Пути формирования информационно-технологической культуры
статья по теме

Кривобоков Анатолий Юрьевич

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и коммуникационных технологий становится обязательным компонентом подготовки специалиста, условием мобильности и конкурентоспособности выпускника в сфере его профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути формирования информационно-технологической культуры при подготовке специалистов».

Вступление в информационный век самым существенным образом оказало

влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и коммуникационных технологий становится обязательным компонентом подготовки специалиста, условием мобильности и конкурентоспособности выпускника в сфере его профессиональной деятельности.

Актуальным в этой связи представляется использование новых информационных технологий в учебном процессе. Данное направление

активно исследуется в науке и реализуется в практической деятельности, в

настоящее время обозначено специальное направление педагогической мысли –

«медиапедагогика». Оно связано с решением вопросов интеграции образования и компьютерной технологии с точки зрения включения образовательных ценностей и целей обучения в использование технологических достижений, а также в контексте изменения образовательной системы при использовании новых информационных технологий.

С точки зрения эффективности образовательной деятельности важным

представляется то обстоятельство, что одним из ключевых моментов развития

дидактического процесса в рыночно ориентированном экономическом

окружении является прагматичность и рациональность медиатехнологий,

которые в значительной степени экономят усилия студентов и преподавателей,

расширяют образовательные возможности и информационное влияние

учебного заведения.

Появляются новые тенденции: использование электронных программных продуктов, внедрение мультимедийных учебных курсов, применение новых информационных технологий в практике обучения

Проблемы практической реализации принципов моделирования

информационно-образовательной среды, теоретическая и практическая

необходимость новых организационных форм осуществления учебного

процесса в условиях развития современных информационных технологий,

создание конкретных методик преподавания дисциплин с использованием компьютерной техники, направленных на развитие профессионально ориентированной компетенции специалиста, требуют своего разрешения.

Формируется специфическое направление педагогической мысли – медиапедагогика, связанная с решением вопросов интеграции образования и компьютерных технологий с точки зрения включения образовательных ценностей и целей обучения в использование технологических достижений, а также в контексте изменений образовательной системы при использовании новых компьютерных технологий.

В условиях информатизации общества и образования в деятельности педагога ПО появляется новая информационно-технологическая функция, целью которой является актуализация и разработка подходов к использованию потенциала новых информационных технологий для формирования специальных знаний, умений и навыков, развития личности будущего рабочего, повышения уровня его творческих способностей, развития альтернативного и логического мышления, способностей к самообразованию. Для реализации данной функции педагог ПО должен уметь работать с информационными технологиями, осознанно создавать и применять педагогические программные средства в профессиональной деятельности, т.е. обладать информационно-технологической компетентностью (ИТК).

Несмотря на значительный объем теоретических и практических изысканий в данной области, информационно-технологическая компетентность рассматривается в русле использования информационных технологий в учебной и практической деятельности преподавателя, это относится только к информационной составляющей данной компетентности. Однако технологическая составляющая ИТК педагога ПО включает умения не только применять информационные технологии в профессиональной деятельности, но и проектировать, и создавать их.

Теоретический анализ дефиниций «компетентция» и «компетентность» позволил выработать свою точку зрения на сущность понятия «информационно-технологическая компетентность педагога профессионального обучения», которая рассматривается как совокупность профессиональных качеств педагога ПО, в основе которых лежат способности, знания, умения и навыки в области освоения, преобразования и создания новых информационных технологий и опыта их применения в профессиональной деятельности.

Стандарт образования

Социальный заказ

общества

Информатизация

общества, в частности образования

Цель: формирование информационно-технологической компетентности

педагога профессионального обучения

Деятельность преподавателя

Электронные учебники и автоматизированные обучающие системы по базовым и профильным дисциплинам

Наполнение содержания дисциплин общеобразовательного и профильного блоков материалом, позволяющим осуществлять формирование ИТК будущего специалиста

  1. Различные спецдисциплины
  2. Информатика
  3. Современные системы подготовки информации
  4. Современная техника и технологии
  5. История науки и техники
  6. Введение в специальность

Инновационный компонент

Общеобразовательные и

профильные дисциплины

Деятельность студента

Педагогическая система формирования информационно-

технологической компетентности специалиста

В центре любой педагогической системы находится взаимодействие двух основных компонентов: обучающихся и педагогов, причем воздействие педагогов является главным, определяющим, а воздействие обучающихся на педагогов - обратным, ответным, корректирующим.

Личность обучающегося, являясь своеобразным «объектом-субъектом» данной педагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели: педагог осуществляет цели своей педагогической деятельности не только на основе социального заказа, содержащегося в требованиях государственного образовательного стандарта, но, прежде всего, через соотнесение данного заказа с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучения их образовательного потенциала и проектирования перспектив интеллектуального и личностного развития и становления.

Педагогическая деятельность любого уровня начинается с диагностики, т.е. изучения и анализа исходного состояния педагогической системы, возможностей обучающихся и своих собственных имеющихся ресурсов, результатов предыдущего этапа ее развития. Затем осуществляется целеполагание, что позволяет успешно осуществлять выделенные в процессе исследования профессиональные функции педагога ПО в условиях информатизации общества. Целевой компонент педагогической системы формируется под воздействием следующих компонентов различных уровней:

  1.  информатизация общества, в частности образования;
  2. социальный заказ общества;
  3. стандарт образования.

Формирование ИТК возможно лишь на протяжении всего периода обучения будущего специалиста. На основании этого определено, что содержательный компонент педагогической системы реализуется на основе:

- наполнения содержания дисциплин общеобразовательного и профильного блоков материалом, способствующим формированию ИТК;

- использования в учебном процессе автоматизированных обучающих систем и электронных учебников по профильным и базовым дисциплинам;

Формированию ИТК будущего специалиста способствует использование им в учебном процессе автоматизированных обучающих систем (АОС) и электронных учебников (ЭУ), которые позволяют интенсифицировать процесс обучения студентов и формируют у них навыки самообучения и саморазвития.

Курс лекций

Модуль № 1 - 6

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Создание программного средства

и его презентация

Итоговый контроль

самоконтроль

коррекция

Дидактическое обеспечение

Реферат

Технология формирования ИТК

Эта технология создает условия для активности студентов и ориентирования их учебно-познавательной деятельности на гарантированное достижение поставленной цели в виде объективно диагностируемого результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования «человека культуры»"

данная статья предназначена учителям, работающим по технологии проблемного обучения...

Методические рекомендации по формированию знаний, умений и практических навыков учащихся на уроках информатики в классах информационно-технологического профиля

Статья содержит методические рекомендации  по формированию знаний, умений  и практических навыков учащихся на уроках информатики  в классах информационно-технологического профиля...

Формирование информационно-технологической компетентности учащихся

Сегодня много разговоров ведётся вокруг понятия - компетентность. И это не случайно - речь идет о единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют...

Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции").

Статья на тему "Пути формирования УУД во внеурочной деятельности (по курсу "Страноведение. Англоязычные страны: культура и традиции")....

Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».

Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...

Методическая система формирования информационно-технологическй среды в образовательном пространстве

Эффективность обучения во многом зависит от того,  какие методы, методики и технологии используются. Повышение информационной компетентности и информационной культуры,  и включение участнико...

Пути формирования информационной культуры обучающихся иностранному языку

1. Требования к современному человеку и  образованию.2. Информационная культура.3. Способы формирования информационной культуры...