Формирование информационно-технологической компетентности учащихся
статья по теме

Давыдова Наталия Ивановна

Сегодня много разговоров ведётся вокруг понятия - компетентность. И это не случайно - речь идет о единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Руководитель РМО учителей информатики

Давыдова Н.И.

Сегодня много разговоров ведётся вокруг понятия - компетентность. И это не случайно - речь идет о единице измерения образованности человека, т.к. знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

Если бы мы видели вопросы тестов, с помощью которых у наших девятиклассников проверяют эту самую компетентность, то смогли бы понять, что международные эксперты не собираются проверять компетентность с помощью вопросов из учебников информатики. Они задают детям практические задачи из разных предметных областей. И если дети не видят, как можно применить инструментарий из информатики - то они и не продемонстрируют ИКТ-компетентность. Растворение предмета информатики - не есть отказ от него! Инструменты для того и изучают, чтобы научиться ими пользоваться.

А.А. Кузнецов, С.И. Бешенков, Ракитина в своей статье «СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ИНФОРМАТИКИ: ОТ ЭЛЕМЕНТОВ К СИСТЕМЕ» сформулировали основные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса информатики:

  • компетенция в сфере информационно-аналитической деятельности;
  • компетенция в сфере познавательной деятельности;
  • компетенция в сфере коммуникативной деятельности;
  •  технологическая компетенция;
  •  компетенция в области техникознания (техническая компетентность);
  • компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.

Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы

Н. Д. Угринович (170 час: 7 – 34, 8 – 68, 9 – 68)

Вооружившись перечисленными компетенциями, я взглянула на программу базового курса по Угриновичу с точки зрения того, формирует ли она необходимые слагаемые информационной компетентности будущего выпускника основной школы. И сделала следующие выводы.

Приоритетными объектами изучения информатики в основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Пример 1. Электронные таблицы. Графическое решение системы уравнений.

Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на:

  • реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов;
  • освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;
  • овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

-        структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Формирование информационной компетентности выпускника через:

Метод проектов

Метод проектов это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Смысл метода проекта в том, что в процессе получения знаний приобретаются знания и умения, а также присутствует осязаемый конечный результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

Учитель, практикующий данную технологию должен изначально определить типологию проекта, т.е. доминирующую в проекте деятельность, предметно – содержательную область, характер координации проекта, количество участников проекта, продолжительность его выполнения.

Кроме этого он должен выполнить ряд последовательных действий, а именно:

  • определить проблему, которая требует однозначного решения;
  • определить теоретическую и познавательную значимость этой проблемы;
  • организовать деятельность учащихся (например, разбить на группы и определить роль каждого в ней);
  • оказать помощь в структурировании материала;
  • помочь в выборе оформления результатов исследования;
  • подвести итоги, сделать выводы.

Во время работы над проектом учащиеся учатся:

  • работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
  • находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
  • правильно организовывать работу в группах, на примере собственной группы;
  • структурировать найденный материал;
  • оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
  • представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
  • мыслить творчески с учетом направленности на конечный результат;
  • искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.

Элективные курсы

Многие выпускники нашей гимназии, учась в технических вузах, имеют серьезные проблемы с черчением. Раньше в 8 классе велись уроки рисования с элементами черчения. Но так как у нас гуманитарная гимназия, то со временем черчение убрали, оставили только рисование.

Элективный курс «Черчение» позволит решить не только эту проблему, но, мы в этом уверены, и проблему квалифицированных рабочих кадров. Ученики должны знать, что квалифицированный рабочий (токарь, слесарь) – элита рабочего класса России. Рабочий уже не стоит у станка в замасленной спецовке, а работает на станке с числовым программным управлением (ЧПУ).

Программная поддержка курса – система компьютерного черчения КОМПАС

Радуйтесь малому количеству компьютеров  в классе

Многие учителя жалуются на то, что на уроке за компьютером работают 2-3 ученика. В современном мире очень важна социальная компетентность - а это и способность к кооперации, к распределению деятельности, к взаимной ответственности, и т.д., и т.п.

Почему в других обстоятельствах всегда говорим о большей эффективности групповой работы по сравнению с индивидуальной и фронтальной, а тут вдруг ее испугались? Радоваться надо в таком контексте тому, что у нас мало компьютеров. Махровый индивидуализм только усугубится, если каждый уткнется в свой компьютер. Поэтому, если не готовы дети работать в группе - это педагогический брак, с этого и надо начинать. А компьютер - всего лишь средство, в данном случае - для группового взаимодействия.

Помогает решить эту проблему и применение на уроке метода проектов. Три человека, которые работают над одним проектом за одним компьютером - оптимальный вариант. Эффективность не страдает. Сильный подтягивает слабого. Попробуйте сконструировать свои уроки в этом ключе. Организуйте деятельность детей на уроке по-другому, и проблема нехватки компьютеров станет вашей творческой находкой.

Заключение

Главный ресурс становления компетентностного подхода – учитель. Мотивация учителя, его личностные и профессиональные возможности – это является решающим условием введения компетентностного подхода. Значит, учитель должен в совершенстве владеть ключевыми компетенциями. И этому надо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся

Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...

Формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся на уроках физики

здесь даны рекомендации для учителя по формированию учебно-исследовательской компетентности учащися на уроках физики...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Информационно-коммуникативная компетентность как качестволичностиИзменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании целей и результативности обучения, к разработк...

Формирование учебно - познавательной компетентности учащихся через проектную деятельность

Материал статьи закомит с направлениями работы педага по формированию учебно-познавательной компетентности учащихся...

«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".

Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....