Проект "Цель современной школы формировать гармоническую"
статья по теме
Материал для проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cel_sovremennoy_shkoly_formirovat_garmonicheskuyu.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Творение человека - высшее напряжение
всех ваших душевных сил.
Это жизненная мудрость, и мастерство,
и искусство. Дети не только и не
столько источник счастья. Дети – это счастье,
созданное вашим трудом.
Сухомлинский В.А.
Цель современной школы сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность. Каждый школьный возраст имеет свои особенности. Младший возраст-это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. В юношеском возрасте повышается стремление к прекрасному, формируются идеалы, вкусы. Ребята стремятся попробовать себя во всем. Главная задача учителя и воспитателя-формировать способность и потребность вносить прекрасное в жизнь.
Человек не получает с рождения одного из главных средств жизни-нравственности. Добыть ее из самого себя, вне общества, невозможно. В человеке есть потребность в добре. В себе самом чувствует человек тягу к людям, нужду в безопасности – Мы.
Коллектив педагогов, детей и родителей МОУ СОШ №5 г. Солнечногорска ориентирован в своем настоящем и будущем на организацию духовно-нравственного воспитания. Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.
ЦЕННОСТНОЕ И АНТИЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К МИРУ, К ЛЮДЯМ, К САМОМУ СЕБЕ.
Объекты отношения (ценности) | В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели роста) | В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса) |
Отношение к миру | ||
Семья | Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию | Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни |
Отечество | Гражданственность, патриотизм | Обывательство и социальное иждивенчество |
Земля | Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам | Потребительское отношение к природе и к её богатствам |
Мир | Миротворчество и неприятие насилия | Милитаризм |
Труд | Трудолюбие, стремление к творчеству | Лень |
Культура | Интеллигентность | Бескультурье, хамство и вандализм |
Знания | Любознательность | Невежество |
Отношение к другим людям | ||
Человек как таковой (такой же, как Я сам) | Гуманность | Жестокость |
Человек как Другой как Альтер - Эго (не Я) | Альтруизм | Эгоизм |
Человек как Иной (не такой, как Я) | Толерантность | Ксенофобия, национализм, расизм |
Отношение к самому себе | ||
Я - телесное | Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни | Пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью |
Я-душевное | Самоприятие и душевное здоровье | Недоверие к своей самости, комплекс неполноценности |
Я-духовное | Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека | Несвобода личности, превращение её в социальную пешку |
В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.
Принципы духовно-нравственного воспитания.:
1.Духовно-нравственное воспитание ставит перед учителем и воспитателем задачи передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России как средстве формирования базовой культуры личности.
2.Изучение отечественного историко-педагогического наследия показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить школьников через знакомые для них образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и касивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение детей видеть и равняться на прекрасное пробуждает в них нравственные качества-доброты, сочуствия, заботы о красивом мире.
3.Использование исторического опыта защиты Отечества.
4.Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника.
5.Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.
Задачи:
1.Формирование и систематизация нравственных представлений и ориентиров школьников.
2.Обобщение учащимися в процессе освоения программы знаний о человеке и человеческих ценностях, правилах культуры человека.
3.Сохранение духовного наследия старшего поколения.
4.Формирование, закрепление и развитие интереса к историческим событиям родной страны, края.
5.Развитие творческих способностей.
6.Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.
7. Воспитание гражданского сознания.
8.Формирование патриотических чувств и сознания учеников на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.
Приоритетные направления:
1.Организация внешкольной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. НА наш взгляд, в патриотизме дело не только в гордости, но в ином гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа-великодушии как способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой…Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит. В великодушии нет бессилия, патриотизм великодушия ничего не делит, он вспричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается темным. Патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое.
2.Дифференцированный подход в обучении и воспитании.
3.Развитие творческих способностей личности.
4.Развитие эстетических способностей.
Достижение высоких результатов в обучении и воспитании, развитие интересов и способностей ребенка зависит от непрерывности и преемственности всех направлений образовательного процесса. Без духовно-нравственного воспитания не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям понимания своего долга и уважения к закону. В основу берутся направления:
-воспитание преданности Родине
-формирование уважения к труду
-воспитание гуманного отношения к окружающим людям
-воспитание гражданского сознания
Основные направления работы:
1.Приобщение к культурным, трудовым, боевым традициям народа.
2.Проектно-исследовательская деятельность.
3.Мероприятия в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья.
Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего – это сфера духовной жизни общества. Большая часть национального, культурного наследия страны , выраженного в материальной культуре российского народа исторические знания , материальные памятники истории и искусства принадлежат христианской культуре и несет ее отпечаток.
4.Создание информационного пространства школы. Написание учащимися совместно с учителями презентаций,сайтов,прграмм по своей исследовательской деятельности в рамках компьютерной поддержки уроков, создание энциклопедии проектов «Моей школе 70».,фотоальбомов ко дню космонавтики «Наша вселенная»,поддержка работы школьного сайта.
Правовой базой для составления программы являются
-Конвенция ООН о правах ребенка.
-Конституция Российской Федерации.
-Постановление Правительства РФ « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
-Закон РФ « Об образовании» о «Преподавании религиозно-познавательных, религиозно-философских дисциплин».
Целевая аудитория – учащиеся 1-11 классов.
Проводимые мероприятия:
-Проведение лекций и классных часов.
-Организация экскурсий.
-Организация и проведение часов общения, библиотечных часов с участием ветеранов армии и флота ВОВ.
-Посещение тематических выставок в школьной библиотеке.
-Тематические литературные гостиные.
-Организация мероприятий, посвященных битве под Москвой, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
-Участие в акции «Ветеран живет рядом».
-Участие в различных творческих конкурсах и выставках.
-Написание исследовательских проектов, сочинений, эссе.
-Работа в классах по программе «Православная культура», «Духовное Краеведение Подмосковья».
В ходе данной работы есть определенные результаты:
-В рамках школьной программы проводятся уроки в младших и старших классах по «Православной культуре» и «Духовному Краеведению Подмосковья», с проведением выставок, экскурсий в храмы, экскурсий в древние русские города, являющиеся историческими и культурными центрами: Владимир, Суздаль, Ярослав, Углич, Псков.
-Участие с учениками 8х классов в Солнечногорских Рождественских образовательных чтениях.
-Участие в конкурсной программе «Доброе Древо» «Солнечногорская семья», в которой ученик 4 «б» класса Шаврин Денис занял призовое место в областном туре в номинации «Память поколений» за книгу «История моего рода».
-Участие в исследовательском проекте «Духовность через прекрасное», в котором наши ученики заняли первые призовые места на районном туре конкурса.
-Участие в первом региональном конкурсе образовательных проектов, посвященном вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования «Московская область-территория мира и согласия».
-Участие в Московском областном конкурсе творческих работ учащихся «Права человека-глазами ребенка», где наши учащиеся занимают призовые места на районных и областных турах.
-Ежегодное участие в Открытой интеллектуально-познавательной игре городского поселения Солнечногорск Брейн-ринг, посвященной Вов, где в прошлом году команда наших учащихся вышла победительницей.
-Сотрудничество с Методическим кабинетом «В помощь учителю духовной культуры»
-Ежегодное участие в проекте «Святые защитники Руси», в котором наши ученики не раз занимали призовые места.о
Ожидаемые результаты:
-Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.
-Формирование стойкой патриотической позиции.
-Формирование целостной ,научно обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.
-Воспитание потребности в духовном обогащении.
В ходе выполнения программы по духовно-нравственному воспитанию у ребят развивается умение работать в коллективе, навыки мероприятий, раскрываются творческие
способности.Однако ожидаемым конечным результатом должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.
Список испольуемой литературы:
1.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории/С.Ф.Платонов.-10 изд.,пересмотр и испр..- СПб: «Кристалл»,1988.-838 с.
2.История русской культуры.-М.:Эксмо,2006.-832с.
3.Писарева Д. И. Влияние искусства на воспитание//Избр.пед.высказывания.М.,1938.-70с.
4.Шелгунов Н. И.Письма о воспитании//Избр. Пед. Соч.М.1954.159с.5
5.Закон об образовании- М., « Издательство ЭЛИТ»,2005.-160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
статья "Современной школе - современный учитель"
" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...
Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012
В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Формирующее оценивание в современной школе.Из опыта работы.
Современная школа использует разнообразные формы и методы контроля результатов обучения учащихся. Они выполняют следующие функции:Контролирующую;Д...
Технология формирующего оценивания в современной школе ФГОС третьего поколения
Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированны...