Проектная деятельность как способ самореализации обучающихся
проект по русскому языку на тему

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ самореализации обучающихся

        Проект – самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

    Цели использования   проектирования:

  • способствовать самореализации обучающихся и использованию полученных знаний на практике;
  • развивать исследовательские умения обучающихся;
  • развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли  сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Типы проектов:

  1. Исследовательский

Цель - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проектный продукт в данном случае - результат исследования, оформленный установленным образом.

  1. Творческий

Цель - привлечение интереса к конкретной проблеме. Проектный продукт - сама творческая работа: рисунок, объемные модели, аппликации. Представление проекта также может быть в творческой форме: инсценирование, танец, монтаж и др.

  1. Информационный

Цель - сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление с информацией, её анализ, обобщение и представление фактов для широкой аудитории. Представление - статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому либо вопросу.

4) Практико-ориентированный.

Цель – решение практических задач заказчика проекта. Учебные  пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации.

5) Ролево-игровой.

Цель – представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Представление – мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.).

Тема информационного проекта: «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)»

Актуальность проекта. XXI век – век компьютерных технологий, бешеных скоростей, всевозможных гаджетов. Меняется все: образ жизни, манера поведения, мода, исчезают  традиции, забываются, к великому сожалению, некоторые нравственные принципы. Не обходят стороной изменения и нашу речь. Ни для кого не секрет, виртуальный мир (социальные сети, блоги, чаты, смс-сообщения) для определенной части современного общества заменяет мир реальный. Виртуальное общение направлено на быстрый обмен информацией, что и приводит к трансформации языка, к усечению многих слов и выражений. Нередко подобные формы переходят и в устную речь. В связи с этим изучение влияния смс-сленга на наше «живое» общение становится весьма актуальным. К тому же, подрастающее поколение гораздо больше использует функцию смс-сообщений, нежели старшее поколение.  

Этапы работы над проектом.

                1.Подготовительный (погружение в проект)

На данном этапе учителем предлагается тема проекта, совместно с учащимися обсуждаются цели и задачи работы над данным проектом.

Цель нашей работы - определить, что такое смс-сленг, каковы его особенности, как смс-сленг влияет на речь детей и взрослых. Для достижения целей был определен круг задач:

  • проанализировать научную литературу, посвященную вопросам сленга;
  • провести опрос среди учащихся и учителей гимназии с целью определить, какое место слова смс-сленга занимают в их речи;
  • обобщить полученные данные, сделать вывод о том, каким образом влияет смс-сленг на речь детей и взрослых;
  • найти возможные способы решения данной проблемы.

2.Планирование деятельности

На данном этапе ведется последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных, определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации.

Учащимися и учителем оговаривается круг научной литературы, сайтов сети Интернет, где раскрываются теоретические вопросы, связанные с понятием «сленг»: определение термина «сленг», проблема выделения или невыделения категории «сленг», виды сленга, определение понятия «смс-сленг», основные особенности смс-сленга.

Кроме того, учащимися и учителем разрабатываются вопросы для опроса учащихся и учителей с целью выявления частотности употребления слов смс-сленга как в виртуальном, так и живом общении,

Также в ходе совместного обсуждения принимается решение о том, что результаты проекта будут представлены в виде презентации.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы.

На данном этапе организуется  самостоятельная работа учащихся по задачам проекта, проводятся  промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях.

Учащиеся изучают научную литературу и ресурсы сети Интернет по вопросам смс-сленга, проводят опрос по составленным вопросам среди учащихся и учителей.

 4. Оформление результатов.

На данном этапе организуется структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся оформляют проект, изготавливают продукт.

Информационный проект «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)» был представлен в виде брошюры и презентации.

5.Презентация проекта.

Учащиеся представляли проект «Я тя лю (о влиянии смс-сленга на нашу речь)» на ежегодной школьной конференции «Дни науки», выступая с подготовленной презентацией, которая познакомила участников конференции с проблемой влияния смс-сленга на нашу речь и с результатами опроса. Также учащиеся провели акцию в гимназии, презентация транслировалась по школьному телевидению. Кроме того, учащиеся  с данным проектом приняли участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Новый горизонт» и стали победителями (III место).                                                          

          6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности  включает  в себя коллективное обсуждение результатов проекта,  самоанализ проектной деятельности:

-достижение поставленных целей;

- полнота освещения вопросов, связанных с теоретической частью проекта (определение понятий «сленг» и «смс-сленг», разновидности сленга);

-полнота отображения данных, полученных в ходе опроса учащихся и учителей;

- наличие решения проблемы влияния смс-сленга на речь учащихся;

- защита проекта (выступление, ответы на вопросы).

Таким образом, работа над данным проектом позволила не только обратить внимание учащихся на проблему влияния смс-сленга на нашу речь, но и «примерить» на себя, проанализировать свою речь, задуматься над возможными путями преодоления «загрязнения» устной и письменной речи словами сленга.

Список литературы и ресурсов сети Интернет:

  1. http://pedagogie.ru/osobenosti-uchebnogo-proekta.html
  2. http://leb-shkola.ucoz.ru/uchitelya/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf
  3. Проект как механизм изменения практики воспитания в школе. Пестрецова Ольга Сергеевна http://festival.1september.ru/articles/531886/
  4. Социальное проектирование в практике школы. http://www.proshkolu.ru/org/113-238/folder/12634/
  5. http://www.kirov.spb.ru
  6. http://school-36.org/
  7. http://eshki.ucoz.ru/publ/chto_takoe_proektnaja_rabota/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...

Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Данная публикация содержит опыт работы по организации  проектной деятельности в школе-интернате для детей слепых и слабовидящих обучающихся, в том числе с задержкой психического развития....

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ

Статья будет актуальна учителям, использующим в своей работе метод проекта....

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках физической культуры

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ. Данная статья будет полезна педагогам и учителям при подготовке выступления  на семинарах и к...

«Проектная деятельность как условие самореализации личности с ОВЗ»

laquo;Проектная деятельность как условие   самореализации личности с ОВЗ»...