Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
статья на тему
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennaya_shkola.docx | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СКОШИ №3 VIII ВИДА. |
«Современная школа – школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы». |
Доклад |
Сомова Л.А. учитель математики |
31.10.2014 |
« В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить» Сократ
Современная школа – современный учитель (школа для всех)
На современном этапе реформирования российского образования особое внимание уделяется проектированию образовательного процесса в условиях инновационных изменений. В теории и практике педагогики учебно-воспитательный процесс рассматривается как сложная организационно методическая система, на функционирование которой оказывают влияние ее структурные элементы (учебно-воспитательные задачи, содержание образования, методы обучения и формы организации учебной деятельности), объективные и субъективные факторы, условия. Инновации позволяют объединить научные, технические, образовательные ресурсы для обеспечения эффективности образовательного процесса.
Происходящие изменения в образовании заставляют меняться и педагога – это требование профессионального стандарта. Изменяется система оценивания результатов ученической и педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогической деятельности включает:
1. Компетентность в области личностных качеств
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
3. Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности.
5. Компетентность в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений.
6. Компетентность в области организации педагогической деятельности.
Общие требования к деятельности педагога:
- Педагог реализовывает и модернизирует содержание, формы, методы и средства учебно – воспитательного процесса с учетом новых задач, стоящих перед образованием.
- Педагог разрабатывает принципиально новые подходы к обучению, воспитанию и развитию учащихся, пользуется авторской методикой, поддерживает опыт детского творчества, состояние раскрепощённости и оригинальности мысли; применяет инновационные технологии.
- Педагог осуществляет самоанализ и самооценивание труда; совмещает новые знания с уже приобретёнными, вовремя избавляется от предубеждений; имеет внутреннюю духовную потребность в перестройке, не зависящей от материальных благ.
- Педагог проводит самоанализ и творческое обобщение своей работы.
- Педагог умеет приспосабливаться к новой ситуации, не противиться нововведениям, не жалеет сил и времени на самосовершенствование.
- Педагог воплощает в практику работы принципы педагогического сотрудничества.
- Педагог умеет научно обосновывать выбор действий в конкретной педагогической ситуации.
- Педагог обладает формами и методами управления и организации учебно – воспитательной деятельности учащихся с целью развития их потенциальных возможностей; умеет побуждать детей к интеллектуальному напряжению.
- Педагог проявляет гибкость в выборе оптимального управленческого решения в нестандартных ситуациях; умеет брать на себя ответственность в выявлении сложных педагогических проблем.
Ведущим принципом государственной политики в сфере образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» является адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учереждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных (коррекционных) образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Л.С. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusiv – включающий в себя, от лат. шnclude – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Её целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.
Специальная (коррекционная) школа для детей с нарушением интеллекта в свете современных условий образования. (ФГОС, ПРОЕКТ), Варианты С, D.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Требования к структуре, условиям и результатам освоения АООП (адаптированной основной образовательной программе) общего образования обучающихся с умственной отсталостью учитывают возрастные, типологические и индивидуальные особенности обучающихся.
Стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью обеспечивает формирование личности с учетом их особых образовательных потребностей, на основе развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и базовых умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом и др.), а также простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Стандарт направлен на обеспечение:
равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью ;
государственных гарантий качества образования обучающихся с умственной отсталостью на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения;
вариативности содержания образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью , возможности формирования ОП различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью .
В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью положен деятельностный и дифференцированный подход осуществление которых предполагает:
признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;
развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации;
разработку содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие составляет цель и основной результат образования обучающихся с умственной отсталостью;
признание решающей роли содержания образования обучающихся с умственной отсталостью, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в реализации права обучающихся на свободный
выбор мнений и убеждений, развитии способностей каждого обучающегося, формировании и развитии его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью, а также их особых образовательных потребностей;
вариативность основных образовательных программ,
дифференцированно учитывающих специфические образовательные потребности разных групп обучающихся с умственной отсталостью.
Образовательная область «Математика» является обязательной предметной областью «Математика». Основными задачами реализации содержания предметной области «Математика» являются:
-Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности).
-Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. Обучающиеся с умственной отсталостью не проходят итоговой аттестации, но получают свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном законодательством в сфере образования.
Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего образования.
Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя:
требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты).
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими становление
социальных отношений обучающихся в различных средах.
Предметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы с учетом специфики содержания образовательной области «Математика», включающая в себя учебный предмет «Математика», отражают:
- Элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления;
- Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- Навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
- Способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;
- Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи.
Инновационная деятельность в специальной школе.
Математика как учебный предмет играет особую роль в развитии познавательных процессов школьников с проблемами в развитии. С психологической стороны процесс обучения математике отражает основные положения теории учебной деятельности, среди структурных компонентов которой ведущую роль играет познавательный интерес. Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был для детей посильным и личностно значимым.
В связи с этим весьма актуальным является переход от предметной, наглядной основы обучения к формированию доступных математических понятий методом проектной деятельности. Метод проектирования в обучении способствует развитию способностей детей, интеллектуальному поиску, отходу от стандартного мышления, помогает использовать имеющиеся знания, умения в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и , таким образом, в определенной мере готовить учащихся к социальной адаптации.
Реализация проекта в специальной коррекционной школе 8 вида отличается от аналогичной деятельности в массовых школах. Учитывая, что самостоятельная исследовательская деятельность школьников с недостаточной интеллектуальной деятельностью практически невозможна, то необходима руководящая роль учителя.
Мышление данной категории детей носит конкретный характер, поэтому логически излагать мысли им сложно, но в ходе реализации проекта учащиеся могут преодолевать эти трудности. Работа с проектом предусматривает и коллективную работу, которая по своей сути достаточно сложный вид деятельности для учащихся с нарушениями интеллектуальной деятельности, но в ходе реализации проекта данный вид деятельности показал умение детей данной категории работать вместе, поддерживать друг друга.
Дети с нарушением интеллекта зачастую не умеют осмысленно подходить к усвоению прочитанного, рассказанного, объясняемого на уроке. Причина кроется в отсутствии процесса целенаправленного формирования и развития мышления учащихся, в стихийности и неосознанности возникновения мыслительных процессов. Чтобы усовершенствовать процесс умственного развития ребенка, необходимо целенаправленно обучать его умению мыслить.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда.
Положительные эмоции, которые возникают в процессе работы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, логического мышления, математической речи.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...
План работы МО учителей специальной коррекционной школы на 2010 - 2011г.
Тема, задачи на год. Содержание рабоы по четвертям....
Организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида с использованием компьютерных технологий.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических ус...
Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...
Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...
"Проектная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида" (с презентацией)
Круглый стол "Особенности работы педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по созданию учебных проектов". Доклад "Проектная деятельность в специальной (коррекционной...
Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....