Использование ИКТ – технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья на тему

Рассохина Лариса Юрьевна

выступление на интернет конференции 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ – технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится, что  «Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: … необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения».

Педагог, реализующий основную образовательную программу,  адаптированную

образовательную программу, специальные индивидуальные образовательные программы начального образования, должен: 1) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; 2) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как информационная компетентность;3) знать принципы организации информационно-образовательной среды;4) состав и особенности учебно-методических комплексов и  дидактических материалов, в том числе на электронных носителях.

Функции ИКТ - технологий на уроке в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

  1. Обучающая функция.

ИКТ – технологии широко используются на многих уроках в начальной школе. С их помощью дети получают необходимые знания и умения, информационные компетенции. Дети с помощью учителя учатся осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете.  Создают  свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы). Приобретают опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения). При работе с информацией учатся применять средства информационных и коммуникационных технологий.

2.Развивающая функция.

Используя на уроке ИКТ - технологии, мы развиваем у детей мышление, память, внимание, наблюдательность и речь. Дети учатся использовать информацию для построения умозаключений. Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы). Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях.

3.Воспитывающая функция.

С помощью ИКТ – технологий мы воспитываем детей, показывая образцы искусства, правильного поведения, формируем у них устойчивые отношения и правильное поведение.

В проекте «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» говорится: «В структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение.

4.Стимулирующая функция.

ИКТ - технологии формируют положительную мотивацию к учебе, повышается активность детей на уроке. Детям нравится все яркое, необычное. Они с удовольствием смотрят мульти медийные презентации, играют в компьютерные игры, обучающие мультфильмы.

5.Корректирующая функция.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - коррекция и развитие. Используя ИКТ - технологии, учителя начальной школы исправляют, корригируют недостатки в обучении, проводят коррекцию психопроцессов и учебной деятельности. Учителя сами составляют тесты для детей, развивающие программы.

ИКТ-технологии соответствуют основным принципам обучения в специальной (коррекционной) школы VIII вида.

1. Принцип наглядности.

2.Сознательность и активность учащихся в обучении.

3.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

4.Связь обучения с жизнью.

5.Научность и доступность обучения.

6.Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

Формирование ИКТ - компетентности обучающихся.

  • Обращение с устройствами ИКТ.
  • Фиксация и прослушивание звуков.
  • Фиксация и просмотр изображений.
  • Создание письменных сообщений.
  • Создание графических объектов.
  • Создание музыкальных и звуковых сообщений.
  • Коммуникация и социальное взаимодействие.

Современному человеку недостаточны только предметные знания. Ему в современном мире необходимы метапредметные  знания и умения. Использование на уроке ИКТ-технологий с успехом решает эту задачу.

Литература.

  1. Проект «Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  2. Презентация «ФГОС: ИКТ компетенции» Жуланова В. П., КРИПКиПРО, 05.2012

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой (книга для учителя).- Москва «Школа-Пресс»-.1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Развитие индивидуальных способностей и компетенций учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, и поэтому, упор на игру (иг...

Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В статье представлен практический опыт работы по гражданскому воспитанию в коррекционной школе VIII вида....

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных  презентаций в учебном...

Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, пр...