Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
статья по психологии по теме
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alekseeva_a.p.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В работе педагога-психолога школы VIII вида важную роль занимает просве-щение участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей. Это направление предполагает решение следующих задач:
- установление контакта с участниками образовательного процесса, презен-тация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью;
- формирование потребности в психологических знаниях, желание использо-вать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личнос-ти;
- популяризация психологических знаний среди учащихся, родителей и педа-гогов;
- повышение мотивации обращения к психологу школы за консультацией по поводу решения проблем личностного развития, самопознания, обучения и воспитания детей и подростков[1,2,3].
Психологическое просвещение в специальной (коррекционной) школе VIII вида может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:
- участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выс-
тупления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы
на учебный год);
- выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей;
- выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях при директоре школы, проведение мастер-классов (по запросу);
- беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей;
- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
- консультирование педагогов, учащихся и их родителей (плановое и по индивидуальным запросам).
Самым важным при проведении всех вышеназванных мероприятий является практическая направленность психологических знаний на решение вопросов обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью[1].
Остановимся на некоторых формах психологического просвещения подробнее:
- тематика бесед с учащимися вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Беседы можно проводить как с конкретными школьниками, так и с группой (классом). Главное требование к любой беседе - соблюдение этико-педагогического такта[3];
- в педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы выступлений, напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций[3];
- главным условием эффективного функционирования ПМПк является спо-собность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса (например, о переводе учащегося на обучение по индивидуальным программам в классе или о переводе учащегося на индивидуальное обучение на дому). Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий воспитателей и преподавателей). Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков[1].
В работе педагога-психолога полезно использовать наглядные методы просвещения участников образовательного процесса: тематические буклеты, плакаты и памятки. Буклеты и плакаты традиционно используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов[3].
В заключение отметим, что психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования или возраста оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. Трудности в работе педагога-психолога связаны с тем, что не всегда доступна методическая литература по проблемам детей с интеллектуальной недостаточностью. Также встречается отсутствие заинтересованности и участия родителей (законных представителей) в судьбе своих детей (в основном это неблагополучные семьи). Не всегда родители выполняют данные им рекомендации.
Литература
- Практическая психология образования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Дубро-виной. - 4-е изд.- СПб.: Питер, 2004.
- Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга/ Под. Ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.
- Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической
работы практического психолога: основы теории и методика [Электронный ресурс];
режим доступа: http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Необычные формы и методы активизции познания на уроках географии и биологии в коррекционной школе VIII вида (из опыта работы)
Применение необычных форм и методов на уроках и во внеклассной работе помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, ...
Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)
Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...
Использование метода проектов при изучении технологии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игры.
С Содержание: 1.Предисловие 2. Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка. 3.Игра как средство стимулирования развития у дет...
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в спец. (коррекционной) школе VIII вида
Учебная литература для учителя и обучающихся спец. (коррекционной) школы VIII вида...
Здоровьесберегающие технологии и методики в учебном процессе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Здоровьесберегающие технологиии методикив учебном процессев специальной (коррекционной)школе VIII вида...
«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)
В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...