Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках математики
статья по алгебре

Статья по использованию активных методов обучения на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_publikatsiya.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

      

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках математики

Метод проектов – это комплексная деятельность, участники которой автоматически без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ученику обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Метод проектов затрагивает почти все стороны педагогической деятельности, позволяет в полной мере раскрыться талантам и способностям учеников. Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. Развитие исследовательских умений.

Принципы организации проектной деятельности.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку), вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Работа по проекту является исследовательской.

Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Требования к оформлению

Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

  • оформляется тем или иным способом (альбом, сборник, путеводитель, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
  • публично защищается (презентуется);
  • должен быть реализован на практике или использован в дальнейшей работе школы;
  • получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);
  • представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  • оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);
  • рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
  • содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

Деятельность учителя и учеников  

на разных этапах работы над проектом

Название этапа

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся можно изобразить в виде схемы:

Art_1_6_001

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, подготавливая себя к возникновению чрезвычайных ситуаций, школьники разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируют у себя особенный, присущий только одной личности в конкретной ситуации поведенческий акт. Каждый разработанный проект предстоящих действий является результатом творческой деятельности каждого учащегося.

Процесс формирования у учащихся умения проектировать предстоящую деятельность осуществлялся через следующие этапы: ориентировочный, подготовительный, вербальный, творческий, результативный.

В ходе работы можно использовать следующие приемы, включаемые в учебно-воспитательный процесс по математике как в урочное, так и во внеурочное время.

У учащихся основной школы результативность работы повышается при сочетании урочных и внеурочных занятий с использованием на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого школьника личностно ориентированных образовательных ситуаций.

Перед учащимися ставится задача: «Разработать и представить комплект пособий по данной проблеме». На уроке обсуждается  тема, и затем дети разбиваются на группы по интересам, выбирают  для себя направление деятельности. Во время работы над поиском информации учащихся консультируются с преподавателем, обращаются в библиотеки, а также выходят в интернет. Они  ставят цель - создать конкретный продукт, и результат будет наглядным.  

Таким образом, использование методов активного обучения на уроках математики позволят учителю повысить познавательную активность школьников, реализуя дифференцированный подход, предусмотренный Федеральными государственными образовательными стандартами, создавая ситуацию успеха для каждого ученика, и, формируя положительную мотивацию к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектной деятельности на уроке биологии в 7 классе по теме: «Отряд хищные млекопитающие».

Использование при проведении уроков результатов проектной деятельности формирует у школьников навыки сотрудничества. На уроке «Отряд хищные млекопитающие» выявляются общие признаки отряда, а также осо...

Использование технологии проектного обучения как способ развития информационной культуры школьников в учебной деятельности

Современное информационное общество предъявляет особые требования к системе образования:формирование в обществе высокого уровня информационной культуры (область культуры, связанная с функциониро...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации учащихся на уроках английского языка

В статье раскрываются вопросы использования проектной деятельности в обучении в современной школе, которая становится все более актуальной. Так при помощи проекта можно реализовать все воспитательные ...

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ

Статья будет актуальна учителям, использующим в своей работе метод проекта....

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках физической культуры

Использование технологии проектной деятельности, как способ самореализации обучающихся на уроках ОБЖ. Данная статья будет полезна педагогам и учителям при подготовке выступления  на семинарах и к...