Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
материал по теме
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает процесс перехода нашего общества от монологических форм жизни к плюралистическим, но вместе с тем порождает ряд сложных теоретических и практических проблем. Дифференциация и специализация школьных учреждений, многообразие образовательных программ, в том числе авторских, соответствуют появлению новых видов профессиональной деятельности, усложнению социальной структуры нашего общества и выделению в ней социальных групп со своими собственными интересами, нередко оказывающих непосредственное влияние (финансовое, идеологическое, политическое и проч.) на обучение и воспитание детей и подростков, наконец, стремлению многих учителей реализовать в своей работе индивидуальный подход, выражающий понимание ценности личности как ребенка, так и самого учителя, получившего большую свободу и самостоятельность в реализации своих педагогических идей и приемов. Именно в это время развивается и совершенствуется структура специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуального в частности. Поэтому основной целью нашей школы в данный момент является процесс усовершенствования системы образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kuznecovoy.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор школы - Заслуженный учитель РФ
Е.В. Кузнецова
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает процесс перехода нашего общества от монологических форм жизни к плюралистическим, но вместе с тем порождает ряд сложных теоретических и практических проблем. Дифференциация и специализация школьных учреждений, многообразие образовательных программ, в том числе авторских, соответствуют появлению новых видов профессиональной деятельности, усложнению социальной структуры нашего общества и выделению в ней социальных групп со своими собственными интересами, нередко оказывающих непосредственное влияние (финансовое, идеологическое, политическое и проч.) на обучение и воспитание детей и подростков, наконец, стремлению многих учителей реализовать в своей работе индивидуальный подход, выражающий понимание ценности личности как ребенка, так и самого учителя, получившего большую свободу и самостоятельность в реализации своих педагогических идей и приемов. Именно в это время развивается и совершенствуется структура специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, интеллектуального в частности. Поэтому основной целью нашей школы в данный момент является процесс усовершенствования системы образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
В России воспитание и обучение детей с лёгкими формами олигофрении базируются на общих принципах педагогики и осуществляются в специальных коррекционных школах VIII вида, интернатах и спец. дошкольных учреждениях.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности особого ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете создает предпосылки социальной адаптации школьников данной категории. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Коррекционный процесс можно представить в виде следующей схемы, предложенной В.С. Леднёвым и используемый в нашей педагогической практике.
Содержание образования в нашей школе ориентировано:
на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
на полноценную, всестороннюю подготовку к поступлению в средние специальные учебные заведения;
на формирование человека и гражданина, который мог бы успешно адаптироваться в современном обществе, применив полученные в школе знания;
на умение воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые эстетические и культурные ценности;
на воспитание творческой активности и формирование таких качеств личности как трудолюбие, воля, целеустремленность, необходимые в разных сферах деятельности человека.
Основной формой организации учебного процесса в школе является урок. Наряду с уроками в нашем образовательном учреждении проводятся лекционные занятия, диспуты, игры-соревнования, семинары, защиты рефератов; формируются навыки работы со всеми видами традиционных и современных источников информации, от архивных до телекоммуникационных; предъявляется бол ее высокий уровень требований к уровню знаний по всем предметам; организуется приобщение ученика к внеурочной работе через участие в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, школьных праздниках, концертах. Ведущей тенденцией развития системы образования для детей с нарушениями интеллекта в нашей школе давно и прочно стало «включение в общий поток» (mainstreaming) или интеграция (проведение школьных и внешкольных мероприятий совместно с массовыми школами, например участие в конкурсах «Измайловские звезды», «День Земли в Измайлово»). Переход к интегративным формам обучения, кардинальная реконструкция системы специального образования стали следствием демократизации западноевропейского общества, к которому мы относимся; развитие тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого без исключения обучающегося.
Использование в практике школы информационных технологий, а также специальных технических информационных средств (ЭВМ, аудио-, видео- кино). Имеет место множество преимуществ урока с использованием ИКТ по сравнению с обычным уроком, например, рост объема выполненных на уроке заданий; повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, включения игрового момента, объективность и своевременность результатов теста. Также в школе активно используется такое современное мультимедийное средство как интерактивная лоска, которых в школе две, и которые позволяют учителю полностью управлять любой компьютерной демонстрацией выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязываясь к своему компьютеру.
Подводя итоги вышесказанному хочется отметить, что наши особые дети живут в постоянно меняющемся и совершенствующемся мире, мире информации, поэтому мы считаем главным на данном этапе развития специального образования использование информационно-коммуникационных технологий. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Социальная среда
Социальная среда
Коррекция
Обучение
Развитие
Воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.
В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы. Также предлагается кал...
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных презентаций в учебном...
Использование ИКТ – технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
выступление на интернет конференции...
Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...