Технологическая карта урока по учебному предмету "Музыка" для 5 класса, на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетенции (ТРИИК).
методическая разработка по музыке (5 класс)

Учебник: МУЗЫКА, 5 класс,  Сергеева Г.П.,  Критская Е.Д., М. «Просвещение», 2024.

 

Для урока музыки данную технологию считаю наиболее значимой,  в ней прослеживаются разделы – самоопределение в деятельности, учебно – познавательная, интеллектуально – преобразовательная деятельности и рефлексия.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по учебному предмету «Музыка» для 5 класса, на основе

технологии развития информационно – интеллектуальной компетенции (ТРИИК).

Учебник: МУЗЫКА, 5 класс, Сергеева Г.П., Критская Е.Д., М. «Просвещение», 2024

Данная технология развития информационно – интеллектуальной компетенции (ТРИИК) разработана заместителями директора школ г. Санкт Петербурга №675, № 683, № 569 Санкт - Петербурга Панфиловой Л.Г., Матвеевой Т.Е., Сапон С.А.).

Для урока музыки данную технологию считаю наиболее значимой, в ней прослеживаются разделы – самоопределение в деятельности, учебно – познавательная, интеллектуально – преобразовательная деятельности и рефлексия.

Технологическая карта урока в 5 классе (по ТРИИК)

Тема

Импрессионизм в музыке и живописи

Цели

Раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в музыке и живописи

Основное содержание темы

Прослушивание фрагментов «Диалог ветра с морем» (симф. Сюита «Море») К. Дебюсси и «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. А. Римского – Корсакова. Сравнение. Различие и общее.

Подобрать иллюстрацию к музыкальному фрагменту в учебнике.

Клод Моне. Впечатления. Восход солнца. Средства выразительности, воплощения.

Характеристика – импрессионизм.

Сравнение – произведений К. Дебюсси. Ассоциации для синквейна. Рисунок «Лунный свет» - импрессионизм, впечатление.

Клод Моне. Руанский собор, П. Пикассо, Три музыканта. Ассоциации для синквейна.

Песни Г. Струве «Музыка»

Термины и понятия

Импрессионизм (фр. впечатления) – мимолетные впечатления от реально существующего мира

Методы работы с информацией

Работа с учебником, рабочей тетрадью, текстами музыкальными и изо, Интернет - ресурсы

Планируемый результат

Личностные умения:

Самоопределение: мотивация учения, проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения,

Нравственно – этическое оценивание: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор

Метапредметные умения:

Познавательные

- формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ, выбор критериев для сравнения, построение цепи рассуждений, доказательство,

Регулятивные

-целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Коммуникативные

- оценка действий партнера с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные

умения

-выявлять общность и взаимосвязь музыки и ИЗО,

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и ИЗО,

Владеть музыкальными терминами и понятиями,

-проявлять эмоциональную отзывчивость,

-исполнять эмоционально песню,

-анализировать и обобщать связи музыки и ИЗО.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Предмет: музыка, ИЗО,

Тема: Импрессионизм

Информационный материал:

Музыкальные произведения: «Океан-море синее». Вступление к опере «Садко» Н. А. Римского – Корсакова.

К. Дебюсси «Диалог ветра с морем»,

«Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», «Кукольный кэк –уок».

Иллюстрации к операм

Н.А. Римского - Корсакова:

В. Кукулиев «Садко», «Снегурочка», И. Билибин «Сказка о царе Салтане», М. Врубель «Царевна Лебедь»

Клод Моне

Впечатление. Восход солнца.

Руанский собор в полдень.

Пабло Пикассо

Три музыканта.

Наглядный материал: презентация (в классах повышенного уровня)

Раздаточный материал: учебник (стр. 140-143), рабочая тетрадь (стр.64-65)

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Технология изучения темы

1 этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый

результат

Мотивировать учащихся к изучению новой темы, сформировать потребность к определению цели урока. Развитие самостоятельного мышления.

Сравнивать музыку и живопись.

Сравнение произведений.

? - какие средства музыкальной выразительности и ИЗО перекликаются друг с другом (лад – колорит, тембр – цвет)

? - найти общее.

? - какие книжные иллюстрации Н. А. Римского - Корсакова наиболее музыкальны (выбрать близкую репродукцию к музыкальному фрагменту – рабочая тетрадь, стр – 64-65

? – в какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой впечатления от нее

Личностные умения:

- определить ср- ва муз. выразительности и изобразительного искусства

- оценивать собственные возможности

П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на знание, понимание, умение и методы работы с информацией

Планируемый

результат

Актуализировать знания

Научить:

сопоставлять эскизы картин, анализировать средства живописи

Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

Учебник – стр.14.

Клод Моне. Впечатления. Восход солнца.

Средства воплощения содержания картины.

Ответить на ?

Что является центром,

В каком направлении поднимается солнце,

В какие тона окрашивает солнце воду и небо,

Как художник изображает лодки и суда.

Импрессионизм – формулировка понятия. Импрессионизм (фр. впечатления) – мимолетные впечатления от реально существующего мира

Ваше впечатление от картины – запишите ассоциацию - 1 существительное

Умения:

Понимать средства воплощения в содержании картины,

коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

(информационный, импровизационный, эвристический)

Планируемый

результат

Стимулировать интерес к новому стилю в музыке и ИЗО- импрессионизму

Научить: слышать в музыке, понимать в изобразительном искусстве новый стиль искусства

Эпиграф на доске:

«Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней» К. Моне.

К. Дебюсси дает название прелюдиям:

«Запахи и звуки реют в вечернем воздухе», «Что видел западный ветер», «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Кукольный кек – уок», а указания темпа – «вполголоса», «шепотом», «напевая».

Выбор варианта задания

В тетради записать ассоциацию – 2 прилагательных.

Выбор способа д-ти:

Картины К. Моне и П. Пикассо – ассоциации 3 глагола

Самоорганизация

Задание:

Изобразите услышанное.

К.Дебюсси «Лунный свет»

(ребята показывают работы)

- Какой образ лег в основу этой картины?

(Примечание: Все работы будут правильными, т.к. это впечатление от услышанного – импрессионизм.

Все виды умений

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат д-ти

Научить оценивать

результат

  1. задание на самоанализ
  2. задание на самооценку

Исполнение песни «Музыка» Г. Струве.

В чем сущность импрессионизма?- запишите синоним слова - импрессионизм

Пение в образе, с соответствующими интонациями.

? есть ли что-то, что объединяет жанры музыки и ИЗО

В них важен не столько сюжет, сколько чувства, ощущения, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. Музыка и живопись очень дополняют друг друга

Самоанализ и самооценка

учителя

Соотнести результат

с целью

Оценить результат

Цели темы и

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы достигнуты

Заключение.

При разработке технологической карты к уроку в 5 классе «Импрессионизм в музыке и живописи» (учебник «Музыка» и творческая тетрадь «Музыка» Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской) мной проработан теоретический материал по теме «метапредметность». Планируемые результаты – личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и предметные на данном уроке решали учебно – познавательные и учебно – практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции которые осваивали обучающие в ходе данного урока.

Данный урок – это урок открытия нового знания. Он сохранил деятельностную цель, за счет включения новых элементов расширил понятийную и информационно- содержательную базу обучающихся. В ходе урока произошли изменения:

на этапе самоопределения и мотивации к деятельности обучающиеся проявляют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к учебно-познавательной деятельности, принимают и сохраняют учебное задание, соотносят в рамках изучаемой темы известное с неизвестным (критерии – ответы на проблемные вопросы, при рассмотрении иллюстраций – находят иллюстрацию, соответствующую заданию)

Через вопрос: «В какой музыке ярко разворачивается сама жизнь морской стихии, а в какой впечатления от нее?» подходим к этапу

учебно – познавательной деятельности. Рассматривая картину К. Моне «Впечатления. Восход солнца», обучающиеся раскрывают суть картины. Совместно с учителем дают определение художественному стилю «Импрессионизм». Записывают в тетрадь свое впечатление от картины ассоциацию – 1 существительное. На этом этапе:

Познавательные действия: осуществляют поиск информации в соответствии с учебным заданием, выделяют существенную информацию, определятют значение и смысл термина, формулируют вопросы и ответы, строят рассуждения, выводы, доказательства.

Регулятивные умения: адекватно оценивают и корректируют действия по выполнению задания.

Коммуникативные умения: слушают и слышат собеседников, учитывают разные мнения и действуют согласованно, строят монологические высказывания и вступают в диалог.

На этапе интеллектуально – преобразовательной деятельности –читают эпиграф К. Моне, обращают внимание на необычность названий произведений, на особенности обозначения темпа (шепотом, вполголоса), слушают произведение К. Дебюсси «Лунный свет». Рисуют свою иллюстрацию. Записывают 2 прилагательных – ассоциации. Рассматривают картины К. Моне и П. Пикассо, записывают 3 глагола. На этом этапе:

Познавательные умения: осуществляют расширенный поиск информации, создают самостоятельно способы решения ситуативного задания, создают творческий продукт, предъявляют информацию в различных языковых формах (рисунок, устно),

Регулятивные умения: преодолевают затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели).

Коммуникативные умения: формулируют собственное мнение и позицию, формулируют вопросы, понятные собеседнику.

На этапе рефлексия: исполняют знакомую песню Г Струве «Музыка» и записывают цитату, высказывание и впечатление об уроке. Получают заключительное задание, чтобы дописать синквейн (слово синоним «Импрессионизм». Оценивают урок и свою работу на уроке (на «5» - 9 человек, «4» - 6 человек, «3 – 2 человека).

Личностные умения: проявляли интерес к учебной теме, проявляли творчество при выполнении заданий.

В связи с большим объемом материала (музыкального, изобразительного искусства) прослушивание произведения «Кукольного кек- уок» перенесено на следующий урок. Синквейн в ходе урока дописали не все обучающиеся, данный вид работы также перенесли. Не смотря на это, выдержан положенный алгоритм всех этапов данного вида урока, при этом урок музыка дан как урок искусства, творческий, эмоциональный.

Библиография

[1] Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5- 7 классы // Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – С. 4 – 6.

[2] Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5- 7 классы // Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – С.7.

[3] Сборник рабочих программ. Музыка. Искусство. 5 – 9 классы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. М.: Просвещение, 2011. - С.3.

Приложение

Выразительные средства музыки и живописи

Мелодия

Линия

Лад

Колорит

Метроритм

Ритм

Тембр

Цвет

Форма

Композиция

«Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней»

К. Моне

Руанский собор в полдень К Клод Моне. Руанский собор

Клод Бебюсси.jpg Клод Дебюсси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Конспект урока по физической культуре:Спринтерский бег. По "Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности педагога" (ТРИИК).

Цели  Сформировать представление о технике спринтерского бега.Ввести нормативы в спринтерском беге.Научить использовать приобретенные знания для достижения высоких результатовОсновное содержание ...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...

Технологическая карта урока математики в 6 классе с использованием технологии смешанного обучения

Модель смешанного обучения – ротация станций.Данная модель одна из востребованных моделей в современной школе. И вот как она выглядит&helli...

Технологическая карта урока химии в 10 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме «Спирты».

Описание материала: предлагаю вам технологическую карту  урока по химии с использованием элементов технологии проблемного обучения для обучающихся 10 класса естественнонаучного профиля, разработа...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, со...