Я - концепция личности ребенка
статья по теме
Из опыта работы воспитателя "Формирование положительной "Я - концепции личности ребенка - путь формирования высокого уровня психического здоровья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samovospitanie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительной « Я – концепции» личности ребёнка – путь формирования высокого уровня психического здоровья”.
( из опыта работы воспитателей Пилиной О.В., Медведевой С.А.)
У каждого человека существует определённое представления о самом себе. По мне-нию психологов, в возрастной группе с7 до12 лет индивидуальное «Я» растворяется в коллективном «Мы». По мере взросления , идёт выделение подростка из коллекти-ва и становление его как личности. Подростковый возраст характеризуется измене-ниями физиологии, интеллекта детей, развитием межличностных отношений. В этот период идёт активное стремление ребёнка к личностному совершенствованию.
Основные этапы формирования «Я – концепции» ребёнка ( по Селевко Г.К.)
7-10 лет – познание окружающего мира
10 - 11 – лет – самопознание
11 – 13 лет – самовоспитание , самообучение
13 – 14 лет – самоутверждение
14 – 15 лет – самоопределение
15 – 17 лет - самоактуализация.
В нашей работе с детьми с 5 по 9 класс мы акцентировали внимание на трёх этапах самовоспитания: самопознании, самовыражении, самоутверждении .
Цель работы, поставленная перед учениками: « Уметь оценивать себя, контролиро-вать, работать над собой.»
Задача воспитателя – научить этому детей; убедить в том, что совершенствуя себя
ученик поднимается на более высокую ступень физического, духовного , социально-го развития.
Самопознание – выявление подростком положительных и отрицательных качеств. Это опорный пункт, из которого исходят все основные направления работы.
Система классных часов, развивающие занятия помогали детям ежегодно состав-лять свой диагностический экспресс – портрет, из которого ученик мог получить ин-формацию о себе
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Я и моя семья | Я в рисунке | Я - реальный, Я - идеальный | Мой портрет | Семья моих «Я» |
Моё имя | Сам себе воспитатель | Пять «само» в учении | Самоутверждение | Самовоспита-ние |
Тип темперамента | Формула здоровья | Я и моё здоровье | Юноши и девушки | Учитесь влас- твовать собой |
« Зеркало» | Моё поведение | Секреты общения | Учимся слушать других | От самооценки к поступку |
Я – личность | Поверь в себя | Книга чувств | Насколько ты уверен в себе? | На распутье |
Я и другие | «Как работать над собой» | Моё место в обществе | « Лестница жизни» | Мир профессий |
Воля | Воспитание воли | Воля | Воля к победе | Компромисс Трёх «Я» |
Умей общаться | О дружбе | Чаша весов | В коллективе и для коллектива | Я и обо мне |
«Галоши счастья» | Игра «Садовник» | Мои достижения | Подведём итоги | самоанализ |
Самовыражение и самоутверждение.
1. Формирование волевых качеств.
« Я – физическое».Ребята больше уделяли внимание своему здоровью: самостоятель-
но занимались закаливанием, обтиранием, больше времени проводили в спортзале и на волейбольной площадке, активно участвовали в спортивной жизни класса и школы.
«Я – личность». Система упражнений « Мои эмоции», « Незаконченный рассказ», «Письмо самому себе» и т.д. помогало развивать в детях такие качества, как вы-
держка и уверенность в себе. Ребята активно участвовали в классных и общешко-льных мероприятиях, хорошо держались на сцене.
2. Нравственное взросление.
Воспитателями создавались условия формирования благородных качеств: порядочности, доброты, верности в дружбе и любви, щедрости, готовности помочь, любви к Родине (Я – друг, я – гражданин, я – в коллективе). Этой работе были посвящены классные часы, уроки – тренинги, экскурсии по Вязникам, в краевед-ческий музей, « Музей Песни», в музей лаковой миниатюры пос. Мстёра и т.д.)
С 5 класса мы играли в игру « Ты – мне, я – тебе», мнение детей о положительных и отрицательных качествах друг друга заставляло работать над собой, давало возможность переосмыслить поступки, стать лучше.
«Стена Дружбы» сплотила детей, «Стена обид» помогла укротить агрессию.
Много в классе уделялось внимания сплочению коллектива. Дети сами становились инициаторами проведения классных часов «О дружбе», «Умение дружить», «Умение
прощать» и.д.
3.Становление деловых качеств :«Я - лидер».
Хорошо работало классное самоуправление: работа планировалась по четвертям,
еженедельно выпускались « Молнии», дети отчитывались о работе в штабах. К вось-мому и девятому классам 54% учеников работали в лидерском совете школы.
4. « Я – ученик»
Развитию интеллекта детей и самообразованию уделялось в процессе работы много
внимания.
Рабочая атмосфера на уроках и самоподготовке давала стабильное число «хорошис-
ов». Каждую четверть дети брали обязательства по учёбе, в конце которой подводи-лись итоги, составлялся рейтинг. В классе проводились информационные часы, обя-зательным было 15 – минутное чтение дополнительной литературы на самоподгото-вке – всё это способствовало тому, что ребята стали больше читать.
Дети осознали необходимость получения знаний. Диагностика « Лестница жизни»
показала, что, в дальнейшем, ученики класса продолжат своё образование.
Примеры личностного роста.
Настя П.
6 класс – низкая самооценка, высокая тревожность, в группе неавторитетных детей, училась на « 3» и «4», средний уровень формирования волевых качеств.
7 – 8 класс – самооценка адекватная, в группе предпочитаемых, работала в учебном
секторе, стала заниматься спортом, сбросила лишний вес, перестала комплексовать.
9 класс – самооценка адекватная, лидер – друг, учится на «4» и «5», много читает, активно работает в учебном секторе, думает о профессии.
Зайнаб Ш.
5 – 6 класс– высокий уровень тревожности, лидер – друг, на сцене показаться боялась
7 – 8 класс средний уровень тревожности, лидер – друг, много читала, стала участвовать в общешкольных мероприятиях.
9 класс – адекватная самооценка, лидер – друг, лидер – активист, есть « жизненный
стержень», высокий уровень толерантности, работает в лидерском совете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)
Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание) Патриотизм, патриотические чувства у дете...
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Роль оценки в формировании Я-концепции личности учащегося
Это научно-методическая статья о том,какую роль играет школьная оценка в формировании Я-концепции личности учащегося....
Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"
Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»Дидактическая цель: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное раз...
Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной темы....
Личность педагога и личность ребенка
Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократиче...
Жизнетворческая концепция личности:теоретико - методологический аспект
Жизнетворчество - это духовно- практическая деятельность личности ,направленная на проектирование планирования, программирование и творческое осуществление своей индивидуальной жизни....