Проект "Цель современной школы формировать гармоническую"
статья по теме

Материал для проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cel_sovremennoy_shkoly_formirovat_garmonicheskuyu.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

Творение человека - высшее напряжение

 всех ваших душевных сил.  

 Это  жизненная мудрость, и мастерство,

 и искусство. Дети не только и не

столько источник счастья. Дети – это счастье,

 созданное вашим трудом.

  Сухомлинский В.А.

Цель современной школы сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность. Каждый школьный возраст имеет свои особенности. Младший возраст-это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла. В юношеском возрасте повышается стремление к прекрасному, формируются идеалы, вкусы. Ребята стремятся попробовать себя во всем. Главная задача учителя и воспитателя-формировать способность и потребность вносить прекрасное в жизнь.

Человек не получает с рождения одного из главных средств жизни-нравственности. Добыть ее из самого себя, вне общества, невозможно. В человеке есть потребность в добре. В себе самом чувствует человек тягу к людям, нужду в безопасности – Мы.

 Коллектив педагогов, детей и родителей МОУ СОШ №5 г. Солнечногорска ориентирован в своем настоящем и будущем на организацию духовно-нравственного воспитания. Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.

ЦЕННОСТНОЕ И АНТИЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К МИРУ, К ЛЮДЯМ, К САМОМУ СЕБЕ.

Объекты отношения  (ценности)

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

                                                                               Отношение к миру

Семья

Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

Гражданственность, патриотизм

Обывательство и социальное иждивенчество

Земля

Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам

Потребительское отношение к природе и к её богатствам

Мир

Миротворчество и неприятие насилия

Милитаризм

Труд

Трудолюбие, стремление к творчеству

Лень

Культура

Интеллигентность

Бескультурье, хамство и вандализм

Знания

Любознательность

Невежество

                                                                      Отношение к другим людям

Человек как таковой (такой же, как Я  сам)

Гуманность

Жестокость

Человек как Другой как Альтер - Эго (не Я)

Альтруизм

Эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

Толерантность

Ксенофобия, национализм, расизм

                               

                                                                    Отношение к самому себе

Я - телесное

Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

Пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Я-душевное

Самоприятие и душевное здоровье

Недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Я-духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

Несвобода личности, превращение её в социальную пешку

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию школьников. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

   

Принципы духовно-нравственного воспитания.:

1.Духовно-нравственное воспитание ставит перед учителем и воспитателем задачи передачи школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России как средстве формирования базовой культуры  личности.

2.Изучение отечественного историко-педагогического  наследия показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить школьников через знакомые для них образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и касивому. Прекрасное побуждает доброе. Умение детей видеть и равняться на прекрасное пробуждает в них нравственные качества-доброты, сочуствия, заботы о красивом мире.

3.Использование исторического опыта защиты Отечества.

4.Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям школьника.

5.Единство, согласованность и преемственность воспитательных воздействий.

Задачи:

1.Формирование и систематизация нравственных представлений и ориентиров школьников.

2.Обобщение учащимися в процессе  освоения программы знаний о человеке и человеческих ценностях, правилах культуры человека.

3.Сохранение духовного наследия старшего поколения.

4.Формирование, закрепление и развитие интереса к историческим событиям родной страны, края.

5.Развитие творческих способностей.

6.Формирование у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.

7. Воспитание гражданского сознания.

8.Формирование патриотических чувств и сознания учеников на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.

В системе гражданского и нравственного воспитания производится целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию. Это обеспечивает развитие личности школьника посредством самовыражения, самоопределения.

Приоритетные направления:

1.Организация внешкольной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. НА наш взгляд, в патриотизме дело не только в гордости, но в ином гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа-великодушии как способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой…Великодушие – это свобода и власть распоряжаться собой и своими намерениями, потому что ничто другое нам не принадлежит. В великодушии нет бессилия, патриотизм великодушия ничего не делит, он вспричастен, радуется, гордится светлым  и страдает, мучается темным. Патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое.

2.Дифференцированный подход в обучении и воспитании.

3.Развитие творческих способностей личности.

4.Развитие эстетических способностей.

Достижение высоких результатов в обучении и воспитании, развитие интересов и способностей ребенка зависит от непрерывности и преемственности всех направлений образовательного процесса. Без духовно-нравственного воспитания не возродить сильного государства и не создать гражданского общества, не привить людям  понимания своего долга и уважения к закону. В  основу берутся направления:

-воспитание преданности Родине

-формирование уважения к труду

-воспитание гуманного отношения к окружающим людям

-воспитание гражданского сознания

Основные направления работы:

1.Приобщение к культурным, трудовым, боевым традициям народа.

2.Проектно-исследовательская деятельность.

3.Мероприятия в рамках предмета Духовное Краеведение Подмосковья.

Изучение общества, человека, культуры в содержании общего образования в настоящее время осуществляется в комплексе социально-гуманитарных дисциплин. Христианская культура России обнимает собой большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Прежде всего – это сфера духовной жизни общества. Большая часть национального, культурного наследия страны , выраженного в материальной культуре российского народа исторические знания , материальные памятники истории и искусства принадлежат христианской культуре и несет ее отпечаток.

4.Создание информационного пространства школы. Написание учащимися совместно с учителями презентаций,сайтов,прграмм по своей исследовательской деятельности в рамках компьютерной поддержки уроков, создание энциклопедии проектов «Моей школе 70».,фотоальбомов ко дню космонавтики «Наша вселенная»,поддержка работы школьного сайта.

Правовой базой для составления программы являются

-Конвенция ООН о правах  ребенка.

-Конституция Российской Федерации.

-Постановление Правительства РФ « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

-Закон РФ « Об образовании» о «Преподавании религиозно-познавательных, религиозно-философских дисциплин».

Целевая аудитория – учащиеся 1-11 классов.

Проводимые мероприятия:

-Проведение лекций и классных часов.

-Организация экскурсий.

-Организация и проведение часов общения, библиотечных часов с участием ветеранов армии и флота ВОВ.

-Посещение тематических выставок в школьной библиотеке.

-Тематические литературные гостиные.

-Организация мероприятий, посвященных битве под Москвой, Дню защитника Отечества, Дню Победы.

-Участие в акции «Ветеран живет рядом».

-Участие в различных творческих конкурсах и выставках.

-Написание исследовательских проектов, сочинений, эссе.

-Работа в классах по программе «Православная культура», «Духовное Краеведение Подмосковья».

В ходе данной  работы есть определенные результаты:

-В рамках школьной программы проводятся уроки в младших и старших классах по «Православной  культуре» и «Духовному Краеведению Подмосковья», с проведением выставок, экскурсий в храмы,  экскурсий в древние русские города, являющиеся историческими и культурными центрами: Владимир, Суздаль, Ярослав, Углич, Псков.

-Участие с учениками 8х классов  в Солнечногорских Рождественских образовательных чтениях.

-Участие в конкурсной программе «Доброе Древо» «Солнечногорская семья», в которой ученик 4 «б» класса Шаврин Денис занял призовое место в областном туре в номинации «Память поколений» за книгу «История моего рода».

-Участие в исследовательском проекте «Духовность через прекрасное», в котором наши ученики заняли первые призовые места на районном туре конкурса.

-Участие в первом региональном конкурсе образовательных проектов, посвященном вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования «Московская область-территория мира и согласия».

-Участие в Московском областном  конкурсе творческих работ учащихся «Права человека-глазами ребенка», где наши учащиеся занимают призовые места на районных и областных турах.

-Ежегодное участие в Открытой интеллектуально-познавательной игре городского поселения Солнечногорск Брейн-ринг, посвященной Вов, где в  прошлом году команда наших учащихся вышла победительницей.

-Сотрудничество с Методическим кабинетом «В помощь учителю духовной культуры»

-Ежегодное участие в проекте «Святые защитники Руси», в котором наши ученики не раз  занимали призовые места.о

Ожидаемые результаты:

-Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

-Формирование стойкой патриотической позиции.

-Формирование целостной ,научно обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

-Воспитание потребности в духовном обогащении.

В ходе выполнения программы по духовно-нравственному воспитанию у ребят развивается умение работать в коллективе, навыки мероприятий, раскрываются творческие

способности.Однако ожидаемым конечным результатом должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности будущего гражданина России.

      Список испольуемой литературы:

1.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории/С.Ф.Платонов.-10 изд.,пересмотр и испр..- СПб: «Кристалл»,1988.-838 с.

2.История русской культуры.-М.:Эксмо,2006.-832с.

3.Писарева Д. И. Влияние искусства на воспитание//Избр.пед.высказывания.М.,1938.-70с.

4.Шелгунов Н. И.Письма о воспитании//Избр. Пед. Соч.М.1954.159с.5

5.Закон об образовании- М., « Издательство ЭЛИТ»,2005.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Формирующее оценивание в современной школе.Из опыта работы.

Современная  школа  использует  разнообразные  формы  и методы контроля  результатов  обучения учащихся. Они выполняют  следующие  функции:Контролирующую;Д...

Технология формирующего оценивания в современной школе ФГОС третьего поколения

  Важное условие для успешного внедрения формирующего оценивания — это системность. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся — постоянный процесс, интегрированны...