Пути формирования информационной культуры обучающихся иностранному языку
учебно-методический материал по английскому языку (9 класс)
1. Требования к современному человеку и образованию.
2. Информационная культура.
3. Способы формирования информационной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пути формирования информационной культуры обучающихся иностранному языку» |
Оглавление
1. Требования к современному человеку и образованию 4
3. Способы формирования информационной культуры 9
Введение
Становление информационной цивилизации с бурным развитием техники и технологий повлекло значительные изменения в жизни каждого человека. Быть компетентным в своей деятельности, подготовиться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в насыщенной новой техникой и технологиями информационной среде, научиться эффективно использовать возможности этой среды и защищаться от негативных воздействий, быть способным конкурировать на рынке труда – задача, которая становится сейчас перед каждым. Решить ее самостоятельно практически невозможно. Большое значение в формировании информационной культуры имеет образование, которое должно формировать нового специалиста информационного сообщества, обладающего следующими умениями и навыками: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее. Логика развития информационной культуры определяется процессом обучения и уровнем образованности.
Объект настоящего исследования – обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихся старших классов при изучении иностранного языка.
Предмет исследования – использование ИКТ как важнейший фактор формирования информационной культуры.
Основными методами исследования стали: анализ научной литературы по теме; анализ материалов прессы.
1. Требования к современному человеку и образованию
В современном мире общество предъявляет очень высокие требования к человеку. Вследствие этого, современное образование ориентировано не только на формирование у человека целостной системы знаний, умений и навыков, но и на развитие его личности, его созидательных и познавательных способностей, способности к самостоятельной деятельности, личной ответственности, то есть ключевых компетентностей.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «культура» и «компетентность».
Культура – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
Образовательная культура – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности в соответствии с нормами морали.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Таким образом, школа должна обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательная информационная культура ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.
2. Информационная культура
В век информационных технологий человеку приходится постоянно сталкиваться с информацией, представленной в разного рода знаковых системах: текст, таблица, аудиовизуальный ряд. Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день. Одним из таких направлений является развитие информационной культуры в рамках компетентностного подхода.
Информационная культура – это комплекс знаний и умений при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Информационная культура служит для создания условий для развития члена информационного общества, способного оперативно реагировать на появление новых знаний, использовать информацию для достижения целей, приспосабливаться к динамике информационного пространства. Она является необходимым условием реализации таких личностных смыслов ученика как: необходимость при получении высшего и профессионального образования; становление и рост в профессиональной сфере, успешность в бизнесе и карьере.
В круг информационной культуры входят все реальные объекты окружающей действительности, источники информации: книги, СМИ, аудио, видео-, копировальная, множительная техника, цифровые носители, Интернет.
Информационная культура тесно связана со знанием языка, особенностей функционирования речи, закономерностей строения текста и расположения в нем информации; закономерностей построения графиков, диаграмм, составления таблиц, схем; структуры печатных изданий, библиотечных каталогов; разновидностей СМИ, возможностей электронной техники.
Информационная культура способствует формированию:
- знаний правовых норм работы с информацией;
- знаний принципов работы с информацией;
- представления об информации как общем ресурсе, обладающем свойствами, правами доступа и зависящем от носителя;
- навыков работы с сервисами Интернет и другими источниками информации;
- умения грамотно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии список источников информации об изучаемом объекте;
- навыка выбора источника информации исходя из сроков выполнения задания;
- представления о правилах ведения обычной и электронной переписки и общения;
- умения организовать свою деятельность для получения информации по оговоренной теме;
- умения работать с информацией, представленной в электронном виде (информационные технологии);
- компьютерной грамотности (WWW, поисковая система, форум);
- умения работать с носителями информации (дискета, CD-диск, flash-память).
Минимальный опыт деятельности ученика, необходимый для формирования информационной культуры должен быть следующим:
- опыт анализа текстов различных стилей и различного содержания, а также создание собственных текстов учебного и практического характера;
- поиск необходимой литературы в библиотеке, поиск материала по заданной теме в СМИ, прослушивание и анализ аудиозаписей, просмотр и анализ видеопрограмм;
- создание поисковых и исследовательских работ в заданном или произвольно выбранном формате;
- опыт работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами.
Формирование информационной культуры проявляется при выполнении заданий поискового характера на уроке и во внеклассной работе, творческих и исследовательских работ, подготовке докладов, выступлений, сообщений, проектных работ.
Информационная культура наиболее интенсивно проявляется на уроках информатики и гуманитарного цикла (практически в любой теме и любом разделе), далее – по степени убывания: естественнонаучные предметы, точные науки, технология и физическая.
Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой культуры. На уроках английского языка учащиеся часто получают проектные и творческие задания, постоянно работают с текстами. Они обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для раскрытия темы. Естественно, что для выполнения подобного задания ученики прибегают к помощи современных СМИ, таким способом совершенствуя свою информационную компетенцию.
К примеру, работая над написанием эссе на тему «Person I admire» («Личность, которой я восхищаюсь»), учащиеся пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звезд», которые часто являются их кумирами. Дети с удовольствием обмениваются информацией по данной теме.
3. Способы формирования информационной культуры
Для проведения интересных, познавательных уроков на помощь современному учителю приходят презентации, ресурсы сети Интернет, электронные учебники и словари, интерактивные упражнения, мультимедиа технологии. Эти средства одновременно способствуют формированию информационных знаний и умений школьников, развитию их информационной культуры. Учащиеся получают информацию из разных источников, что позволяет учителю воздействовать на различные каналы восприятия учеников, повышая тем самым повышая мотивацию обучающихся в решении обсуждаемых проблем, давая стимул к последующей поисковой активности обучающихся. Учитель, таким образом, развивает культуру восприятия информации, полученную в различных формах. Для формирования информационной культуры обучающихся учитель может использовать следующие приемы в обучении.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний учащихся. Активное включение школьника в создание проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Если говорить о формировании информационной культуры, то при работе над проектом ученики занимаются поиском информации, анализом полученной информации, учатся использовать полученные данные в необходимом формате (перекодировка информации), создают продукт, тем самым сохраняя информацию. Это могут быть работы различного характера — от информационных сообщений до небольших исследований.
Медиаобразование это одно из самых действенных средств развития личности школьника. Выпуск школьного периодического издания на английском языке включается в систему школьного медиаобразования, целью которого является подготовка школьников к жизни в современных информационно-коммуникационных условиях, к восприятию массовой информации, ее пониманию, ее критическому анализу, к осознанию последствий ее воздействия как на общество в целом, так и на отдельные группы и индивидуумы. Урок с мультимедийной поддержкой в рамках метода информационных технологий, безусловно, способствует усилению эффективности учебного процесса.
Интерактивные уроки не оставляют равнодушными даже учеников с отставаниями в программе, стимулируя их познавательную активность. Так, интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и учеников, а также способствует становлению информационной культуры учащихся. С ее помощью можно значительно разнообразить процесс обучения. Например, учитель сообщает новую информацию, используя параллельно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы, в зависимости от плана урока. На интерактивной доске можно писать и делать пометки поверх всех материалов. Кроме того, любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыку помогут обучающимся хорошо усвоить и закрепить учебный материал.
Такой прием, как самостоятельный поиск информации по предварительному заданию, для решения которого ученики используют средства массовой информации и медиатеку школы, по моим наблюдениям, также привлекает учеников возможностью выйти за рамки учебной программы, а также возможностью решать задачу самостоятельно, именно тем способом, который нравится ученику.
Таким образом, существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися рядом универсальных учебных действий, одна из которых – информационная культура, для формирования которой и служат данные приемы.
Заключение
Информационная культура проявляется в приобретении школьниками умений и навыков искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. В настоящее время имеется доступ к разного рода информации, иногда псевдонаучной, поэтому важно, чтобы учащиеся научились ориентироваться в информационных потоках, умели выделять в них главное и достоверное. Прекрасные условия для формирования информационной культуры создаются при чтении газет на иностранном языке. Живой интерес учеников к подлинной и актуальной информации из разных сфер жизни способствует лучшему усвоению иноязычного материала.
На сегодняшний день у нас есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. В основе этой культуры должны лежать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умения самостоятельно осуществлять поиск информации, ориентироваться в информационных потоках, оценивать информацию с точки зрения ее значимости, полноты. Информационная культура приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. На данном этапе она еще является показателем профессиональной культуры, но специалисты прогнозируют, что со временем она станет важным фактором развития каждой личности. Принимая во внимание принципы организации работы по формированию информационной культуры личности, а также условия способствующие повышению эффективности в решении данной проблемы, возможно грамотно построить образовательный процесс. А интегрируя возможности образования и достижения науки и техники можно говорить об успешности решения задачи по формированию информационной культуры.
Список литературы:
- Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / авт.-сост. А.Г. Штарина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Крайнова И. Е. Формирование информационной культуры на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 461-463. — URL https://moluch.ru/archive/98/21900/
- Кирсанова, О.Ф. Использование аутентичных материалов на уроках английского языка как средства формирования иноязычной культурологической компетенции / О.Ф. Кирсанова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание иностранных языков. – М.: «Первое сентября», 2011.
- Уразова А. В. Роль образования в формировании информационной культуры личности // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.1. — С. 261-263. — URL https://moluch.ru/archive/16/1583/
- Фишман, И.С. Подходы к оценке уровня сформарованности ключевых компетенций учащихся. / И.С. Фишман //Методист. 2007. - № 2, №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования информационно-технологической культуры
Вступление в информационный век самым существенным образом оказало влияние на систему профессионального образования. Умение осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях компьютерных и ко...
Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)
ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...
Формирование информационной культуры родителей обучающихся как условие эффективности семейного воспитание.
В статье описывается опыт повышения информационной культуры родителей обучающихся....
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся
Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КВЕСТОВ
Автор кратко представил опыт использования образовательных квестов в процессе формирования информационной культуры на всех уровнях обучения....