Статья на тему: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».
статья по информатике и икт на тему
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по – своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса наши учителя видят в использовании информационных технологий.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать компьютерные технологии и проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С.А. Телегина, учитель-дефектолог
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Казанская школа №142 для детей с
ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Использование компьютерных технологий в учебной деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида».
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и другие вопросы задаёт, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по – своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребёнка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации?
Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса наши учителя видят в использовании информационных технологий.
Чтобы осознанно и обоснованно выбирать компьютерные технологии и проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики и реальные возможности.
Что такое современные технологии на уроке?
Понятие «технология» (от греч.Tehne – искусство, мастерство, умение, logos–учение) является одним из наиболее распространённых в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе.
В настоящее время трудно жить без компьютера, он стремительно завоёвывает позиции не только в школьном обучении, но и в повседневной жизни. Использование компьютерных технологий в обучении школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием ещё не носит систематического характера, но актуальность этой проблемы возрастает с каждым днём.
Содержание компьютерного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида не может быть механически перенесено из массовой школы, так как специальное (коррекционное) обучение помимо общепедагогических задач имеет специфические коррекционные задачи, которые необходимо учитывать при использовании компьютера. И, наконец, методы компьютерного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида должны соответствовать особенностям познавательной деятельности, состояния психического и соматического здоровья аномальных детей.
Вопрос применения компьютерных технологий в обучающих и коррекционных целях до сих пор не получил широкой научной и методической разработки, обеспечивающей педагогов специальных (коррекционных) учреждений эффективными методиками реализации информационных технологий. Безусловно, грамотно разработанные программно – методические комплексы, учитывающие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровьяф, при правильном их применении помогли бы на качественно ином уровне решать многие проблемы специального образования.
Вместе с тем, постоянно растёт и совершенствуется производство программной продукции, не ориентированной прицельно на коррекционное обучение. Но, как показывает практика, многие из этих программ при наличии творческой и методически грамотной адаптации можно использовать в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.
Компьютерные технологии – современный и эффективный способ обучения и развития, который соответствует развитию восприятия и ощущения, познавательной деятельности ребёнка, побуждает его к активному пополнению знаний об окружающем мире.
Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребёнка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры, даёт ему веру в свои силы.
Использование обучающихся игровых программ позволяет формировать у умственно отсталого ребёнка навыки коммуникации и самостоятельной деятельности, что является необходимым условием для дальнейшей адаптации.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
- Развитие психических функций учащегося: мышления (в том числе и алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.
- Знакомство с информационными процессами в современном обществе.
- Формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач.
- Формирование коммуникативных способностей.
- Развитие творческих способностей.
- Индивидуальное обучение.
- Использование компьютера как средства познания.
В условиях коррекционной школы педагогам под силу использование на уроках информационно – компьютерных технологий.
Один из перспективных способов создания современных учебных материалов – это мультимедийная презентация. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединённую в единую оболочку учебного процесса.
Комбинирование разнообразных средств представления информации призвано обеспечить создание максимально интересной, доступной формы современного учебного пособия. Работа ребёнка с таким пособием позволяет не только решать проблему сообщения учебной информации, но и знакомит школьника с актуальной формой её представления т.к. сейчас презентации используются для создания поздравительных сообщений, меню в кафе, рекламы, каталогов товаров, услуг. Для создания большинства мультимедийных учебных пособий используется программа PowerPoint. Такая презентация характеризует возможности использования самого разнообразного по объёму и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации.
Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому они широко применяются при проведении учебных занятий в школах.
В практике обучения детей с интеллектуальным недоразвитием в течение ряда лет ведутся эксперименты по созданию мультимедийных учебных материалов, адаптированных к задачам обучения в коррекционном учреждении и особенностям проведения таких занятий со школьниками в коррекционном учреждении.
Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения так как чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPointили MovieMaker.
В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в основном направлении. Это мультимедийные энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям и т.д.
Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование не предназначено в коррекционных школах VIII вида. Если их использовать, то не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно.
Поэтому наиболее приемлемым способом использования компьютера является применение программы MicrosoftPowerPoint.
Электронная презентация – логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления, используемая на уроке учителем и требующая его комментариев и дополнений.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуальна, т.к. именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса, конкретного курса, учебной темы. Актуальна и разработка методических принципов для них.
Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объём материала, используемые методические приёмы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIIIвида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру: все задания должны носить игровой, занимательный характер, не должны превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме того, все задания должны удовлетворять возрастным индивидуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.
Проведение уроков – презентаций включается в ряд традиционных занятий, где предусмотрен непосредственный контакт детей с учителем и использование традиционных учебных материалов. Постоянное использование ТСО вызывает у детей переутомление и снижение эффективности работы детей.
С учётом санитарно – гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием, лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа – презентации – около 15 минут.
Использовать презентацию можно на любом этапе урока:
На этапе мотивации;
- этапе актуализации знаний, умений и навыков;
- этапе изложения новых знаний;
- этапе закрепления, обобщения и систематизации;
- и этапе контроля знаний.
Привлечением на различных этапах урока мультимедийных и презентационных материалов особо привлекает внимание детей.
На этапе формирования внимания непосредственно (подсознательно) формируется процесс воспроизведения забывания, запоминания, сохранения: это «рождается» память.
-ассоциативная (сходство и контроль опыта)
- двигательная и эмоциональная
- кратковременная
- мгновенная
- механическая
- образная
- непроизвольная
- оперативная
- произвольная
- долговременная, логическая.
С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонением в умственном развитии достигают следующих результатов:
- Дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
- Глубже постигаются понятия числа и множества;
- Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике движении;
- Тренируется внимание и память;
- Дети раньше овладевают чтением и письмом;
- Активно пополняется словарный запас;
- Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
- Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- Развиваются воображение и творческие способности;
- Развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.
Итак, введение ИКТ в процесс специального (коррекционного) обучения способствует реализации главных дидактических принципов обучения детей с недостатками интеллектуального развития.
Список использованной литературы
- Выготский Л.С., Проблемы дефектологии. – М., 1973 г.
- Гальперин П.Я., Развитие исследований по формированию умственных действий// Введение в психологию. – Ростов-на-Дону, 1999 год.
- Кузнецова А.А., Самовольнова А.Е. Программа для общеобразовательных учреждений. Информатика. М.: просвещение, 2008 г.
- Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7-9 классов. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2014 г.
- Шипицына Л.М. Олигофренопедагогика. Учебник для студентов ВУЗов. Академия ИТ, 2011. – С. 214.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...
Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.
*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....
Доклад на тему: «Использование картографического материала на уроках географии в коррекционной школе VIII вида».
Карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, показывающее размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характериз...
Использование мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
В данной работе говорится о важности использования мультимедийных технологий на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида, о правильном применении мультимедийных презентаций в учебном...
Использование ИКТ – технологий в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
выступление на интернет конференции...
Юрченко Е.Ф. "Использования наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида".
В статье раскрывается методика применения наглядности на уроках истории в специальной (корекционно) школе VIII вида....
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы в работе с обучающимися по теме "Глагол"...