Личность педагога и личность ребенка
статья по английскому языку по теме

Ибятова Ирина Романовна

Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание между педагогом и учеником, готовность к активному восприятию и успешному действию (речевой деятельности на уроках английского языка), расположения к педагогу. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ibyatova_kiselyovsk_litsey.rar13.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог и личность ребенка

И.Р Ибятова,

Лицей №1 город Киселёвск Кемеровская область

           В своей ежедневной работе мы пытаемся найти ответ на вопрос «Как учить?» Как учить детей, чтобы они могли в дальнейшем самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им жизнь. Чтобы ответить на этот вопрос надо задуматься  о личности  педагога, о его роли в развитии личности ребенка.  

Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ - мастерство и личность. Мастерство учителя не только в том, чтобы транслировать традиционные ценности в жизнедеятельность школьников, но и в том, чтобы превращать их в основу формирования и развития личности. А это определяется и профессиональной подготовкой, и рядом личностных качеств педагога, основными из которых должны быть духовность, справедливость, эрудированность, искренняя увлеченность своим делом, эмоциональная оценка происходящего. Педагог, безусловно, должен являться авторитетом для школьника, воспитывать его своими знаниями, своим отношением, любовью и, наконец, своей личностью. Вот почему можно утверждать: педагогическая деятельность является еще и искусством, трудом не менее творческим, чем труд писателя или композитора. И, пожалуй, более тяжелым и ответственным, Качества, входящие в образ идеального учителя, являются системой требований, предъявляемых учениками и родителями (как представителями современного им общества) к образу учителя. Первостепенным качеством педагога, как нам кажется, должно стать – любовь к детям. Но некоторые педагоги отодвигают это личностное качество педагога — любовь к детям на дальний план. В первый же десяток качеств, отмечаемых учителями, входят такие, как творческое отношение к делу, знание предмета и т. д.  Если глубже рассмотреть это личностное качество педагога — любовь к детям, можно обнаружить его производные — это долг и ответственность. Педагог, руководствуясь долгом, всегда спешит оказать помощь.  А ответственность сопряжена со справедливостью, что проявляется в стремлении не тотчас наказывать и поощрять, а быть ответственным за свои поступки, добрым и в то же время справедливым, разумно требовательным. Из осознания чувства долга и ответственности вырастает и педагогический такт. Данное качество проявляется в умении снисходить, спускаться до уровня ребенка, строить свою деятельность сообразно с детской природой, возможностями. Педагог, обладающий тактом, умеет разговаривать с детьми и выслушивать их; проявлять выдержку при любых обстоятельствах; находить способы воздействия на детей, учитывая их самолюбие; понимать и правильно оценивать детские поступки, а главное, уметь индивидуализировать методы и приемы воспитания, опираясь на все лучшее, что есть в ребенке.

Трудно переоценить роль деятельности учителя, её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Мы поняли, что здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. От стиля отношений во многом зависит взаимопонимание между педагогом и учеником, готовность к активному восприятию и успешному действию (речевой деятельности на уроках английского языка), расположения к педагогу. Настоящий педагог всегда предвидит, когда и как разговаривать с детьми. Педагог всегда чуток и внимателен к детям, их физическому состоянию и настроению, интересам и потребностям. Он непременно заметит, как чувствует себя каждый ребенок, что волнует и беспокоит его, с каким настроением он пришел в лицей. Умение понять ребенка, его состояние позволяет более правильно определить соответствующий подход к нему, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него природой универсальный механизм.  Что педагог может развивать в учениках на занятиях? Педагог развивает ощущение, восприятие. воображение.                                                                                                                                                память. внимание, волю, мышление (мыслительные приемы), деятельность практическая (мыслительные операции), личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и др.). Педагог может развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и под выбранные цели проектировать образовательный процесс. Основанием для расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние конкретного ученика, так и образовательные цели предмета.                                                                                                                           Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранных языков.   Начиная обучение со II класса, мы считаем очень важным, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Как известно, количество учителей иностранного языка, которые имеют специальную подготовку для работы с малышами, невелико. Вместе с тем умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная. Любовь к предмету и, возможно, к учителю в данном возрасте очень тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке. У учителя это тем лучше получается, чем в большей мере ему удастся встать на место ученика, перевоплотиться в него. Обязательным условием такого мысленного перевоплощения является хорошее знание своих учащихся. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать, - вот тогда возможно завладеть его вниманием. Используя технологию деятельностного подхода, который является нашим постоянным «инструментом», мы решаем важные задачи по формированию у детей деятельностных способностей. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса.   На своих уроках мы стараемся поддерживать мотивацию, результатом которой является реальный результат (роль артиста театра, исполнение стихов, песен, игра в сценке или сказке, или другие речевые действия). Результат есть на любом уроке, но лучше всего, пожалуй, он заложен в урок – игру. Это одна из форм обучения и общения на уроке. Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Мы ставим шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение умению  общаться; развитие необходимых способностей и психических функций; познание (в сфере становления собственно языка); запоминание речевого материала. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой важнее, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми» Учитель иностранного языка - прежде всего учитель иноязычной культуры, задача которого заключается в приобщении учеников к культуре народа - носителя языка. Один из способов решения - это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка. Для развития коммуникативных способностей используются песни. Песни интересны учащимся тем, о чем они говорят и в какой музыкальной форме они представлены. Песни мотивируют деятельность учащихся о чем-либо сообщить, поинтересоваться, то есть фактор коммуникации должен занимать первое место. Нельзя не упомянуть об эстетической мотивации. Именно она влияет на формирование положительных чувств, эмоций, развивает воображение. Драматизация и инсценировка сказки развивает воображение, устную и письменную речь учащихся. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности. Работа над сценой, бутафорией, костюмами, декорациями, двигательный ритм, пластичность и т.д расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью, чувствовать их радость и горе. Важное средство повышения интереса учащихся к изучаемому предмету – это современные технологии, в том числе и компьютерные, они делают процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Мы используем ИКТ на различных этапах обучения: при объяснении грамматического материала, закреплении лексического, изучении страноведческого материала и т.д. На своих уроках мы применяем как готовые цифровые ресурсы, так и специально подготовленные презентации в программе POWER POINT, Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. Таким образом, используя всевозможные приемы повышения мотивации, учитель разносторонне развивает личность ученика.

Итак, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России? Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка. Не говоря уж о том, что он должен быть  активным пользователем информационно - компьютерных технологий, в т.ч. использовать текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. На сегодня это уже вошло в нашу жизнь как само по себе разумеющееся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад педагога дополнительного образования на тему "Уважение личности ребенка"

В воспитании ребенка первостепенную роль играют обстоятельство его жизни, а не лекции, не объяснения и поучения. Мы, педагоги детского туризма, это особенно ясно видим, потому что особенность нашей ра...

Развитие самосознания педагога как условие развития личности и жизненного успеха ребенка (Воротникова Н.В., Киселёва Е.Н., Дёмина Т.А., МБОУ "СОШ №34", г. Кемерово)

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение качества образования.  Чтобы достичь качес...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Социальный педагог - посредник между личностью ребенка и социальным окружением

Главное богатство страны – Человек. Так было раньше, так будет всегда: главным богатством любой страны является Человек. И каким будет этот человек - таким станет и будущее страны. «Формирование новых...

Методики для изучения личности ребенка, родителей и педагогов

Предлагаю классным руководителям различные методики для  изучения личности учащихся, родителей и педагогов...

Методическая разработка «Один из методов диагностики, позволяющий выявить особенности личности ребенка и учесть их в практической деятельности педагога»

В данной методической раработке представлен один из способов диагностики тестов и опросников обучающихся на основе методики Рене Жиля. Такой метод анализа позволяет пеагогу лучше узнать способности об...