Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"
Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»
Дидактическая цель: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Целеполагание: создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.
Цели по содержанию:
Образовательные: понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.
Развивающие: формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Воспитательные: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.
Оборудование: иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.
Технологии: проектная, ИКТ.
Вид урока: мини-проект.
Тип урока: комбинированный.
Планируемый продукт: учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 49.5 КБ |
Готовый мини-проект учащихся | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе
«Концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»
Сотуленко Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы
Дидактическая цель:
создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Целеполагание:
создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.
Цели по содержанию:
Образовательные:
понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.
Развивающие:
формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Воспитательные:
способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.
Оборудование:
иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.
Технологии: проектная, ИКТ.
Вид урока: мини-проект.
Тип урока: комбинированный.
Планируемый продукт:
учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.
Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Показ слайдов (приложение№1)
В.М.Шукшин. Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.
За свою короткую жизнь Шукшин написал 2 романа, несколько повестей и множество рассказов, благодаря которым он и стал известным писателем. В этих рассказах изображены внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России в 60-70 годы 20 века.
Словарная работа. Что в литературоведении принято называть рассказом? (Малая форма эпической прозы. В нем описывается интересный эпизод из жизни героя, но нет, как в романе, всесторонней картины жизненного уклада этого самого героя, нет сложного и завершенного действия. )
Слово учителя. Рассказы Шукшина перерастают рамки «малой эпической прозы», т.к. автор ставит перед собой очень серьезные художественные задачи. Он считал : надо писать рассказы – судьбы, рассказы – исповеди, рассказы – характеры. Иными словами, Шукшин стремился расширить жанровые рамки рассказа, вместить в эти рамки содержание, предназначенное, скорее, для романа или повести. С шукшинскими героями ничего необычного не происходит, но в их жизни и характерах автор находит серьезное содержание, глубокий общечеловеческий смысл. Его интересуют не внешние события, а «история души» человека. Сегодня мы на 2-х уроках обратимся к двум рассказам Шукшина.
2.Запись учащимися темы и эпиграфа урока. Формулирование учащимися целей урока.
Слово учителя. Шукшин- замечательный рассказчик, который сумел увидеть необыкновенное в обыкновенных деревенских людях. В рассказах писателя поднимается актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Они помогаю в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначении своей жизни. Это произведения о красоте души русского человека, о людях творческих, мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинству. Давайте разберемся, легко ли тем, кто несет в мир красоту, доброту, любовь? Поможет нам в этом рассказ В.М. Шукшина «Мастер». (Творческие группы работают в рабочих листах, отвечая на вопросы учителя и формулируя свои собственные, и составляют таблицу- анализ рассказа. Приложение 3)
Анализ рассказа «Мастер».
Задания.
- Филологическая разминка
- Что такое нравственность?
- Кого мы называем мастером?
- Подберите синонимы к слову мастер.
- Каким может быть мастер? Подберите эпитеты к слову.
2. Мозговая атака
- К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение?
- Какова тема рассказа?
- Над какими вечными вопросами размышляет автор?
- Какой основной вопрос на уроке?
Этап деконструкции текста
3. Сравнительный анализ двух эпизодов. Работа со словом, чтение эпизодов.
- Найти в начале текста слова, характеризующие Семку Рыся (1 группа).
- Найти слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь (2 группа).
- Что же поразило Семку в Талицкой церкви? Какой прием использует Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность этой церкви? Почему? (Сравнивает с другой церковью в Чебровке; сравнение подчеркивает самобытность Талицкой церкви, ее человечность, задушевность.)
- Показ видеофрагмента «Храм Покрова на Нерли». (Приложение 2)
Задание. Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы:
- В чем сила и притягательность храма? Какие ассоциации возникают у вас? (Поэма тихой грусти и созерцания, храм-парус, уносящийся вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры)
- Вопрос-проблема: Что же произошло, что так изменило Семку? (В ходе дельнейшего обсуждения обязательно обращаем внимание на следующее: изменился ли Семка или он и был таким, только этого никто не замечал, не хотел замечать за внешним Семкиным «разгильдяйством»)
Этап реконструкции текста.
- Основной вопрос для 1 группы:
«Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?»
Задания:
- Пересказ-характеристика, пересказ-сравнение Семки Рыся.Чтение эпизодов
- Основной вопрос для 2 группы:
«Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?»
Задания:
- Проанализировать эпизоды-встречи Семки с «влиятельными людьми».
Для чего автор включил диалоги в рассказ?
- Основной вопрос-проблема урока: Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви? (Групповая дискуссия) Анализ эпизода
- Творческое задание (дом. задание) индивидуальное: понимание образа посредством живописи. (Приложение 4)
Задание:
- Нарисовать иллюстрации к книге, объяснить свой выбор.
Учащиеся представляют результаты работы, объясняют свой выбор, делают вывод о позиции автора, основной мысли произведения.
Обобщающие вопросы: Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? Что есть истинная красота, мастерство? Какую роль играет творчество в жизни человека? Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?
Творческое задание: Какие эпиграфы вы подобрали бы к уроку? (дом. задание)
- Красота спасет мир (Ф.М. Достоевский)
- Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н.А. Заболоцкий)
- ... что есть красота и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий)
Итог. Слово учителя. «Не особенные люди, а особенное в людях» - это не игра словами, ибо Шукшина действительно интересуют люди, которые стремятся вырваться из обыденности. Они ищут смысл жизни, хотят понять, что есть истинная красота, мастерство, творчество, душа человеческая.
Шукшин записал в рабочей тетради: «Самые великие слова в русской поэзии: «восстань, пророк, и виждь, и внемли… Глаголом жги сердца людей!» Не в этом ли он видел свою духовную миссию? И слышим мы чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть».
5. Рефлексия. Задание. Написать в таблице только одно предложение – впечатление, вывод, пожелание и т. д.
Предварительный просмотр:
Приложение (таблица) 3
Анализ рассказа В.М. Шукшина «Мастер»
Словарь | Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. |
Жанр | Рассказ-характер. |
Тема | Предметом изображения в рассказе является столяр Семка Рысь, которого привлекает заброшенная Талицкая церковь. В центре внимания автора – трагедия души Мастера, его мироощущение. |
Цель | Понять и осмыслить концепцию личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер». |
Проблемы | В рассказе Шукшин в предельно сжатой форме размышляет над вечными вопросами:
|
Основной вопрос | Почему Семка Рысь отвернулся от Талицкой церкви? (Ответ заполняется в конце урока) |
Информация о герое в начале текста. | Слова в начале текста, характеризующие Семку Рыся: «забулдыга», «лается», «носатый», «орет», «лягаюсь», «заглох», «остолбенела», «поорать», «позубоскалить», «нашкодить». |
Авторская позиция | Первая характеристика Семки дается отдельными словами, лексика просторечная, сниженный стиль повествования. Выражения авторской позиции – ирония, симпатия. Шукшин акцентирует внимание на самом важном в его облике: «красивые руки», «непревзойденный столяр». Вывод. Семке в деревне не оказывают должного уважения, потому что все полученные за счет мастерства «левые деньги» он пропивает, а не обогащается. Душа же Семки ищет красоты и добра. (Чтение отрывка из текста). |
Информация о герое (второй эпизод) | Слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на Талицкую и Чебровскую церковь (чтение отрывка): -О чем думал тот неведомый мастер, оставляя после себя светлую каменную сказку? -Бога ли величил? Себя ли хотел показать? -Обеспокоенный красотой и тайной.. |
Авторская позиция | Вторая характеристика рисует нам как будто другого героя. Слова-характеристики «вырвать» из текста невозможно. Стиль возвышенный, интонация взволнованная. Автор сопереживает, сочувствует герою. Вывод. Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к просветленному чувству, завораживает Талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, неброской, одухотворенной, над которой не властно время. Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника – раскрепощения и всплеск души, - необходимость которого так остро осознавалось Шукшиным. |
Показ видеофрагмента (приложение 2). | Какую церковь напоминает Талицкая? Синонимы: удивительное здание, женственное, изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью, благородное, целомудренное, отраженное в воде, окруженное зеленью, безупречное в пропорциях. Ассоциации: поэма тихой грусти и созерцания; храм-парус, уносящий вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры. |
Пересказ-характеристика | Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь? Талицкая церковь, ее гибнущая красота, ее тайна потрясли душу Семки. Ему показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. Он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Ведь он Мастер. |
Анализ эпизодов-встреч Семки с «влиятельными людьми». | Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов? Шукшин включает диалоги, чтобы передать мироощущение героев. Вначале жизнь Семки обрела смысл – своим творчеством возродить красоту. Он идет к священнику, писателю, представителю власти и просит у них поддержки, но не получает, так как для них она ценности не представляет. Мы чувствуем в словах «Красота-то какая! Людей бы радовала!» боль и героя, и автора. |
Основной вопрос-проблема | Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви? Семка отворачивается от церкви, ибо чувствовал вину перед этой хрупкой красотой, которую не смог спасти, и неведомым мастером, сотворившим чудо. |
Особенности названия | Название рассказа говорит о единстве, слиянии душ Семки и безвестного мастера, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. Мастер – это и Семка Рысь, и неизвестный создатель Талицкой церкви. |
Авторская оценка героев | Через описание внешности героев, отдельные детали. В рассказе «Мастер» скупые и выразительные портретные детали помогают представить Семку: «Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный» Через поступки и действия. Через речь персонажей. В диалоге герои пытаются найти понимание друг у друга, хотя им порой бывает очень трудно выразить себя. Разговаривают Семка Рысь и Игорь Александрович. Они как будто говорят на разных языках, потому что ценят разные вещи. Для Семки важна прежде всего естественная красота. А для Игоря Александровича важно, копия это или подлинник, представляет церковь историческую ценность или нет. Поэтому он и говорит, что «обманулся». Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как в жизни говорят простые деревенские люди. Авторская речь незаметно перетекает во внутренний монолог героев, а диалоги создают мир будничной деревенской жизни. Достоверность создается и с помощью деревенской речи, просторечий, диалектных слов, фразеологизмов. |
Обобщающий вопрос | Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»? Писателя привлекает обычная жизненная ситуация, в которой он ищет и находит поэзию и красоту. Его герой внешне зауряден, грубоват, но в глубине души он чуток, способен к сложной рефлексии (размышлению). Он самостоятелен в своих чувствах и действиях, поэтому совершает непонятные для окружающих «чудные поступки» Он мечтает о чуде-чуде познания, открытия ,понимания смысла жизни. Писателя привлекает в этом герое то, что в нем нет корысти, расчета, а есть идеальный порыв, стремление к красоте, творчеству, желание обрести гармонию в своей душе и с окружающим миром. Герой рассказа Семка Рысь понимает, что главное в жизни не деньги, не вещи, не карьера, а любовь, красота, доброта, справедливость. |
Впечатление, вывод, пожелание. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс
Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...
Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".
Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...
«Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую». «Что же с вами происходит, люди?». По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».
Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина9 классЗанятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа). ...
В.М. Шукшин . Личность писателя. Рассказ " Срезал ".
Конспект урока знакомит учащихся с многогранной личностью В.Шукшина , раскрывает своеобразие его писательской манеры с опорой на статью " Как я понимаю рас...
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...