Методическая система формирования информационно-технологическй среды в образовательном пространстве
статья по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Эффективность обучения во многом зависит от того, какие методы, методики и технологии используются. Повышение информационной компетентности и информационной культуры, и включение участников образовательного процесса средствами образовательной среды (с помощью технологий) позволяет получить плодородную почву для формирования инновационного информационного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_cherez_prizmu_tehnologiy.docx | 100.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность обучения во многом зависит от того, какие методы, методики и технологии используются. Повышение информационной компетентности и информационной культуры участников образовательного процесса средствами образовательной среды (с помощью информационно-коммуникационных технологий) позволяет формировать и развивать высококачественное образовательное пространство. Поэтому важным становится не только применение традиционных образовательных технологий, но и таких, как смешанное обучение, «перевернутый класс», а так же системная работа по основным векторам развития информационной грамотности. В области образовательной деятельности моя система работы включает такие направления:
Схема 1. Система работы в информационном пространстве
Такая работа невозможна без поддержки и помощи сотрудников гимназии и проводится в сотрудничестве в профессиональной команде.
Несмотря на открытие в образовательных организациях специализированных классов, острой остается проблема воспитания кадров инженерной направленности. Проектная деятельность позволяет частично подготовить необходимые навыки и умения у учащихся, но для приобретения ключевых компетенций и положительного опыта с промышленными брендами, необходимо создание системы регулярного участия обучающихся в выполнении исследовательских и конструкторских проектов.
Элементом такой системы, наряду с другими мероприятиями технологической направленности, является проведение IT-мастерских. Они действуют и как модуль по информатике, и как непрерывно работающая творческая лаборатория. Основными задачами мастерских является повышение качества функционального образования, вовлечение математически подготовленных учащихся в научное творчество, развитие у школьников навыков практического решения актуальных задач. Преимуществом гимназии как площадки для решения вопроса проектной IT-деятельности является близость АкадемТехнопарка, научных институтов, НГУ и возможность совместной партнерской деятельности. Контакты с экспертами и партнерские отношения со многими ведущими IT-компаниями и институтами Академгородка и города Новосибирска, значительный опыт организации совместных мероприятий, в том числе, например, с Ассоциацией «ОДИ (НАДО)» (Красноярск), участие в проекте «Современные профессии, инжиниринг и цифровые технологии. Возможный мир профессионализации» (2015 год), выездные IT-площадки на весенних и осенних каникулах (2016,2017гг.), все это позволяет в короткие сроки организовать деятельность «мастерских» с IT-направленностью. Деятельность мастерских предполагает выбор направления и куратора из приглашенных специалистов, дальнейшую совместную работу куратора с учащимися в определенное время, самостоятельную работу учащихся и защиту проекта в целевой аудитории.
Основная часть работы проходит во «внеурочное» время. Учащиеся предварительно знакомятся с направлениями работы на лекции или мастер-классе, выбирают интересующую их тему, в зависимости от чего определяется куратор. Над одной темой может работать индивидуально учащийся, может и группа. В таком случае форма работы напоминает выездной проектный лагерь, отличие заключается в дислокации, продолжительности, степени проработки проекта и роли участников. Если в проектном лагере каждый может выбрать свою область, то мастерские предполагают работу над темой всех участников в одинаковой мере.
Основной проблемой работы IT-мастерских является выбор темы и специалиста, готового курировать работу школьников. Но в Академгородке эта проблема разрешима с помощью НГУ, в котором есть опыт работы со школьниками, и таких организаций, как «Зуммер» или «Инжевика». Опыт показывает эффективное включение в школьную программу «проектного» часа, когда дети работают в классе, каждый над своим проектом. При этом у них есть возможность обменятся опытом и мнениями по различным вопросам, наладить коммуникацию и т.д.
Одной из новых форм работы с детьми для развития их функциональной культуры и информационной грамотности, для выявления одаренности в области информатики и расширения знаний в области математики, используемой нами сравнительно недавно, является так называемый «Параллельный перенос» - целенаправленная внеурочная работа с детьми определенной возрастной категории, чаще всего одной учебной параллели. Преимуществом такой формы работы можно назвать охват целого возрастного слоя из контингента учащихся, для которых проводятся дополнительные занятия по математике и информатике в интенсивном режиме. Такая форма работы позволяет не только повысить уровень математических и информационных знаний на всей параллели, но и выявить целую группу одаренных учащихся, мотивированных для дальнейшей олимпиадной деятельности.
Опыт работы с одаренными детьми показывает, что к 9 классу, когда учащиеся получают возможность участвовать на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по программированию, компетенций учащихся, полученных на уроке информатики и в процессе кружковой работы, недостаточно для достижения серьезных результатов. Задумываясь о том, когда же нужно начинать «отбор и сортировку», мы пришли к выводам, что оптимально начинать такую работу с 3-4 класса.
В 2018 году впервые был реализован проект «Программат» для 3-4 классов, состоящий из следующих нескольких этапов:
- подготовительный, для знакомства с учениками и родителями. Кратковременное погружение во время летних каникул. В процессе занятий ученики знакомились с преподавателями и структурой дальнейшей работы.
- интенсивные занятия во внеурочное время, две пары в неделю, час математики, час информатики. В ходе этих занятий выявляются учащиеся, которые действительно увлечены, имеют необходимую базу. Кроме того, «интенсив» позволяет «подтянуть» до определенного уровня учащихся, в силу различных причин, не имеющих достаточной знаниевой базы. Математические познания поддерживаются программными продуктами: работой в различных программных средах Скрейч, Лого, для маленьких Муравей, Карандаш. Позже интенсивные занятия переходят во внеурочные занятия по типу 1+1 (час математики и час информатики дополнительно) в течение всего остального учебного времени. Для входа в проект используется метод «погружения» в летние каникулы, проводятся родительские собрания.
Организационные и информационные ресурсы гимназии, большой опыт проведения мероприятий позволяют в короткие сроки провести информационную кампанию и мероприятия для запуска проекта.
Основная цель проекта – создать насыщенную среду для дальнейшего развития мотивированных детей. Партнерские связи и опыт работы позволяют привлекать к работе с мотивированными детьми высокопрофессиональных специалистов из узких областей, и соответственно, значительно расширять кругозор и эрудицию участников проекта.
Опыт проведения проекта показал, что на начальном этапе возможен охват до 90-110 учеников. В штатном режиме работают до 80% участников первоначального этапа. Группа учащихся, нацеленных на олимпиадное развитие, составляет до 20% от первоначально зачисленных в проект участников. Каждый ученик получает порядка 100 часов занятий, что сравнимо с приличными курсами повышения квалификации.
Выездные мероприятия различной формы – одно из популярных направлений деятельности, которые проводятся с различной предметной направленностью. Отличие выездного лагеря по программированию заключается в необходимости тщательной подготовки аппаратного обеспечения, в том числе, средств связи. Преимуществом такой формы организации занятий является возможность совместить обучение по IT-направлениям с занятиями спортом, мастер-классами, прогулками и развлечениями на открытом воздухе, играми на взаимодействие, мини-походами и отдыхом в компании сверстников со схожими увлечениями. Особенно эффективным является взаимодействие разновозрастных групп.
Ведущими консультантами и наставниками в таких мероприятиях чаще всего назначаются студенты старших курсов, или выпускники.Таким образом, обучающие и обучаемые - дети одного поколения, что позволяет усилить процесс взаимообучения. Положительным моментом является «диффундирование» детей из различных организаций, городов и даже регионов, каждый из которых имеет свои особенности информационной культуры.
Участники выездных мероприятий имеют возможность освоить социально и личностно значимые технологии и компетенции, которые, в свою очередь, являются основой развития творческой личности и условием участия ее в совместной профессиональной деятельности, позволяющие учащимся эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
В зависимости от решаемых задач лагерь может иметь одно или несколько направлений, в том числе, междисциплинарных, и представлять собой сложноорганизованную проектную деятельность с различными организационными и профессиональными позициями на материале реальных заказов по разработке программных и инженерных продуктов, под руководством тьюторов, кураторов и наставников. Предусмотрена практическая, лекционная, тренинговая поддержка с элементами спортивной, оздоровительной и культурно-массовой деятельности. Программа деятельности предусматривает обычно шестичасовые занятия с перерывом на обед и спортивные мероприятия, что эффективно дополняется деятельностью в выбранном направлении во внеурочное время.
Учащиеся разбиваются на группы по командам, в каждой из которых есть свои «специалисты», например, разработчик, программист, дизайнер. Направление деятельности определяется куратором программы, а тема отдельного проекта - самими учащимися. Это может быть выбор из определенного набора задач или самостоятельно определенная проблема.
Продуктом совместной деятельности является определенный проект, который группа должна «защитить» перед остальными учащимися. Промежуточные отчеты о деятельности проходят ежедневно, на вечерней сессии. Это позволяет курировать и направлять деятельность команд. Обычно продолжительность сессии выездного лагеря определяется сроком каникул – 7-8 дней, хотя не менее эффективным может быть краткосрочный выезд на 3-4 дня во вне-каникулярное время. Такие мероприятия традиционны два-три раза в год, иногда проводятся совместно с другими организациями. Обычно я выступаю куратором и организатором таких лагерей.
Отдельной работой можно назвать мою деятельность по участию Образовательного центра в различных проектах области и региона – проект «Модернизация библиотеки», проект «Открытый класс», проект «Сетевая дистанционная школа», проект «Яндекс – лицей». Являюсь куратором и руководителем этих проектов в гимназии, привлекая к взаимодействию и участию других учителей, в том числе из числа молодежи.
Все эти мероприятия способствуют не только развитию функциональной информационной грамотности отдельной личности, но и повышению уровня восприимчивости к информационной культуре среды в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни в образовательном пространстве лицея
Использование здоровьесберегающих технологий в системе образования.Цель здоровьесберегающих технологий:Определение и оценка состояния здоровья и физического развития школьников 1-5 классов, оказание п...
Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что зд...
Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.2. Изучение современных технологий здоровье сбережения и внедрение современных инноваций в области физическ...
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения
Данная статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...
Программа «Формирование законопослушного поведения воспитанников в образовательном пространстве вечерней школы»
Реализация данной программы в ОУ поспособствует воспитанию правосознания и формирования законопослушного поведения школьников, призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и...
«Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»
"Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве» Цель: определение путей и способов формирования культуры здоровья обучающихся, резервов и возможностей совершенствовани...
Создание здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве
ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯОдной из главных задач нашего Центра несомненно является охрана жизни и здоровья учащихся. Условием решения задачи является использовани...