Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
проект на тему
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д. Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Инновационный образовательный проект
«Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
Горки
2016
«Важнейшая движущая сила обучения — интерес».
Платон
1. Направление реализации проекта: Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций Шурышкарского района, направленных на формирование развивающей и технологичной образовательной среды в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Название проекта: «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
3. Сроки реализации проекта: 2016-2018 гг.
4. Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были лет 10-15 назад для многих чем-то новым, сейчас никого не удивить. Их давно заменили ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, разнообразные гаджеты, устройства и т.д. Без них современная жизнь практически немыслима. Образовательная сфера старается не отставать от темпов научно-технического развития и активно внедряет новые информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательный процесс. При этом нынешние дети втянуты в виртуальный мир вне стен образовательной организации гораздо сильнее, чем в ее стенах (онлайн-игры, социальные сети и многое другое). Они способны самостоятельно овладевать многими ИКТ-компетенциями. Поэтому очевиден повышенный запрос на использование различных компьютерных инноваций в школах со стороны обучающихся и их родителей. Современная школа должна соответствовать этому запросу, учитывать факторы мотивации детей к обучению, выстраивать образовательный процесс таким образом, чтобы детям было интересно, ведь это первоочередной фактор, определяющий качество образовательной подготовки. Другой фактор – мобильность. Нынешний век характеризуется очень высокими темпами устаревания и обновления знаний. Школа должна готовить учеников, способных адаптироваться в быстро изменяющихся условиях современной жизни, формировать у детей универсальную (общую) компетентность. Все перечисленное возможно только в условиях постоянной и непрерывной модернизации учебно-воспитательного процесса, что и определяет актуальность представленного проекта, которая дополнительно подчеркивается тем, что проект может быть вписан в контекст постепенного введения федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на реализацию новых технологий и форм обучения в условиях научно-технического прогресса. Основная идея проекта базируется на том, что при продуманном и правильном использовании современных технических, виртуальных и программных средств возможно создание развивающей и технологичной образовательной среды, которая позволит формировать, поддерживать и стимулировать интерес ребенка к обучению. Средства для создания такой среды и возможности их использования раскрываются в содержании проекта, практическая значимость которого обусловлена повышением мотивации детей к обучению и качества образовательной подготовки за счет использования современных технологий. Одной из таких технологий является электронная тетрадь.
6. Цели, задачи проекта:
Наша образовательная организация имеет богатый (более 10 лет) опыт информатизации образования. Наши педагоги и обучающиеся – активные участники различных инновационных проектов и конкурсов.
Основные его цели связаны с:
1) детальным изучением современных технических и информационных средств и их внедрением в образовательный процесс;
2) созданием современных условий (развивающая и технологичная образовательная среда) для обучающихся с целью повышения их учебно-познавательной мотивации, реализации индивидуальных способностей, самоопределения;
3) формированием ключевых компетентностей в соответствии с требованиями стандарта нового поколения посредством внедрения в образовательную деятельность электронных тетрадей.
Задачи проекта:
1) изучение возможностей создания и использования электронных тетрадей в учебно-воспитательном процессе;
2) активное внедрение электронных тетрадей в практику образовательной организации;
3) отслеживание показателей качества образовательной подготовки обучающихся, уровня их мотивации к обучению, коррекция и выстраивание образовательной деятельности таким образом, чтобы обеспечивалась стабильная положительная динамика качества образования;
4) формирование у обучающихся целостных представлений (и соответствующих компетенций) о безопасном поведении в виртуальных пространствах сети Интернет;
5) создание интерактивной обучающей и воспитывающей среды на базе МБОУ «Горковская СОШ».
7. Гипотеза: если разработать и внедрить в практику работы учителей электронную рабочую тетрадь, активно применять ЭРТ в учебно–воспитательном процессе, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся, формированию общеучебных умений и навыков учеников.
8.Методы реализации: проблемно-поисковый, практический, метод научного исследования.
9. Краткое обоснование новизны проекта
Электронная тетрадь — это программа, содержащая большую базу готовых упражнений различного характера и уровня сложности по определённому учебному предмету.
ЭРТ позволит:
- разнообразить виды деятельности на уроке,
- увеличить его плотность,
- уменьшить время подготовки к урокам,
- оперативно выявить уровень усвоения учебного материала учащимися,
- осуществить повторение и закрепление слабо усвоенных тем,
- повысить мотивацию учащихся к изучению того или иного учебного предмета.
ЭРТ обладает большими возможностями:
- сама проверяет ответы ученика;
- сообщает ученику, верно выполнено задание или нет;
- даёт ещё одну попытку на выполнение задания.
Упражнения из электронной тетради можно использовать не только для индивидуальной, но и для коллективной работы. В этом случае программу нужно запустить на интерактивной доске или на экране с помощью проектора.
Преимущество электронной тетради заключается в том, что работать на уроке в ней может одновременно учитель и ученик (ученики), которым предоставлен к ней доступ. Для каждого конкретного ученика создаётся отдельная тетрадь. В результате работы с электронной тетрадью в течение учебного года, к его концу учащийся получает в личное пользование своеобразное электронное пособие-учебник, которым он сможет при необходимости воспользоваться. Применение электронной тетради значительно экономит время на уроке: ученику не приходится переписывать целые тексты и предложения для того, чтобы вставить пропущенные буквы или расставить знаки препинания. Одновременная работа с учеником позволяет учителю контролировать каждый шаг ученика, исправлять и комментировать его ошибки.
10. Ожидаемые результаты проекта. Возможность получения результатов, выходящих за рамки обязательств и имеющих опережающее значение для развитие системы образования Шурышкарского района.
К ожидаемым результатам реализации проекта можно отнести:
1) повышенный интерес обучающихся и их устойчивая мотивация к обучению с использованием электронных тетрадей;
2) высокий уровень качества образовательной подготовки обучающихся (качество знаний, степень обученности, результаты государственной итоговой аттестации, результаты участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах);
3) качество знаний обучающихся – выше среднего показателя по району;
4) устойчивые знания и навыки безопасного поведения обучающихся в виртуальных пространствах;
11. Ожидаемые эффекты проекта: В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется повышением учебно-познавательной мотивации, ростом интереса детей к изучению разных предметов, изучению современных компьютерных технологий и виртуальных платформ.
В отношении родителей (законных представителей) обучающихся важен рост учебно-познавательной мотивации детей, их интереса к обучению (за счет использования электронных тетрадей). Образовательный эффект связан с ростом качества образовательной подготовки.
Воспитательный и общественный эффекты связаны с:
1) ростом заинтересованности детей к обучению с использованием современных технических, программных и виртуальных средств (включая собственный смартфон, планшетный компьютер и т.д.), что позволит использовать эти средства не во вред ребенку, а на пользу (интеллектуальное и творческое развитие);
2) формированием у обучающихся представлений и приобретением ими компетенций, связанных с безопасным поведением (защита персональных данных, предупреждение сетевого мошенничества и т.д.) в различных виртуальных пространствах, использующих подключение к сети Интернет;
12. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта: В качестве критериев и показателей оценки результативности проекта могут выступать:
А. Количественные показатели:
1) в отношении роста интереса и учебно-познавательной мотивации обучающихся:
- доля обучающихся, пользующихся электронными учебниками, – не менее 20%;
2) в отношении повышения качества образовательной подготовки обучающихся (для групп, вовлеченных в реализацию настоящего проекта):
- доля обучающихся, демонстрирующих положительную динамику качества знаний по сравнению с предыдущими показателями (периодами, когда отсутствовало обучение, соответствующее настоящему проекту) – не менее 50%;
- качество образовательной подготовки по результатам срезовых и диагностических работ, проводимых независимыми экспертами, – не менее 50%;
- количество победителей и призеров интеллектуальных конкурсов и конкурсов исследовательских проектов разного уровня – не менее 10 человек;
- доля обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности различных типов универсальных учебных действий – не менее 50%;
Качественные показатели:
1) уровень вовлеченности обучающихся в образовательный процесс с использованием современных технологий, виртуальной среды и программных средств;
2) формирование у обучающихся комплексных навыков безопасного поведения в виртуальных пространствах.
13. Алгоритм реализации.
Описание основных мероприятий проекта по этапам:
Проект включает в себя несколько этапов реализации:
1. Разработка (изучение).
2. Внедрение и апробация проекта.
3. Распространение инновационного опыта.
Этап разработки включает в себя определение условий реализации проекта, а также изучение различных технических и программных средств, виртуальной среды и их возможностей:
1) изучение программ для создания электронных тетрадей и возможностей их использования в образовательном процессе;
2) изучение виртуальных образовательных платформ в сети Интернет, поиск оптимальных платформ с целью их использования в учебном и воспитательном процессах;
4) изучение необходимого программного и материально-технического обеспечения для использования электронных тетрадей, знакомство с комплектами электронных тетрадей;
На втором этапе (внедрение) проекта предполагается, во-первых, проведение установочных семинаров (и других мероприятий) для педагогов образовательной организации.
Основная цель – знакомство и обучение учителей предметников работе с современным техническим и программным обеспечением для дальнейшего использования в процессе обучения и воспитания детей различного возраста.
Во-вторых, на данном этапе должна быть произведена непосредственная апробация изученных технических, программных и виртуальных средств. Для этого предполагается формирование экспериментальных групп обучающихся: а) обучающиеся 5-8 классов; в) обучающиеся 9-11 классов.
Для получения результатов апробации будут проведены диагностические работы, а также анкетирования, тесты и другие мониторинговые исследования, которые позволят установить качественные и количественные показатели, достигнутые в процессе инновационной деятельности.
На втором этапе за счет освоения и апробации новых технологий и средств обучения будут проводиться интегрированные занятия по отдельным учебным предметам.
При условии успешности проекта на его третьем этапе (распространение опыта) будет проведено дальнейшее внедрение электронных тетрадей в образовательный процесс. Предполагается организация и проведение методических семинаров, в целях формирования новых профессиональных компетенций педагогов.
Кроме того, третий этап предполагает проведение семинаров для учителей Шурышкарского района в целях обмена опытом, публикацию статей по направлениям проекта.
Календарный план на период реализации проекта
№ | Этап проекта | Мероприятия проекта | Сроки | Ожидаемые результаты |
1 | Разработка (изучение) | Изучение необходимого программного и технического обеспечения для внедрения электронных тетрадей в образовательный процесс. | Ноябрь, декабрь 2016 | Совокупные знания педагогов-специалистов об организации работы с электронными тетрадями, владение всеми необходимыми техническими и программными средствами |
2 | Внедрение и апробация | Программно-техническое оснащение учебных кабинетов, подготовка к реализации задач проекта | Январь –декабрь 2017 | Готовность материально-технической базы к реализации проекта |
3 | Проведение круглого стола «Что такое электронные тетради?» для педагогов образовательной организации | Совершенствование профессиональной компетентности педагогов образовательной организации. Владение педагогами необходимыми аппаратными, техническими, виртуальными программными средствами | ||
4 | Проведение обучающего семинара «Электронные тетради и работа с ними» | |||
5 | Непосредственная апробация проекта: - внедрение электронных тетрадей в образовательный процесс, их апробация, оценка эффективности использования и отклика родительской общественности; - проведение комплекса бесед и развивающих занятий по теме «Интернет и безопасность в нем» для обучающихся всех ступеней образования; | Промежуточные результаты апробации на основании мониторинговых исследований | ||
6 | Подведение итогов апробации: круглый стол по теме «Результаты внедрения электронных тетрадей в образовательный процесс» | Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов | ||
7 | Распространение инновационного опыта | Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта | Январь-май 2018 | Методические рекомендации |
8 | Издание сборника статей «Электронные тетради в образовании» | Сборник статей | ||
9 | Разработка методических рекомендаций. | Методические рекомендации | ||
10 | Педагогическая конференция «Использование электронных тетрадей в целях создания развивающей образовательной среды» | Отчет об инновационной работе с детальным анализом результатов |
14. Перспективы развития проекта
В аспекте обученности и развития личности обучающихся:
- формирование потребности в интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
- повышение качества знаний, умений и навыков;
- динамика развития творческого мышления учащихся;
- снижение интеллектуальной перегрузки и психического напряжения на уроках.
В аспекте воспитанности и социализации школьников:
- гуманизация ценностных приоритетов школьников, проявление их в социально ценной деятельности, поступках и поведении;
- развитие самостоятельности и инициативности.
- сохранение и укрепление психического и физического здоровья;
В аспекте профессионального развития педагога:
- профессиональное вдохновение, повышение интереса к профессиональной деятельности, самосовершенствованию;
- повышение потребности в профессиональном творчестве, в освоении новых методик, технологий;
- повышение активности участия в научно-методической, исследовательской деятельности;
В аспекте развития образовательного учреждения:
- повышение качества образования, новые учебные достижения учащихся;
- повышение качества организации образовательного процесса и управления им;
- совершенствование образовательной программы;
- повышение комфортности образовательной среды;
- удовлетворённость родителей уровнем образовательных услуг образовательного учреждения;
- благоприятный микроклимат в педагогическом коллективе;
- повышение конкурентоспособности образовательного учреждения.
15. Кадровое обеспечение:
№ | ФИО | Должность | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя |
1 | Макеева Светлана Владимировна | Заместитель директора по МР, учитель географии | Руководитель проекта |
2 | Дубинина Евгения Александровна | Заместитель директора по УВР | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
3 | Шахова Юлия Юрьевна | Учитель биологии и химии | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
4 | Дейхина Ольга Александровна | Учитель английского языка | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
5 | Феллер Ольга Александровна | Учитель английского и немецкого языка | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
6 | Петрова Валентина Владимировна | Учитель математики | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
7 | Козлова Ольга Юрьевна | Учитель русского языка и литературы | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
8 | Мальцева Людмила Николаевна | Учитель информатики и ИКТ | Специалист по внедрению электронных тетрадей в образовательный процесс |
16. Основные риски и пути их минимизации:
Основные риски проекта
№ | Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1 | Отрицательные результаты апробации проекта (отрицательная динамика качества образовательной подготовки обучающихся, отсутствие роста учебно-познавательной мотивации | Организованный плановый контроль всех диагностических и мониторинговых исследований со стороны администрации образовательной организации. Эффективные изменения в области содержания и технологий образования, структуры образовательного процесса. |
2 | Неполная готовность педагогического коллектива образовательной организации к реализации проекта | Изменения в системе повышения профессиональной компетентности учителя и стимулирование инновационной творческой деятельности. Направление педагогов на курсы повышения квалификации, формирование у них новых компетенций (в частности, ИКТ-компетенций), методическое сопровождение их работы. |
3 | Технические трудности при реализации проекта | Своевременное обращение к техническому специалисту организации. Изменения в техническом и технологическом обеспечении образовательного процесса. Взаимодействие с социальными партнерами образовательной организации. |
4 | Организационно-методические трудности при реализации проекта | Взаимодействие с методическими службами района, внутренний мониторинг возникающих проблем. |
17. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации.
Предложения по распространению результатов проекта и обеспечению устойчивости
№ | Предложения | Механизмы реализации |
1 | Проведение муниципальных методических семинаров по темам настоящего проекта | Приглашение педагогов района к участию. |
2 | Издание сборника статей «Электронные тетради в образовании» | Взаимодействие с Управлением образования |
3 | Разработка методических рекомендаций. | Взаимодействие с Управлением образования |
4 | Педагогическая конференция «Использование электронных тетрадей в целях создания развивающей образовательной среды» | Приглашение педагогов района к участию. |
5 | Дальнейшее использование изученных средств и технологий | Деятельность педагогического коллектива |
Внедрение электронных тетрадей в учебный процесс это условие повышения качества обучения, новая подача материала и новое мышление творческого человека; это технологии, позволяющие современному школьнику соответствовать духу времени, его потребностям.
Литература:
1. Замов Л. В. «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
2. Дзюбенко А. А. Новые информационные технологии в образовании. — М., 2007. — 104 с.
3. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2009. — 158 с.
4. Тунцева А. Ю. Виртуальная электронная тетрадь как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 376-378.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
Круглый стол: «Формирование ключевых компетентностей обучающихся в рамках мотивационной системы, имеющей место в образовательном процессе».
Вопрос о мотивации учения естьвопрос о процессе самого учения.П.Я. Гальперин...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
Инновационный образовательный проект "Интерактивные тетради как эффективный метод повышения мотивации к изучению английского языка"
Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно моти...