Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для УМК Агафонова В.Г И формирует у учащихся понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_embrion_i_postemb_razvitie.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:
Класс: 10
Тема: Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп. Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства»
Цель урока: формирование у учащихся понимания понятий и явлений: «эмбриональное развитие», «онтогенез»,«постэмбриональное период развития», «непрямое и прямое развитие».
Задачи: Обучающие
-Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов;
- Систематизировать знания особенностях эмбрионального и постэмбрионального развития;
- Познакомить с понятиями «эмбриональное развитие», «онтогенез», «виды постэмбрионального развития», «стадии постэмбрионального развития», ««непрямое и прямое развитие»;
- Продолжить формировать познавательный интерес.
Развивающие:
- Создать условия для развития творческих способностей, дедукционное и индукционное мышление;
- Способствовать развитию умения работатьв группе и с источниками информации.
Воспитательные:
- Продолжить формирование ценности жизни и ее проявления.
- Подвести к выводу о неразрывности связи жизни человекаи живой природы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научиться выделять отличительные признаки эмбрионального и постэмбрионального развития, его закономерности и продолжительность у различных организмов
Метапредметные: Познавательные:
научиться ориентироваться в источниках информации, находить и использовать нужную информацию; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь другого человека; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре; ставить вопросы, выражать свои мысли.
Регулятивные: научаться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию своих знаний;
Личностные: научатся осознавать единство и целостность мира; выстраивать собственное целостное мировоззрение; личностное самоопределение.
Учащийся должен знать: особенности эмбрионального и постэмбрионального развития, виды , этапы.
Учащиеся должны уметь: называть признаки онтогенеза, сравнивать и находить отличия и преимущества прямого и непрямого типа развития, анализировать и обобщать теоретический материал данной темы.
Тип урока комбинированный.
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1 | Организационный | 1. Приветствует обучающихся. 2. Проверяет готовность к работе. 3. Проверяет наличие учебных принадлежностей | 1.Приветствуют 2.Проверяют готовность | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности |
2 | Проверка знаний учащихся | Для всех «Вставьте пропущенные слова» Для одаренных – ответ у доски с анимацией «Двойное оплодотворение растений» Работа у доски «Составь схему» | Выполняют работу. Взаимопроверка. Оценивание. Заполняют лист оценивания. | Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности. Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
3 | Мотивация и стимулирование | Обращает внимание учащихся на эпиграф на слайде. Российской Академии К.М.Бэр. В 1828 году опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки происходящий процесс совпадает с клеточным циклом, т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти. У многоклеточных видов размножающихся бесполым путем, данный процесс начинается с выделения группы клеток материнского организма (почкование гидры), которые делясь митозом, формируют новую особь со всеми ее системами и органами. У тех видов, которые размножаются половым путем, этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы. Подводит к формулировке темы урока. «Развитие живых организмов» На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке. | Высказывают свое мнение. 1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить о каком процессе идет речь. 2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. 3. Ставят перед собой цели и задачи: - Расширить и углубить знания о роли эмбрионального и постэмбрионального развития в жизни живых организмов; -Познакомиться с основными понятиями. | Познавательные: выделение и формирование познавательной цели; Регуляторные: анализирование условий достижений целей; Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью. |
4 | Актуализация знаний | -Онтогене́з— индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. Работа в группах: 1 группа- изучает стадию «Дробление», видео-сюжет 2 группа- изучает стадию «Гаструляция», видео-сюжет 3 группа- изучает стадию «Органогенез», видео-сюжет 4 группа- изучает «Прямое развитие», видео-сюжет 5 группа- изучает «Непрямое развитие», видео-сюжет | Слушают объяснения учителя, записывают схему в тетрадь. Работают в группе с видео-сюжетом, текстом учебника и дополнительными источниками, делают записи в тетради, выступают защищая свою работу. Заполняют лист оценивания | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий |
5 | Физкультминутка | Руководит физкультминуткой | Выполняют упражнения | |
6 | Закрепление новых знаний | 1.Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства». Работа выполняется на сайте «Решу ЕГЭ» 2.Выполнение задания на соответствие. | Выполнение задания на сайте. Заполняют лист оценивания Выполняют задание, взаимопроверка. | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание. Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: анализ компонентов с целью выделенияособенностей. |
7 | Подведение итогов урока, рефлексия. | Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока цели. Вывод: Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Рефлексия. Возвращается к эпиграфу | 1. Отвечают на наводящие вопросы учителя. 2. Записывают в тетради особенностипостэмбрионального периода. 3.Отмечают и оценивают уровень своих знаний в листе оценивания. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество. |
8 | Информация о домашнем задании. | Всем: параграф 22, вопросы стр. 160 По женланию: учебник стр. 160 рубрика «Повторите и вспомните» | Записывают дом.зад. | Познавательные: анализ компонентов с целью выделения особенностей. Регулятивные: коррекция полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС
Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...
Технологическая карта урока биологии 5 класс.
Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...
Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.
Тема: Взаимосвязи живых организмов....
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
технологическая карта урока Биология 9 класс "Состав внутренней среды организма. Кровь - компонент внутренней среды организма человека."
Урок – исследование. Комплексное применение знаний, умений, навыков....