Ноктюрн ми минор, Ф.Шопен, краткий анализ.
методическая разработка по музыке (6 класс)

Филаева Елена Викторовна

В данной работе дается анализ  произведения "Ноктюрн ми минор" Ф.Шопена. Определяется образ и музыкальные средства, используемые для создания данного образа.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учителя музыки Филаевой Е.В.

ГБОУ гимназия № 399 Красносельского района

Анализ художественного образа:

 Фредерик Шопен «Ноктюрн ми минор»

Установка на первичное целостное прослушивание:

Внимательно вслушайтесь в музыку: какое настроение она передает?

Какой образ рождается у вас в сознании?

После первого прослушивания:

1.Какое настроение выражает эта музыка? (меланхолии и задумчивости, с оттенками грусти, местами эмоциональные порывы)

2.Какой образ появляется у вас в воображении, когда вы слушаете эту музыку?

(образ человека, переживающего эмоциональное потрясение, поглощённого свои мыслями и воспоминаниями)

3. Всё верно, тогда скажите, а когда человек может придаться воспоминаниям, размышлениям? (Когда остается один, в тишине, когда никто его не отвлекает)

4. Верно, а как вы думаете в какое время суток, у человека появляется возможность остаться наедине с собой, с своими мыслями? (Скорее всего ночью)

Действительно, Шопен не случайно выбрал жанр ноктюрна (от латинского nocturnus – ночной) –  изначально это музыкальное произведение, которое передает настроение ночи, часто с мечтательным, меланхоличным или созерцательным характером.

Основные черты ноктюрна: лиричность, мягкость звучания, медленный или умеренный темп, часто используется арпеджио и мелодические украшения. Всё то, что мы и услышали в данном ноктюрне.

5.Тогда скажите, если композитор стремится передать ночь, подражая звукам ночи, тихому шелесту листьев, дуновению ветерка и т.д, как называется такая музыка? (Изобразительная.)

3. Но у Шопена является ли эта музыка по своему содержанию изобразительной, если мы определили, что образом является человек наедине со своими воспоминаниями, переживаниями, эмоциональными всплесками? (Нет, она выразительная, т.к выражает чувства и эмоции человека.)

Всё верно, ми минорный ноктюрн Шопена является выразительным произведением. Он фокусируется на передаче эмоций, настроений и внутреннего состояния, он наполнен меланхолией, грустью и глубокими эмоциями.

Ми-минорный ноктюрн (Op. 72, No. 1) Фредерика Шопена является одним из его поздних напечатанных произведений. Хотя создан он был примерно в 1827 году, когда Шопену было всего 17 лет.

 

1.Теперь при прослушивании 1 части обратите внимание какой образ у вас возникает в первом предложении? (образ печального размышления)

Повторное фрагментарное прослушивание:

2. Да, действительно, а как вы думаете почему звучит в начале именно такая музыка? (Возможно потому что, оставшись один в ночной тиши он начинает вспоминать грустные события из своей жизни)

3. Все верно. А теперь определите настроение 2 предложения? (более экспрессивные и динамичные)

Повторное фрагментарное прослушивание: 

4. Вено, тогда скажите почему, находясь в том же месте, так же наедине с собой, но Шопен в музыке показывает совершенно другие эмоции. (Возможно воспоминания становятся более яркие, более болезненные для героя)

5.Хорошо, тогда прослушайте ещё раз 1 часть и определите какими музыкальными средствами Шопен подчеркивает разное состояние героя? (Образ печального размышления создается за счет медленного темпа, плавной распевной мелодии и однотипного арпеджированного аккомпанемента, тихой динамикой. Более эмоциональный, экспрессивный образ создается усилением динамики, ускорением темпа, мелодия играется в октаву.)

Повторное фрагментарное прослушивание: 

6. Замечательно. Теперь прослушайте 2 часть определите образ данной части. (светлая радость, нежность и трепетность, но к концу более экспрессивная)

Повторное фрагментарное прослушивание:

7. Вы правы, тогда с чем связано появление данного настроения (Скорее всего, его воспоминания относятся какой-то девушки, которую он очень любил, поэтому музыка наполнена трепетом и нежностью, а экспрессия появляется, когда он вспоминает трагические моменты, связанные с ней. Возможно они расстались или что-то случилось)

Да, ребята, вы правы. В те годы Шопен переживал сложные периоды в личной жизни, включая разрыв отношений с Марией Водзиньской, что и оказало влияние на настроение и содержание его музыки.

Выявление главной идеи произведения:

  1. Теперь, ребята, ещё раз послушайте всё произведение и определите главную идею этого сочинения? (Основная идея ноктюрна, возможно, заключается в передаче чувств одиночества, печали и размышления о прошлом.)
  2. Обратите внимание как заканчивается данное произведение, как вы думаете почему? (Заканчивается очень светло, тихо, нежно и спокойно. Как будто автор хочет сохранить это хрупкий, призрачный образ его любимой в своей душе, хочет запечатлеть на всегда счастливый момент их отношений)

Повторное целостное прослушивание:

Определение позиции автора:

Значит образом данного произведения, являются внутренние переживания самого автора? Тогда как вы думает, как автор относится к созданному образу? (очень трепетно и бережно, не равнодушно)

Нахождение в произведении личностного смысла:

1.Что открыло для вас это произведение, и над какими мыслями оно заставило вас задуматься?

(Что любовь может приносить человеку разные чувства, и радость, и боль, и трепет, и разочарование, но умение сохранить в себе всё светлое и чистое ни смотря не на кике испытания, есть высший дар.)

Ну, что ж ребята, вы правы, оставаться чистым и светлым с любовью в душе, это действительно дар. И я надеюсь, что он будет с вами. Благодаря таким произведениям как Ноктюрн Шопена пусть ваш внутренний становится более светлым и чистым. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий анализ проектов и программ работы поста формирования ЗОЖ за 2012/2013 уч. год.

Анализ проведенной работы выявил следующие проблемы: Слабой стороной работы по профилактике вредных привычек является: работа с родителями, проблемы и специфика нашего социума доступность приобретения...

Краткий анализ урока английского языка

В данном материале представлен краткий анализ  урока английского языка во 2 классе(первый год обучения  языку)...

Краткий анализ объединения «Павловск+»

Краткий анализ объединения «Павловск+» Происходящие сегодня явления и события требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки,...

Методическая разработка. Краткий анализ пробного ОГЭ по географии.

Примерный план работы учителя-географии____________________ОУ №__________, по повышению эффективности подготовки к государственной аттестации в формате ОГЭ в 9-х классах(ГЕОГРАФИЯ)  1. Содер...

Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе.

В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы....

Исследовательская статья Фонда редкой книги (ФРК) с кратким анализом литературного памятника

Фонд Отдела редкой книги формировался из разных источников: из Отдела особых фондов, обменно-резервного фонда, русского и иностранного фондов основного хранения и др....

Примеры применения и краткий анализ успешности выбранной методики разноуровневого обучения в школе

Примеры применения и краткий анализ успешности выбранной методики разноурвневого обучения в школе...