. | Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Составить список необходимых ресурсов | Список необходимых ресурсов |
2. | Определить объем необходимых ресурсов | Перечень ресурсов с указанием объема |
3. | Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
5. Определение необходимых ресурсов и источников их получения
6. Разработка системы оценки проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определить основные критерии, подлежащие оценке | Перечень основных оцениваемых критериев |
2. | Описать показатели оценки каждого критерия | Перечень показателей |
3. | Описать способы оценки каждого показателя | Перечень способов оценки |
Таким образом, работу над проектом можно разбить на пять основных этапов:
1. Поисковый | |
- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации; - Анализ реальной ситуации; - Определение и анализ проблемы | - Анализ имеющейся информации; - Определение потребности в информации; - Сбор и изучение информации |
2. Аналитический | |
- Постановка цели проекта, определение задач проекта; - Определение способа разрешения проблемы; - Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; - Анализ ресурсов, планирование продукта | - Анализ имеющейся информации; - Определение потребности в информации; - Сбор и изучение информации |
3. Практический | |
- Выполнение плана работ - Контроль за реализацией проекта | |
4. Презентационный | |
- Предварительная оценка продукта - Подготовка презентационных материалов, разработка презентации - Презентация продукта | |
5. Контрольный | |
- Анализ результатов выполнения проекта - Анализ продукта - Анализ продвижения проекта |
Классификация проектов.
Проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Например:
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, т.п.
5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, члены проектной команды берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся, работающих над проектом, реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому речь идет о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Индивидуальные проекты в последнее время теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым видам проектной деятельности. Это объясняется в первую очередь тем, что групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию), которые наиболее востребованы на рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности.
Тема проекта - самый важный момент в организации проектной деятельности школьников. Если тема придумана учителем совместно с детьми, она становится мощным мотивирующим фактором для успешной работы над проектом. При формулировании темы может быть использован описанный метод «мозгового штурма». Придумать тему также можно с помощью следующих приемов:
1. «Привязка изучаемого материала к практике». Например, изучая семейное право в рамках правового профиля, ученики могут выполнить проект под названием «Брак и брачный возраст: отношение и готовность учащихся девятых классов школы к созданию семьи». Разработав под руководством учителя несложную анкету и опросив учащихся одной параллели, члены проектной группы могут получить самую неожиданную информацию по этому вопросу.
2. «Два в одном». Известно, что наибольшее количество открытий делается на «стыке» наук. По аналогии можно при определении темы сочетать различные вещи, например, право и компьютер, получив тему «Проблемы правового регулирования защиты информации», а объединив биологию и право - тему «Ожирение и права человека» и т. д.
3. «Ответ на вопрос». Если проанализировать ситуации, которые ежедневно складываются вокруг нас, то мы столкнемся с различными вопросами, на которые хотелось бы получить достоверный ответ. «Как поступить в ВУЗ?», «Как выявить свои способности?», «Как найти работу?» - ответы на эти вопросы могли бы быть представлены в виде проектных работ.
4. «Деревянная проблема». Слово «проблема» чаще всего используют для обозначения ситуации несоответствия' между желаемым и существующим. Противоречие чьих-либо интересов также таит в себе проблему. С другой стороны, существует и стандартный прием анализа проблем под названием «Дерево решений»: выделяется проблема, предлагаются варианты ее решения, анализируются «плюсы» и «минусы» каждого варианта и выбирается один из них (либо тот, у которого больше «плюсов», либо тот, у которого меньше «минусов»). Все это дает нам возможность формулировать темы проектных работ: «Права ребенка и права родителя», «Работающие подростки: как совместить учебу и работу» и т. д.
5. «Предметно-объектный принцип». Объект - это то, что мы изучаем, а предмет - аспект, повод для изучения объекта. Реализация этого принципа при формулировке темы не составит проблему даже начинающему учителю.
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности: атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, видеофильм, видеоклип, выставка, газета, действующая фирма, журнал, законопроект; игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, набор закладок, оформление кабинета, пакет рекомендаций, праздник, публикация, путеводитель, система школьного самоуправления, сказка, справочник, статья, сценарий, экскурсия.
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Реализация метода проектов является наиболее органичной деятельностью по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста, школьника т.к. расширяется поле самореализации детей: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит достаточно активная смена интересов и предпочтений, которая способствует самоопределению ребенка в социально-профессиональной сфере.
Библиографический список
- Гузеев B.B. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - 1995. - № 6.
- Каменева Н.Г., Корягина С.В. Детская общественная организация как фактор социально-профессионального самоопределения школьников: методические рекомендации// Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров. – Сыктывкар, 2009. – 94с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02.2010 г. №-271. - http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4
- Управление проектами в социальной сфере: Методика разработки, выполнения и оценивания проектов. - Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математике.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знания...
«Влияние проектной деятельности на формирование у школьников учебно-исследовательской культуры в процессе обучения истории»
Самая значимая проблема, поднятая мной в изучении этого вопроса – это необходимость развития личности, которая обладает ценностным сознанием, духовной, н...
опыт работы по теме "Проектная деятельность как способ социализации школьников в условиях образовательного пространства школы"
используется в системе работы классного руководителя...
Выступление на педсовете "Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математики"
Выступление на педсовете "Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математики"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматривается метод проектов как средство саморазвития школьников на уроках математики....
Использование проектной деятельности в обучении глухих школьников при написании деловых бумаг
Презентация "Использование проектной деятельности в обучении глухих школьников при написании деловых бумаг"...
"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "
Разработал: Александрова Дарья Юрьевна преподаватель физической культурыГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка Наиболее благоприятные условия для формирования учебно...